Гормоны и развитие речи у ребенка
Нарушение речи при умственном недоразвитии и гормональных нарушенияхПочти у 90% умственно недоразвитых детей имеют место нарушения речи. В зависимости от этиологических факторов, симптомов и локализации патологических изменений в речевом аппарате принято различать следующие клинические формы нарушений речи при умственном недоразвитии: Тяжелые случаи умственного недоразвития сопровождаются немотой (alalia idiotica). Речь ограничивается несколькими нечётко произносимыми словами. У такого рода больных часто слух бывает почти нормальным. Они могут правильно воспроизводить услышанную мелодию. К совершенно особой группе заболеваний относится немота, возникшая вследствие юношеского слабоумия (dementia praecox). Это заболевание начинается обычно в 3-лстнем возрасте и, постепенно прогрессируя, приводит к идиотизму. Первыми симптомами речевых расстройств являются заикание и дизлалия, а в конечном итоге развивается немота. Задержка в развитии речи в одних случаях представляет собой одно из проявлений общего недоразвития, в других периоды задержки в развитии речи чередуются с периодами быстрого её развития. Умственное недоразвитие является причиной неправильного грамматического и синтаксического оформления речи, а также неумения правильно ставить ударения. Среди желез внутренней секреции, играющих роль в развитии речи у детей и некоторых нарушений речи у взрослых, в первую очередь следует отметить гипофиз и щитовидную железу. Половые железы и надпочечники влияют больше на развитие и функцию голосового аппарата, на чём мы останавливались в первой части настоящего руководства. Функциональные расстройства коры надпочечников и недостаточное выделение гликокортикоидов являются причиной ослабления мышечного тонуса, вследствие чего возникает неполноценность замыкающего глоточного кольца, а как результат — небные дисглоссии. Поражение центрального отдела речевого аппарата вследствие нарушения функции надпочечников до настоящего времени не было описано. Гипофиз оказывает влияние на развитие речи, т.к. он связан с гипоталямическим отделом мозга. Гииофизарно-гипоталямическая система контролирует функцию остальных желез внутренней секреции. При ослаблении функции передней доли гипофиза речь замедляется и появляются расстройства речи, характеризующиеся неправильными динамическими и мелодическими ударениями. Речь становится монотонной и часто нечёткой. Задержка в развитии речи, инфантилизм, а также недоразвитие периферического отдела речевого аппарата тесно связаны с состоянием гипофизарно-гипоталямической системы. — Также рекомендуем «Нарушение речи при гипофункции щитовидной железы и болезни Дауна» Оглавление темы «Нарушения речи у детей и взрослых»:
|
Источник
Мой сын заговорил поздно, уже ближе к трем годам, но я не переживала по этому поводу – современные тенденции развития детей таковы, что в связи с обилием различных гаджетов и средств информации дети стали сегодня говорить позже. Они понимают нас, копят пассивный словарь, но вот говорить начинают не очень рано. Хотя есть и исключения, поэтому, вопросам речевого развития родители уделяют особенно много внимания. И виной тому еще и пресловутое сравнение своего кровинушки с детьми друзей, соседей, и постоянные упреки и подколки родных: «А наш-то Васенька уже стихи читает, а ваш все молчит!»
Дайте с вами поговорим о том, какие причины приводят к тому, что дети длительно молчат, почему у них возникают проблемы с речью. Прежде всего, изначально, только врач может определить наличие задержки речевого развития и ни соседка, ни воспитатель в садике, ни ваши родственники в этом вопросе – не эксперты и не специалисты, их субъективное мнение в расчет брать не нужно вовсе. Сроки возникновения фразовой и активной речи сильно варьируют у детей как по возрасту, так даже и по полу. Обычно у девочек речь развивается активнее, чем у мальчиков, и они говорить начинают немного раньше, зато мальчишки физически развиваются активнее. Но, опять же, могут быть индивидуальные особенности.
Почему может страдать речь?
