Годовалый ребенок психическое и физическое развитие

Годовалый ребенок психическое и физическое развитие thumbnail

Годовалый возраст – своеобразная веха в развитии ребенка. Раньше он накапливал сведения об окружающем мире, теперь – учится оперировать ими. В первый год жизни малыш был ограничен в своих физических возможностях, на втором же году он стремится расширить границы и ради этого эксперимента готов нарушать запреты. И, конечно, не стоит забывать о том, что малышу предстоит пережить серьезный возрастной кризис. Развитие ребенка в 1 год вообще вызывает много вопросов даже у опытных родителей. Что должен уметь ребенок в 1 год и к чему нужно готовиться его маме и папе?

Развитие ребенка в 1год

Физическое развитие

По данным ВОЗ, к первому году вес мальчика может составить от 7,7 до 12 кг, девочки – от 7 до 11,5 кг. А рост составит 71-80,5 см и 68,9-79,2 см соответственно.

Когда малышу исполняется год, его физическое развитие способствует первым проявлениям самостоятельности. Если ребенок получает достаточно витамина Д, кальция и фосфора, то у него, скорее всего, уже есть 12 зубов. Многие мамы в этом время продолжают кормить грудью, но малыш уже вполне способен питаться с взрослого стола.

В этот период режим играет большую роль, поскольку возросшая активность отнимает много сил и дети довольно быстро устают. Сон ребенка сокращается. Он реже просыпается ночью, днем укладывается лишь один раз. Чтобы играм и развитию ничто не мешало, чаще проветривайте помещение, в котором находится малыш, и ежедневно выводите его на прогулку продолжительностью около двух часов.

Психическое развитие

Психическое развитие ребенка в 1 год находит отражение в первом возрастном кризисе. Это связанно с тем, что малыш начинает осознавать, что он и мама – два совершенно разных существа, что лишь активизирует его стремление к познанию окружающего мира и самостоятельности.

В попытках освоить какой-либо навык, кроха естественно будет ошибаться, но помощь взрослых при этом может спровоцировать приступы раздражительности и даже истерики. Это происходит потому, что  малыш может категорически отвергать идеи, если они исходят не от него. И родителям порой нужно проявить все свое терпение для того, чтобы помочь ребенку успокоиться.

Деткам в этом возрасте крайне важно знать, что, не смотря на ошибки и капризы, их принимают такими, какие они есть. Они становятся ласковыми и часто подбегают к родителям, ожидая, что те их обнимут, успокоят, помогут дотянуться до интересующего предмета, утолят жажду или голод, поменяют подгузник или просто обозначат свое присутствие.

Что могут сделать родители для психологического развития ребенка в 1 год? Нужно стараться следовать правилам:

  • Не отстраняйтесь от малыша, даже если у вас есть важные дела. Участвуя в повседневных событиях семьи, ребенок узнает о том, как устроен этот мир. Вы – образец для него. Ваши действия дают ему знать, что окружающий мир надежен, безопасен, и его можно спокойно исследовать самостоятельно.
  • Откликайтесь на зов ребенка, ему важно знать, что его персона ценна для вас. Впрочем, не обязательно делать это сию же секунду. Иногда достаточно сказать: «Сейчас я решу свою задачу и обязательно тебе помогу».

Границы и запреты

Еще одна особенность развития ребенка в 1 год связана с расширением границ его самостоятельности. Малыш начинает ставить эксперименты, которые могут порой довести родителей до белого каления. Например, долго и настойчиво нажимать на кнопки игрушечного телефона, хватать маму или папу за нос, выплескивать содержимое кружки на пол или на диван, а затем с интересом наблюдать за тем, какие это вызовет последствия.

После года эксперимент выходит на новый виток, и ребенок уже не просто констатирует взаимосвязь между причинами и следствиями, он ищет границы дозволенного. Его интересует, что будет, если он попытается преодолеть установленные родителями запреты.

Как реагировать родителям на ребенка, который спешит открыть шкафы и выбросить из них всю одежду, дергает шторы или вываливает содержимое тарелки на пол, несмотря на запрет? Американские психологи Генри Клауд и Джон Таун-сенд говорят об этом следующее: родители должны помочь ребенку понять, что каждое действие имеет последствия. Что посеешь, то и пожнешь. Конечно, наказание не должно быть суровым, но родители не должны позволять подрывать свой авторитет, нужно твердо и уверенно реагировать на эпизоды непослушания.

