Главная задача развития связной речи ребенка

Лариса Малышева
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития.

Развитие связной речи дошкольников осуществляется в различных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с окружающим, на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по обучению грамоте. Однако обучение родному языку на специальных занятиях является главной задачей.

Необходимость создания программы и проведения специального обучения родному языку продиктованы тем, что учителя начальной школы подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура). В связи с этим только специально речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью.

В основе данной программы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую) и на их основе, на решение главной задачи – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Основным принципом разработанной системы является взаимосвязь развития умственных способностей детей (использование символических средств, для обозначения персонажа сказки и истории, составление пространственно – временной модели и ее использование при пересказе) и разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Отсюда вытекает принцип преемственности. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, постепенно усложняясь от группы к группе, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем при таком усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении родному языку позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.

Занятия построены по тематическому принципу. Тематика занятий разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, любовь к природе. Со многими темами дети знакомятся сначала на занятиях по расширению представлений об окружающей жизни, по ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания. В программе предложены перспективные планы и конспекты занятий старшей и подготовительной к школе групп. Занятия рассчитаны на детей в возрасте от 5 до 7 лет, срок реализации 2 года. Работа ведется по подгруппам из 8 – 10 человек, продолжительностью 20 – 30 минут.

Цель программы: Развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразеологизмы).

2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей

3. Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему, составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов — загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам).

4. Развивать выразительную речь детей.

5. Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов).

6. Развивать воображение и творческое мышление.

7. Воспитывать интерес к творческой деятельности.

Предполагаемый результат

К концу обучения дети должны уметь:

• самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений.

• быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

• самостоятельно, без помощи воспитателя пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам.

• дифференцировать звуки, регулировать темп речи и речевое дыхание,

владеть навыком рифмотворчества и словотворчества.

Читайте также:  Курсы по раннему развитию ребенка

• использовать действия детализации (знаково – символическое моделирование)

• внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.

Источник

Елена Харченко
Задачи развития речи у дошкольников.

О задачах развития речи.

О

дна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Основная цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

• Владение речью как средством общения и культуры;

• Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления ОО «Речевое развитие»:

1/ Развитие речи

2/ Приобщение к художественной литературе

Основные задачи реализации в программе «От рождения до школы»:

1/ Развитие речи:

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

2/ Приобщение к художественной литературе:

• Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Принципы реализации задач ОО «Речевое развитие»:

• Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

• Принцип коммуникативно — деятельностного подхода к развитию речи;

• Принцип развития языкового чутья;

• Принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

• Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

• Принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

• Принцип обеспечения активной языковой практики.

Средства реализации ОО «Речевое развитие»:

• Общение взрослых и детей;

• Культурная языковая среда;

• Обучение родной речи на занятиях;

• Художественная литература;

• Изобразительное искусство, музыка, театр;

• Занятия по другим разделам программы

Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам:

1. Наглядные:

2. Словесные:

3. Практические:

• Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

• Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)

• Чтение и рассказывание художественных произведений;

• Заучивание наизусть;

• Пересказ;

• Обобщающая беседа;

• Рассказывание без опоры на наглядный материал

• Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

1. Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов

• Метод наблюдения и его разновидности

• Рассматривание картин

• Чтение художественной литературы

• Пересказ,

• Заучивание наизусть

• Игры-драматизации по содержанию литературных произведений

• Дидактические игры

1. Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения

• Обобщающая беседа

• Рассказывание

• Пересказ с перестройкой текста

• Дидактические игры на развитие связной речи

• Метод моделирования

• Творческие задания

Приемы развития речи

1. Словесные

• Речевой образец,

• Повторное проговаривание

• Объяснение

• Указание

• Оценка детской речи

• Вопрос

1. Наглядные

• Показ иллюстративного материала

• Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте

1. Игровые

• Игровое сюжетно-событийное развертывание

• Игровые проблемно-практические ситуации

• Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание

• Имитационно-моделирующие игры

• Ролевые обучающие игры

• Дидактические игры

Литература

1. Изучение методической литературы Сентябрь — ноябрь 1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Источник

Надия Ахмедьянова
Ведущие задачи по развитию речи в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС

Ведущие задачи по возрастам

Возрастная группа Задачи

I младшая — развитие понимания речи;

— формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

— формирование произносительной стороны речи;

развитие связной речи.

II младшая — развитие понимания речи;

— формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

— формирование произносительной стороны речи;

развитие связной речи;

— формирование грамматического строя речи.

Средняя — развитие понимания речи;

— формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

— формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Старшая — формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

— формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Подготовительная — формирование словаря;

развитие звуковой культуры речи;

развитие связной речи;

— формирование грамматического строя речи;

— подготовка к обучению грамоте.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

— Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову;

Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

— Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

— Формирование грамматического строя (морфология — изменение слов по родам, числам, падежам; синтаксис — освоение различных типов словосочетаний и предложений; словообразование).