Причины появления стойких патологий в речи ребенка обычно разделяются на врожденные или приобретенные. Особенно часто на речь влияют различного рода неблагоприятные внутриутробные факторы, различные влияния в процессе родов или повреждения нервной системы и речевого аппарата в раннем возрасте малыша. К таким факторам можно отнести:
— целую группу наследственных факторов в виде умственной отсталости, развития психических заболеваний, резкие изменения в обмене веществ, расстройства гормонального обмена, влияющие на развитие мозга и всей нервной системы, проблемы с речью у родителей ребенка, передающиеся по наследству;
— различного рода осложнения беременности, влияющие на развитие нервной системы малыша;
— особенности течения родов в виде стремительных или затяжных родов, осложненные роды с тяжелыми травмирующими акушерскими вмешательствами – наложением щипцов, экстренным кесаревым сечением, вакуум-экстракцией, что в результате привело к травмам мозга или развитию у плода асфиксии с поражением речевых центров;
— различные послеродовые влияния – тяжелые инфекции и заболевания у малыша в раннем возрасте (сепсис, пневмонии, неврологические болезни, соматические тяжелые патологии);
— негативные влияния окружающей среды на ребенка в виде длительных и тяжелых психотравмирующих ситуаций, двуязычные семьи, психологические травмы, запущенность педагогическая и социально-бытовая, противоречивая система воспитания в семье.
Однако, стоит помнить о том, что далеко не каждый из указанных мною факторов будет обязательно являться определяющим для того, чтобы возникали патологии развития. При этом, внутриутробные факторы, нарушающие правильное развитие плода и вызывающие у него недоразвитие определенных структур и основных физиологических систем в организме, а также поражения головного мозга (энцефалопатии), особенно с поражением определенных зон, не пройдут совершенно бесследно для малыша. И также, влияния во время беременности и в процессе родов оставят более негативные последствия, нежели влияния в дальнейшей жизни малыша, так как клетки мозга в этот период менее зрелые, чем уже у подрастающего крошки. Чаще сего в проблемах речи виноватыми оказывается целая комбинация из нескольких вредных моментов сразу, которые в результате формируют не только речевые, но и психолого-педагогические проблемы у ребенка.
Но на каких же конкретно этапах в развитии ребенка могут происходить изменения, при каких обстоятельствах и при создании каких условий можно ожидать повреждения речевого аппарата, что будет вызывать дефекты речи? Кроме того, только ли повреждения в самом речевом аппарате приводят к тому, что возникают речевые расстройства или могут быть проблемы с речью при вполне здоровых речеобразующих органах? Давайте в этом разберемся поподробнее.
Становление речи и влияние на него негативных факторов
Итак, давайте с вами разберемся с самого начала, что может повлиять на речь наших малышей в период, когда мы еще только-только планируем малышей и вынашиваем их в своем животе?
Ваш малыш может быть еще даже не рожденным, и еще даже не планирован, а негативные факторы, которые в дальнейшем могут на него повлиять, уже работают в вашем организме на полную катушку, формируя влияние как непосредственно на речевые его функции, так и на многие иные патологии. Как же так? Все это легко объясняется влиянием на здоровье будущих детей нашей неблагоприятной наследственности и ведения неправильного образа жизни будущими родителями. Передаться от родителей к детям могут некоторые из особенностей в нервно-психическом развитии, особенности работы как центральных, так и периферических отделов нервной системы. Так, малыш может унаследовать ваши особенности строения органов артикуляции, а значит – и особенности речи.
Причем могут быть унаследованы расщелины неба, своеобразное его строение, а также работа тех нервных структур, которые отвечают за осуществление речевых функций. Проще говоря, ваши дети будут говорить примерно так же как вы, и дефекты вашей речи могут наследоваться. Для нервной системы в целом, и для речи в частности, важными будут такие факторы, влияющие еще до наступления беременности как профессиональные вредности, поражающие спермии папы и яйцеклетки мамы, вибрационные нагрузки, ионизирующие лучи, прием наркотиков, даже немного и даже легких, алкоголь, курение. Будут негативно влиять прерывания беременности, физическое и нервное истощение.
Во время беременности
На нормальный процесс внутриутробного развития и значит, на формирование речевых центров и содружественных с ними других участков мозга, а также на развитие самого речевого аппарата, могут влиять токсикозы беременности и гестозы, острые или хронические заболевания матери во время беременности. Особенно в ранних сроках перенесенные краснуха, грипп, эндокринные нарушения, проблемы печени и почек, резус-конфликты, травмы живота при беременности. Не менее важны прием медикаментов, влияющих на слух и нервную систему, профессиональные вредности, негативные эмоции беременной женщины и ее стрессы. Все эти факторы могут нарушить как строение головного мозга, так и разорвать формирующиеся особые связи между нервными центрами, повлиять на дальнейшую работу нервной системы.
