Группа риска по развитию ребенка
Группы риска новорожденных — это медицинский термин, описывающий предрасположенность ребенка к внутриутробным инфекциям, аномалиям развития и заболеваниям внутренних органов. Их оценка производится при первичном посещении беременной женской консультации и в период между 30 и 32 неделями беременности. Специалисты на основе определенной группы риска проводят профилактические мероприятия для ребенка после рождения.
Определение групп риска
Группы риска новорожденных: понятие и факторы
Родители, услышав о группах риска, волнуются о том, что значит это понятие. В этих ситуациях следует проконсультироваться со специалистом. Неонатологи и акушеры-гинекологи относят к этим группам детей, у которых есть факторы, предрасполагающие к развитию заболеваний, в том числе инфекционного характера. Выявляется группа риска в период беременности во время обследования и беседы с женщиной. Для этого проводится две встречи с врачом — при постановке на учет в женской консультации и на 30–32 неделе беременности. Специалист собирает имеющиеся жалобы, узнает о сопутствующих заболеваниях, в том числе у близких родственников. На второй встрече проводят исследования на инфекционную патологию и оценивают работу внутренних органов.
На основании полученных результатов может быть выявлена одна из четырех групп риска:
- по развитию заболеваний ЦНС;
- по инфицированию во внутриутробном периоде;
- с повышенным риском развития нарушений трофики и патологий эндокринной системы;
- по развитию врожденных пороков развития.
Если ребенок относится к какой-либо группе риска, это не означает 100% вероятность развития патологии. При комплексной профилактике и лечебных вмешательствах заболевание может не развиться.
Важно отличать группу здоровья и риска. Первое понятие используется для оценки состояния новорожденного в настоящий момент, т.е. не имеет существенного значения для прогноза. Группа риска используется только для прогнозирования, так как определяет вероятность развития болезней у ребенка в дальнейшем.
Патологии ЦНС
У некоторых детей имеется повышенный риск перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС). Это состояние, характеризующееся изменением работы головного или спинного мозга. К группе риска по ППЦНС относят новорожденных, имеющих следующие факторы:
- возраст женщины меньше 16 лет или больше 40;
- табакокурение или употребление спиртного во время беременности;
- наличие в акушерском анамнезе выкидышей или длительного бесплодия;
- тяжелые декомпенсированные болезни, в том числе сахарный диабет, хроническая почечная недостаточность;
- острые инфекционные заболевания в период вынашивания плода;
- в период беременности имелась угроза выкидыша, прерывания или наблюдалась эклампсия.
Для предупреждения развития перинатальной энцефалопатии (ПЭП) или ее своевременного выявления новорожденный в течение 3 месяцев находится под наблюдением невролога. Регулярно оцениваются его рефлексы, наличие неврологических нарушений, а также своевременность развития движений. При отсутствии симптомов в первый год жизни ребенка снимают с учета.
Высокий риск внутриутробного инфицирования
Группа риска по ВУИ имеет повышенный риск развития инфекционных заболеваний
Внутриутробное инфицирование (ВУИ) оказывает тяжелое негативное влияние на организм новорожденного и может стать причиной развития тяжелых пороков развития, в том числе несовместимых с жизнью. В группу риска по ВУИ относят следующие провоцирующие факторы:
- острые воспалительные поражения органов половой системы во время беременности;
- перенесенные в первый триместр TORCH-инфекции. Это инфекционные заболевания, способные инфицировать организм ребенка: краснуха, токсоплазмоз, герпетические поражения и др.;
- мастит и другие гнойные поражения организма;
- инфекционные болезни у близких членов семьи.
Основной метод профилактики для новорожденных из этой группы риска — регулярные осмотры у специалиста. Если у женщины в период беременности возникали острые инфекции, то в крови у ребенка регулярно определяют титр антител. При этом важно учитывать грудное вскармливание и возможность их попадания в организм с материнским молоком. Новорожденные из группы по ГСИ (гнойно-септические инфекции) осматриваются у специалиста каждый месяц до достижения возраста 1 год.
Эндокринные и трофические нарушения
Риск развития указанных заболеваний выше при следующих состояниях:
- у новорожденного выявляются гипотрофия или избыточная масса тела. Это может сопровождаться нарушениями процесса созревания внутренних органов;
- диагностированный у женщины сахарный диабет;
- декомпенсированные болезни внутренних органов в период беременности;
- вредные привычки.
Ребенок, отнесенный к группе риска по эндокринным и трофическим нарушениям, регулярно осматривается специалистами. Если в течение первого года жизни эндокринолог не выявляет каких-либо отклонений, то детей снимают с учета.
Врожденные пороки развития
Наиболее обширная группа риска. Дети, отнесенные к ней, имеют высокую вероятность развития заболеваний внутренних органов. Факторы риска:
- табакокурение, наркомания и употребление спиртных напитков;
- тяжелые соматические болезни в период беременности;
- возраст женщины старше 30 лет;
- острые инфекционные болезни у беременной;
- кровное родство между матерью и отцом;
- прием лекарственных препаратов в первый триместр беременности.
Плохое здоровье и склонность к заболеваниям дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем требуют профилактических осмотров каждый месяц для своевременного выявления патологий.
Наблюдение в группах риска проводят врачи-педиатры. При необходимости родители и новорожденный консультируются у специалистов других профилей: невролога, эндокринолога и др.
Группа риска по развитию ГИЭ (гипоксически-ишемическая энцефалопатия) и другие категории детей требуют медицинского обследования в первый год жизни. Профилактика заболеваний, включающая в себя улучшений условий жизни и своевременную вакцинацию, позволяет не допустить развития патологий внутренних органов или нервной системы.
