Главный вклад в развитие ребенка

КАК ВКЛАДЫВАТЬСЯ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

«Все родители желают видеть своего ребенка успешным» – с этим утверждением невозможно не согласиться. Осталось только определиться, что же такое успех. Для одних родителей мерилом успешности становятся Оксфорд или Гарвард. Вторые подразумевают под этим понятием возможность заниматься делом по душе. Для третьих показатель достойного уровня – социальная защищенность и материальное благополучие. А четвертые вообще стремятся совместить все вышесказанное.

Мы не знаем, каким вы видите успешное будущее вашего ребенка. Но знаем, что и как необходимо вкладывать в раннем возрасте, чтобы сын или дочь гордились своей жизнью, стали счастливыми, нашли любимое дело.

Родители делятся на 2 группы. Первые готовы вкладываться в ребенка, создавая условия для раскрытия заложенного потенциала и формирования новых полезных навыков. От них можно услышать такие высказывания: «У моей Аринки с детства интерес к рисованию. Водим на кружок изостудии, хотим в будущем предложить в художественной школе учиться».

Родители из второй группы считают, что каких-то специальных усилий к развитию ребенка прикладывать не стоит. Таких мам и пап легко узнать по высказываниям: «Ну, мой на трояки учится в школе. Ну что поделать, и мне математика тоже не давалась, выше головы не прыгнешь. На кружки не ходит, книги не читает, неинтересно ему». Плыть по течению, конечно, легко. Но тогда с мечтами об успешности придется распрощаться.

ЧТО НУЖНО ВКЛАДЫВАТЬ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

Приготовьте ручки и блокноты, записывайте, сейчас мы откроем вам потрясающую истину. Вкладывайте в ребенка свою любовь.

· Если люблю, то забочусь о физическом состоянии и здоровье.

· Если люблю, то обеспечиваю разностороннюю развивающую среду.

· Если люблю, то показываю, сколько в мире интересного.

· Если люблю, то стимулирую к занятию любимым делом и поддерживаю при неудачах.

Результаты исследований, проводимых японскими учеными, говорят следующее: чтобы ребенок вырос успешным, необходимо лишь 2 фактора: поддержка и совместное времяпрепровождение. На основании этих результатов мы сформулировали кодекс родителей успешного ребенка.

КОДЕКС РОДИТЕЛЕЙ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА

  • Любите его. Когда он капризничает, бросает дело на половине пути, обвиняет вас в своих неудачах – все равно любите своего малыша или уже подростка, причем как можно сильнее.
  • Поддерживайте все его начинания. Пусть сын или дочь будут уверены: мама и папа всегда пойдут навстречу, поймут увлеченность и создадут условия для экспериментов или обучения.
  • Интересуйтесь ребенком. Задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа. Не «Ты играл с детками в садике?», а «В какие интересные игры ты сегодня играл? Что тебе не понравилось?»
  • Объясняйте причины и следствие. Если что-то запрещаете, обязательно расскажите, почему наложено вето и как можно изменить ситуацию.
  • Проводите с ним время. Играйте, гуляйте, занимайтесь спортом, поддерживайте его шутки, рассказывайте о своем детстве.
  • Подавайте личный пример. У родителей, курсирующих от дивана до микроволновки, целеустремленным ребенок может вырасти не благодаря воспитанию, а вопреки ему. Но такое случается редко, не надейтесь.
  • Помогайте ребенку осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, учиться оценивать свои поступки.
  • Удовлетворяйте потребности ребенка. В принципе, они укладываются в перечень основных потребностей любого человека, о которых хорошо рассказал психолог Абрахам Маслоу. Когда ребенок живет в тепле, ласке, принятии, заботе, он стремится к самоактуализации.

Движущая сила развития (а значит, и успеха) – любопытство. Все дети от природы любознательны. Но проявляться это качество может только в условиях безусловной любви и безопасности. Когда ребенок уверен, что родители о нем позаботятся и ради него пойдут на все, он успокаивается, оглядывается вокруг и движется туда, где ему интересно. Следовательно, задача родителей – не навязывать свое видение жизни, свой вектор, а выяснить, что хочет сам ребенок, какие у него способности, наклонности, возможности. И, исходя из этого, создавать условия для развития, стимулировать, поддерживать, воодушевлять, направлять.