Особым вопросом во влиянии на будущую речь и интеллект в целом является курение матери при беременности. Естественно, все знают, курить при беременности вредно, но не все осознают насколько это вредно, и что конкретно страдает у малыша. Ученые провели в экспериментах УЗИ женщинам, как во время курения, так и сразу после него. Во время затяжек сердцебиение плода резко ускоряется, в то время как его движения постепенно замирают, ребенок как бы задыхается, и у него в этот момент отмирает по одной-две сотни клеточек в головном мозге. Дети таких мамочек после рождения ослаблены, они хуже развиваются, подвержены постоянным заболеваниям, что естественно приводит и к задержкам речи у детей. При курении более 10 сигарет в день коэффициент умственного развития детей снижается на 9-10 пунктов из-за резкой гипоксии мозга плода. Плюсом к тому идет целый набор вредных веществ самого табачного дыма.
Осложненное протекание родов может приводить к повреждениям структур головного мозга травматического характера. Обычно это бывают гипоксия в родах, ишемия мозга или кровоизлияния из разорвавшихся сосудиков, травмы шейного отдела позвоночника с нарушением мозгового кровообращения, которые могут повреждать речевые центры. Как результат – развиваются они гораздо медленнее положенных сроков.
После родов
После рождения влияние негативных факторов на формирующиеся речевые центры все также актуально. Особенно негативно будут влиять на растущий мозг малыша травмы головы (как результат падений), приводящие к сотрясениям и ушибам мозга, воспалительные поражения мозга в виде энцефалитов и менингоэнцефалитов, пневмонии, дизентерии, любые заболевания, резко ослабляющие организм и тормозящие общее развитие.
Не меньше на речь влияют постоянные проблемы с ушами, так как слух непосредственно влияет на речевые функции. Могут влиять некоторые нерационально применяемые лекарства, особенно токсичные для слухового нерва антибиотики. Также могут нарушить речь и аномалии зубочелюстного аппарата из-за травм, сосания пальца или соски, постоянное общение с людьми, у которых имеются выраженные дефекты речи.
Все это в комплексе может существенно повлиять как на срок формирования речи, так и на ее правильность. Поэтому, нужно уделять внимание здоровью малыша, чтобы его первые слова и фразы вы услышали вовремя. Завтра мы будет говорить о речи и ее развитии далее:
Формирование речи ребенка — как помочь?
ЗРР — в чем она проявляется?
Помощь родителей при ЗРР у детей
Источник
Собственные гормоны начинают появляться в крови плода уже к 10-ой неделе внутриутробного развития, а к моменту рождения их уровень даже выше, чем у взрослого человека. В период родов происходит их резкое уменьшение, но все недостающие гормоны младенец получает с материнским молоком. Отсутствие поступления пролактина в первые дни в дальнейшем отражается на половом развитии, содержании дофамина в мозге, способности к зачатию.
В первые годы жизни продукция гормонов обеспечивает нормальный рост тела и набор веса, развитие головного мозга, укрепление мышечной и костной ткани. В период полового созревания гормональный фон определяет скорость появления вторичных половых признаков, уровень возбудимости нервной системы, способность к обучению, мышлению.
Гормоны у детей выполняют такие функции:
- тироксин и трийодтиронин щитовидной железы отвечают за образование энергии, синтез белков, рост тела, созревание нервной системы, интеллект, синтез витамина А, обмен кальция;
- кальцитонин щитовидной железы снижает уровень кальция при его избытке;
- паратгормон паращитовидных желёз регулирует кальциевый обмен и плотность костной ткани;
- инсулин поджелудочной железы обеспечивает проникновение углеводов внутрь клеток для питания тканей, отложение жира, образование белков, участвует в росте и приобретении тканями функциональных свойств;
- гормоны надпочечников (кортизол, альдостерон) регулируют артериальное давление, водно-солевой обмен, отвечают за реакцию на стрессовые воздействия;
- гипоталамо-гипофизарные гормоны контролируют работу всех желёз внутренней секреции, особенно важен гормон роста для нормального физического развития;
- тестостерон, эстрогены и прогестерон половых желез формируют строение тела и вторичные признаки в соответствии с половой принадлежностью.
