Гетерохронность роста и развития организма ребенка
Рост и развитие некоторых частей тела,
а также органов и физиологических систем
детей и подростков, происходит
неодновременно и неравномерно, то есть
гетерохронно.
В разные периоды онтогенеза рост имеет
неодинаковую интенсивность. Фазы
интенсивного роста сменяются фазами с
некоторым замедлением его. Для одних
периодов характерен общий рост ребенка,
для других – увеличение отдельных
частей тела. Выделяют три периода
интенсивного роста:первый–
от рождения до 1-го года, когда длина
тела ребенка увеличивается на 50%, а масса
тела утраивается;второй–
ростовой скачок – в возрасте от 6-ти до
8-ми лет, когда за 1 год длина тела
может увеличиться на 7–8 см;третий–
от 11-ти до 13-ти лет, когда увеличение
длины тела за 1 год может составить
10–12 см.
Известно, что периоды интенсивного
роста сменяются периодами усиленного
развития, характеризующимися качественными
изменениями, когда происходит формирование,
созревание и интеграция различных
физиологических систем и механизмов.
Эти периоды: от 1-го года до 4-х лет; 8–10
лет и 14–20 лет.
Периоды интенсивного роста совпадают
с критическими. В эти возрастные периоды
детский организм чрезвычайно резко
реагирует на воздействие неблагоприятных
внешних факторов,
которые могут замедлить процессы роста
и вызвать нарушения в состоянии здоровья.
Неравномерное увеличение отдельных
органов и частей тела ведет к существенным
изменениям его пропорций. Новорожденный
ребенок имеет относительно большую
голову, длинное туловище и короткие
конечности. В дальнейшем, по мере роста,
длина нижних конечностей увеличивается
в 5 раз, длина верхних конечностей –
в 4, туловища – в 3, а головы – только
в 2 раза.
В организме ребенка наиболее быстро
развиваются и совершенствуются те
органы, интенсивное функционирование
которых в данный период жизненно
необходимо. Например, сердце функционирует
уже на третьей неделе пренатального
развития, а почки формируются значительно
позднее и начинают активно функционировать
только у новорожденного ребенка. Половые
органы усиленно растут в период полового
созревания, а лимфатическая ткань к
этому возрасту уже заканчивает свое
развитие.
Причиной гетерохронности является
различная скорость созревания нервных
центров, регулирующих работу различных
систем. Не последнюю роль играют и
социальные условия среды. Смысл
гетерохронности заключается в
перераспределении жизненной энергии
и ее мобилизации для успешного развития
той функции организма, которая важна в
данный возрастной период.
Учение о гетерохронии и системогенезе
было разработано русским ученым
П. К. Анохиным и его многочисленными
учениками и последователями. Суть этого
учения заключается в том, что структуры,
составляющие к моменту рождения ребенка
функциональную систему, выполняющую
жизненно важную роль, закладываются и
созревают избирательно и ускоренно.
Так, центры дыхания и кровообращения
начинают функционировать раньше, чем
центры речи. Из всех нервов руки прежде
всего развиваются те, которые обеспечивают
сокращение мышц, участвующих в
осуществлении хватательного рефлекса.
Из всех мышц лица ускоренно развиваются
мышцы рта, которые обеспечивают акт
сосания.
В процессе обучения ребенка письму,
чтению, навыкам личной гигиены и т. д.
также требуется образование функциональных
систем, в которые включаются разные
органы. Эти функциональные
системы обеспечивают ему оптимальное
взаимодействие с внешней средой.
Важной биологической особенностью в
развитии детей является то, что
формирование их функциональных систем
происходит намного раньше, чем это им
требуется. В функциональной
системе, обеспечивающей ребенку рефлекс
сосания, анатомо-физиологическое
формирование входящих в нее органов и
самой системы происходит задолго до
рождения ребенка.
Опережающее развитие органов и
функциональных систем у детей и
подростков – это своеобразная
«страховка», которую дает природа
человеку на случай непредвиденных
обстоятельств. Например, даже в случае
преждевременных родов новорожденный
встречается с внешней средой во
«всеоружии», так как он уже наделен
важнейшей для его жизни функцией сосания,
обеспечивающей ему питание.
