Гетерохрония и диссинхрония развития одаренного ребенка

Гетерохрония и диссинхрония развития одаренного ребенка thumbnail

ГЕТЕРОХРОНИЯ
развития (биол.) — это неравномерность
в созре­вании различных функциональных
систем головного мозга.Известно, что
люди различаются по способностям
зрительно­го, слухового восприятия,
по психомоторным характеристикам. В
одном случае нас поражают удивитель­ные
спортивные достижения или танцевальные
способности де­тей; в другом огорчает
неповоротливость, неуклюжесть. Конечно,
не все обладающие абсолютным слухом
или тонким цветоразличением могут стать
музыкантами, худож­никами. Однако
нельзя не согласиться с тем, что врожденные
осо­бенности оказывают существенное
влияние на процесс развития и в
значительной мере предопределяют
контуры будущих достиже­ний. В качестве
следующей закономерности генетики
выделяют от­носительную независимость
уровня сформированных различ­ных
функциональных систем друг от друга.
Так, например, ребе­нок может иметь
абсолютный слух и хорошо понимать
музыку, но психомоторные способности
его могут находиться на низком уровне.
И в результате этот «музыкальный»
ребенок не достигает высоких результатов
в художественной гимнастике или танцах.
Правда, исследователи всегда подчеркивают,
что эта дискрет­ность неабсолютна и
различные функциональные системы влияют
друг на друга. Для формирования более
наглядного представления о внешних
проявлениях нервно-психического развития
ребенка воспользуем­ся аналогией с
группой спортсменов (велосипедистов
или бегу­нов), преодолевающих длинную
дистанцию. Представим отдель­ную
функциональную систему как одного из
этих спортсменов. На старте они
представляют собой единую плотную
массу, но постепенно растягиваются на
дистанции. Кто-то становится лиде­ром,
кто-то занимает вторые и третьи позиции,
а кому-то достает­ся роль аутсайдера.
Причем при прохождении трассы их взаимное
расположение часто меняется. Подобно
этим спортсменам разви­тие различных
функциональных систем мозга идет по
сходным правилам. На каждом возрастном
этапе какие-то функции выгля­дят
наиболее активными и сформированными,
другие находятся на второстепенных
местах. Но проходит время, и подобно
спорт­сменам, проходящим промежуточный
финиш, в следующем воз­растном периоде
картина меняется. Недавний лидер отходит
на второй план, вперед выходят вчерашние
аутсайдеры. Итак, если мы представим
какой-то из возрастных периодов как
промежуточный финиш, то увидим, что
различные функцио­нальные системы
приходят к нему с разной степенью
зрелости и совершенства. Одни уже
оформились и в дальнейшем лишь
незна­чительно модифицируются; другие
находятся в стадии активного формирования.
Отсюда в психологии и педагогике выросла
идея сензитивных периодов — так именуется
свойственное определен­ному возрастному
этапу оптимальное сочетание условий
для раз­вития определенных психических
свойств и процессов. Прежде­временное
или запаздывающее по отношению к этому
периоду педагогическое воздействие
оказывается недостаточно эффектив­ным
и неблагоприятно сказывается на развитии
личности.ДИССИНХРОНИЕЙ именуют
неравномерность развития отдельных
способностей и личностных свойств. Она
скорее итог, результат гетерохронности
личностных свойств. Это одна из наиболее
популярных, а потому час­то обсуждаемых
в литературе, посвященной детской
одаренности, проблем (Ж.-Ш. Террасье, П.
Мерш и др.). Диссинхрония прояв­ляется,
по утверждению этих исследователей, на
двух уровнях: внешнем (социальном) и
внутреннем. Симптоматика
внешней, социальной, диссинхронии

выражен этот вид диссинхронии в часто
отмечаемом разрыве между одаренным
ребенком и его ок­ружением. Реже в
поле зрения специалистов попадает
внутренняя
диссинхрония
,
которая предполагает обсуждение проблемы
несо­ответствия уровней развития
отдельных функций, или несбалан­сированное
развитие отдельных способностей. Соц
диссинхрония, вероятно, явление
неизбежное, а потому можно сказать —
естественное и даже нормальное. Средст­во
для ее преодоления давно обнаружено и
выражено в современ­ной педагогике
термином «личностно-ориентированный
подход». Сложнее обстоит дело с так
называемой внутренней диссинхрони-ей.
Одаренным следует в этом случае называть
лишь того, кто со­ответствует этому
по всем трем основным параметрам
(социаль­ное развитие, выдающиеся
способности, креативность). И если
уровень развития одного из параметров
не соответствует осталь­ным, то мы
имеем дело уже не с одаренным ребенком,
а с каким-то очень важным, но все же иным
педагогическим явлением.

