Грудное вскармливание и развитие речи у ребенка связь

Грудное вскармливание и развитие речи у ребенка связь thumbnail

«…Речь – источник всего того субъективного, что проникает в объективную систему языка, – она канал, по которому человеческая практика входит в язык». 
(В.А. Звегинцев, 1970).

Понятие «речь» можно определить, как «способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка»; как «один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива» [1]. Речь каждого человека индивидуальна, также, как и его речевое развитие. Для того чтобы понять, как влияет грудное вскармливание ребёнка на его речевое развитие, необходимо остановиться более подробно на основных моментах.

Какую пользу приносит грудное вскармливание для младенца?

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «грудное вскармливание является наилучшим способом питания младенцев. Грудное молоко является оптимальной пищей для новорожденных, содержащие питательные элементы, необходимые для здорового развития детей, и антитела, помогающие защитить малышей от распространённых детских болезней» [2].

Как грудное вскармливание может помочь удовлетворить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой?

Существуют определенные нормы развития детской речи и факторы, влияющие на её формирование, такие как: биологические и социальные. Если рассматривать более подробно социальные факторы, то здесь необходимо особенно выделить потребность ребёнка раннего возраста в эмоционально положительном общении с мамой. Эту потребность возможно удовлетворить, практикуя продолжительное грудное вскармливание.

Грудное вскармливание помогает поддерживать с мамой эмоциональную связь, чувства любви и защищенности, а также способствует налаживанию общения. Каждый раз, когда мама берёт своего малыша для кормления она контактирует с ним, разговаривает и ждёт ответной реакции, что способствует речевому развитию, так как речь развивается по подражанию и ребёнок уже сейчас все «впитывает». 

Успешное и продолжительное грудное вскармливание способно дать хороший «толчок» для отношений матери и ребёнка, а также для взаимодействия ребёнка и окружающего мира. 

Какая связь между продолжительным грудным вскармливание (3 года и более) и развитием речи? 

Существует мнение о том, продолжительное грудное вскармливание (более 3х лет) может привести к нарушению речи (приводит к формированию неправильного «межзубного» произношения), давайте остановимся здесь более подробно и узнаем, какие движения происходят при грудном вскармливании у малыша во рту (в момент прикладывания, сосания и глотания).

По исследованиям проведенным компанией «Pigeon» [3] в сам момент прикладывания к груди положения органов артикуляции, следующие (рисунок №1): верхняя и нижняя губы вытягиваются, чтобы захватить сосок и ареолу; губы плотно обхватывают ареолу, тем самым предотвращая вытекание молока и попадание воздуха в рот ребенка; кончик языка держится неподвижно над нижней десной.

Рисунок №1[3] Положение органов артикуляции в момент прикладывания к груди.

В процессе кормления (в момент сосания) у ребёнка во рту происходят перистальтические движения (волнообразные движения), которые взрослый человек не может воспроизвести и положение органов артикуляции, будет следующие: при неподвижности языка колеблется только одна его поверхность; начало движения приходится на кончик языка, который надавливает на сосок, находящийся у твердого нёба, а заканчивается движение тем, что корень языка соприкасается с мягким нёбом; волнообразные движения повторяются с интервалом в 0,8 секунд; перистальтические движения позволяют сжимать и растягивать сосок, и, тем самым, извлекать молоко из груди матери [3].

При глотании ведущая роль принадлежит языку и молоко сразу поступает в пищевод. Кроме волнообразных перистальтических движений языка, было доказано компанией «Pigeon», с помощью ультразвука, что кончик языка поднимается, чтобы протолкнуть молоко вниз в кишечник при глотании [3]. 

Таким образом, правильный захват груди приводит к задействованию мышцы губ и языка, а, следовательно, в дальнейшем ребёнок сможет быстрее научится вытягивать губы «трубочкой» – данное движение необходимо для артикуляции многих звуков. «Движения языка в процессе сосания повторяются с интервалом приблизительно 0,8 секунд 800 – 1000 раз за одно кормление. Ни один взрослый не сможет повторить одно и то же движение языком 800 раз подряд с такой скоростью (по данным компании «Pigeon»)» [3]! В процессе глотания задействуется кончик языка, развитие которого тоже немало важно для формирования правильного произношения в дальнейшем. Следовательно, можно сказать, что чем дольше кормится ребёнок, тем больше происходит развитие мышц артикуляционного аппарата. Грудное вскармливание ребёнка помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. 