Что умеет ребенок в 1 год

Достигая 12-месячного возраста малыши, как правило, уже самостоятельно встают и немного ходят без опоры или держась одной рукой. А если взрослые подержат за ручку, то могут и «бегать». Они пробуют забираться на диваны, приседают, встают, подражают простым движениям взрослых и сверстников.

Некоторые дети начинают произносить отдельные слова и называть знакомых людей по имени. Некоторые – едят ложкой и пьют из чашки, придерживая ее ручками. Если родители не упустили момент, то в год ребенок уже отчетливо просится на горшок.

При одевании малыш может послушно поднимать ручки и ножки, помогая взрослым. Если систематически акцентировать внимание крохи на названии вещей, он запоминает названия вещей и приносит их.

Что касается познавательных игр, то в год малыш должен выполнять следующие действия:

  • собирать пирамидку из 3-4 колец с взрослыми или самостоятельно;
  • свинчивать и закручивать крышки банок;
  • составлять кубики в башню;
  • подражать действиям взрослого или сверстника (причесать куклу, размешать кашу в чашке, похлопать в ладоши и т.д.);
  • катить мяч, толкать вперед машинку;
  • закрывать и открывать двери, выдвигать ящики, включать бытовые приборы, нажимая на кнопки.

Некоторые из описанных умений, навыков и особенностей развития ребенка в 1 год умиляют родителей, а некоторые способны вывести из себя. Постарайтесь набраться терпения, ведь все эти действия способствуют обретению осознанности.

Источник

На чтение 9 мин.

В первый год жизни младенец развивается особенно стремительно. Знание определенных законов, по которым происходит формирование мозга маленького ребенка, поможет маме понять и воспитывать малыша. В статье рассказывается, какие особенности имеет психика ребенка в год, как преодолеть сложности в общении родителей с малышом. Нужно изменить отношения с крохой, свои взгляды на его поведение. Этого требует быстро развивающаяся психика годовалого ребенка.

Чтобы малыш развивался полноценно, нужно суметь наладить с ним искреннее и доверительное общение.

Развитие психики малыша в 1 год – информация для родителей

Психическое развитие малыша – это непрерывный процесс установления связей между нейронами мозга, который формируется посредством воспитания. Поэтому так важен благоприятный моральный климат в доме, родственные связи и полноценная семья.

Что такое психика – определение

Факторы, влияющие на развитие психики ребенка в год

Психология ребенка в возрасте 1 год зависит от его физического развития. В 12 месяцев малыш уже научился прямо стоять и ходить. Молодые родители должны понимать: для крохи это – огромное достижение, если принять во внимание, что вначале он ползал, опираясь на ножки и ручки. Он начинает ощущать свое тело в пространстве и ориентироваться, познает расстояния до предметов и их расположение; осваивает такое понятие, как направление.

☝Ребенок учится обращаться с вещами, которые его окружают.☝

Он еще не знает назначения предметов, и в процессе игры постигает способы обращения с ними, беря пример со взрослых людей. Шкафы, полки и стулья, чашки, кастрюли и тарелки привлекают его не меньше, чем игрушки. В познавательной деятельности малыш собирает разнообразные впечатления. Кроха еще не умеет разговаривать, но он накапливает словарный запас, чтобы затем суметь построить предложения и овладеть речью.

Любовь и внимание родителей – самое важное для ребенка

Совет родителям: В играх с малышом нужно предоставить ребенку возможность делать самостоятельно то, что он умеет.

Развитие внимания и памяти ребенка в возрасте 12 месяцев

Оценка нервно-психического развития детей основывается на наблюдении и изучении таких характеристик, как память, мышление, внимание и восприятие.

Малыш уже умеет ориентироваться в квартире и знает расположение в ней мебели и других вещей, помнит место, где он играл в прошлый раз на прогулке. Его мозг постоянно накапливает информацию об окружающих людях, именно поэтому малыши так внимательно смотрят на незнакомых людей на улице. Ребенок способен вспомнить события, произошедшие 7 дней назад, узнает людей. Узнавание и память постоянно совершенствуются.