29.
Особенности развития познавательной
сферы одаренных детей.
Любопытство
— любознательность — познавательная
потреб­ность.
Этими
понятиями обозначается «лесенка»,
ведущая к вершинам познания. На первой
ее сту­пеньке неизбежно оказываются
все дети — и одаренные, и неода­ренные.
Им присуще любопытство, жажда новизны,
интеллектуальной стиму­ляции,
определяемая в отечественной педагогике
еще и как по­требность в умственных
впечатлениях, характерна для каждого
здорового ребенка (Л. И. Божович, Л. А.
Венгер, А. В. Запорожец, Н. С. Лейтес и
др.). Эта потребность в умственных
впечатлениях постепенно может
транформироваться в любознательность,
кот можно рас­сматривать как второй
уровень развития познавательной
потреб­ности. Становление любознательности
возможно лишь благодаря еще одной важной
особенности, отмеченной в ряде
ис­следований — эмоциях.Эмоции, как
известно, индикатор наличия потребностей
и степени их удовлетворения. Но кроме
эмоций есть еще такая форма психического
отра­жения как воля. Воля наиболее
отчетливо обнаружи­вает ту потребность,
которая устойчиво доминирует в структуре
мотивационно-потребностной сферы
личности. При воспитании одаренного
ребенка очень важно, чтобы любопытство
вовремя переросло в любовь к знаниям —
любо­знательность,
а
последняя — в устойчивое психическое
образова­ние — познавательную
потребность.
Сверхчувствительность
к проблемам.
Способность
видеть про­блему там, где другие не
видят никаких сложностей, — одно из
важ­нейших качеств, отличающих
истинного творца от «посредствен­ного»
человека (Д.Гилфорд, В. Лоуэнфельд,
А.Н.Лук, А. М. Ма-тюшкин, К.Осборн и др.).
Среди качеств, свойственных одарен­ному
ребенку, сверхчувствительность к
проблемам традиционно занимает одно
из ведущих мест. Склонность
к задачам дивергентного типа.
Термины
«дивер­гентное мышление» и «дивергентные
задачи» предложены Дж. Гил­фордом.
Под задачами дивергентного типа в данном
контексте следует понимать самые
разнообразные по предметной направ­ленности
проблемные, творческие задания. Главная
особенность этих задач в том, что они
допускают множество правильных отве­тов.
Именно с такими задачами, когда требуется
найти множество ответов и из них выбрать
самый лучший (эффективный, ориги­нальный
и др.), сталкивается человек в жизни и в
любой творче­ской деятельности.
Оригинальность
мышления.
Способность
выдвигать новые, не­ожиданные идеи,
отличающиеся от широкоизвестных,
общепри­нятых, банальных обычно
называют оригинальностью мышления.
Проявляется в мышлении и поведении
ребенка, в общении со сверстниками и
взрослыми, во всех видах его деятельности.
Ори­гинальность (либо ее отсутствие)
ярко выражается в характере и тематике
самостоятельных рисунков, сочинении
историй, конст­руировании и других
продуктах детской деятельности. Гибкость
мышления.
Способность
быстро и легко находить новые стратегии
решения, устанавливать ассоциативные
связи и переходить (в мышлении и поведении)
от явлений одного класса к другим, часто
далеким по содержанию. Высокий уровень
гибкости мышления — явление редкое, как
и крайнее выражение его противоположности
— инертности мыш­ления. Поэтому наличие
первого свидетельствует об исключи­тельности,
характерной для одаренных детей. Легкость
генерирования идей («продуктивность
мышления»).
Это
качество иногда называют «беглостью
мышления» и обычно рассматривают как
способность к генерированию большого
чис­ла идей. Чем больше идей, тем больше
возможностей для выбора из них оптимальных,
их сопоставления, развития, углубления
и т. п. Обилие идей, с одной стороны,
явля­ется основой, с другой — необходимой
предпосылкой творчества.
Легкость
ассоциирования
может
быть выражена в умении находить аналогии
там, где традицион­но они не усматриваются,
в способности увидеть, найти путь к
решению проблемы, используя различную,
в том числе и кажу­щуюся посторонней,
информацию. Способность
к прогнозированию.
В
психологии данное явление рассматривается,
как правило, в нескольких смысловых
аспектах: способность мышления представить
способ решения проблемы до того, как
она реально будет решена; интуиция (Ф.
Бартлет, К. Дункер, О. Зельц и др.);
способность представить себе возможный
результат действия до его осуществления
(В. Вундт); способность организма
подготовиться к реакции на какое-либо
событие до его наступления; «опережающее
отражение» (П.К.Анохин, Н. А. Бернштейн
и
др-).
Способность
к прогнозированию свойственна не только
ода­ренным, но и всем детям. Высокая
концентрация внимания.
Выражено
это, во-первых, в высокой степени
погруженности в за­дачу; во-вторых, в
возможности успешной настройки, даже
при наличии помех, на восприятие
информации, относящейся к вы­бранной
цели. Отсюда вытекает такая отличительная
черта ода­ренного ребенка, как
склонность к сложным и сравнительно
дол­говременным заданиям. Отличная
память.
Способность
ребенка запоминать факты, со­бытия,
абстрактные символы, различные знаки
— важнейший инди­катор одаренности.
Способность
к оценке.