Задачи развития речи детей (по ФГОС)

Возраст Образовательные задачи

по развитию речи по развитию и становлению навыков коммуникации

младший

возраст

2-4,5 лет Развитие словаря

* Расширять и активизировать словарный запас названиями и назначением предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели, их качеств, действий с ними.

* Развивать умение понимать некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы).

Звуковая культура речи

*Учить произносить гласные и простые согласные звуки.

*Развивать речевой слух и речевое дыхание.

*Тренировать артикуляционный аппарат.

*Вырабатывать правильный ритм и темп речи.

*Развивать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи

* Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, употреблять простые пространственные предлоги (в, на, за, под).

* Учить употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, называть животных и их детенышей в форме единственного и множественного лица, форму множественного числа существительных в родительном падеже.

* Побуждать использовать в речи простые распространенные предложения с использованием определений, дополнений, обстоятельств.

* Помогать пользоваться предложениями с однородными членами.

Связная речь

* развивать диалогическую форму речи: умение вступать в разговор и поддерживать его с воспитателем и детьми, отвечать на вопросы и задавать их в процессе совместной деятельности.

* Формировать простейшие формы монологической речи (с помощью воспитателя описать игрушку, предметную картинку, рассказать о своих впечатлениях). *Обогащать словарь, необходимый для общения.

*Учить использовать при общении доступные речевые средства.

* Приобщать к использованию простых форм речевого этикета.

Читайте также:  Ребенок запаздывает в развитии что делать

* Поощрять доброжелательное отношение детей друг к другу, развивать навыки взаимодействия.

* Развивать речевую активность (умение задавать вопросы, делиться впечатлениями).

Средний-старший возраст

4,5 -7 лет Словарь

* Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря существительными, прилагательными, глаголами, наречиями.

* Развивать умение обобщать, сравнивать, противопоставлять.

* Водить в словарь слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет.

* Формировать умение отгадывать загадки на описание предметов, их свойств, качеств и действий.

* проводить работу над смысловой стороной слова.

* Формировать оценочную лексику.

* проводить работу над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

* Формировать умение подбирать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применять в любом контексте.

* Учить понимать смысл поговорок и пословиц.

* Продолжать работу над смысловой стороной слова.

* Обогащать пассивный и активный словарь.

Звуковая культура речи

* Учить дифференцировать пары звуков, поддерживать умение правильно произносить все звуки родного языка.

* Учить называть слова с заданным звуком, определять место звука (в начале, середине, конце).

* Отрабатывать дикцию,силу голоса, темп речи с использованием скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов.

* Развивать интонационную выразительность.

* Совершенствовать произношение звуков, особое внимание уделять дифференциации свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких.

* Воспитывать интерес к языковым явлениям, развивать лингвистическое мышление, учить составлять загадки и рассказы о словах и звуках.

* Развивать голосовой аппарат (учить произносить скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно).

Грамматический строй речи

* Продолжать обучение грамматическим формам по согласованию числительных, прилагательных, существительных в роде, падеже, числе, образованию трудных форм глагола в повелительном и сослагательном наклонениях.

* Дать ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразовании (однокоренные слова,глаголы с приставками).

* Развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами, учить образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов.

* Учить строить сложные предложения разных типов (сложноподчиненные и сложносочиненные)

* Закреплять умение образовывать названия детенышей животных в самых разных формах и названия предметов посуды.

* Знакомить со словесным составом предложения.

* Воспитывать и поддерживать языковое чутье, внимательное отношение к языку.

Связная речь

* Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, доказывать, рассуждать.

* Формировать элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

*В пересказывании литературных текстов учить связно, последовательно и выразительно воспроизводить текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалоги и давая характеристику персонажам. Учить творческому рассказыванию, рассказыванию об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта.

* В рассказывании по серии сюжетных картин использовать метод коллективного составления текста командами.

Подготовка к обучению грамоте

* Закреплять представление о предложении, учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из заданного количества слов.

* Познакомить с термином «слог», упражнять в делении слов, состоящих из 2-3 слогов, на части, определять количество слогов в слове, составлять слова из заданных слогов, определять ударный слог.

* Обучать звуковому анализу слов. *Продолжать развивать словарь.

необходимый для общения в процессе обогащения представлений об окружающем мире.

* Учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета.

* Учить вести конструктивный диалог, с помощью объяснительно-доказательной речи улаживать спорные ситуации.

* Продолжать учить делиться впечатлениями, логично и целостно строить высказывания, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми.

*Учить проявлять инициативу в общении, стремиться к получению новых знаний.

* Совершенствовать речевые навыки, необходимые для общения: умение вступать в разговор поддерживать его подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать свою точку зрения, убеждать, доказывать, соглашаться, возражать. Конструктивно разрешать противоречия.

* Продолжать учить пользоваться разнообразными формами речевого этикета.

* Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться впечатлениями, обсуждать увиденное и услышанное со сверстниками и взрослыми.

Источник