Горизонты развития ребенка и взрослого

Взгляд извне: что значит быть взрослым?

Любое общество опирается на взрослых людей, которым, согласно общим описаниям, свойственны:

  • готовность и умение брать на себя ответственность и принимать решения;
  • стремление к власти и наличие организаторских способностей;
  • способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
  • уверенность в себе и целеустремленность;
  • склонность к философским обобщениям, интерес к универсальным формам культуры;
  • защита системы собственных принципов, идеалов и жизненных ценностей;
  • умение сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
  • сформированность индивидуального жизненного стиля;
  • стремление оказывать влияние на мир и передавать накопленный опыт молодому поколению;
  • реализм, рационализм, трезвость в оценках;
  • устойчивое и позитивное чувство, что жизнь состоялась и была прожита человеком именно так, как было нужно — и не иначе;
  • стабилизация системы социальных ролей, исполняемых человеком;
  • некоторый консерватизм суждений и др.

Когда человек начинает ощущать себя взрослым, его собственное восприятие изменяется, становясь более положительным и ценностным: исчезают свойственные юности сомнения и переживание временности и амбивалентности; появляется осмысленная позиция в отношении собственного будущего; человек ориентируется не только на овладение ценностями и целями ближайшего периода, как это было в предыдущих возрастах, но на всю жизненную перспективу в целом. Такая смена масштаба в восприятии собственной жизни, удлинение и разворачивание временнóй трансспективы (мысленного охватывания всей жизни целиком в единстве накопленного опыта прошлого, существования в настоящем и представления будущего) — значимые характеристики взрослости.

Взгляд изнутри: что значит чувствовать себя взрослым?

«Чувство взрослости» появляется уже у подростка. Это своеобразное внутреннее переживание того, что ему уже доступны возможности и права взрослого и все ему по плечу. Как правило, подросток при этом ориентирован лишь на внешние, поведенческие характеристики взрослости и не вполне осведомлен об обязанностях и долженствованиях взрослого. Еще меньше он задумывается об ответственности, необходимости как-то самостоятельно обеспечивать себя, о том, что рано или поздно он будет предоставлен самому себе, да и о многом другом.

Переживание себя взрослым на последующих отрезках жизни связано по преимуществу с внутренней готовностью и способностью, по словам Э. Эриксона, к «совершению деяний» и поступков. Суть этого сложного и комплексного переживания составляет обретение человеком самотождественности (внутреннего ощущения согласованности своего образа с собственными представлениями о том, каким человек может и должен стать) и самоценности (внутренней убежденности в том, что человек представляет собой уникальную ценность сам по себе), осознание своих возможностей и пределов, целей и смыслов. Все это человек обретает постепенно, достигая вершины зрелости к 45–50 годам.

Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) взрослый человек обнаруживает стремление к личностной экспансии, к самовыражению, к демонстрации и испытанию своих внутренних ресурсов и уровня экзистенциальной компетентности («я твердо знаю, как мне надо жить», «я живу так, как считаю правильным», «я умею жить», «я понимаю, чего хочу от этой жизни», «мне понятно, что я могу и чего хочу»). Одновременно он испытывает ненасыщаемую внутреннюю потребность влиять на других и передавать свой жизненный опыт другим людям, что, конечно, требует его осмысления, внутреннего упорядочивания и обобщения.

Взрослому человеку очень хочется «взять в руки» всю свою жизнь, охватить ее единой логикой, начать управлять ее течением. Во всех сферах жизни он стремится следовать некоему самостоятельно выбранному для текущего момента комплексу установок, стилю («сейчас главное для меня — создание семьи», «сейчас все силы должны быть отданы ребенку, а потом я займусь карьерой»). Если подобные намерения фрустрируются, человек часто переживает это как аспект личностной несостоятельности, недостаток, жизненный дефицит, пусть даже временный и преодолимый.

Во взрослом возрасте вырабатывается достаточно стабильный индивидуальный жизненный стиль в реализации обретенных или кажущихся таковыми смыслов жизни. Смысл — почти сакральная характеристика взросления. Под ним обычно имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемое как истинное и ценностное. Переживания, связанные с выбором жизненных ориентиров, смыслов, облекаются во внутренне значимые, хотя часто не вполне определенные формулы: «быть самим собой», «понять свое предназначение», «самореализоваться», «обрести индивидуальность», «стать хозяином собственной жизни». В результате человек становится самобытным, непохожим на других, меньше «сливается» со своим окружением.