Часто ранние симптомы гормональных сбоев бывают стёртыми, а болезнь обнаруживают у подростков в период бурного роста организма и повышенной потребности в гормонах.
При низкой функции щитовидной железы (гипотиреозе) вес ребенка выше нормы, длительно сохраняется желтуха, нарушено пищеварение, медленно прибавляется вес. Младенец обычно заторможенный, редко плачет, у него обнаруживают большой язык, холодные и отёчные конечности, увеличенный родничок. Дети отстают в физическом и умственном развитии.
При гипертиреозе отмечается повышенная раздражительность, плаксивость, увеличенная двигательная активность, температура тела около 37,1-37,3 °C, ускоренный пульс, склонность к повышению артериального давления, приступы голода, понос, потеря веса.
При недостаточности коры надпочечников (адренолейкодистрофии):
- снижается масса тела;
- падает давление крови, могут быть обморочные состояния, головокружение;
- из-за низкого сахара возникают приступы дрожания рук, потливости, голода, судороги;
- мышцы теряют тонус;
- кожа становится бронзового цвета;
- имеется повышенная склонность к аллергическим реакциям в виде высыпаний на коже или спазма бронхов (кашель, приступ удушья);
- ускоряется рост миндалин, аденоидов;
- нарушается работа головного мозга.
При гиперфункции коры у детей обнаруживают ожирение, высокое давление, задержку роста, нарушение полового развития, растяжки на коже. У девочек возможно при рождении обнаружить мужские половые признаки (увеличенный клитор, недоразвитие матки и влагалища).
Сахарный диабет у детей возникает из-за аутоиммунного разрушения клеток, продуцирующих инсулин. Проявляется повышенной жаждой, исхуданием, обильным выделением мочи, приступами голода. Второй тип болезни обычно обнаруживают у подростков или детей младшего школьного возраста совместно с ожирением.
При недостаточной функции яичек мальчики рождаются с женоподобными половыми органонами. Если это нарушение возникает в подростковом периоде, то тормозится появление вторичных признаков:
- отсутствуют волосы на лице, в паховой области;
- не увеличивается половой член и мошонка;
- голос остается высоким.
При избыточной секреции тестостерона эти симптомы обнаруживают у ребенка до 8-11-ти лет. У девочек недостаток половых гормонов проявляется ближе к 12-ти годам. При повышенном образовании эстрогенов и прогестерона появление таких признаков происходит ранее 10-ти лет.
При нарушении выработки гормонов в гипофизе наиболее частой патологией является несахарный диабет, который связан с дефицитом вазопрессина. Этот гормон отвечает за обратное всасывание жидкости в канальцах почек. При нарушении у ребенка появляется сильная жажда, обильное выделение мочи, происходит сильное обезвоживание организма. При дефиците соматотропина развивается гипофизарный нанизм (карликовость), а при избытке – гигантизм.
Из-за высокой опасности для дальнейшего развития младенца на 4-ый день после рождения у него берут кровь для выявления ряда болезней. Гормональными патологиями из них является врожденный гипотиреоз (недостаточная функция щитовидной железы) и адреногенитальный синдром (гиперплазия коры надпочечников), при котором нарушается функция половой системы и водно-солевой обмен.
Все остальные исследования крови назначают либо при высокой наследственной предрасположенности (у родителей есть эндокринные болезни), либо при появлении типичной симптоматики. К наиболее распространённым обследованиям в детском возрасте относится:
- инсулин и С-пептид для исключения сахарного диабета 1 типа;
- кортизол крови и кетостероиды мочи для определения функции надпочечников;
- лютеинизирующий, фолликулостимулирующий гормоны, тестостерон, эстрогены при признаках половой дисфункции;
- тиреотропный гормон и тироксин свободный для выявления болезней щитовидной железы;
- анализ соматотропина назначают детям с отклонениями роста тела от возрастной нормы.
Подготовка к анализу:
- в большинстве случаев анализ проводится утром до 10-ти часов;
- в день обследования можно пить только чистую воду, ужин накануне должен быть лёгким;
- у младенцев сдают кровь непосредственно перед очередным кормлением;
- детям особенно младшего возраста важно обеспечить спокойное состояние, рекомендуется отвлечь ребенка просмотром мультфильма или игрушкой;
- за неделю с врачом нужно обсудить возможность применения медикаментов, которые могут влиять на показатели обследования.