Она предполагает возможность оценки
продуктов собственной деятельности, а
так­же понимания как собственных
мыслей и поступков, так и дейст­вий,
мыслей и поступков других людей. Интересы
и склонности.
Проявляется
она в характерном для одаренного ребенка
упорстве в достижении це­ли, высокой
преданности делу, что служит одним из
самых важ­ных индикаторов одаренности.
Второе свойство, характерное для
значительной части одаренных детей, —
широта интересов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Гетерохрония развития – термин биологов, под ним понимают неравномерность в созревании различных функциональных систем головного мозга.

Важно понимать, что любая генетическая программа не является жестким предписанием, фатально предопределяющим судьбу индивида. Это всего лишь тенденция, возможность, которая реализуется с различной степенью полноты и всегда с какими-либо модификациями. Большую роль в этом процессе играют условия внутриутробного развития, а после рождения – средовые факторы.

Но, несмотря на возникающее в итоге возможное и реальное разнообразие результатов, ученые выделяют ряд закономерностей развития функциональных систем мозга. И одна из первых закономерностей, по наблюдениям биологов, в том, что, несмотря, на реальное возможное разнообразие вариантов развития, генетическая программа реализуется с колебаниями в определенных пределах. Диапазон этих колебаний принято называть в генетике «нормой реакции». Существование этой «нормы реакции» по отношению к развивающемуся мозгу особенно заметно при рассмотрении динамики формирования отдельных функциональных систем: зрительной, слуховой, двигательной и др.

Всем известно, что люди различаются по способностям зрительного, слухового восприятия, но психомоторным характеристикам. Различия эти проявляются уже в детстве и трудно поддаются изменению, даже при специальной педагогической работе. Встречаются дети с так называемым «абсолютным музыкальным слухом» и те кому «медведь на ухо наступил», дети с выдающимися вокальными данными и безголосые, дети, обладающие способностью к топкому цветоразличению, и дети, не видящие значительной части цветового спектра. В одном случае нас поражают удивительные спортивные достижения или танцевальные способности детей, в другом – огорчает неповоротливость, неуклюжесть.

Специальные педагогические технологии могут поправить и развить многое. Однако нельзя не согласиться с тем, что врожденные особенности оказывают существенное влияние и на процесс развития, и в значительной мере предопределяют контуры будущих достижений. При этом следует помнить, что уровень достижений, с одной стороны, и уровень одаренности и развитости способностей, с другой – находятся в сложной зависимости. Как отметил известный специалист в области психологии творчества Эдвард де Боно, – «очень быстро можно ездить и на очень скромном автомобиле».

В качестве следующей закономерности генетики выделяют относительную независимость уровней сформированности различных, функциональных систем друг от друга. Так, например, ребенок может иметь «абсолютный слух» и хорошо понимать музыку, но психомоторные способности его могут находиться на низком уровне. И в результате, этот «музыкальный» ребенок не достигает высоких результатов в художественной гимнастике или танцах. Правда, исследователи всегда подчеркивают, что эта дискретность не абсолютна, и различные функциональные системы влияют друг на друга.

Для формирования более наглядного представления о внешних проявлениях нервно-психического развития ребенка воспользуемся аналогией с группой спортсменов (велосипедистов или бегунов), преодолевающих длинную дистанцию. Представим отдельную функциональную систему – как одного из этих спортсменов. На старте они представляют собой единую, плотную массу, но постепенно растягиваются на дистанции. Кто-то становится лидером, кто-то занимает вторые и третьи позиции, а кому-то достается роль аутсайдера. Причем при прохождении трассы взаимное расположение часто меняется. Подобно этим спортсменам, развитие различных, функциональных систем мозга идет по сходным правилам. На каждом возрастном этапе какие-то функции выглядят наиболее активными и сформированными, другие находятся на второстепенных местах. Но, проходит время и подобно спортсменам, проходящим промежуточный финиш, в следующем возрастном периоде картина может меняться. Недавний лидер отходит на второй план, вперед выходят вчерашние аутсайдеры.