Размышления о смысле жизни и необходимости себя помогают человеку выстроить базовый жизненный проект и реализовывать привлекательную и кажущуюся верной жизненную стратегию. Все это опирается на мысленное экспериментирование, рефлексию и соотнесение своих способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества и имеющимися в нем возрастными образцами. А появившаяся временнáя трансспектива способствует более конкретной разметке собственного жизненного пути. Если поначалу она представляет собой просто некий набор желаемых достижений и статусов, то позже за счет соотнесения этих желаний с собственными возможностями и достигнутыми результатами разметка превращается в осознанную постановку целей, расчет времени и выбор средств их достижения, выработку путей их реализации и пр. Конечно, впоследствии от некоторых форм потенциально возможной самореализации человеку придется столь же осознанно отказаться («я никогда не стану балериной», «мне не полететь в космос», «великого музыканта из меня не получится» и пр.), но даже сам этот отказ, самоограничение являются признаком зрелости.

Введение. ЛАБИРИНТЫ ВЗРОСЛОСТИ

Глава 1. «ТЕРРИТОРИЯ ВЗРОСЛОСТИ»: ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?
Когда люди становятся взрослыми?
Взрослость или зрелость? Как правильно?
Взгляд извне: что значит быть взрослым?
Взгляд изнутри: что значит чувствовать себя взрослым?
Путь к себе — взрослому: осознание смысла и ценности саморазвития
Экзистенциальные аспекты взросления
Усиление интереса к жизни как таковой
«Я для самого себя»
Пределы взросления
Метапатологии взрослости: можно ли их избежать?

Глава 2. КРИЗИС ВЗРОСЛОСТИ: УТРАТЫ И ОБРЕТЕНИЯ СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
«Земную жизнь пройдя до половины, я заблудился…»: когда может наступить кризис среднего возраста?
Причины кризиса середины жизни
Экзистенциальные аспекты кризиса середины жизни
Преодоление кризиса середины жизни

Глава 3. «СИНДРОМ НЕВЗРОСЛЕНИЯ»: «БЫТЬ» ИЛИ «НЕ БЫТЬ» ВЗРОСЛЫМ?
«Синдром Питера Пэна»
Необязательность взросления
«Ну вот и стал я ужасно взрослым»: путаница возрастных границ и ее последствия
«Жизнь без усилия жить»
В никуда из ниоткуда: феномен «квазижизни»
Диффузия идентичности и ее последствия
«Коллективный субъект» против «лохов»
«Я буду счастлив! Я буду молод! Я буду дерзок!
Я так хочу!»: психология нарциссизма
«Поколение ЯЯЯ»
Кто виноват и что делать?

Глава 4. «ЗАБОТА О СЕБЕ»: ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК ДЛЯ САМОГО СЕБЯ
Что значит «заботиться о себе»?
История «заботы о себе»
«Я» взрослого человека как смысловая система
Факторы, меняющие самовосприятие
Экзистенциальные логики жизни

Глава 5. «И ТОЛЬКО ЖИЗНЬ ОДНА…»: ЖИЗНЕННЫЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ
«И опыт, сын ошибок трудных…»: жизненно-смысловая реальность личности
Жизненный и экзистенциальный опыт
Характеристики экзистенциального опыта
Биографемы и автографемы
Виды автографем
Личностные мифологемы, персональные апокрифы и индивидуальная субкультура взрослого человека

Глава 6. «АВАНТЮРА САМОРАЗВИТИЯ»: ЛИМИНАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ
Что такое «лиминальность»?
Историческая справка
Как появляется и проявляется лиминальность?
«Лиминальность изнутри»: что чувствует «лиминарий»?
Что приводит к необходимости желать «иного себя» и «иной жизни»?
Можно ли избежать попадания в лиминальность?
Преодоление лиминальности
Новый «образ Я» и открытие «новых пространств для жизни»
Как помочь человеку, переживающему лиминальность?

Глава 7. «ФОРМУЛА ЖИЗНИ»: ОСОЗНАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ САМОВЫГОВАРИВАНИЯ
Личностная герменевтика и семиотическая компетентность как характеристики зрелости
Необходимость «самовыговаривания»
Зачем люди рассказывают истории о себе?
«Как сердцу высказать себя…»?
Кому и как рассказываются личные истории?
«Формула жизни»: о чем нам говорят личные истории?