Данные о содержании гормонов в крови анализирует исключительно специалист – эндокринолог. Результаты в лабораториях могут отличаться. Для примера, нормой для ребенка 3-6-ти лет будут значения концентрации гормонов, указанные в таблице.
Наименование показателя | Норма девочки | Норма мальчики |
Гормон роста мМЕ/л | 0,3-5,7 | 0,2-6,5 |
Фолликулостимулирующий мМЕ/л | 0,6-6,1 | до 1,45 |
Лютеинизирующий мМЕ/л | до 0,27 | до 0,92 |
Пролактин мМЕ/л | 74-405 | 109-555 |
Тиреотропин мМЕ/л | 0,4-5 | 0,4-5 |
Тироксин нмоль/л | 68-139 | 68-139 |
Кортизол нмоль/л | 28-726 | 28-726 |
Эстрадиол пмоль/л | до 98 | до 83 |
Прогестерон нмоль/л | до 4,1 | до 4,1 |
Тестостерон нмоль/л | 0-1,22 | 0-1,51 |
Инсулин мкЕд/мл | до 29,1 | до 29,1 |
Высокое содержание гормонов в крови бывает при таких заболеваниях:
- гигантизм,
- аденома гипофиза,
- опухоль эндокринных органов,
- диффузный токсический зоб,
- гиперплазия коркового слоя надпочечника,
- инсулинома поджелудочной железы,
- заболевания гипоталамуса,
- врождённые хромосомные нарушения.
Уменьшение гормональной активности чаще всего происходит при аутоиммунных или инфекционных воспалительных процессах: тиреоидите, панкреатите, туберкулёзе, сифилисе. К недостаточности гипофизарно-гипоталамической области может привести кровоизлияние в головной мозг из-за разрыва врождённой аневризмы, сосудистой мальформации.
Врожденная аневризма головного мозга
Ряд доброкачественных и злокачественных новообразований приводит к разрушению функционирующей ткани, вследствие этого продукция гормонов снижается. Гормональная недостаточность нередко является результатом длительного применения препаратов для лечения эндокринных патологий или болезней внутренних органов.
Читайте подробнее в нашей статье о гормонах у детей.
Как влияют гормоны на ребенка
Собственные гормоны начинают появляться в крови плода уже к 10-ой неделе внутриутробного развития, а к моменту рождения их уровень даже выше, чем у взрослого человека. В период родов происходит их резкое уменьшение, но все недостающие гормоны младенец получает с материнским молоком. Это является ещё одним преимуществом грудного вскармливания.
Отсутствие поступления пролактина в первые дни жизни в дальнейшем отражается на половом развитии, содержании дофамина в головном мозге, способности к зачатию.
В первые годы жизни продукция гормонов обеспечивает нормальный рост тела и набор веса, развитие головного мозга, укрепление мышечной и костной ткани. В период полового созревания гормональный фон определяет скорость появления вторичных половых признаков, уровень возбудимости нервной системы, способность к обучению, мышлению.
Гормоны у детей выполняют такие функции:
- тироксин и трийодтиронин щитовидной железы отвечают за образование энергии, синтез белков, рост тела, созревание нервной системы, интеллект, синтез витамина А, обмен кальция;
- кальцитонин щитовидной железы максимально активен в первый год жизни, снижает уровень кальция при его избытке;
- паратгормон паращитовидных желёз регулирует кальциевый обмен (повышает содержание) и плотность костной ткани;
- инсулин поджелудочной железы обеспечивает проникновение углеводов внутрь клеток для питания тканей, отложение жира, образование белков, участвует в росте и приобретении тканями функциональных свойств;
- гормоны надпочечников (кортизол, альдостерон) регулируют артериальное давление, водно-солевой обмен, отвечают за реакцию на стрессовые воздействия;
- гипоталамо-гипофизарные гормоны контролируют работу всех желёз внутренней секреции, особенно важен гормон роста для нормального физического развития;
- тестостерон, эстрогены и прогестерон половых желёз формируют строение тела и вторичные признаки в соответствии с половой принадлежностью.
