Грудной ребенок статья развитие дети

Грудной ребенок статья развитие дети thumbnail

Когда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.

Первые три месяца жизни — адаптация

Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.

Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем. В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс. Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.

Почему малыш плачет

Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.

Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:

1. Он хочет есть;

2. У него болит живот;

3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);

4. Ему хочется внимания;

5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!

В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.

Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.

Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке. Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь». Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.

До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы. Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения. В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.

мама с ребенком, грудничок с мамой

Не манипулирует ли ребенок

Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?

Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.

Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе. Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие. Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.

Развитие психики и интеллекта в первый год

В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.

В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.

Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.

Мама устала

Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться. Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость. Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.

Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме. Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества. Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.

Итак, мы выяснили, что:

1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»

2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.

3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.

4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.

5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.

6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.

7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.

От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Грудной ребенок статья развитие дети

Источник

Уже на стадии беременности будущие мамочки начинают готовиться к появлению в доме крохи. Если это первенец, родителей удивят многие вещи, связанные с новорожденными. Грамотная подготовка поможет наладить питание и быт ребенка, что важно в первые месяцы жизни. В этой статье мы обратим внимание на вещи, которые необходимо знать молодой маме.

Что нужно знать о новорожденном ребенке

1. Первый стул представляет зеленовато-черное вещество дегтеобразной консистенции, без запаха. Он легко оттирается промасленными салфетками. Через несколько дней он станет более густым и при грудном вскармливании приобретет зеленый, серый, горчичный, желтый или серо-зеленый цвет. В стуле могут наблюдаться вкрапления белых крупинок, примеси зелени или слизи. В дальнейшем цвет, запах и консистенция стула зависит от вида кормления (искусственное, смешанное или грудное, прикорм) и от продуктов, которые поступают в детский организм;

2. Стул новорожденного будет не каждый день. Он может наблюдаться и семь раз в сутки, и раз в неделю. При этом кроха может тужиться и беспокоиться, но это не свидетельствует о запоре. Если вес прибавляется, а ребенок при этом регулярно мочит подгузник, все в порядке. Таким образом, пищеварение адаптируется к новому виду питания;

3. На второй-третий день кожа у новорожденного ребенка шелушится, отслаивается и в итоге слезает. Это нормальная реакция на сухой воздух и адаптация кожных покровов на жизнь вне утробы матери;

4. В первый месяц ребенок будет просить грудь каждые полтора-два часа днем и около трех раз ночью. Грудное молоко — не сильно калорийная пища, поэтому малыш быстро становится голодным. Однако давать другую еду, кроме грудного молока или подходящей молочной смеси, в таком возрасте нельзя. Будьте готовы кормить новорождённого 18-20 раз в сутки. Кормление по требованию положительно влияет на психику и эмоциональное состояние грудничков, налаживает функционирование пищеварения. Кроха хорошо засыпает и спит, он спокоен и удовлетворен;

5. Младенец в первое время будет только спать или плакать. Не торопитесь начинать активное детское развитие и игры, внедрять режим, массаж и гимнастику. Все это рекомендуется делать после второго-третьего месяца, когда малыш адаптируется в новым условиям жизни. В этот период важно обеспечить ребёнку максимальную заботу и уход, организовать комфортные условия быта. Здесь поможет концепция четвертого триместра беременности;

6. Хоть ребенок и спит большую часть суток, он станет часто просыпаться. Кроме того, в первые месяцы вы столкнетесь с постоянным плачем крохи. Это не удивительно, ведь плач — единственное средство общения, которое доступно малышу. Так, грудничок зовет на помощь, сообщает о голоде, мокром памперсе, дискомфорте и так далее. Плач помогает сбросить накопленное напряжение;

7. Грудничок не видит далеко. В первые недели жизни он может сосредотачиваться на объектах, которое расположены только перед ним на расстоянии 20-30 сантиметров и не дольше, чем на две-четыре секунды. Хотя начинают видеть дети еще в утробе матери. Но, конечно, видят они и воспринимают мир совсем иначе, нежели взрослые. В два месяца ребенок может недолго фокусировать взгляд на объектах. Зрение заметно прогрессирует к трем-четырем месяцам;

8. В первые два месяца ребенок различает только черные и белые цвета. Поэтому, если вы вешаете в кроватку мобиль, не используйте яркие цвета. Кроха просто их не различит. Вешайте черно-белые предметы на расстоянии 20-30 сантиметров. Трехмесячный малыш начинает различать желтый и красный цвета, затем синий и зеленый. Он может фокусировать взгляд и следить за перемещающимися объектами;

