Гиперсензитивные периоды в речевом развитии ребенка

Стр. 14
Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития
Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитнвным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.
Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.
Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воз-. действий (факторы риска),то нормальный процесс речевого развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых “вредоносных” факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вредоносных факторов затрудняется. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.
Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет считается сензитивным для развития речи, на этом фоне отмечаются достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные фазы.
Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это может проявляться в задержке появления первых слов, в “забывании” тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.
Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает переход от несимволической к символической вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.
Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.
Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.
В этот период речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого в общение с собой.
Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержку речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).
Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 дет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная система детей 5-б дет испытывает особое напряжение в процессе речи.
И это время можно наблюдать “сбои” речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.
Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.
Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функциональной системы в дошкольном возрасте, делают понятной причину ее избирательной непрочности при воздействии различных вредоносных факторов.
Знание закономерностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.
Источник
 Весь период речевого развития от 1 до 6
 лет считается сензитнвным,т.е. особо
 чувствительным как к восприятию речи
 окружающих, так и к влиянию разных
 факторов внешней и внутренней среды.
 Именно в этот период дети могут особо
 продуктивно освоить устную речь.
 Хорошее здоровье ребенка и благоприятная
 речевая среда способствует формированию
 высокоразвитой речи.
 Если в сензитивный период развития речи
 организм ребенка претерпевает влияние
 каких-либо вредоносных воз-. действий
 (факторы риска),то нормальный процесс
 речевого развития нарушается. Это
 происходит либо вследствие устранения
 ряда необходимых условий для формирования
 речи (нарушение речевого общения со
 взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо
 вследствие появления новых “вредоносных”
 факторов (резкое увеличение сенсорной
 информации, постоянное шумовое окружение,
 обилие новых людей в окружении ребенка,
 смена языковой среды и т.п.). В любом
 случае, овладение устной речью в период
 воздействия вредоносных факторов
 затрудняется. Соматические и особенно
 нервно-психические заболевания, а также
 эмоциональная депривация, ограничение
 речевого общения могут вести к задержке,
 искажению и патологии речевого развития.
 Помимо того, что весь период от 1 до 6 лет
 считается сензитивным для развития
 речи, на этом фоне отмечаются достаточно
 ограниченные по времени гиперсензитивныефазы.
 Первая из них относится к периоду
 накопления первых слов. Условно это
 период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность
 этой фазы сводится, с одной стороны, к
 тому, что адекватное речевое общение
 взрослого с ребенком позволяет ребенку
 достаточно быстро накапливать слова,
 являющиеся основой для дальнейшего
 нормального развития фразовой речи, с
 другой стороны, недостаточное речевое
 общение со взрослым, соматические и
 психические стрессы легко приводят к
 разрушению формирующейся речи. Это
 может проявляться в задержке появления
 первых слов, в “забывании” тех слов,
 которыми ребенок уже владел, и даже в
 остановке речевого развития.
 Вторая гиперсензитивная фаза в развитии
 речи относится в среднем к периоду трех
 лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок
 активно овладевает развернутой фразовой
 речью. То есть, в это время ребенок делает
 переход от несимволической к символической
 вербализации (от конкретных к
 отвлеченно-обобщенным формам общения),
 от односложных фраз к комплексным и
 иерархически организованным синтаксическим
 и семантическим структурам. Именно в
 этот период резко усложняется
 внутреннеречевое программирование.
 Реализация ребенком речевого замысла
 на этом этапе сопровождается не только
 психическим, но и эмоциональным
 напряжением. Все это отражается на
 характере устной речи. В речи ребенка
 появляются паузы, которые могут возникать
 не только между отдельными фразами, но
 и в середине фраз и даже слов (дизритмия
 речевого высказывания). Появление пауз
 внутри слов как между слогами, так и
 внутри слогов т.е. онтогенетические
 паузы хезитации,характерны только
 для детей в период формирования фразовой
 речи. Эти паузы свидетельствуют об
 интенсивном формировании внутриречевого
 программирования.
 Помимо пауз, появляются повторения
 слогов, слов или словосочетаний —
 физиологические итерации.Этот период
 сопровождается определенными особенностями
 речевого дыхания. Ребенок может начинать
 речевое высказывание в любую из фаз
 дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в
 паузу между выдохом и вдохом. Нередко
 речевые высказывания детей этого
 возраста сопровождаются выраженными
 вегетативными реакциями: покраснение,
 учащение дыхания, общее мышечное
 напряжение.