Рекомендуем прочитать статью о щитовидной железе у детей. Из нее вы узнаете о нормах в размере и функционировании щитовидной железы, какие гормоны продуцирует у детей, симптомах проблем, увеличения, гипофункции, а также о лечении щитовидной железы.
А здесь подробнее о недостаточности гипофиза.
Признаки гормональных сбоев
При врождённой патологии симптоматика может проявиться в первые дни жизни. Часто ранние симптомы бывают стёртыми, а болезнь обнаруживают у подростков в период бурного роста организма и повышенной потребности в образовании гормонов.
Щитовидной железы
При низкой функции (гипотиреозе) вес рёбенка выше нормы, длительно сохраняется желтуха, нарушено пищеварение, медленно прибавляется вес. Младенец обычно заторможенный, редко плачет, у него обнаруживают большой язык, холодные и отёчные конечности, увеличенный родничок. Дети отстают в физическом и умственном развитии.
Гипотиреоз способствует развитию кретинизма у ребенка
При гипертиреозе отмечается повышенная раздражительность, плаксивость, увеличенная двигательная активность, температура тела около 37,1-37,3 °C, ускоренный пульс, склонность к повышению артериального давления, приступы голода, понос, потерю веса.
Надпочечников
При недостаточности коры (адренолейкодистрофии):
- снижается масса тела;
- падает давление крови, могут быть обморочные состояния, головокружение;
- из-за низкого сахара крови возникают приступы дрожания рук, потливости, сильного голода, судороги;
- мышцы теряют тонус;
- кожа становится бронзового цвета;
- имеется повышенная склонность к аллергическим реакциям в виде высыпаний на коже или спазма бронхов (кашель, приступ удушья);
- ускоряется рост миндалин, аденоидов;
- нарушается работа головного мозга.
При гиперфункции коры у детей обнаруживают ожирение на лице и туловище, высокое давление, задержку роста, нарушение полового развития, растяжки на коже. У девочек возможно при рождении обнаружить мужские половые признаки (увеличенный клитор, недоразвитие матки и влагалища).
Поджелудочной железы
Сахарный диабет у детей возникает из-за аутоиммунного разрушения клеток, продуцирующих инсулин. Проявляется повышенной жаждой, исхуданием, обильным выделением мочи, приступами голода. Второй тип болезни обычно обнаруживают у подростков или детей младшего школьного возраста совместно с ожирением. Для его развития имеет значение наследственный фактор и злоупотребление сладостями, жирной, высококалорийной пищей, недостаток физической активности.
Половых желёз
При недостаточной функции яичек мальчики рождаются с женоподобными половыми органами. Если это нарушение возникает в подростковом периоде, то тормозится появление вторичных признаков:
- отсутствуют волосы на лице, в паховой области;
- не увеличивается половой член и мошонка;
- голос остаётся высоким.
При избыточной секреции тестостерона эти симптомы обнаруживают у ребенка до 8-11-ти лет. У девочек недостаток половых гормонов проявляется ближе к 12-ти годам, когда должны начинаться первые менструации, увеличиваться в размерах молочные железы, формироваться типичное строение тела. При повышенном образовании эстрогенов и прогестерона появление таких признаков происходит ранее-ти 10 лет.
Гипофиза
Наиболее частой патологией является несахарный диабет, который связан с дефицитом вазопрессина. Этот гормон отвечает за обратное всасывание жидкости в канальцах почек. При нарушении этого процесса у ребёнка появляется сильная жажда, обильное выделение мочи, происходит сильное обезвоживание организма. Также от работы передней доли гипофиза зависит рост ребёнка.
При дефиците соматотропина развивается гипофизарный нанизм (карликовость), а при избытке – гигантизм.
Какие стоит сдавать анализы и когда
Из-за высокой опасности для дальнейшего развития младенца на 4-ый день после рождения у него берут кровь для выявления ряда болезней. Гормональными патологиями из них является врожденный гипотиреоз (недостаточная функция щитовидной железы) и адреногенитальный синдром (гиперплазия коры надпочечников), при котором нарушается функция половой системы и водно-солевой обмен.