9. Не нужно купать новорождённого каждый день. Причем в первый раз купать ребенка полностью в ванне можно только после полного заживления пупочной ранки, в среднем через две недели после рождения. До этого тело малыша протирают чистой водой и мягким полотенцем или купают в детской ванночки с марганцовкой. После заживления пупочной ранки малыша купают один-два раза в неделю, начиная с пяти минут. Постепенно продолжительность и число купаний увеличивают;

10. Не все косметические или бытовые средства с пометкой 0+ подойдут для новорожденных. Выбирайте максимально безопасные и гипоаллергенные составы, без отдушек, консервантов, ароматизаторов, фосфатов и прочей химии. Многие средства можно приготовить в домашних условиях с применением натуральных продуктов;

11. Кроме плача, ребенок будет кряхтеть, фыркать, сопеть, чихать и издавать другой шум. При этом в носике малыша станет накапливаться слизь, так как носовые проходы еще плохо развиты. Поэтому пригодятся специальные детские аэрозоли, солевые капли и аспираторы, которые помогут очистить носик малыша. Ведь ребенок еще не умеет сморкаться самостоятельно;

12. В первое время можно наблюдать припухшие гениталии, у девочек — увеличение груди и кровянистые выделения. Это действие гормонов новоиспеченной мамочки, которые скоро завершатся;

13. Новорожденного нельзя избаловать, поэтому педиатры советуют реагировать на каждый плач, чаще брать младенца на руки и укачивать и кормить по требованию. В первые недели жизни желания малыша полностью соответсвуют с потребностями. Плач и требования — это не капризы и манипуляции, а жизненная необходимость. Давая то, что он просит, вы не станете потакать детским прихотям. Ребенок должен быть услышан и не должен игнорироваться. Он должен чувствовать любовь, комфорт и безопасность. А вводить режим можно постепенно после второго-третьего месяца после периода адаптации;

14. У новорожденного останется пупочный остаток, который не нужно дергать или отрывать. Поддерживайте чистоту и сухость данного участка. При необходимости обрабатывайте специальными антисептиками, но не зеленкой! Она может замаскировать покраснение и воспаление, и вы пропустите проблему или осложнение. Поэтому выбирайте бесцветные средства, например, перекись водорода. Скоро пупочный остаток отделится сам, а ранка заживет;

15. Цвет глаз ребенка меняется. Интересно, что дети рождаются с темно-синими глазами, которые постепенно станут менять цвет. Цвет зависит от уровня меланина в радужной оболочке глаз. Окончатльный цвет можно понять в возрасте шести-девяти месяцев, когда он меняется наиболее резко;

16. В первые дни вы можете заметить, что ребенок реагирует только на громкие или резкие звуки. А на тихие и спокойные — нет. Это не свидетельствует о проблемах со слухом. Он слышит и тихие звуки, но реагирует на громкие, так как они создают определенную вибрацию;

17. Детское обоняние формируется еще в материнской утробе и после рождения развивается наиболее остро. Это самое сильное чувство у новорожденных, поэтому они узнают маму по запаху. Если малыш беспокоится, когда остается один, оставляйте свой платок, полотенце или халат. Можно положить в кроватку салфетку или игрушку, которую мама держала у груди;

18. Белый шум и шипящие фоновые звуки успокаивают детей, снижают стресс и помогают уснуть. Используйте негромкое шипение телевизора или радио, шум включенного пылесоса или фена, специальные приложения с подобными звуками;

19. Поза тигр на ветке или на дереве — еще одно успокаивающее средство для новорожденных. Такую позу нередко используют на занятиях и на йоге с малышами. Если положить перевозбужденного или плачущего малыша на сгиб руки лицом вниз и животиком на эту руку, он быстро успокоится. В таком нервном состоянии ребёнку лучше не видеть родителей. А в позе тигра взгляд малыша направлен вниз, а ручки и ножки будут свободно висеть;

20. В три-четыре недели начинайте подстригать ноготки. Используйте специальные детские ножницы и лупу, чтобы разглядеть крохотные пальчики. На руках делайте форму полукруглой и не оставляйте острых краев, чтобы кроха случайно не поранился. А на ногах состригайте ноготки по прямой линии. Как подстригать ногти новорожденному, подробнее читайте здесь.

Источник: https://vskormi.ru/mama/chto-nujno-znat-buduschei-mame-o-novorojdennom-rebenke/

Источник

Здоровье ребенка при рождении

Грудной ребенок статья развитие детиМомент появления грудного ребенка на свет из утробы матери сопровождается обычно довольно сильным криком. Слабость крика указывает на общую слабость ребенка, отсутствие же крика вовсе указывает на то, что ребенок не дышит.