Глава 8. «Я — ЭТО Я»: ПРИВАТНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНЫХ ИСТОРИЙ
Экзистенциальное пространство человека
Структура приватного пространства
Содержание экзистенциального пространства: события
Содержание экзистенциального пространства: вещи и люди

Глава 9. «НАД ВЫМЫСЛОМ СЛЕЗАМИ ОБОЛЬЮСЬ…»: ЛЕГЕНДЫ О СЕБЕ
Семь в одном: разные «Я» и их функции
Выдуманные «Я» и «легенды о себе»
«Легенды о себе» в социокультурном контексте

Глава 10. «ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ ВО ВЗРОСЛОСТИ
Пространства для жизни и пределы самоосуществимости
Что такое «экзистенциальные ожидания»?
Виды экзистенциальных ожиданий

Заключение. КРИЗИСЫ, ШАНСЫ, ГОРИЗОНТЫ ВЗРОСЛОСТИ
ЛИТЕРАТУРА

Источник

Учредитель конкурса

Сроки проведения конкурса

  • прием и оплата работ — c 24 декабря 2018 г. до 17 февраля 2019 г.
  • модерация работ — до 3 марта 2019 г.
  • оценка работ Экспертной комиссией — до 4 марта 2019 г.
  • подведение итогов, размещение наградных документов — до 11 марта 2019 г.

В случае необходимости Оргкомитет оставляет за собой право продлить сроки проведения Конкурса на основании обращения пользователей сайта Мирознай.

Организаторы конкурса

  • факультет психолого-педагогического и социального образования ВГСПУ
  • кафедра психологии профессиональной деятельности ВГСПУ
  • институт педагогической информатики ВГСПУ
  • управление научно-исследовательских работ ВГСПУ

Номинации конкурса

  • «Эссе»
  • «Портфолио педагога: обучение деятельности» (научно-методическая разработка)
  • «Опыт решения проблемы» (исследование педагогической реальности)

Рекомендуемая тематика конкурсных работ:

  • Я — учитель: возможности и риски профессии
  • Психологическая грамотность современного родителя/педагога: реальность и стратегии развития
  • Психологические проблемы обучения в современной школе
  • Семья как источник психологических проблем ребенка и пути их нейтрализации
  • Развивающий потенциал компетентностного обучения
  • Универсальные учебные действия: новое или хорошо забытое старое
  • Образовательные потребности ученика современной школы глазами родителя/педагога
  • Ребенок в виртуальной реальности…
  • Наставничество в профессии педагога: диалог учителя и студента
  • Психологическая безопасность образовательной среды: проблемы и средства решения
  • Взаимодействие педагога и родителей: механизмы конструктивных стратегий
  • Психологические ресурсы и профессиональное долголетие педагога

Участники конкурса

К участию в Конкурсе допускаются (независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности образовательного учреждения РФ):

  • обучающиеся педагогических профессиональных учреждений, по программам среднего и высшего профессионального педагогического и психолого-педагогического образования (бакалавры, магистранты, аспиранты)
  • учителя, воспитатели, преподаватели профессиональных образовательных учреждений
  • родители обучающихся в образовательных учреждениях

Порядок проведения конкурса

  • Участие в Конкурсе может быть как индивидуальным (1 автор и 1 руководитель), так и совместным (не более 2-х авторов и 2-х руководителей в коллективе).
  • Количество работ, направляемых на конкурс от одного автора или руководителя, не ограничивается.
  • Конкурс проводится в дистанционном формате на сайте “Мирознай”.
  • Принимаются к рассмотрению только работы, размещенные авторами на странице Конкурса.
  • Высылать в адрес Оргкомитета печатные или электронные версии конкурсных работ не следует.

Стоимость участия

  • Стоимость участия в Конкурсе с индивидуальной работой – 200 руб. за каждую авторскую работу (включает одного автора и одного руководителя).
  • Стоимость участия в Конкурсе с коллективной работой рассчитывается следующим образом: 200 руб. плюс 150 руб. за второго и каждого из последующих авторов и руководителей.

Наградные документы

Пример диплома победителя
(автору)

Пример благодарственного письма
(руководителю)

  • Дипломы победителей (I, II, III степени) для авторов, занявших призовые места.
  • Сертификаты участников конкурса.
  • Благодарственные письма руководителям конкурсантов — педагогам.

