Гимнастика для развития речи ребенка косинова
УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!
Вы держите в руках необычную книгу, она поможет вашему ребёнку научиться говорить правильно и чётко. Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести
кплохой успеваемости в школе. Необычность этой книги состоит в том, что представленный в ней ма териал раньше был доступен только специалистам-логопедам, это артикуляционная гимнастика — уп ражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для пра вильного звукопроизношения.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и уп ражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помо щи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь ном этапе.
4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться гово рить правильно,чётко и красиво.
Как заниматься по этой книге?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки (с. 49-61) и рисунки книги не менее 5-6 раз. Карточки следует акку ратно (по линиям) вырезать с указанных страниц, наклеить на плотный картон и заклеить лицевую сто рону клейкой лентой, чтобы края не истрепались. Карточки помогут быстрее освоить все упражнения,
ктому же по ним можно заниматься, не имея под рукой книги.
Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение (с. 41-44) помогут отработать определённые положения органов арти куляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша.
Рекомендации к проведению упражнений:
•Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно за давать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находит ся (вверху или внизу)?
•Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
•Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра ста и усидчивости ребёнка.
•Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
•К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
•В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло жение языка некоторое время без изменений.
•Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону
ималыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь
клогопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически вер ной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка
кшкольному обучению.
Источник
Когда моему малышу исполнилось полгода, я активно занялась изучением книжного рынка в поисках лучших книг о пальчиковой гимнастике, об упражнениях для развития речи.
В итоге приобрела вот такое ёмкое пособие (автор – Елена Косинова):
Обратила внимание, что эту книгу рекомендуют логопеды всем родителям. Книга рассчитана не на один год занятий – в ней задания от года и старше – вплоть до дошкольников.
В книге три раздела:
1 часть – Пальчиковая гимнастика – интересная вводная часть для родителей об особенностях упражнений, а затем много нетипичных (для нас – очень интересных) упражнений. На каждом развороте – стихи для занятия + описание положения рук + проиллюстрированы пальчики в движении + большая красочная картинка (ребенку нравятся):
Когда малыш запомнит и будет свободно выполнять движения пальчиками и ладошками, можно вместе с ним показывать и разыгрывать итоговую сказка (их две – одна в прозе, вторая – в стихах) или придумывать сказки собственного сочинения и разыгрывать их на пальчиках – весело и полезно. Главное – заниматься! Заниматься ежедневно!!
2 часть – Гимнастика для развития речи – полезная вводная статья для родителей, для чего нужна артикуляционная гимнастика, а затем масса уроков-упражнений, не разрозненных, а связанных между собой главным героем – Язычком. Читается как сказка. И занимаемся по ходу повествования. Важно для раздела по развитию артикуляционной моторики то, что есть фотография логопеда, выполняющего артикуляционное упражнение, дополненное стихами и сюжетной картинкой — что очень привлекает внимание ребят. Еще иллюстрации в разделе не простые – каждая с дополнительным заданием – найди предмет, сосчитай – не заскучаешь!
В этом разделе – также Игры для развития высоты и тембра голоса ( Кто кричит, Заведи мотор, Постучи как дятел и др.)
3 часть – Говорим правильно и красиво – вводная статья, как работать со скороговорками, далее скороговорки, содержащие простые и сложные для произношения звуки, и предложение – соперничать с мамой и папой в произношении их. Картинки – это не только картинки, но и задания на внимательность – найди, сравни и др. Так как многие скороговорки современным детям непонятны – внизу есть сноски с разъяснениями. Например, «Валерий кавалерию раскрасил акварелью» ( в пояснении – Кавалерия – конное войско)
В конце книги даны карточки к разным темам, которые надо вырезать (обклеить скотчем для сохранности) и использовать для разучивания упражнений.