Но ребенок еще связан с телом матери пуповиной, которую вскоре перерезают, после прекращения в ней пульсации. К концу первой недели остаток пуповины отпадает и окончательное зарубцевание этого места происходит только к концу второй недели. До этого времени остаток пуповины представляет большую опасность в смысле вхождения инфекции через раневую поверхность.

Новорожденный в момент появления на свет покрыт жировой массой, так называемой смазкой, являющейся продуктом усиленной функции кожных (сальных) желез кожи ребенка во время его внутриутробной жизни. После удаления смазки тело ребенка принимает красноватый цвет. У многих детей тело на 2-4 день начинает желтеть. К концу второй недели желтая окраска исчезает, переходя в нормальную, желтоватую. Это явление называется желтухой новорожденных. Резче оно проявляется у слабых и недоношенных детей.

Кроме того, обычно с 6-7 дня определяется отрубевидное шелушение кожи ребенка, которое заканчивается в течение 2-3 недель.

При рождении нормальный ребенок весит: 3500 грамм мальчик и 3000 грамм — девочка.

Как правило, мы имеем падение веса ребенка в первые дни после рождения на 220-230 грамм вследствие выделения воды легкими и кожей, мочи, первородного кала, отпадения пуповины.

Через 8-10 дней вес поднимается до первоначального, а затем идет нарастание. В среднем, в первую четверть года, ежедневное увеличение веса 30-26 грамм, во второй четверти 24-18 грамм, третьей-18-15 грамм и четвертой- 14-10 грамм.

Вес ребенка является лучшим показателем его здоровья. Малейшая остановка, а особенно падение веса должны обратить на себя внимание, так как это значит, что ребенок болен: либо не доедает, либо, что чаще бывает — перекармливается. Отсюда ясно, как важно следить за весом ребенка, взвешивая его в консультациях. Из цифр же надо запомнить следующее: вес ребенка при рождении равен 3000 грамм, к концу 6-го месяца удваивается (7000), а к концу года приблизительно — утраивается (10500). Взятые цифры несколько округлены, наблюдается уклонение в ту или иную сторону. Чересчур большой вес также не всегда является показателем хорошего здоровья ребенка.

Хорошим показателем правильного развития ребенка является также его длина. В среднем, длина ребенка при рождении равна 50 см, в течение первого года он вырастает на 20 см, в течение второго года на 10 см, третьего — 7, а затем в течение каждого последующего года на 4-6 см. Для девочек цифры будут несколько меньше.

При оценке степени развития ребенка, нужно обратить внимание не только на его вес и рост, но также и на объем груди. У нормально развивающегося ребенка окружность груди должна превышать половину длины тела на 6-10 см. Форма грудной клетки у ребенка разнится от формы клетки у взрослого. Она вверху несколько уже, чем внизу, и направление ребер более прямое (у взрослых наклонное), вследствие чего грудная клетка не может сильно расширяться при дыхательных движениях, почему у детей преобладает тип дыхания, так называемый, брюшной.

Дыхание ребенка неравномерное, более поверхностное, чем у взрослого. В спокойном состоянии ребенок делает 35 дыхательных движений в минуту. Во время бодрствования это число доходит до 50. Величина сердца у ребенка относительно величины тела — несколько : больше, чем у взрослого. Сердечный толчок на взгляд виден и прощупывается несколько выше и левее, чем у взрослого.

Пульс значительно учащен и доходит до 136 ударов в 1 минуту у новорожденного и 118 у годовалого. Он легко учащается под влиянием очень незначительных причин. Число белых и красных кровяных шариков у ребенка значительно больше, чем у взрослых.

Со стороны полости рта главные особенности, обусловливающие образ питания ребенка, состоят в отсутствии зубов и в недостаточной деятельности слюнных желез. Нормальное выделение слюны наступает лишь на 2-3 месяце жизни.

Желудок новорожденного отличается малой величиной и емкостью, более вертикальным положением и очень нежной чувствительной слизистой оболочкой. Благодаря незначительной величине, он легко переполняется, а вследствие особого положения, очень легко освобождается от своего содержимого путем срыгивания, которое часто бывает у детей при перекармливании их.

Железы кишечника начинают выделять свой сок уже при рождении ребенка.

Вес печени у новорожденных чрезвычайно велик по отношению к весу всех органов тела, начинает выделять желчь еще до рождения.

Усиленная функция сальных желез на первом году жизни резче всего проявляется на волосистой части головы — отложением особых корочек (себорея).