Какие исследования были проведены в данной области?

Вышеупомянутая компания «Pigeon» первая с помощью ультразвука смогла определить 3 ключевых фактора, обеспечивающих процесс сосания (положение органов артикуляции) [3].

По исследованиям «логопеда-дефектолога Г. М. Новиковой, обследовавшей 936 детей 5—7 лет, при длительности сосания груди более 6 месяцев нарушения речи выявляются только у 14,5 % детей. В основном это физиологические замены звуков [ш], [ж], [л], сравнительно легко устранимые. В группе детей с коротким периодом сосания сложные нарушения речи наблюдались в 80% случаев» [4].

Дети, «…которых кормили грудью до 12 месяцев, имеют лучший словарный запас в возрасте 3 лет» – к такому выводу пришли профессор Мэнди Б. Белфорт и её коллеги из Подразделения Неонатальной Медицины в Детской Больнице Бостона и Медицинской Школы Гарварда в Бостоне, штат Массачусетс (2013 год, журнал «JAMA Pediatrics») [5].

Что можно сказать о сосание соски с точки зрения логопедии? Какое влияние оказывает грудное вскармливание на формирование челюстно-лицевого аппарата? Какие исследования были проведены в данной области?

«Соской» называют «любой имитирующий сосок предмет, предназначенный для удовлетворения сосательного рефлекса или кормления, временный заменитель маминой груди» [6]. 

В норме формирование мышц рта у детей происходит приблизительно до 3,5 лет, и потребность в сосании сохраняется в среднем до 3-4 лет, что является подтверждением необходимости грудного вскармливания до этого возраста (до самоотлучения ребёнка). Соска способна серьёзно деформировать мышцы рта. Она способна вызывать неправильное формирование прикуса, что в свою очередь может привести к логопедическим проблемам и многим другим. Регулярное применение пустышки вызывает значительное искривление зубов. У детей данной возрастной категории продолжается формирование нёба, а вместе с ним формируется расположение зубов. Когда происходит регулярное соприкосновение пустышки с небом, это очень часто вызывает образование высокого узкого неба. Язык является очень сильной мышцей, которая помогает правильному развитию неба, а если оно узкое, то это мешает правильно произносить слова и затрудняет глотание слюны. Постоянное использование соски может стать причиной того, что ребёнок поздно начнет разговаривать, а его речь будет недостаточно развитой. Ребёнок может подумать, что ему удобнее указывать на нужные вещи и общаться жестами, потому что он привык не раскрывать рта из-за соски. В настоящее время не доказано, что существует прямая связь между сосанием соски и задержкой в развитии речи, но в то же время, есть риск косвенного влияния на неё. Поэтому многие логопеды и стоматологи рекомендуют как можно раньше начинать отучать ребёнка от сосания пустышки, а лучше обходить без неё. 

Были проведены исследования в области изучения формирования челюстно-лицевого аппарата. По данным F. Bertrand (1968), обследовавшего 1200 детей в Африке, где практикуется кормление грудью до 3х и 4х лет, нормальное формирование зубочелюстной системы имело 99,6% детей, и только у 0,3% выявлено нарушение (прогнатический прикус) [4]. 

У 27% европейских детей встречается недоразвитие нижней челюсти, а прогнатический прикус в 3% от всех обследованных [4]. 

B серии работ F. Broad (1972, 1975) констатируется, что у детей 5 и 6 лет, естественно вскормленных, все характеристики воспроизведения тональности и чистоты звуков были значительно выше, чем у детей, которые находились на искусственном скармливании [4]. 

Таким образом, как уже было написано выше, можно сказать, что грудное вскармливание помогает задействовать те мышцы речевого аппарата (щёки, губы, язык, мягкое нёбо), развитие которых необходимо для физиологического акта говорения. Только при нормально сформированных функциях речевого аппарата, полноценном слухе, а также при условии достаточного общения со взрослыми (полноценное речевое окружение) возможно правильное развитие речи. 

О.А. Мальгина, учитель-логопед,
аспирант кафедры общей педагогики и

современных образовательных технологий,

ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт».

Список использованной литературы.