 В этот период речь самого ребенка
 становится средством его интеллектуального
 и речевого развития. У ребенка трех лет
 появляется повышенная потребность в
 речевой активности. Он говорит постоянно,
 обращается к взрослому с вопросами,
 инициативно подключая взрослого в
 общение с собой.
 Любые, главным образом, психические
 стрессы в этот период, а также любые
 виды сенсорных деприваций могут не
 только изменить темп речевого развития
 (задержку речевого развития), но и
 привести к патологии речи (заикание).
 Третий гиперсензитивный период
 наблюдается в 5-6 дет, когда в норме
 формируется контекстная речь, т.е.
 самостоятельное порождение текста. В
 этот период у ребенка интенсивно
 развивается и существенно усложняется
 механизм перехода внутреннего замысла
 во внешнюю речь. Как и в возрасте трех
 лет, центральная нервная система детей
 5-б дет испытывает особое напряжение в
 процессе речи.
 И это время можно наблюдать “сбои”
 речевого дыхания в момент произнесения
 сложных фраз, увеличение количества и
 длительности пауз, связанных с
 затруднениями лексико-грамматического
 оформления высказывания.
 Ребенок в этом возрасте, с одной стороны,
 крайне чувствителен к качеству речевых
 образцов контекстной речи взрослых, с
 другой стороны, психические стрессы
 могут привести к возникновению речевой
 патологии (заиканию), а ограничение
 речевого общения, низкий уровень речевого
 окружения приводят к недостаточной
 сформированности монологической речи.
 В дальнейшем эта недостаточность плохо
 компенсируется и требует специальной
 помощи.
 Таким образом, возрастные особенности
 устной речи, свидетельствующие о
 неустойчивости речевой функциональной
 системы в дошкольном возрасте, делают
 понятной причину ее избирательной
 непрочности при воздействии различных
 вредоносных факторов.
 Знание закономерностей речевого
 онтогенеза в дошкольном возрасте и
 особенностей протекания гиперсензитивных
 периодов позволяет глубже понять причину
 появления заикания в дошкольном возрасте.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
• Первая гиперсензитивная фазаотносится к периоду накопления первых слов (от 1 года до 1,5-2 лет).
• В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга, в частности, зоны Брока (14-18 мес.).
• Адекватное речевое общение взрослого с ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи.
• С другой стороны, недостаточное речевое общение с взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Это проявляется в задержке появления первых слов, в «забывании» слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.
• Вторая гиперсензитивная фазав развитии речи относится в среднем к периоду трех лет (2,5-3,5 года).
• Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью, когда происходит переход от ситуативной к контекстной речи, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательных механизмов, внимания, памяти, произвольности и т.д.).
• Некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, может наблюдаться упрямство, негативизм и т.д.
• Реализация речевого замысла в этом возрасте обычно сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением, что отражается на характере устной речи.
• В речи ребенка могут появиться паузы, возникающие не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов. Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внутри слогов характерны для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутриречевого программирования.
• Также появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации.
• Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания и выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.
• У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается со взрослыми. Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только задержать темп речевого развития, но и привести к патологии речи (заикание).
• Третий гиперсензитивный периоднаблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.
• В этот период, когда у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю, могут наблюдаться «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.
• Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевых образцов речи взрослых, с другой стороны, предъявление повышенных требований и, как следствие, психические стрессы могут привести к возникновению заикания, а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи.
• Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи;
• они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др.
Дата добавления: 2015-10-27; просмотров: 1472 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
 Весь период речевого развития от 1 до
 6 лет считается сензитнвным, т.е. особо
 чувствительным как к восприятию речи
 окружающих, так и к влиянию разных
 факторов внешней и внутренней среды.
 Именно в этот период дети могут особо
 продуктивно освоить устную речь.
 Хорошее здоровье ребенка и благоприятная
 речевая среда способствует формированию
 высокоразвитой речи.
 Если в сензитивный период развития
 речи организм ребенка претерпевает
 влияние каких-либо вредоносных воз-.
 действий (факторы риска),то нормальный
 процесс речевого развития нарушается.
 Это происходит либо вследствие устранения
 ряда необходимых условий для формирования
 речи (нарушение речевого общения со
 взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо
 вследствие появления новых “вредоносных”
 факторов (резкое увеличение сенсорной
 информации, постоянное шумовое окружение,
 обилие новых людей в окружении ребенка,
 смена языковой среды и т.п.). В любом
 случае, овладение устной речью в период
 воздействия вредоносных факторов
 затрудняется. Соматические и особенно
 нервно-психические заболевания, а также
 эмоциональная депривация, ограничение
 речевого общения могут вести к задержке,
 искажению и патологии речевого развития.