Следовательно, неодновременное и
опережающее развитие функций есть
важнейший фактор, который подлежит
обязательному учету в педагогической
практике. Умелое использование
гетерохронности, рациональное
распределение информации, научный
подход к характеру тренирующего
воздействия – важное условие
сохранения здоровья и залог успешного
гармонического умственного и физического
развития подрастающих поколений.
Гетерохронность не только не мешает
правильному гармоническому развитию,
но и имеет глубокий биологический смысл,
который проявляется в увеличении
биологической надежности организма.
Наряду с типичным развитием, характерным
для большинства представителей данной
возрастно-половой группы, нередко
встречаются отклонения, которые легко
свести к двум основным типам –
акселерации и ретардации.
Под акселерациейпонимают
ускорение, а подретардацией–
задержку физического, психического,
социального развития и формирования
отдельных функциональных систем
организма детей и подростков.
Термин «акселерация» употребляется в
основном в двух значениях: акселерация
эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная
акселерация обозначает ускорение
физического развития детей и подростков
в сравнении с предшествующими поколениями.
При массовых исследованиях физического
развития детей различного возраста
выявлено, что показатели многих
функциональных систем современных
детей и подростков значительно превышает
таковые у детей 30–50 лет назад. Длина
тела новорожденных за это время
увеличилась на 2-2,5 см, а их масса –
на 0,5 кг; у 15-летних соответственно –
на 6–10 см и 3–10 кг.
Сократилась продолжительность роста:
в настоящее время рост девушек и юношей
в среднем заканчивается к 16–19-ти годам,
а 50 лет назад люди достигали максимального
роста в возрасте 25–26 лет.
Существуют убедительные доказательства
акселерации развития сердечно-сосудистой,
дыхательной и двигательной систем детей
и подростков, что, возможно, привело к
«омоложению» спортивных рекордов.
Акселерация показателей физического
развития стимулировала и психическое
развитие, поскольку между ними существует
взаимосвязь.
Внутригрупповые акселерация и ретардация
выявляются при рассмотрении размеров
тела.
По длине тела выделяют следующие группы
детей и подростков:
1) высокие и выше средних – акселеранты –
20%;
2) средние – 60%;
3) ниже средних
и низкие – ретарданты – 20%.
В настоящее время увеличивается
количество высокорослых и низкорослых
детей, обусловленное как внешними, так
и внутренними факторами. В то же время
известно, что дети, развивающиеся
средними темпами, отличаются большей
надежностью и устойчивостью функциональных
систем.
У высокорослых детей энергия в большей
степени расходуется на количественное
увеличение различных структур и в
меньшей степени – на их качественное
преобразование. У таких детей наблюдается
отставание структурно-функционального
развития мышечной ткани от скорости
роста костей, что часто является причиной
формирования нарушений опорно-двигательного
аппарата. Для формирования гармонического
развития высокорослых детей существует
система мероприятий, способствующих
укреплению и развитию скелетной
мускулатуры.
Ускорение и замедление психического
развития выявляются при изучении
психофункциональных показателей:
памяти, абстрактного мышления, развития
речи, внимания, умственной работоспособности
и т. д. По степени выраженности этих
показателей выделяют три группы детей:
зрелые, среднезрелые и незрелые.
Процентное соотношение данных групп в
различных регионах России, городах,
районах, школах неодинаково.
Проблема акселерации и ретардации
привлекает внимание многих специалистов
всего мира: биологов, медиков, психологов,
педагогов и социологов. Решение ее имеет
большое практическое значение и требует
пересмотра методов обучения, изменения
форм полового, физического и эстетического
воспитания. Так, определение степени
умственного развития детей перед
поступлением в школу необходимо для
дифференцированного обучения, которое
осуществляется в специализированных
классах или в обычных с использованием
индивидуальных программ.
Ребенок с ускоренным психическим
развитием, испытывающий недостаток
информации в школе, постепенно становится
средним учеником. Ребенок, отстающий в
психическом развитии, испытывает
информационную перегрузку, которая
ведет к нарушению в деятельности нервной
системы. Такой ребенок, как правило,
становится неуспевающим. Эти дети
нуждаются в понимании особенностей их
биологического, психического развития,
в индивидуальном подходе. При соблюдении
этих требований они «подтягиваются»
до уровня своих сверстников.