Требования к конкурсным работам

Оформление конкурсной работы

  • формат страницы А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал полуторный, поля со всех сторон по 2 см, без переносов, абзацный отступ 1,25 см.
  • объем работы определяется номинацией: «Эссе» 3-5 страниц; «Портфолио педагога: обучение деятельности» и «Опыт решения проблемы» до 7 страниц.
  • Формат файла: docx, doc.
  • Название файла (не путать с названием работы) должно содержать фамилию и инициалы автора, идущего первым в списке авторов, в виде: Фамилия_ИО. В случае одновременного предоставления автором нескольких статей к названию файла добавляется порядковый номер: Фамилия_ИО_01.
  • оригинальность работы не менее 50%
  • общий объем файлов работы не должен превышать 2 Мб.

Содержание конкурсной работы

  • «Эссе»
    оригинальные авторские работы в форме рефлексивного рассуждения по поводу актуальной проблемы, в решении которой востребованы знания в области психологии с опорой на научную литературу. Примерная структура работы: название, эпиграф (по желанию), основной текст, список литературы.
  • «Портфолио педагога: обучение деятельности»
    оригинальные (авторские) работы, формат которых позволяет автору не только представить деятельностно ориентированную методическую разработку мероприятия (урока, занятия и др.), но и изложить научное обоснование предложенного варианта обучения, выбранных методов, приемов и средств педагогического взаимодействия с участниками образовательного процесса. Примерная структура работы: обоснование актуальности и целесообразности подхода к обучению, вариант которого презентируется в конкурсе; цели и задачи образовательной работы, ожидаемый результат; содержание действий учителя; описание вариантов активности участников мероприятия; способы оценки результатов обучения.
  • «Опыт решения проблемы»
    оригинальные авторские работы проектного характера, ориентированные на исследование педагогической реальности (совокупности всех деятельно-коммуникативных взаимодействий и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса). Примерная структура работы: обоснование актуальности выбранной для изучения проблемы и фиксация ее содержания; объяснение авторского подхода к разрешению исследуемого противоречия; описание полученных результатов (в том числе эмпирических).

Критерии оценки работ

«Эссе»

  • новизна и оригинальность трактовки предмета
  • строгое соответствие используемых в рассуждениях понятий заявленной теме
  • объяснение, обоснованная интерпретация альтернативных взглядов на проблему, с которой работает автор
  • ясность и четкость суждений, логичность доказательств и аргументированность основных тезисов сообщения
  • личная оценка различных точек зрения

«Портфолио педагога: обучение деятельности»

  • ориентированность предложенного варианта методической разработки на реализацию деятельностного подхода к обучению
  • непротиворечивость в действиях обучающего, ориентированных на достижение образовательных результатов
  • целесообразность вариантов активности участников мероприятия
  • адекватность и необходимость способов оценки результатов обучения
  • оригинальность предложенной методической разработки

«Опыт решения проблемы»

  • реалистичность и значимость проблемы, выбранной для решения; ясность и непротиворечивость объяснения актуальности проблемы
  • полнота и последовательность задач, определяющих логику разработки исследуемого вопроса
  • сопряженность ожидаемых (и полученных в эмпирическом исследовании) результатов с целями планируемой работы
  • разрешающие возможности методов, использованных для эмпирического исследования, их адекватность задачам
  • корректность в описании и интерпретации результатов
  • ориентированность предлагаемого автором решения проблемы на целевую группу (заинтересованных лиц)

Рекомендации по подготовке работ

Все работы представляются в электронном виде в соответствии с методическими программы дополнительного образования детей и взрослых “Подготовка и оформление в электронной форме материалов для конкурсов исследовательских и творческих работ”.

Консультации для участников Конкурса

  • Консультации участников Конкурса по организационным вопросам и содержанию конкурсных работ осуществляются по электронной почте: gorizont-razvitia@yandex.ru
  • Техническая поддержка по вопросам работы на странице Конкурса и размещения конкурсных материалов
    эл.почта: miroznai@gmail.com (в теме письма нужно указать название конкурса)

Подробную информацию смотрите в Положении Конкурса.