Успешный ребенок – это дерево, приносящее плоды.

Чтобы получить спелые плоды успеха, необходимо создавать для развития ребенка благоприятную питательную среду, заботиться о психическом и физическом здоровье, активизировать познавательные процессы с помощью школы и дополнительного образования.

Многие родители на пути к успешному будущему детей совершают одну и ту же ошибку – они не развивают, а обучают. Кому из нас придет в голову посадить ребенка за пианино, показать ему клавиши, на которые надо нажимать, чтобы сыграть «Маленькой елочке холодно зимой», и после этого хвастаться, что наш сыночек – пианист?

Но иногда в стремлении к успешности некоторые родители поступают схожим образом, получая недозрелые плоды. Они вкладывают в ребенка как можно больше знаний, думая, что помогают ему стать умнее и сообразительнее. Вместо тренировки памяти, внимания, мышления мама учит с малышом цифры и буквы. А потом удивляется неусидчивости и стремлению побегать, круша все вокруг.

Развивайте мозг ребенка, вкладывайте в него свое время, терпение, заботу, силы. Так вы заложите фундамент успешного будущего, откроете возможности ребенка и поможете реализовать его прекрасный потенциал. Вклад в развитие ребенка сегодня обеспечит его успех в будущем.

Источник

Когда ребенок занят саморазвитием, эмоциональная задача родителей — научиться расслабляться и предоставить своему чаду свободу развиваться своим темпом. Эмоциональная стабильность родителей очень важна, потому что они должны обеспечивать ребенку чувство защищенности и эмоциональной безопасности, необходимое для физического роста ребенка. Вот так физическое и эмоциональное развитие идут рука об руку.

Ваш стиль привязанности

В раннем детстве формируется стиль привязанности — тип взаимоотношений с близкими людьми. Отношения с теми, кто заботился о вас, являются прообразом ваших дальнейших взаимоотношений с людьми. Чтобы понять, как вы обычно строите отношения с окружающими, выберите утверждения, которые относятся к вам:

1. Мне не очень комфортно находиться в близком контакте с людьми; мне трудно полностью довериться им, позволить себе от кого-то зависеть; я начинаю нервничать, когда кто-то приближается ко мне слишком близко; я часто чувствую, что партнер пытается переступить границу, за которую я не хочу никого пускать.

2. Я достаточно легко еближаюсь с другими и не боюсь от кого-то зависеть; я редко беспокоюсь о том, что меня могут отвергнуть или что кто-то ищет со мной слишком близких отношений.

3. Мне кажется, что другие люди не расположены ко мне так, как мне бы того хотелось; часто я беспокоюсь, что партнер не любит меня по-настоящему или не хочет больше быть со мной; иногда я вижу, что люди пугаются, когда я пытаюсь установить с ними более близкий контакт.

Если вы выбрали (1), вы демонстрируете избегающий, ненадежный стиль привязанности. Этот стиль характерен для 25 % людей. 20 % выберут (3), что отражает тревожно-амбивалентный стиль привязанности. А 55 % повезло: они выбрали (2), что указывает на надежные, безопасные отношения с родителями и со всеми людьми.

Эмоциональный рост ч

Посмотрите на ребенка, который учится ходить. Вы являетесь свидетелем не только физического, но и эмоционального развития человека! С самого рождения тело и душа неразрывно связаны.

Глава 3> Яйцо или курица?

Психотреп

В одном эксперименте детенышей обезьян растили в изоляции шесть месяцев, а потом объединили с чуть более молодыми обезьянками, росшими в нормальных условиях. Обезьяны, выросшие в одиночестве, всячески избегали своих новых знакомых, но младшие обе-зьяны-«терапевты» были настойчивы в стремлении установить с ними контакт. Молодые обезьянки, привыкшие к радости общения, постоянно бегали вокруг и цеплялись за социально-неприспособленных обезьян. Через две недели «пациенты» и «терапевты» уже мирно играли вместе, а через шесть месяцев «пациенты» полностью излечились.