Об издании: страниц: 192 (хороший белоснежный нетонкий офсет), масса:826 г, размеры: 288x217x20 мм, твердая обложка;
книгу «Уроки логопеда. Игры для развития речи» можно найти в Лабиринте, OZON.ru, my-shop.ru, Read.ru.
Самое главное — у меня издание 2010 года — в более поздних изданиях содержание, формат остались такими же, но изменились иллюстрации, с которыми можно ознакомиться тут.
Помимо данного издания, для занятий с ребенком я использую раздел «Разговорчивые пальчики» книги «Большая книга для малышей» (о ней я подробно рассказывала здесь).
А также мы очень любим всё, что придумывает педагог Екатерина Железнова, — вот ее занятия на YouTube. Сын занимается с удовольствием – это главное в любом деле!! Очень рекомендую обратить внимание на книгу — Екатерина Железнова: Тюк-Тюк кулачок (2-4 года) — отличная книга, в которой 32 игры для пальчиков со стихами.
P.S. Если делаете заказ в сети, надеюсь, пригодится следующая информация — о действующих в настоящее время кодовых словах и других акциях популярных интернет-магазинов всегда можно узнать здесь
Источник
| Поиск по порталу
|
Источник
Уроки логопеда косинова
Стал выбор между двумя книгами. Помогите разобраться. Нужно чтоб в книге были пальчиковая гимнастика со стихами, артикуляционные упражнения. Это то что нам нужно именно сейчас, на даном этапе нашего развития. В дальнейшем — логопедические игры, скороговорки, чистоговорки и т.п. Пал мой выбор на 2 книги: Елена Косинова: Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких
и Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи
Вроде и первая, и вторая книга соответствуют моим требованиям, цена одинаковая. Какую выбрать, чем они отличаются?
Ну и заодно спрошу: стоит ли покупать Елена Янушко: Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет как методичку для себя? (не актуально, нашла в электронном виде)
Комментарии
СмоÑÑиÑе Ñакже
- ÐÑÐ±Ð¾Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ по ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑи
СÑал вÑÐ±Ð¾Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°Ð¼Ð¸. ÐомогиÑе ÑазобÑаÑÑÑÑ. ÐÑжно ÑÑоб в книге бÑли палÑÑÐ¸ÐºÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ð°ÑÑика Ñо ÑÑÐ¸Ñ Ð°Ð¼Ð¸, аÑÑикÑлÑÑионнÑе ÑпÑажнениÑ. ÐÑо Ñо ÑÑо нам нÑжно именно ÑейÑаÑ, на даном ÑÑапе наÑего ÑазвиÑиÑ. РдалÑнейÑем — логопедиÑеÑкие игÑÑ,…
- Ðниги по ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑи (Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ð¼)
Ðак Ñо давно Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑоÑили ÑаÑÑказаÑÑ Ð¾ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°Ñ Ð¿Ð¾ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑи малÑÑей, коÑоÑÑе понÑавилиÑÑ/оказалиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñми мне. Ð Ð²Ð¾Ñ ÑолÑко ÑейÑÐ°Ñ Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸ÑалÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑ.СÑÐ°Ð·Ñ ÑкажÑ!! ÐÑе нижепеÑеÑиÑленнÑе книги ÐÐ ÑвлÑÑÑÑÑ ÑникалÑнÑми поÑобиÑми, из каждой можно вÑнеÑÑи…
- Ðниги Ð´Ð»Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑеÑи малÑÑа
ÐÑем добÑое ÑÑÑо! СоÑÑавила ÑпиÑок книг и игÑ, по коÑоÑÑм Ð¼Ñ Ñ ÐгаÑой занимаемÑÑ
ÑазвиÑием ÑеÑи. Ðе Ð¼Ð¾Ð³Ñ ÑказаÑÑ, ÑÑо Ñ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»Ñна ими на 100%, но многие
игÑÑ Ð¸ идеи Ð¼Ñ Ð±ÐµÑем именно оÑÑÑда. ÐÑдх - ÐеÑÑкие книги-Ð½Ð°Ñ Ð²ÑÐ±Ð¾Ñ Ð² 3 года
Ðва года назад ÑеÑÑÑила инÑеÑÐ½ÐµÑ Ð² поиÑÐºÐ°Ñ Ð°Ð´ÐµÐºÐ²Ð°Ñного ÑпиÑка деÑÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей 3 лех. Ðо вÑе ÑвеÑÑли, ÑÑо ÑÑÐµÑ Ð»ÐµÑÐ½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑÐ½Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸ , коÑоÑÑе Ñ ÑиÑала в наÑалÑной Ñколе, или кÑаÑивейÑие книги-игÑÑÑки…. ÐонеÑно книги-игÑÑÑки…
Источник
Сказка ВЕСЁЛАЯ ПРОГУЛКА
1. Жил-был Язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода, а потом опять в домик спрятался.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.
2. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют ли дети на улице? Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то клеевому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.
3. После этого посмотрел Язычок из окошка вниз: нет ли луж? А потом вверх: светит ли солнышко?
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
ЁЖИК, ЦВЕТЫ
1. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошёл с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ёжик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ёжик.
Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
2. Убежал Ёжик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»
Описание упражнения: вдох через нос — «нюхать» цветок; на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.
У меня в иголках шёрстка
И в норе запасов горстка.
Лучше ты меня не трожь!
Я — колючий серый ёж!
Дополнительное задание: найди цветы с пятью лепестками.
ФУТБОЛ
1. Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе со всеми поиграем в футбол.
Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
2. Поиграли ребята с Язычком, а потом решили соревнование устроить: кто дальше мяч загонит.
Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох — через нос, выдох — через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.
Во дворе народ толпится.
Там идёт футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
Потому что наблюдает
За игрою из окна Катерина.
Всякий знает: Генке нравится она.
Дополнительное задание: покажи мальчика, который сейчас забьёт гол: он в жёлтой футболке, в синих шортах, в красных носках и без кепки.
КАЧЕЛИ
После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Дополнительные задания:
§ посмотри на бабочку, которая сидит у Язычка на руке, и найди таких же бабочек;
§ покажи бабочек, которые летят направо;
§ покажи бабочек, которые летят налево.
ИНДЮК
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.
Я — индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…
Дополнительное задание: найди всех гусениц.
МЕСИМ ТЕСТО
Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.
Давай и мы поможем Язычку.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами — та-та-та…; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём,
После скалку мы возьмём,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять
Не пора ли вынимать?
О. Хинн
Дополнительное задание: посмотри на рисунки в квадратиках и скажи, что сделано из муки.
БЛИНЧИКИ
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно подсчёт взрослого до пяти; потом до десяти.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму. О. Хинн
Дополнительное задание: найди на маленьких картинках все блинчики, похожие на большой блин (в центре страницы).
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
1. Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали? Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Дополнительное задание: посмотри внимательно на рисунки и скажи, из чего обычно не варят варенье.
ЧАШКА
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Дополнительное задание: назови, что нарисовано на маленьких рисунках.
ЧИСТИМ ЗУБКИ
1. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»
Перед сном Язычок пошёл умываться и… правильно, чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.
2. После того как Язычок почистил зубки, он принял ся полоскать ротик. Давай ему поможем!
Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.
Умылся Язычок и пошёл спать.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Дополнительное задание: найди все одинаковые тюбики с пастой.
1. Посмотри внимательно на рисунок и опиши всю прогулку Язычка: что Язычок
делал сначала, что потом (можешь рассказать сначала словами, а потом проде
лать все упражнения).
2. Вспомни, что было раньше: Язычок качался на качелях или играл в футбол?
3. На рисунке есть то, что Язычок не встречал во время своей прогулки. Найди эти
«лишние» предметы.
4. Покажи с помощью упражнений всю прогулку Язычка.
Источник