Акселерация не всегда положительным
образом сказывается на функциональных
возможностях детского организма. Есть
доказательство, что у акселерированных
детей рост и развитие сердца отстают
от роста тела. В результате нарушается
его нормальная деятельность, создаются
предпосылки для развития сердечно-сосудистых
заболеваний. Дети-акселеранты чаще, чем
их сверстники, страдают различными
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, поэтому требуется четкое
выполнение ими рекомендаций по
профилактике этих нарушений и адекватное
развитие мышечной системы.
Биологические механизмы акселерации
пока не выяснены. Выдвигается много
различных гипотез о ее причинах. Наиболее
существенные из них:
широкая миграция
современного населения и связанное с
ней увеличение количества смешанных
браков;
урбанизация
населения (увеличение городского
населения) и стимулирующее влияние
условий городской жизни на темпы
физического развития;
увеличение
уровня радиации на земле;
улучшение
социальных условий жизни населения
промышленно развитых стран.
Несмотря на то, что воздействие
перечисленных выше факторов сохраняется,
в литературе последних лет есть сообщения
о том, что процесс акселерации
приостанавливается. Однако не замечать,
игнорировать явление акселерации
нельзя, так как это реальная биологическая
закономерность. Рационально организованная
система воспитания и обучения детей в
соответствии с уровнем биологической
и социальной зрелости позволит всем
детям гармонично развиваться, сохранить
и укрепить их здоровье.
Источник
Вопрос
Предметы, задачи изначение курса возрастная антомия, физиология и гигиена.
Данный предмет является самостоятельной дисциплиной, предметом его является изучение анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, закономерности становления их организма в процессе индивидуального развития и особенности реакций физиологических функций на педагогического воздействия.
Задача курса:
1)дать необходимые для работы педагога знание анатома физиологических особенностей детей и подростков.
2) сформировать правильное диалектическое понимание основных биолого-физиологических закономерностей развития детей и подростков.
3. ознакомить с условно рефлекторными основами процессов обучения и воспитания.
4)ознакомить с физиологическими механизмами сложных психических процессов, таких как память, внимание, мышление, речь, эмоции.
5)развить у будущих учителей умение использовать знание морфофункциональных (анатомо-физиологических) особенностей организма детей и подростков при организации учебно-воспитательного прцесса.
Значение курса:
Имеет большое практическое и теоретическое значение, знание полученных основ помогут педагогу рационально и оптимально организовать учебный и воспитательный процесс.
Вопрос
Понятие о росте и развитии. Гетерохронность и гармоничность развития детей и подростков.
Рост и развитие. Данные понятия являются одним из основных понятий в биологии. Рост — это увеличение массы и линейных размеров индивидуума, его отдельных органов за счет увеличения числа и массы клеток, неклеточных образований в результате преобладания процессов анаболизма над процессами катаболизма. Рост относится к количественным изменениям.
Развитие . под развитием понимается качественные изменения в организме. В детском организме они заключаются в усложнении организма, их взаимоотношений и процессов регуляции. Однако рост и развитие ребенка тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста, приводят к качественным изменениям.
Рост и развитие всех органов и физиологических систем организма детей происходит неодновременно и неравномерно, то есть гетерохронно. Прежде всего развиваются и совершенствуются те органы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Так, например, сердце функционирует уже на третий неделе пренатального онтогенеза, а почки формируются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.
Гетерохронность развития не отрицает его гармоничности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивают ему необходимую подвижность, надежность, функционирование целостного организма и оптимальное (гармоничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды
Понятие об онтогенезе
Термин онтогенез (от греч. онтос — сущее и генезис — происхождение) был введен в биологию известным немецким естествоиспытателем XIX в. Э. Геккелем. В настоящее время этим термином обозначают весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни.
В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития: пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, второй — от момента рождения до смерти человека. Следовательно, смерть является лишь одним из моментов жизни и представляет собой длительный процесс её отрицания. Ф. Энгельс писал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный, момент жизни… которая не понимает, что отрицание жизни по существу со-держится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится» ‘. Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же новорожденного знаменует лишь окончание первого этапа развития — пре-натального, длящегося в среднем 280 дней. С появлением ребенка на свет развитие продолжается в течение всего постнатального этапа, в котором, в свою очередь, можно выделить ранний, зрелый и заключительный (период старения) этапы развития. Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей и не представляет собой его простую уменьшенную копию. И хотя новорожденный обладает всем необходимым набором морфологических и функциональных свойств, обеспечивающих ему выживание в определенных, наследственно запрограммированных условиях окружающей среды, его физиологические возможности далеко не соответствуют функциональной активности взрослого организма. Время, в течение которого развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, если учитывать основные физиологические показатели организма человека (функционирование систем крови, кровообращения, пищеварения, нервной и т. д.) .составляет 16— 20 лет. Так, например, только к 20-ти годам у человека заканчивается формирование эндокринной и нервной систем. Для педагогов особо интересным является именно этот этап онтогенеза человека (от рождения до 18—20 лет), так как функциональные особенности детского организма делают его наиболее чувствительным к педагогическим воздействиям и именно в этот период происходит наиболее интенсивное физическое развитие и формирование психики человека.
Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.
12 периодов
Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
Грудной период — 1 месяц- 1 год
Раннее детство — 1-3 года
Первое детство — 4-7 лет
Второе детство мальчики 8-12 лет
девочки 8-11 лет
Подростковый период мальчики 13-16 лет
девочки 12-15 лет
Юношеский период юноши 17-23 года
девушки 16-21 год
Зрелый возраст (1 период) мужчины 24-35 лет
женщины 22-35 лет
Зрелый возраст (2 период) мужчины 36-60 лет
женщины 36-55 лет
Преклонный возраст мужчины 61-74 года
женщины 56-74 года
Старческий возраст — 75-90 лет
Долгожители — 90 лет и более
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических систем детей и подростков, происходит разновременно и неравномерно, т. е. гетерохронно.
В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. Фазы интенсивного роста сменяются фазами замедления. Для одних периодов характерен общий рост ребенка, для других — увеличение отдельных частей тела.
Выделяют три периода интенсивного роста:
от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, а масса тела утраивается;
с 6 до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться на 7-8 см;
с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см.
Периоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 года; 8-10 лет; 14-20 лет.
Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти возрастные периоды детский организм чрезвычайно остро реагирует на воздействие неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и вызвать нарушения в состоянии здоровья.
Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к существенным изменениям пропорций организма. Новорожденный ребенок имеет относительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности. По мере роста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечностей — 4 раза, туловища — 3 раза.
В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно необходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функционировать только у новорожденного ребенка. Половые органы усиленно растут в период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже заканчивает свое развитие.
Причиной гетерохронности являются различная скорость созревания нервных центров, регулирующих работу различных систем, и социальные условия среды.
Закон гетерохронии лежит в основе учения системогенеза*, которое было разработано П. К. Анохиным и его учениками. Суть этого учения заключается в том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функциональную систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, центры дыхания и кровообращения начинают функционировать раньше, чем центры речи. Из всех нервов руки прежде всего развиваются те, которые обеспечивают сокращение мышц, участвующих в осуществлении хватательного рефлекса. Из всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, с помощью которых происходит акт сосания.
Функциональные системы обеспечивают организму ребенка оптимальное взаимодействие с внешней средой.
Формирование функциональных систем у детей происходит намного раньше, чем это им требуется. Опережающее развитие функциональных систем — это своеобразная «страховка». Например, даже в случае преждевременных родов новорожденный уже наделен важнейшей для его жизни функцией сосания, обеспечивающей ему питание.
Гетерохрония может выражаться в усиленном развитии организма — акселерация (лат. acceleration — ускорение), или в замедленном — ретардация (лат. retardation — замедление).
Существует два вида акселерации: акселерация эпохальная и внутригрупповая.
* Системогенез — формирование функциональных систем организма в онтогенезе.
Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей значительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг; у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг соответственно. Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.
Акселерация стимулирует и психическое развитие детей.
Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.
У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количественное увеличение различных структур и в меньшей степени — на их качественное преобразование. Как правило, у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Дети-акселераты чаще страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т. д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые.
Ребенок с ускоренным психическим развитием испытывает недостаток информации в школе. Он постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению в деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, становится неуспевающим. В учебном процессе необходимо учитывать биологические и психические особенности таких детей.
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения:
- широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение количества смешанных браков;
- урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития;
- увеличение уровня радиации на Земле;
- улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.
Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания. Определение степени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для дифференцированного обучения, которое может осуществляться с использованием индивидуальных программ или в специализированных классах.
Дата добавления: 2017-10-25; просмотров: 3343; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9078 — | 7692 — или читать все…
Источник