Стадии развития психики у детей

Особенностями внимания ребенка в год является то, что оно еще непроизвольно. Это происходит потому, что нервная система малыша еще несовершенна. Он еще не способен продолжительное время концентрировать внимание на одном виде деятельности. Но его внимание развивается, становится более устойчивым. Для сравнения: максимальное количество времени, которое маленькие дети могут удерживать на одной игрушке:

  • в возрасте 12 месяцев – 10 минут,
  • в возрасте трех лет – полчаса и больше, если игрушка его очень увлекла.

Считается, что возраст от 12 месяцев до 2-х лет – самый сложный период в воспитании ребенка.

Концентрация внимания в год может длиться до 10-15 минут

Малыш еще не может долго концентрировать свое внимание на каком-либо одном виде деятельности и поэтому постоянно требует внимания мамы.

Совет родителям: если малыш не интересуется каким-либо предметов, бывает сложно привлечь его внимание. Поэтому не надо действовать с принуждением, а только побуждать ребенка к действиям.

Восприятие и совершенствование мышления

Все действия малыша в этот период направлены на развитие и совершенствование восприятия мира и мышления. Его интеллект развивается в таких действиях с предметами, как принятие пищи (действия с ложкой и кружкой), игра в складывание пирамиды (учится сравнивать предметы). Ребенок в возрасте 12 месяцев еще не обладает умением последовательно изучать какой-либо предмет, чтобы выяснить его свойства. Но он может выделить единственный главный признак вещи, которая особенно привлекла его внимание.

В этом возрасте малыши отличаются повышенной эмоциональностью. Это связано с несовершенством нервной системы, а не с капризами. Поэтому родителям нужно проявлять терпение и не наказывать ребенка.

Как происходит развитие психических качеств

В этом возрасте ребенок учится делать обобщения, выделять главные признаки предметов, группировать предметы (например, мебель, посуда). С помощью игры, в действиях и наблюдениях развивается его мышление. Начиная с 12 месяцев и до двух лет малыш проводит «эксперимент»: бросает игрушку в одном направлении и наблюдает за результатом.

Слова родителей оказывают содействие формированию у ребенка наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Показывая малышу, как правильно действовать в какой-то ситуации, подкрепляйте это словами, понятными ему, давайте ему краткую и ясную «инструкцию».

Развитие речи годовалого ребенка

?Словарный запас годовалого ребенка – примерно 15 слов.?

С 12 месяцев малыш начинает переходить к освоению фонемной  речи. Это длится до 4-х лет. В своем сознании ребенок накапливает словарный запас, его мозг анализирует услышанные предложения. Это пригодится ему, когда он начнет говорить сам. Процесс усвоения разговорных слов происходит медленно от года до полутора лет. За этот период малыш может запомнить около 25 слов, но произносит их нечасто. После 18 месяцев ребенок начинает активно интересоваться названиями предметов, просит взрослых называть их и сам старается повторять. Так как речь ребенка в 1 год еще не развита, ограничиваются его возможности сотрудничества со взрослыми.

Этапы развития речи в возрасте до 2-х лет

Совет родителям: Поощряйте интерес малыша к окружающему миру, больше рассказывайте ему о предназначении вещей, с которыми ребенок сталкивается в своей жизни.

Легче всего сказать «нельзя», но лучше объяснить ребенку назначение предмета и, если есть такая возможность, позволить ему поиграть с ним.

?На нервно-психическое развитие (НПР) ребенка влияет состояние его здоровья. Если малыш часто болеет, темпы его развития снижаются. Постоянное и регулярное общение с малышом в спокойной обстановке помогает развитию его речи, способствует выработке у ребенка разнообразных умений и навыков.

Маленькие дети очень чувствительны к усвоению слов. Вначале речь малыша автономна. Он пытается произносить то, что услышал от взрослых, и говорит необычные слова (не только по звучанию, но и по смыслу), а затем, по мере совершенствования, заменяет их словами взрослой речи. В этот период жизни ребенка взрослые, общаясь с малышом, должны произносить все слова правильно, а не сюсюкать. Четкая и правильная речь, которую слышит ребенок от окружающих – залог правильного развития его речи.