 Помимо того, что весь период от 1 до 6
 лет считается сензитивным для развития
 речи, на этом фоне отмечаются достаточно
 ограниченные по времени гиперсензитивные
 фазы.
 Первая из них относится к периоду
 накопления первых слов. Условно это
 период от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность
 этой фазы сводится, с одной стороны, к
 тому, что адекватное речевое общение
 взрослого с ребенком позволяет ребенку
 достаточно быстро накапливать слова,
 являющиеся основой для дальнейшего
 нормального развития фразовой речи, с
 другой стороны, недостаточное речевое
 общение со взрослым, соматические и
 психические стрессы легко приводят к
 разрушению формирующейся речи. Это
 может проявляться в задержке появления
 первых слов, в “забывании” тех слов,
 которыми ребенок уже владел, и даже в
 остановке речевого развития.
 Вторая гиперсензитивная фаза в развитии
 речи относится в среднем к периоду трех
 лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок
 активно овладевает развернутой фразовой
 речью. То есть, в это время ребенок делает
 переход от несимволической к символической
 вербализации (от конкретных к
 отвлеченно-обобщенным формам общения),
 от односложных фраз к комплексным и
 иерархически организованным синтаксическим
 и семантическим структурам. Именно в
 этот период резко усложняется
 внутреннеречевое программирование.
 Реализация ребенком речевого замысла
 на этом этапе сопровождается не только
 психическим, но и эмоциональным
 напряжением. Все это отражается на
 характере устной речи. В речи ребенка
 появляются паузы, которые могут возникать
 не только между отдельными фразами, но
 и в середине фраз и даже слов (дизритмия
 речевого высказывания). Появление пауз
 внутри слов как между слогами, так и
 внутри слогов т.е. онтогенетические
 паузы хезитации, характерны только для
 детей в период формирования фразовой
 речи. Эти паузы свидетельствуют об
 интенсивном формировании внутриречевого
 программирования.
 Помимо пауз, появляются повторения
 слогов, слов или словосочетаний —
 физиологические итерации. Этот период
 сопровождается определенными особенностями
 речевого дыхания. Ребенок может начинать
 речевое высказывание в любую из фаз
 дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в
 паузу между выдохом и вдохом. Нередко
 речевые высказывания детей этого
 возраста сопровождаются выраженными
 вегетативными реакциями: покраснение,
 учащение дыхания, общее мышечное
 напряжение.
 В этот период речь самого ребенка
 становится средством его интеллектуального
 и речевого развития. У ребенка трех лет
 появляется повышенная потребность в
 речевой активности. Он говорит постоянно,
 обращается к взрослому с вопросами,
 инициативно подключая взрослого в
 общение с собой.
 Любые, главным образом, психические
 стрессы в этот период, а также любые
 виды сенсорных деприваций могут не
 только изменить темп речевого развития
 (задержку речевого развития), но и
 привести к патологии речи (заикание).
 Третий гиперсензитивный период
 наблюдается в 5-6 дет, когда в норме
 формируется контекстная речь, т.е.
 самостоятельное порождение текста. В
 этот период у ребенка интенсивно
 развивается и существенно усложняется
 механизм перехода внутреннего замысла
 во внешнюю речь. Как и в возрасте трех
 лет, центральная нервная система детей
 5-б дет испытывает особое напряжение в
 процессе речи.
 И это время можно наблюдать “сбои”
 речевого дыхания в момент произнесения
 сложных фраз, увеличение количества и
 длительности пауз, связанных с
 затруднениями лексико-грамматического
 оформления высказывания.
 Ребенок в этом возрасте, с одной
 стороны, крайне чувствителен к качеству
 речевых образцов контекстной речи
 взрослых, с другой стороны, психические
 стрессы могут привести к возникновению
 речевой патологии (заиканию), а ограничение
 речевого общения, низкий уровень речевого
 окружения приводят к недостаточной
 сформированности монологической речи.
 В дальнейшем эта недостаточность плохо
 компенсируется и требует специальной
 помощи.
 Таким образом, возрастные особенности
 устной речи, свидетельствующие о
 неустойчивости речевой функциональной
 системы в дошкольном возрасте, делают
 понятной причину ее избирательной
 непрочности при воздействии различных
 вредоносных факторов.
 Знание закономерностей речевого
 онтогенеза в дошкольном возрасте и
 особенностей протекания гиперсензитивных
 периодов позволяет глубже понять причину
 появления заикания в дошкольном возрасте.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
 
 