Гиперактивный ребенок развитие воспитание обучение
Почему обычная школа и её дисциплина не работают
Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с первых же уроков ставят в жёсткие рамки: сидеть тихо, слушать учителя, выполнять задания. Для них это сложные и необоснованные правила, поэтому учебная мотивация тут же пропадает. Вместо решения уравнений они предпочитают летать в облаках и играть с соседями по парте.
Порой учителя считают, что такое поведение — следствие плохого воспитания, и начинают ещё строже дисциплинировать ребёнка. Такие методы травмируют психику учащихся с неврологическим дефицитом — дети становятся закрытыми и агрессивными. Чтобы избежать этих последствий, нужна ранняя диагностика заболевания и комплексное лечение.
СДВГ относят к самым распространённым болезням у детей
Чаще всего детям с СДВГ назначают препараты, и они продолжают ходить в обычную школу, не переходя на надомное обучение. Но одни только медикаменты не улучшат ситуацию, а побочные эффекты, такие, как заторможенность и галлюцинации, могут и ухудшить её.
При этом большинство детей с СДВГ нормально обходятся без препаратов, если не ходят в традиционную школу. Такой вывод сделал профессор психологии в Бостонском колледже Петер Грей. Он проанализировал 28 семей, имеющих детей с неврологическим дефицитом. Большинство из детей с СДВГ отказались от медикаментозного лечения после перехода на домашнее обучение.
<<Форма с консультацией>>
Преимущества семейного обучения для детей с СДВГ
Дети с СДВГ подвержены влиянию других — если их позовут играть, они точно отвлекутся от занятий. Они эффективны только в постоянстве и порядке, им трудно привыкнуть к смене учителей или помещений. Они активные и любознательные, только когда делают что-то сами, они ненавидят сидеть на стуле и выполнять то, что им написали на доске.
Условия в традиционной школе только мешают им учиться, поэтому родители переводят их на семейное образование. Преимущества формата домашнего обучения детей с СДВГ:
- Вы выстраиваете гибкий график учёбы и отдыха для ребёнка.
- Контролируете отвлекающие факторы.
- Адаптируете школьную программу и фокусируетесь на важных предметах.
- Обучаете проходит по индивидуальным методам: игры, творческий подход.
Как организовать учебный процесс ребёнка с СДВГ
Чтобы повысить учебную мотивацию ребёнка с СДВГ, родители должны создать для него комфортные условия, учитывая некоторые особенности:
- Подберите индивидуальную программу обучения. Дети с таким диагнозом любят делать что-то своими руками, а не только слушать и смотреть.
- Создайте условия для творчества — изучайте природу в лесу, а не по учебникам, вместе придумайте математические конкурсы и награды, пишите разноцветными ручками и старайтесь всё применять на практике.
- Выберите одно место и время для занятий. Гиперактивным детям сложно привыкать к переменам, нужно чёткое расписание и привычная обстановка.
- Делайте в перерывах физические упражнения. Нужно часто менять деятельность — сделайте уроки короче, но эффективнее.
Помочь в организации учебного процесса могут онлайн-школы. Они дают образовательный контент и позволяют индивидуализировать нагрузку. В «Домашней школе Фоксфорда» вы можете просматривать лекции в записи, ставить их на паузу, когда ребёнку нужно отдохнуть, ускорять и замедлять их темп, если это необходимо. Ещё у каждого ученика есть наставник, который следит за мотивацией и успеваемостью.
Резюме
Оптимальные условия для обучения ребёнка с СДВГ можно создать дома своими силами. Однако родителям не всегда хватает времени для занятий с такими непростыми детьми. Нужно самостоятельно адаптировать школьную программу, придумывать домашние задания, выстраивать график и выбирать нагрузку по предметам.
Сделать учебный процесс доступнее и интереснее помогают онлайн-школы. Они предоставляют лекции от опытных преподавателей, домашние задания и кураторов.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» поможет вам выстроить гибкий график и нужную интенсивность занятий для ребёнка с СДВГ.
Источник
Виерь Эльвира Рашидовна
Гиперактивный ребенок. Особенности гиперактивных детей и их воспитание
Содержание
• Как отличить активного ребенка, от гиперактивного
• Причины гиперактивности
• Лечение гиперактивности у детей
Такое понятие, как гиперактивность появилось совсем недавно. Сегодня люди его часто применяют практически к каждому активному и подвижному ребенку. Однако такой подход совершенно не верный. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.
Как отличить активного ребенка, от гиперактивного
Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш, обычно, ведет себя вяло и тихо. Просто активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Однако такая активность проявляется не всегда и не везде. Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя вполне спокойно. Его можно без проблем увлечь каким-нибудь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.
Поведение гиперактивного ребенка несколько отличается. Такой малыш тоже очень много двигается, однако он продолжает это делать постоянно и даже после того, как очень устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности так же, как и здоровый задает множество вопросов, однако редко до конца дослушивает ответы. Им очень трудно управлять, он совершено не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может часто инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет, кусается и т. п. Помимо этого, гиперактивных детей можно определить еще по ряду особенностей, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.