Читайте в следующей статье: кровоизлияние в мозг у новорожденного
Источник
Когда маму и новорожденного ребенка выписывают из родильного дома, врач, который осматривает ребенка — неонатолог, выдает заключение, в котором указывает группу здоровья новородненного или группу риска, если таковая имеется.
Характеристики установки группы здоровья новорожденных детей
1 группа
- здоровые дети от здоровых матерей
- гестоз 1 половины беременности
2 «А» группа
- клинически узкий таз у матери
- физиологическая незрелость
- недоношенность 1 степени
- токсическая эритема
- отечный синдром 1 степени
- переношенность 1 степени
2 «Б» группа
- Отягощенный соматический анамнез
- Отягощенный акушерско-гинекологический анамнез
- Инструментальная помощь при родах
- Гипогалактия у матери
- Асфиксия легкой степени (оценка по Апгар 6-7 баллов)
- Многоплодная беременность
- ЗВУР (задержка внутриутробного развития)
- Переношенность 2 степени
- Недоношенность 2 степени
- Крупные дети
- Множественные стигмы дисэмбриогенеза (более 5)
- Транзиторная лихорадка
- Патологическая убыль массы тела (более 8 %)
3 группа (больные дети) 4 и 5 Группы
- асфиксия средней и тяжелой степени
- родовая травма
- кефалогематома
- катетеризация пупочной вены
- недоношенность 3 степени
- эмбриофетопатии
- геморрагическая болезнь
- гемолитическая болезнь
- внутриутробные инфекции
Группы здоровья новорожденных детей
I группа здоровья
Это новорожденные, родившиеся от практически здоровых матерей, не имевших осложнений во время беременности и родов, с оценкой по шкале Ангар 8-10 баллов, массой тела от 3 до 4,5 кг, массо-ростовым коэффициентом 60-80, нормально протекающим периодом адаптации, с МУПМТ не более 6-8%, находящиеся на естественном вскармливании.
Выписанные из роддома на 5-6 сутки. Обычно таких детей на участке 5-8%.
II группа здоровья
Новорожденные из групп риска по срыву адаптации (все 5 групп риска). Такие дети на участке составляют около 40-60%.
III и IV группы здоровья
Новорожденные с глубокой незрелостью, хронической патологией в стадии компенсации и субкомпенсации (около 20%):
- • недоношенные с I, II и III степенью недоношенности;
- • с пренатальной гипотрофией П-Ш степени;
- • с задержкой внутриутробного развития;
- • переношенные с III степенью переношенности;
- • с эмбриофетопатией неинфекционного генеза;
- • с асфиксией тяжелой степени;
- • с тяжелой родовой травмой;
- • с ГБН тяжелой формы;
- • с внутриутробными инфекциями;
- • с врожденными пороками развития;
- • с врожденной патологией обмена веществ;
- • с хромосомными болезнями и др.
V группа здоровья
Дети с хронической патологией в стадии декомпенсации. Обычно эти дети из роддома поступают в стационар, где им проводится соответствующая терапия.
Группы риска новорожденных детей
- 1 группа — новорожденные с риском развития патологии ЦНС.
- 2 группа — новорожденные с риском внутриутробного инфицирования.
- 3 группа — новорожденные с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий.
- 4 группа — новорожденные с риском развития врожденных пороков органов и систем.
- 5 группа — новорожденные из группы социального риска.
Отдельно выделяют:
- группу риска по тугоухости и глухоте;
- группу риска по анемии;
- группу риска по развитию синдрома внезапной смерти;
- группу риска по развитию аллергических заболеваний.
(Visited 396 times, 1 visits today)
Источник
Дети группы риска: основные характеристики
В настоящие время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска — это так категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементом, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Для решения вопросов оказания психологической и социальной помощи и поддержки детям и подростам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику [59].
К категории дети «группы риска» обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является «неофициальной». Внимание к ней значительно возросло только в последнее время.
Понятие «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т.п.
Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:
- * Пьянство одного или более родителей;
- * Асоциальное поведение родителей (проституция, тунеядство, воровство и т.д.);
- * Устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
- * Сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;
- * Убийство одного из родителей на глазах у детей собутыльниками или другими родителями;
- * Отбывание одним из родителей срока тюремного закоючения;
- * Лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
- * Жестокое обращение с детьми (избиения, голод и т.д.);
- * Оставление малолетних детей без пищи и воды;
- * Отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
- * Побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшие проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.
Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.
Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка.
Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах[16].
Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей:
- 1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
- 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
- 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [20].
Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). подросток риск педагогический поддержка
Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:
медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)
педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)
Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.
В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения [9].
Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества и беспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.
У подростков группы риска это состояние связано с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор; при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.
Для детей старшего школьного возраста, относящихся к группе риска, характерен особый процесс социализации. Как правило, они проживают большую часть своей жизни в таких учреждениях (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучной семье. Для большинства выпускников учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по моему мнению, относятся:[12]
- 1) неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
- 2) нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства;
- 3) низкий уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, находить себе подобных и свой круг общения;
- 4) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, без различие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, ярко проявляющееся чувство ревности к ним;
- 5) потребительская психология отношения к близким, государству, обществу и нежелание отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;
- 6) неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
- 7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к жертвенности в поведении;
- 8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);
- 9) низкая социальная активность, проявление желания быть незаметным человеком, не привлекать к себе внимания;
- 10) склонность к саморазрушающему поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).
Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны — боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности старшеклассника своей жизнью и собой.
Источник