Чтение – способ развития психики

Особенности развития психики малыша

В этом возрасте малыши могут проявлять качества, которые не нравятся родителям. Незнакомые с особенностями этапов развития маленького человека, родители воспринимают их поведение, как капризы. В возрасте 12 месяцев и старше малыш может вести себя:

  • своевольно, то есть ребенок старается осуществить определенный замысел или намерение;
  • строптиво; он проявляет упрямство и протест против каких-либо правил поведения;
  • деспотично – диктовать свое поведение родителям, пытается властвовать над окружающим; сила проявлений этих качество может быть разной;
  • протестовать и ссориться с родителями, конфликтовать с ними.

Основа воспитания годовалого малыша – понимание

Молодые родители ошибаются, когда пытаются подойти к маленькому ребенку со взрослыми мерками. Малыш не способен понять все «правильно» по той причине, что у него свое восприятие мира и психика находится на стадии развития. Случается, что поведение малыша вызывает раздражение, когда взрослый старается объяснить ребенку простую истину, а кроха не понимает. У ребенка еще не развита логика, и поэтому доводы взрослых понять ему не под силу.

Общение с ребенком должно быть ежедневным

Основа поведения родителей в общении со своим ребенком в этом возрасте – терпение.

При воспитании годовалого ребенка нужно всегда помнить, что он живет в настоящем моменте. Эмоции малыша связаны только с той ситуацией, которая с ним происходит сейчас. Он еще не может размышлять о будущем, чтобы спроецировать на него последствия своих действий.
Особенностью поведения малыша является неспособность долго думать об одном и том же предмете или ситуации. Он быстро забывает одну игрушку и переключает внимание на другую. Он способен расстроиться из-за незначительного повода и так же легко успокаивается. Сознание малыша живет происходящим моментом, оно развивается и ребенок приобретает жизненный опыт.

Воспитание крохи на основе знания его нервно-психических особенностей

Научившись ходить, малыш начинает исследовать окружающее пространство и познает мир вокруг. Он старается доставать недоступные предметы, открывает все ящики и изучает их содержимое. Таким образом, малыш познает мир, ему все интересно. Он узнает функции предметов, их назначение в жизни, определяет их форму и учится распознавать цвета. Поэтому родители поступают неверно, когда забирают у малышей из рук различные вещи, которые они взяли, чтобы изучить. Предметы, которые могут быть опасны для ребенка, нужно заранее надежно спрятать от малыша, а все другие вещи повседневного использования предоставить ребенку для исследования. Можно делать это вместе с малышом, рассказывая ему о назначении предметов, их свойствах и цвете, показывать, как ими нужно пользоваться.

О важности психологического контакта

Совет родителям: когда кроха старается открыть на кухне шкафы, достает посуду и тянется к кастрюлям, дайте ему возможность поиграть под наблюдением взрослых.

В такие моменты не только малыш обучается и развивается, но также и родители учатся терпению в обращении со своим ребенком. Запрещать какие-либо действия ребенка нужно только в случае действительной необходимости. А если постоянно накладывать запрет на его действия, то малыш не сможет приобретать жизненный опыт, который поможет в развитии его интеллекта и психики.

Мозг малыша стремительно развивается в возрасте от года до трех лет. Его психика постоянно совершенствуется. В этот период родители должны уделять больше времени общению с крохой и подбирать соответствующие его уровню развивающие игрушки, которые способствуют формированию его интеллекта сейчас и в будущем.

Кризис 1-го года длится недолго

Существует понятие, которое называется «кризис одного года», когда в возрасте примерно 12 месяцев поведение ребенка резко меняется.

Это проявляется в:

  • обидчивости;
  • противоречивом поведении;
  • стремлении к самостоятельности;
  • в упрямстве и непослушании.

Малыша становится трудно воспитывать, и мамы начинают думать, что они его просто избаловали. На самом деле у ребенка в этот период начинает формироваться личность и воля. Этим объясняются его протесты и стремление делать все самому. Ребенок начинает осознавать, что взрослым позволено все, а его ограничивают в действиях, отсюда и стремление к протесту.

Источник