Источник

Для того, чтобы объяснить развитие детей, знаменитый советский психолог Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития (ЗБР). Это то, что сегодня дети могут сделать лишь с помощью взрослого, а завтра – уже самостоятельно. Одаренные дети отличаются большой ЗБР, дети с умственной отсталостью – узким горизонтом, эта область у них мала. Это похоже на отодвигающийся потолок: ребенок, который активно развивается, поднимает свой потолок выше и выше, создавая новые возможности для реализации своих способностей.

А мы, взрослые? Как мы развиваемся? Где зона ближайшего развития у нас?

Ребенку она задается близким окружением, системой образования, наставниками в личных увлечениях, кружках. А как это происходит у нас с вами?
Обычно есть более-менее ясный путь начинающего человека: детский сад, школа, какое-то образовательное учреждение, дающее профессию. А затем – довольно смутно представляемая часть жизни, которая называется работа.

Как много раз на консультациях я задавала вопросы о целях! Очень часто люди теряются в попытках найти, обнаружить, сформулировать, куда они идут, в какую сторону живут. А ведь цель – это именно пункт на пути. Это зона развития, которую мы сами себе намечаем.

Мы, взрослые зрелые люди, часто не думаем о зоне своего ближайшего развития. А ведь наше движение не прекращается. Мы можем в любой момент научиться новому, освоить какие-то навыки, знания. Если в детстве рядом был взрослый, помогавший нам ставить и достигать учебные цели, то сейчас мы выросли и сами становимся себе такими наставниками.

Способность самостоятельно видеть свою ЗБР и двигаться в соответствии с нею – ключевой навык для современного человека, хотя именно этому нас в школе и не учили.

Как это можно развивать? Опишу то, как я это делаю для себя и рекомендую другим. Вот три шага:

Шаг 1. Записать свои ценности, самые значимые приоритеты

Именно их реализация насыщает мою жизнь смыслами. Что для меня важно? Ради чего я могу отказаться от каких-то менее значимых вещей? Осознанные ценности — это система координат, по которым я прокладываю траекторию моей жизни.

Шаг 2. Определить ЗБР. Поставить цели на пути реализации этих ценностей

Ценность задает направление развития, а цель — это конкретная веха на этом пути. Например, одна из моих ценностей — глубина общения. Я поняла, что для ее реализации мне нужно ставить цели в трех областях жизни: в семье, дружеских отношениях и в профессии. Внутри моей семьи я решила устраивать особые ситуации общения – такие, в которых реализуется именно эта ценность. Сейчас это уже происходит, и я лишь поддерживаю регулярность и качество такого взаимообмена. В дружбе я нашла для себя такой ход: стала звать друзей в гости, а не на вечеринки. Приглашаю их по одному-двое, а не больше, чтобы общение было более доверительным, открытым и содержательным. А в профессии я стараюсь поддерживать максимально глубокое общение в процессе консультаций, которые веду как психолог. Получается, что на втором шаге я привязываю к реальности то, что осознала на первом.

Шаг 3. Спланировать задачи и действия по освоению ЗБР

Ценность – это направление, цель – это точка, в которую можно прийти на этом направлении, а запланированные действия – это способ движения к этой точке. Возвращаясь к моему примеру, на третьем шаге я организую себе конкретные события, в которых есть возможность выслушать и поделиться, поразмышлять в диалоге, пройти в своем понимании глубже. А чтобы это получалось лучше, я включаю в свои планы то, что помогает мне поддерживать состояние восприимчивости и ресурсности, выделяю для общения достаточно времени, вовлекаю в него родных и учитываю эту ценность при построении расписания консультаций, занятий и семинаров. На третьем шаге я уточняю то, что наметила на втором.

Время от времени ценности нужно подвергать ревизии, а цели ставить заново, выстраивая новые планы. Если вы станете регулярно обращать внимание на зону своего ближайшего развития и работать с нею осознанно, ваша жизнь неизбежно будет интересной и реализованной.

А теперь внимание: вы прочитали этот текст – и что это вам дало? Мы часто пропускаем сквозь себя гигабайты информации, которая не мотивирует нас что-то действительно менять… Если тема этой заметки для вас актуальна и близка, я рекомендую вот прямо сейчас ответить себе на три вопроса:

  1. Что в данный момент находится в моей зоне ближайшего развития?
  2. Насколько легко я делаю нужные шаги?
  3. Что поможет мне лучше двигаться к моим целям?

Источник