Готовность ребенка к школе общее развитие
Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.
Подготовка к школе – организация образовательной работы ДОУ, которая обеспечивает определенный уровень общего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов, для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности.
Термины “подготовка” и “готовность” связаны причинно-следственными отношениями: готовность непосредственно зависит и определяется качеством подготовки.
Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу.
Психологи и педагоги выделяют:
• общую готовность к обучению в школе
• специальную готовность к обучению в школе
Общая готовность.
В содержание понятия входит — психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
Появление мотивов «Хочу в школе многому научиться», «Хочу научиться писать, читать, решать задачи» и т.п., может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе.
В структуре психологической готовности к школе принято выделять следующие компоненты (Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, Е.Е.Кравцовой, О.М. Дьяченко):
1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.
2.Интеллектуальная готовность. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.
3.Социально-психологическая готовность. Данный компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.
4.Эмоционально-волевая готовность. Считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.
5.Психомоторная (функциональная) готовность. Преобразования, происходящие в детском организме, способствующие повышению его работоспособности и выносливости.
Специальная готовность.
Приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).
Следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка.
А) Развитие речи и готовность к овладению грамотой:
1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова.
2. Умение различать гласные и согласные звуки.
3. Умение членить слова на слоги.
4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов.
5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах и событиях.
7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Б) Развитие элементарных математических представлений:
1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.
2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
4. Умение соотносить цифру и число предметов.
5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
В) Кругозор ребенка:
1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей, перечислить состав семьи.
2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
3. Знать правила поведения в общественных местах.
4. Знать правила безопасного поведения на улице.
5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.
6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
7. Знать названия частей суток и их последовательность.
Формы работы с детьми в ДОУ по подготовке к обучению в школе:
1.Сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу».
4.Рассматривание картины по школьной тематике.
5.Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
6.Рисование на темы: «Моя школа», «Мои впечатления от экскурсии в школу».
7.Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
8.Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
9.Словесные, дидактические, интерактивные игры на школьную тематику.
Актуальность проблемы: в течение последних лет наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка — дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению в условиях ДОУ.
Задача нашего МДОУ № 1 «Аленушка» — обеспечить каждому ребенку тот уровень развития, который позволяет ему быть успешным при обучении в школе.
Детский сад и школа. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и СОШ:
· становление единства взглядов на воспитательный процесс между ДОУ, семьей и школой;
· выработка общих целей, воспитательных задач и путей достижения намеченных результатов;
· создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса: воспитателей, учителей, детей и родителей;
· оказание помощи родителям, способствующей преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
· формирование в семьях позитивного отношения к активной социальной деятельности детей.
Уровень готовности ребенка обучению в школе.
Критерии подготовленности ребенка к школе:
1) мотивация на учебу;
2) развитие произвольности;
3)сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) развитие пространственных представлений;
5) развитие познавательных процессов;
6) умение фантазировать;
7) проявление самостоятельности.
Воспитатель должен:
1.Ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.
2.Направлять, помогать ребёнку в достижении цели.
3.Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
4.Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
Школьная зрелость.
1) мотивационная готовность — положительное отношение к школе и желание учиться;
2) умственная или познавательная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
3) волевая готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;
4) коммуникативная готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю».
Модель выпускника.
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребенок имеет представление:
— о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
— о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
— об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
— о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
— о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Т.е. умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Источник
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.[1][2] Это уровень психологического развития ребёнка (6—7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников[3].
Подходы к пониманию[править | править код]
Существуют различные подходы в понимании психологической готовности к школе.[4]
1. Педагогический
- Сформированность умений и навыков, необходимых для обучения в школе
Подход опирается на идею о том, что дети 5—6 лет имеют достаточно высокие интеллектуальные, физические и психические возможности для того, чтобы освоить часть программы первого класса(математика, грамота), что позволяет перенести её в подготовительную группу дошкольного учреждения. Это позволяет улучшить их подготовку к школьному обучению.[4]
2. Психологический
- Наличие необходимых для обучения новообразований, соответствующих предъявляемым требованиям современной школы
К ним относятся: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к принятию новой социальной позиции, самооценка, наличие опосредованной школьной мотивации (желание учиться), а также достаточное развитие интеллектуальной сферы, уровня общения и произвольного поведения. Особенно важным в данном подходе отмечается развитие мотивационной сферы.[3] В результате соединения познавательной потребности ребёнка и его желания занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений, в которых общение со взрослым протекает на новом уровне, возникает особенное личностное новообразование — «внутренняя позиция школьника».[1][5][6] Она представляет собой новое отношение ребёнка к себе, социуму и окружающему миру и позволяет ему более успешно включиться в учебный процесс. Это выражается в реализации произвольного поведения ученика, сознательном формировании и достижении целей.