Дефекация (опорожнение кишечника) у грудного ребенка происходит 1-3 раза в сутки. Стул имеет золотисто-желтый цвет, слабокислый запах, кашицообразную консистенцию, с небольшим количеством беловатых крупинок. Учащение стула, изменение цвета, консистенции — говорит за наличие заболевания.

Потовые железы у новорожденных развиты очень слабо, а потому до 4-го месяца почти никогда не удается видеть у детей пота. Грудные железы у детей обоего пола в первые дни жизни нередко начинают припухать и делаются болезненными вследствие скопления в них молокоподобной жидкости.

Температура тела ребенка колеблется между 37,0°-37,5°. Отмечаем необычайную склонность ее к колебаниям: от крика, сильных телодвижений, принятия пищи, теплого укутывания — температура тела поднимается; после купания, при недостаточном питании, голоде — она понижается.

Первое мочеиспускание наступает на 1-й или 2-й день жизни ребенка. Первые дни моча мутновата от значительного содержания солей. Это явление физиологическое, исчезающее обычно 10-му дню.

Из органов чувств у новорожденного развиты вкус и осязание (он кричит от соприкосновения с внешним чуждым миром), зрение и слух начинает работать на 2-3 месяц.

Отличительной чертой черепа грудного ребенка является родничок (т.-е. неокостеневшая часть черепа). Заполнение этой перепончатой части черепа костной тканью (окостенение) идет постепенно: сначала медленно, и только на 12-14 мес. родничок совсем закрывается. Позднее закрытие родничка является обычно признаком рахита (английской болезни).

Прорезывание зубов начинается с появления средних нижних резцов между 16 и 30 неделями жизни. Через 4-8 недель показывается два средних верхних, вслед за ними два крайних верхних резца, и лишь к концу первого года прорезываются оба крайних нижних резца. Затем появляются 4 малых коренных зуба, в середине 2-<го года 4 клыка, к концу второго года или началу третьего — последние большие 4 коренные зуба. Небольшие отступления от указанного порядка, срока прорезывания наблюдаются при нормальном ходе развития ребенка. Но появление зубов не ранее второго года жизни-неправильный порядок прорезывания и т. д. -говорил за наличие заболевания: нарушение питания, рахит и проч. Прорезывание зубов у здорового ребенка никогда не сопровождается никакими болезненными явлениями.

Физиологическая потребность в сне у ребенка выражена сильнее, чем у взрослого. Здоровый новорожденный спит целые сутки с небольшими перерывами, необходимыми для приема пиши, или когда он испытывает какое-нибудь неприятное ощущение. Со второго месяца ребенок начинает уже бодрствовать и вне приема пищи. Начинает играть ножками, ручками, следить за предметами. Время бодрствования все удлиняется. На 2-3 месяце ребенок начинает дергать голову, месяце на 5-м-6-м сидит и на 8-м-стоит и ползает, а месяцев с 10-12 начинает ходить. Сроки, конечно, не точны и изменяются в зависимости от здоровья ребенка. Здоровый ребенок развивается в более ранние сроки, чем болезненный, слабый ребенок.

Важную роль для определения состояния здоровья ребенка играет его настроение. Нормальный ребенок находится всегда в ровном довольном настроении, внешне проявляющемся, приблизительно с 6-й недели жизни, частой улыбкой. Некоторая осмысленность (пробуждение сознания) проявляется только с 2-3 месяца его жизни. Приблизительно к этому же времени наблюдается и первое проявление воли. Первые признаки настоящей речи появляются приблизительно к концу 1-го года.

При рождении ребенок умеет только сосать грудь и совершать нормальное отправление (мочеиспускание и дефекация). Но очень скоро у него начинают проявляться «привычки». Вероятно, многие матери заметили, что если они приучили ребенка к принятию пищи через определенный промежуток времени, то ребенок всегда сам напоминает о наступлении этого часа плачем. Если мать приучила ребенка обходиться без пищи ночью, то он обычно спит до утра. (Если ему ничто не мешает.) Ребенок, приученный к кормлению  ночью, настойчиво требует этого громким плачем.

Значит воспитание ребенка должно начаться с первых же дней его жизни.

Врач Б. Туровская.

Сохранить в соцсетях:

Похожие публикации:

Ваш отзыв:

Карточка данной публикации. Тема: «Нормальное развитие грудного ребенка», опубликована в разделе Педиатрия — последняя редакция, обновление: 2015-02-15

Копирование информации возможно с обязательной ссылкой на krasgmu.net!

Раздел

: Педиатрия |
|

Просмотров

: 4967

Нашли ошибку? Есть свои предложения? Сообщите нам

Источник