Когда ребенок начинает физически познавать окружающий мир, ему необходимы родители для создания чувства безопасности. Снова и снова ходунки отваживаются сделать несколько шагов в Неизведанное и бегут обратно, чтобы убедиться, что папа с мамой рядом. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда готовы помочь, если события будут разворачиваться слишком стремительно. Каковы последствия такого образа действий для развития в целом? Дети, которые не уверены в родителях, не будут исследовать мир.

Изучение детей, воспитывающихся в различных учреждениях для сирот, показывает критическое значение связи «родитель—ребенок» для социального и физического развития. Дети, которые находились в условиях социальной изоляции в первые восемь месяцев жизни, уже не пытаются прибегнуть к взрослому как источнику силы и безопасности. Они не бегут к воспитателю, чтобы прижаться к нему, даже если они напутаны и несчастны. Неудивительно, что подобная социальная неприспособленность ведет к задержкам и в других областях. Так, ребенок не «заводит знакомство» с миром в первый год жизни, а потом наверстать это очень трудно!

К счастью, лишь немногие дети получают травму, оказываясь в изоляции в первые месяцы жизни. Однако никто из нас не может похвастаться идеальными родителями. Связи

Словарь психолога

Нарушение привязанности может привести к серьезной дисгармонии в развитии личности. Хорошим примером последствий нарушения привязанности является призер фестиваля «Ака-деми авард» фильм «Умница Вил Хантинг». К сожалению, в жизни истории отверженных детей не часто кончаются так же благополучно, как в фильме.

Часть 1> Психологическая перспектива

ребенка с родителями непросты и неоднозначны: каждый из нас хотя бы раз в своей жизни сталкивался с тем, что родителей не было на месте, когда они были нам очень нужны. Как это влияет на развитие ребенка?

Психолог Мэри Эйнсворт изучала маленьких детей и их взаимоотношения с близким взрослым (тем, кто берет на себя обязанности по заботе и воспитанию ребенка). Она временно отлучала ребенка от матери и помещала его в новую обстановку. Ей удалось обнаружить три разных стиля привязанности: один надежный и два ненадежных. Каждый из этих стилей привязанности оказывает определенное влияние на процесс физического развития. Эйнсворт установила, что дети с надежным стилем привязанности имеют близкую эмоциональную связь с матерью, дающую им чувство безопасности. В результате они могут выдержать разлуку с матерью и проявляют интерес к новой ситуации. Они имели уверенность, что в случае необходимости они могут позвать на помощь и воссоединиться с мамой, что она их не бросила навсегда.

Дети с ненадежным стилем привязанности, напротив, реагировали на отделение от матери и на новую ситуацию тревогой, избеганием встречи с новыми объектами или амбивалентно. Тревожные и амбивалентные дети искали контакта с близким человеком и были сердиты и напуганы при разлуке с ним. Даже после возвращения мамы такие дети еще долго не могли утешиться.

Другой ненадежный стиль привязанности, избегающий, проявлялся в том, что ребенок, по-видимому, никак не реагировал на уход матери и выказывал мало радости при ее появлении. Доктор Эйнсворт предположила, что такие дети были жертвами долговременного отвержения со стороны тех, кто о нем заботился, и поэтому отчаялись иметь надежного близкого человека. В ответ на пренебрежение и жестокость они создали твердую защитную скорлупу вокруг своего маленького сердца, что, конечно, ненормально и нездорово. В крайних случаях такие дети превращаются в равнодушных взрослых, не умеющих проявлять сочувствие к другим людям.

Природа? Воспитание? И то, и другое!

В некотором отношении мы снова оказались на том же распутье, с которого стартовали в начале главы, — между природой и воспитанием. Но мы узнали много нового, поэтому наше положение наполнилось смыслом. Нелюбимые дети не растут. Медицина может скорректировать влияние «плохих» генов. Интеллектуальные способности даны нам от природы, но успех зависит от. воспитания. Что касается человека, то в нем влияние природы и воспитания неразделимы. Они вместе создают удивительные линии развития ребенка (которые мы обсудим в главе 4 «Стадии развития»), и, наверное, так и должно быть.

Глава 3 > Яйцо или курица?