Все остальные исследования крови назначают либо при высокой наследственной предрасположенности (у родителей есть эндокринные болезни), либо при появлении типичной симптоматики. Врач-эндокринолог или педиатр может рекомендовать исследование любого гормонального профиля. К наиболее распространённым в детском возрасте относится:
- инсулин и С-пептид для исключения сахарного диабета 1 типа;
- кортизол крови и кетостероиды мочи для определения функции надпочечников (гипертензия, ожирение);
- лютеинизирующий, фолликулостимулирующий гормоны, тестостерон, эстрогены при признаках половой дисфункции;
- тиреотропный гормон и тироксин свободный для выявления болезней щитовидной железы;
- соматотропин для детей с отклонениями роста тела от возрастной нормы.
Забор крови на анализ
Подготовка к анализу
Для того, чтобы исследование крови было достоверным, необходимо соблюдать правила сдачи крови:
- в большинстве случаев анализ проводится утром до 10-ти часов;
- в день обследования можно пить только чистую воду, а ужин накануне должен быть лёгким;
- у младенцев сдают кровь непосредственно перед очередным кормлением;
- детям, особенно младшего возраста, важно обеспечить спокойное состояние, так как возбуждение, плач могут существенно нарушать результаты диагностики, поэтому рекомендуется отвлечь ребенка просмотром мультфильма или игрушкой;
- за неделю с врачом нужно обсудить возможность применения медикаментов, которые могут влиять на показатели обследования.
Перед сдачей анализа рекомендуется отвлечь ребенка просмотром мультфильма или игрушкой
Расшифровка результатов
Данные о содержании гормонов в крови анализирует исключительно специалист – эндокринолог. Любые полученные итоги не дают основания для постановки диагноза, так как в обязательном порядке учитывается клиническая картина. Нередко ребенку нужно пройти и инструментальную или другую дополнительную диагностику.
Норма у детей
Каждый показатель гормонального обмена имеет возрастные критерии нормы. Их определяют по средним (референсным) значениям. При этом важно учесть, что разные лаборатории применяют для определения гормонов крови неодинаковые методы и реактивы, поэтому для контроля за течением болезни нужно сдавать кровь в одном и том же учреждении.
Для примера, нормой для ребенка 3-6-ти лет будут значения концентрации гормонов, указанные в таблице.
Наименование показателя | Норма девочки | Норма мальчики |
Гормон роста мМЕ/л | 0,3-5,7 | 0,2-6,5 |
Фолликулостимулирующий мМЕ/л | 0,6-6,1 | до 1,45 |
Лютеинизирующий мМЕ/л | до 0,27 | до 0,92 |
Пролактин мМЕ/л | 74-405 | 109-555 |
Тиреотропин мМЕ/л | 0,4-5 | 0,4-5 |
Тироксин нмоль/л | 68-139 | 68-139 |
Кортизол нмоль/л | 28-726 | 28-726 |
Эстрадиол пмоль/л | до 98 | до 83 |
Прогестерон нмоль/л | до 4,1 | до 4,1 |
Тестостерон нмоль/л | 0-1,22 | 0-1,51 |
Инсулин мкЕд/мл | до 29,1 мкЕд/мл | до 29,1 |
Почему повышен уровень гормон
Высокое содержание гормонов в крови бывает при таких заболеваниях:
- гигантизм,
- аденома гипофиза,
- опухоль эндокринных органов,
- диффузный токсический зоб,
- гиперплазия коркового слоя надпочечника,
- инсулинома поджелудочной железы,
- заболевания гипоталамуса,
- врожденные хромосомные нарушения.
Причины низкого уровня
Уменьшение гормональной активности чаще всего происходит при аутоиммунных или инфекционных воспалительных процессах: тиреоидите, панкреатите, туберкулёзе, сифилисе. К недостаточности гипофизарно-гипоталамической области может привести кровоизлияние в головной мозг из-за разрыва врожденной аневризмы, сосудистой мальформации (аномалии строения).
Ряд доброкачественных и злокачественных новообразований приводит к разрушению функционирующей ткани, вследствие этого продукция гормонов снижается. Гормональная недостаточность нередко является результатом длительного применения препаратов для лечения эндокринных патологий или болезней внутренних органов.
Рекомендуем прочитать статью о гипотиреозе у детей. Из нее вы узнаете о классификации, причинах появления гипотиреоза до года, симптомах гипотиреоза, диагностике состояния, а также о лечении и профилактике гипотиреоза.
А здесь подробнее о гормоне роста человека.
Гормон