- Наличие необходимых предпосылок учебной деятельности
К ним относятся: умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу;[7] сформированность «учебно-значимых качеств» (мотивы учения, образное мышление, обучаемость и т. д.)[3]
Структура[править | править код]
Психологическая готовность к школе включает в себя готовности: личностную, умственную и волевую.[2][8][6]
Личностная готовность[править | править код]
Её составляющие:
- Мотивационная готовность — сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов;
- Сформированность самооценки и Я-концепции — осознание ребёнком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность оценить свои достижения и личностные качества;
- Коммуникативная готовность — готовность ребёнка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
- Эмоциональная зрелость — освоение ребёнком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств — эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.
Интеллектуальная готовность[править | править код]
Её составляющие:
- Познавательная готовность — переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), способность действовать во внутреннем плане, понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений.
- Речевая готовность — сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функции речи; становление и развитие различных форм речи (монологическая — диалогическая; внешняя — внутренняя).
- Развитость восприятия, памяти, внимания и воображения — осознанность восприятия, использование системы сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий; большая опосредованность памяти и внимания; развитие сенсо-моторной координации и мелкой моторики.
Мотивационная готовность[править | править код]
Её составляющие:
- Готовность в сфере воли — возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия, соподчинение мотивов.
- Развитие произвольности — способность ребёнка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.
Формирование психологической готовности к школе[править | править код]
К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства. В рамках игровой деятельности меняется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется координация своей точки зрения с другими возможными (децентрация), что способствует развитию мышления. В результате принятия игровой роли и ее осуществления ребёнок учится выделять правила и следовать им, что, в свою очередь, обеспечивает переход к сознательному и произвольному управлению своим поведением.
Также большое значение имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.[9]
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968 г.
- ↑ 1 2 Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г.
- ↑ 1 2 3 Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004 г.
- ↑ 1 2 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991 г.
- ↑ Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993 г.
- ↑ 1 2 Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И В. Дубровиной.— 6-е изд.— М.: Академический Проект, 2001
- ↑ Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / / Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981 г.
- ↑ Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе /Л.А. Венгер; под ред. ТД. Марцинковская. — М.: Знание, 1994
- ↑ Степанова М.А. Готовность к школьному обучению // в сборнике Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах, место издания Большая Российская энциклопедия Москва. — 1993. — Т. 1.
Литература[править | править код]
- Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. Спб.:Питер., 2008
- Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Венгер Л. А. Готов ли ваш ребёнок к школе /Л. А. Венгер; под ред. Т.Д. Марцинковская. — М.: Знание, 1994. — 192 с.
- Выготский, Л. С. Кризис семи лет: Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М: Просвещение, 1984. — Т. 4. ~ 486 с.
- Выготский Л. С. О педологическом анализе педагогического процесса // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей / Л. С. Выготский. — М.–Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — С. 116—134
- Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И В. Дубровиной.— 6-е изд.— М.: Академический Проект, 2001.— 96 с
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополи. СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
- Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., «Айрисс-пресс», 2005 г., С.238. ISBN 5-8112-1353-0
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 152 с
- Салмина Н.Г. Игровая деятельность и готовность ребенка к школе // в сборнике Физиология развития человека. Тезисы Межд. конф., посвященной 65-летию Института возрастной физиологии РАО, июнь 2009, место издания М, 2009 тезисы
- Салмина Н.Г. Показатели готовности детей к школе и ее диагностика // в сборнике Тезисы Всесоюзной конференции “Научно-практические проблемы школьной психологической службы», место издания М, 1987
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.
Источник