Источник

Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей, хорошо учились в школе и продолжали радовать их своими успехами, уже будучи взрослыми людьми. Но универсального рецепта, как воспитать из каждого конкретного ребёнка гения успеха, ещё никто не придумал. Впрочем, психологи всё же имеют некоторое представление о том, что объединяет родителей детей, которые добились успеха в жизни.

  • 1.Родители, которые приобщают детей к работе по дому.

«Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело», – отметила бывший декан первокурсников Стэнфордского университета Джулия Литкотт-Хаймс (Julie Lythcott-Haims) во время TED Talks Live.

Она считает, что дети, выполняющие работу по дому, становятся более самостоятельными и ответственными сотрудниками, которые хорошо взаимодействуют с коллегами. Этот же навык помогает им стать более чуткими людьми, поскольку они не понаслышке знают о том, что такое преодоление трудностей.

  • 2. Родители, которые учат детей социальным навыкам.

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка следили за жизнью более 700 американских детей от 5 до 25 лет. В результате они обнаружилизначительную корреляцию между их социальными навыками в детском возрасте и дальнейшим успехом.

Оказалось, что дети, которые умели взаимодействовать со своими сверстниками без подсказок, помогать другим и самостоятельно решать проблемы, гораздо чаще получали диплом колледжа и работу к 25 годам. Такие выводы нельзя было сделать для тех, чьи социальные навыки были ограничены.

«Исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков является одной из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему», – отмечаетКристин Шуберт (Kristin Schubert) из Фонда Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование.

  • 3. Родители с большими ожиданиями.

Профессор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нил Халфон (Neal Halfon) и его коллеги проанализировали данные национального исследования 6600 детей, рождённых в 2001 году. Специалисты пришли к выводу, что ожидания родителей относительно будущего подрастающего поколения оказывают огромное влияние на их последующие достижения.

«Родители, которые видели своего ребёнка учеником колледжа, казалось, вели его к этой цели независимо от своих доходов или других ресурсов», – заявилпрофессор.

Полученные данные подтверждаются и психологическим феноменом: эффектом Пигмалиона. Его смысл заключается в том, что ожидания одного человека относительно будущего другого могут служить провоцирующим фактором, своего рода пророчеством, которое ведёт к будущей самореализации человека, от которого ожидают тех или иных успехов.

  • 4. Родители имеют здоровые отношения друг с другом.

Дети, растущие в семьях, в которых постоянно возникают конфликты, живут хуже, чем те, чьи родители ладят между собой. Учёные из Иллинойсского университета подчеркнули, что при этом не имеет значения, разведены родители или нет.

Конфликты между мамой и папой, которые возникали до развода, также негативно сказываются на детях. А разногласия, появлявшиеся уже после расставания, оказывают негативное влияние на умение детей адаптироваться к новым условиям.

  • 5. Родители, которые начинают рано обучать своих детей математике.

Проведённый в 2007 году метаанализ, в который вошли данные о 35 тысячах дошкольников из США, Канады и Англии, показал, что раннее развитие математических навыков может помочь детям в будущем.

«Овладение математическими навыками в раннем возрасте положительно влияет не только на будущие достижения в математике, но и на будущее умение читать», – заявил соавтор работы Грег Дункан (Greg Duncan) из Северо-Западного университета.

  • 7. Родители, которые реже испытывают стресс.

Согласно недавним исследованиям, количество часов, которое мамы проводят со своими детьми в возрасте от 3 до 11 лет, не помогает спрогнозировать будущее поведение, благополучие или достижения ребёнка.

А вот стресс матерей, возникающий из-за постоянного жонглирования работой и домашними делами, может плохо сказаться на малышах, считает Кэй Номагути (Kei Nomaguchi), соавтор работы и социолог из Университета Боулинг Грин.

Понятие эмоционального заражения (когда психологическое состояние передаётся от одних людей другим), помогает объяснить этот феномен. Если родитель истощён или расстроен, то его настроение может перейти детям.

  • 8. Родители, которые являются авторитетом для своих детей, но не авторитарными тиранами или, наоборот, всеразрешающими.

Ещё в 60-х годах прошлого столетия Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Калифорнийского университета в Беркли определила три основные стратегии воспитания.

Первая – авторитетная – подразумевает обучение с помощью личного примера. Вторая называется авторитарной, когда родитель отвергает ребёнка или отличается низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высокой степенью контроля. Третья стратегия в некоторых источниках значится как либеральная. Она характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощения.