Особенности гиперактивных детей:
• Проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть.
• Неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы и т. п.
• Неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете.
• Не может усидеть на месте.
• Забывает важную информацию.
• Проблемы с концентрацией внимания.
• Отсутствие чувства страха и самосохранения.
• Нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь.
• Излишняя болтливость.
• Частые и резкие смены настроения.
• Недисциплинированность.
• Обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки.
• Испытывает трудности в обучении.
Из-за возрастных особенностей детей, обычно, диагноз гиперактивность ставится только после пяти-шести лет. Наиболее сильно этот синдром проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов. С возрастом неусидчивость и взбалмошность практически всегда проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность, к сожалению, часто остаются.
Причины гиперактивности
Прежде всего, родителям стоит уяснить, что гиперактивность у детей является не особенностью характера, а нарушением нервной системы. Пока установить истинную причину возникновения данного синдром точно не удалось. Многие ученые придерживаются мнения, что он может развиваться из-за особенностей строения или функционирования мозга, генетической предрасположенности, проблемной беременности, родовых травм, перенесения инфекционных заболеваний в младенчестве и т. п.
Лечение гиперактивности у детей
Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него никак не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка.
Как правило, для лечения гиперактивности у детей применяются успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге средства. Однако они не избавляют полностью от синдрома, а только снимают симптомы на период приема препаратов. Кроме того, подобные лекарства обладают рядом побочных эффектов, поэтому необходимость их употребления должен определять только специалист. Как бы то ни было, только медикаментозным лечением обойтись невозможно, поскольку оно не сможет привить ребенку социальные навыки и не адаптирует его к окружающим условиям. В идеале, лечение гиперактивного ребенка должно проходить комплексно и включать в себя наблюдение у психолога, невропатолога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.
Поддержка родителей имеет особенно важное значение. Если ребенок чувствует любовь и получает достаточно внимания, если между ним и взрослым установлен эмоциональный контакт, детская гиперактивность проявляется в гораздо меньшей степени.
Помимо этого родителям необходимо:
• Обеспечить ребенку спокойные условия для жизни и доброжелательную атмосферу.
• Разговаривать с малышом спокойно и сдержанно, реже говорить «нельзя» или «нет» и любых других слов способных создать напряженную обстановку.
• Не выражать неудовольствие самим ребенком, а осуждать только его поступки.
• Беречь малыша от переутомлений и стрессов.
• Установить четкий распорядок дня и контролировать, чтобы ребенок его придерживался.
• Избегать мест, в которых присутствует много людей.
• Совершать с ребенком ежедневные длительные прогулки.
• Обеспечить возможность расходования излишней энергии, например, записать малыша в спортивную секцию или на танцы.
• Не забывать хвалить ребенка за какие-либо достижения, хорошие поступки или поведение.
• Не давать малышу одновременно несколько поручений и не занимать его сразу несколькими делами.
• Избегать длинных формулировок, стараться ставить четкие задачи.
• Выделить для ребенка комнату или собственное тихое место, в котором он сможет заниматься, не отвлекаясь на внешние факторы, например, работающий телевизор, разговаривающих людей и т. п.
Источник
Ребёнок не может долго заниматься одним и тем же и часто отвлекается. Резко срывается с места и начинает носиться по комнате или школе. Всё это могут быть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Паниковать рано! Таких детей тоже можно успешно учить, если знать, как с ними работать. Психолог Инна Пасечник составила памятку по работе с гиперактивными детьми.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Ребёнку нужно постоянно двигаться. Он отвлекается, разговаривает на уроках, крутится, раскачивается, сидит, подложив ноги под попу, при утомлении его моторная активность повышается. Это связано с особенностями работы мозга у детей с СДВГ. Нужно, чтобы в мозг постоянно поступали питательные вещества, а это возможно только при движении. Если гиперактивного ребёнка заставить сидеть спокойно, ему будет сложнее думать. Поэтому учителям нужно позволить детям двигаться во время урока. Например, если ребёнок утомляется, предложить походить по классу (найти для этого какой-то законный повод!) или дать физическое задание: протереть с доски, раздать тетради, сходить за водой.
2. Ребёнок быстро устаёт от рутины. Ему становится невыносимо скучно делать однотипные задания, если он уже в них разобрался. В других странах детям с СДВГ на 30% снижают количество однотипных заданий (в том числе домашних заданий), а учителя не требуют, чтобы дети выполняли все примеры, если ребёнок усвоил тему. В случае СДВГ повторение никак не влияет на качество усвоения материала. Хорошо если такие дети могли бы во время урока рисовать в черновике или крутить что-то в руках. Они склонны делать несколько дел одновременно, и это никак не влияет на качество восприятия информации на уроке. В противном случае, ребёнок начинает отвлекать своих соседей и разговаривать с ними.