Источник

Анна Ердякова

Дважды мама, сертифицированный слингоконсультант, член АКЕВ, переводчик. Люблю естественность в родительстве, поэтому ношу детей в слинге и кормлю грудью всех в радиусе 100 метров.

Развитие речи и грудное вскармливание

Фото: Yaruta/ru.depositphotos.com

«Отучай от груди, не заговорит!» – примерно с таким утверждением может столкнуться мама подросшего грудничка. Насколько обоснована рекомендация сворачивать грудное вскармливание для правильного развития речи?

Мозг ребенка в первый год жизни быстро меняется: увеличивается в три раза, набирая массу за счет липидов, длинноцепочечных жирных кислот. К году малыша больше половины объема мозга – это липиды. Они жизненно необходимы для полноценного нервно-психического развития ребенка. В том числе для развития речи.

Ребенок получает жирные кислоты (докозагексаеновую, арахидоновую) из грудного молока. Когда материнское молоко недоступно, организм синтезирует их самостоятельно. При этом получить жирные кислоты из молока быстрее, чем синтезировать, а перебои в поставках липидов могут привести к нарушениям структуры и функций головного мозга, задержке речевого развития. Как все происходит на практике?

Груднички говорят раньше

Дети на грудном вскармливании начинают говорить раньше своих сверстников на искусственном вскармливании. К такому выводу пришли ученые из США, которые в 2007 году провели исследование 22 399 детей в возрасте от 10 месяцев до 2 лет. Ученые сделали вывод, что грудное вскармливание защищает от задержки речевого развития³.

Интересное по теме: «Секретный компонент грудного молока — это гликаны».

Груднички говорят лучше

Немецкие ученые оценили речь 131 ребенка в возрасте 5-6 лет (артикуляция, тембр, беглость речи, дефекты речи) с поправкой на факторы здоровья (отсутствие зубов, дефекты слуха и т. д.). Оказалось, что лучшие навыки устной речи и чтения показали бывшие груднички¹.

К таким же выводам пришли ученые Новой Зеландии в 1975 г. Тогда 319 детей разделили на две группы по типу вскармливания в дошкольном возрасте. Дети первой группы, вскормленные материнским молоком, демонстрировали четкую речь и хорошие навыки чтения².

Что интересно, в том и другом исследовании речевое развитие мальчиков, в отличие от девочек, больше зависело от грудного вскармливания.

Влияние длительного кормления на речь

Продолжительность грудного вскармливания тоже имеет значение. Американские ученые в 1997 году проанализировали развитие детей, бывших на грудном вскармливании не менее 9 месяцев, и отлученных в ранние сроки. Вывод: качество детской речи зависит от продолжительности грудного вскармливания.

Интересное по теме: «Грудное молоко: что в нем делают стволовые клетки?».

А как же смесь?

Если жирные кислоты так важны для развития мозга ребенка, формирования нервной ткани, что мешает обогатить ими смесь? И действительно, этот важный компонент включают в состав детского питания. Однако исследования показали, что даже при введении длинноцепочечных жирных кислот в состав детской смеси дети на искусственном вскармливании чаще страдают неврологическими нарушениями.

В 2010 г. Гронингенский университет (Нидерланды) провел долгосрочное исследование. Ученые оценили развитие 475 здоровых доношенных детей с рождения и до 9 лет. Детей разделили на три группы по типу питания: на грудном вскармливании, на смеси, на смеси, обогащенной жирными кислотами. Дети на грудном вскармливании на момент окончания исследования демонстрировали лучшее развитие, в том числе речевое.

Грудное вскармливание не волшебная палочка и само по себе не гарантирует ребенку карьеру оратора. Однако молоко – это стартовый капитал, который при прочих равных условиях положительно влияет на нервно-психическое развитие малыша, темпы и качество освоения речи. И это научно доказанный факт.

Источники:

1. The effects of infant feeding on speech quality.

2. Further studies on the effects of infant feeding on speech quality. 1975 г.

3. Associations between breastfeeding practices and young children’s language and motor skill development. 2007 г.

4. Jamie Mahurin-Smith, Nicoline G. Ambrose. Breastfeeding may protect against persistent stuttering. JournalofCommunicationDisorders, 2013 г.

5. The Groningen LCPUFA study: no effect of postnatal long-chain polyunsaturated fatty acids in healthy term infants on neurological condition at 9 years. 2010 г.

Источник