Наилучшим методом воспитания является первый. Именно в таких условиях малыш учится уважать авторитет родителя (и не только), и при этом не чувствует себя ущемлённым в правах.

  • 9. Родители, которые применяют поведенческий, а не психологический контроль.

Согласно данным исследования специалистов из Университетского колледжа Лондона, психологический контроль родителей над своими детьми играет значительную роль в их удовлетворённости жизнью и психическом благополучии.

Яркий пример психологического контроля – это постоянное принятие решений за ребёнка и подавление его мнения и проявлений. Такое отношение воспитывает зависимость от чужого мнения и неумение делать собственные шаги.

Поведенческий же контроль подразумевает под собой диалог и определение границ дозволенного. При этом в выставленных рамках ребёнок чувствует себя спокойно.

Дети, чьи родители проявляли заботу вместо психологического контроля, становились счастливыми и более удовлетворёнными взрослыми.

  • 10. Родители, которые спокойно воспринимают детские неудачи.

Одна из новейших тенденций в воспитании детей – изоляция их от всех возможных неудач и трудностей. В погоне за идеальным миром для своего чада родители порой не замечают, как берут на себя все повседневные заботы о жизни ребёнка.

Согласно опросу изданий The New York Times и Morning Consult, сегодня три четверти родителей уже взрослых детей в возрасте от 18 до 28 лет записывают их на приём к врачу и стрижку.

По мнению специалистов, такой метод воспитания подрастающего (и откровенно выросшего) поколения является противоестественным, поскольку родители должны подготовить ребёнка к жизни, а не жизнь к ребёнку.

  • 11. Родители, которые не разрешают детям слишком много смотреть телевизор.

Согласно исследованию учёных из Университета Огайо, проведённому в 2011 году, частый просмотр телевизора в юном возрасте, мешает развить коммуникативные навыки.

Более того, телевидение (а теперь уже, вероятно, и гаджеты) уменьшает количество времени, которое можно было бы потратить на общение между родителями и детьми.

К слову, недавно Всемирная организация здравоохранения посоветовалаограничить использование гаджетов для маленьких детей, так как это начинает всё больше сказываться на здоровье подрастающего поколения.

  • 12. Родители, которые учат детей самоконтролю.

Хороший навык самоконтроля у ребёнка помогает ему вырасти здоровым, богатым и даже способствует безопасности.

Согласно долгосрочному исследованию, опубликованному в издании PNAS, родители, следившие за тем, чтобы их дети контролировали свои желания, воспитывали более здоровых детей.

Будучи повзрослевшими, они продолжали контролировать своё состояние, зарабатывали больше денег, не становились преступниками и не употребляли наркотические вещества.

  • 13. Родители, которые уделяют внимание своим детям.

Согласно исследованию 2014 года, люди, рождённые в бедности, с большей вероятностью становились успешными, если их родители поддерживали с ними эмоциональную связь. Иными словами – обращали внимание на их нужды и выслушивали их в случае необходимости.

Более того, малыши, которые были окружены вниманием мам и пап, лучше справлялись со школьными тестами, имели более здоровые отношения со взрослыми и больше шансов получить высшее образование.

  • 14. Мамы и папы, которые берут отпуск по рождению ребёнка.

Первые месяцы после рождения являются решающим временем формирования прочной связи родителей и детей.

Исследование учёных из Университета Северной Каролины показало, что отпуск по уходу за ребёнком может существенно снизить уровень младенческой смертности и улучшить общее состояние здоровья малыша.

Дети, чьи матери брали декретный отпуск, имели более высокий уровень интеллекта, были образованней и впоследствии зарабатывали больше денег. Обратная ситуация наблюдалась у тех, чьи родители не сумели взять отпуск в их первые месяцы жизни.

Данная закономерность была особенно очевидна в семьях с низким уровнем образования.

Добавим, что ранее авторы проекта «Вести.Наука» (nauka.vesti.ru) также писали о том, как воспитать гения, и о мнении учёных относительно популярного метода воспитания кнута и пряника.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен! Еще больше интересного: https://zen.yandex.ru/vesti.ru

Источник