3. Дети с СДВГ часто не очень аккуратно оформляют домашние работы. В тетрадях много исправлений, помарок. Поэтому учителям стоит смотреть на содержание работы, а не на оформление, и помнить, что снижение оценок за плохо оформленную работу будет снижать мотивацию к учёбе.
4. Гиперактивные дети боятся больших объёмов. Если такому ребёнку сразу дать 20 примеров, он испугается. Но если ребёнку дать те же 20 примеров на отдельных карточках пять раз по четыре примера — он сделает все и гораздо быстрее. Кроме того, это ещё и хорошая возможность подвигаться между получением следующей карточки. То есть просто нужно делить большие объёмы заданий на несколько маленьких частей.
5. Ребёнок может что-то забывать. Например, как выполнять какое-то задание или вообще конечную цель работы (плохая оперативная память). В итоге детям опять снижают оценки, мотивация падает. Нужно концентрировать внимание ребёнка на всех пунктах задания в упражнении, спрашивать, что нужно не забыть сделать. Кроме того, гиперактивные дети часто забывают свои вещи. Можно напоминать ребёнку об этом или поощрять, если он не забыл взять свои вещи. Эффективен метод «напоминалок» — маленьких записок, наклеек на пенале, благодаря которым ребёнок может вспомнить что-то с собой взять, сделать или куда-то сходить.
6. Ребёнок часто отвлекается. Желательно посадить его ближе к учителю, чтобы было легче сосредоточиться. Если ребёнок отвлёкся, слегка прикоснитесь к его руке, чтобы он смог снова сконцентрировать внимание. Или обсудите с ребёнком, как помочь ему не отвлекаться на уроке.
7. Гиперактивные дети плохо ориентируются во времени. Это никак не связано с интеллектуальным развитием ребёнка. Он просто не замечает, что прошло больше времени, чем он думал. В результате опаздывает и не успевает что-то доделать. В таких случаях нужно либо постоянно напоминать ему время, либо научить ребёнка ставить таймер, либо самому ставить таймер (или песочные часы) так, чтоб он их видел.
8. Дети с СДВГ импульсивны. Такому ребёнку трудно удержаться и не выкрикнуть ответ, если он его знает. Трудно не вмешаться в процесс, если происходит что-то для него интересное. На уроках можно ввести специальные таблички, на которых дети могут писать ответ на вопрос учителя, чтобы им не надо было терпеть, если отвечает другой ученик. Или придумать поощрение, если он сдержался и не перебил одноклассника.
9. Дети с СДВГ эмоциональны. Они могут сильно обижаться, если у них что-то не получается или с ними не общаются одноклассники (гиперактивные дети очень общительны и любят поговорить). В этом случае ребёнку нужна поддержка или помощь, чтобы наладить отношения с одноклассниками. Например, вмешаться в игру и помочь правильно распределить роли.
10. Ребёнок всегда что-нибудь делает не так. Шумит, бегает и утомляет окружающих. Попробуйте понять, какое поведение для вас недопустимо и контролируйте только его. Иначе придётся непрерывно делать ребёнку замечания. Он начнёт игнорировать всё, что вы ему говорите, и у него упадёт самооценка. Будьте избирательны: обращайте внимание только на то поведение, которое вы решили исправить.
11. Гиперактивного ребёнка можно научить всему. Даже делать сложные для него (по физиологическим причинам) вещи. Но для этого нужно создать ему внешнюю мотивацию.
В этом может помочь система поощрения, которой учителя и родители могут пользоваться вместе. Допустим, вводится несколько правил (три), которые ребёнок должен выполнять в школе. За их выполнение он получает плюсики от учителя в специальный дневник (такой дневник ребёнок делает сам и красиво оформляет). Правила должны быть короткие и конкретные. Например, «дожидаться, когда тебя спросит учитель, не выкрикивать», «выполнять все задания в классе», «записывать все примеры в тетрадь». Затем родители награждают ребёнка за плюсики, для этого дома составляется лист вознаграждений: каждый бонус стоит определённое количество плюсов. Эта система — исключительно система наград, то есть «минусы» не ставятся и «плюсики» не сгорают. Система наказаний у детей с СДВГ обычно или просто не работает (плюсики ребёнок будет терять быстрее, чем накапливать), или приводит к депрессии.
Ещё можно использовать систему выработки навыка желательного поведения, причём для всего класса. Об этой системе писал психиатр Бен Фурман в книге «Навыки ребёнка в действии». Выбирается один навык, которому учится весь класс. Допустим, быть готовым к уроку вовремя. Значит, что как только прозвонит звонок, дети должны ровно стоять возле своей парты, а на столе лежать вещи, необходимые на уроке. Если все дети смогли это сделать, учитель их хвалит и кладёт шарик в специальную банку. Когда банка оказывается полной — это означает, что класс освоил навык. За это дети получают какое-то награждение: чаепитие, грамоту, поход в зоопарк и тому подобное.
Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)
Источник