Итак, если мы представим какой-то из возрастных периодов как промежуточный финиш, то увидим, что различные функциональные системы приходят к нему с разной степенью зрелости и совершенства. Одни уже оформились и в дальнейшем лишь незначительно модифицируются, другие находятся в стадии активного формирования. Отсюда в психологии и педагогике выросла идея сенситивных периодов. Так именуется свойственное определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду педагогическое воздействие оказывается недостаточно эффективным и неблагоприятно сказывается на развитии личности.

Так, например, обучить иностранному языку подростка – очень сложная педагогическая задача и для педагога и для самого подростка, в то же время ребенок 1,5 лет, только осваивающий речь, без особых сложностей способен овладеть не одним, а множеством языков. Мозг ребенка в это время открыт изучению языков, и они все для него одинаково «иностранные» и все «родные». Другой пример: можно попытаться начать обучение академическому рисунку ребенка-дошкольника, но добиться в этом заслуживающих внимания результатов еще никому не удавалось. Логическое мышление, аналитические способности ребенка, моторика еще недостаточно для этого развиты. И совсем иное дело – обучение этому сложному ремеслу подростков. Многие из них довольно быстро достигают в академическом рисунке высокого уровня и демонстрируют большие успехи.

Во многом внешне сходна с предыдущей проблема диссинхронии развития. Но все же вряд ли их следует отождествлять. Диссинхронией именуют неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Она, скорее, итог, результат гетерохрониости созревания и развития функциональных систем головного мозга в условиях среды. Это одна из наиболее популярных, а потому часто обсуждаемых в психологической литературе проблем. Диссинхронию принято рассматривать на двух уровнях: внешнем (социальном) и внутреннем.

Симптоматика внешней социальной диссинхронии хорошо описана во многих работах. Чаще всего эта проблема обсуждается в связи с детской одаренностью. Выражен данный вид диссинхронии в разрыве между ребенком и его окружением. Поскольку у одаренных детей этот разрыв выражен более рельефно, об этом часто пишут. Одаренный ребенок, шагнувший из первого класса, например, в пятый, оказывается в сложной социальной ситуации.

Не менее часто в поле зрения специалистов попадает внутренняя диссинхрония, которая предполагает обсуждение проблемы несоответствия уровней развития отдельных функций, или несбалансированного развития отдельных способностей. Наиболее продуктивно обсуждение этой проблемы с точки зрения соотношения уровней когнитивного, психосоциального и физического развития ребенка. В идеальном варианте это соотношение будет выглядеть так, как на рис. 2.2. Равные по диаметру круги символизируют равную степень развития каждой из сфер.

Теоретическая модель развития

Рис. 2.2. Теоретическая модель развития

У реального ребенка обычно уровни когнитивного, психосоциального и физического развития редко точно сбалансированы между собой и при этом еще совпадают с нормой для данного возраста. Чаще всего какая-то из сфер развита лучше, какая-то хуже. Особенно ярко этот дисбаланс выражен у одаренных детей. У них нередко высокий уровень когнитивного развития сочетается с нормальным или даже заниженным, по сравнению с возрастной нормой, уровнем психосоциального или физического развития. Аналогичная картина часто наблюдается и у детей, не относящихся к одаренным, просто степень выраженности диссинхронии в этом случае несколько иная.

Источник

Гетерохрония и диссинхрония в развития одаренных детей.

Гетерохрония развития (биол.) — это неравномерность в созре­вании различных функциональных систем головного мозга.

Еще раз подчеркнем, что любая генетическая программа не яв­ляется жестким предписанием, фатально предопределяющим судьбу индивида. Это всего лишь тенденция, возможность, кото­рая реализуется с различной степенью полноты и всегда с какими-либо модификациями. Большую роль в этом процессе играют, как мы уже отмечали, условия внутриутробного развития, а после рождения — средовые факторы.

Но несмотря на возникающее в итоге возможное и реальное разнообразие результатов, ученые выделяют ряд закономерностей развития функциональных систем мозга. И одна из первых зако­номерностей, по наблюдениям биологов, в том, что несмотря на реальное возможное разнообразие вариантов развития, генетиче­ская программа реализуется с колебаниями в определенных пре­делах. Диапазон этих колебаний принято называть в генетике «нормой реакции». Существование этой «нормы реакции» по от­ношению к развивающемуся мозгу особенно заметно при рас­смотрении динамики формирования отдельных функциональных систем: зрительной, слуховой, двигательной и др.

Известно, что люди различаются по способностям зрительно­го, слухового восприятия, по психомоторным характеристикам. Различия эти проявляются уже в детстве и трудно поддаются из­менению даже при специальной педагогической работе. Встреча­ются дети с так называемым абсолютным музыкальным слухом и те, кому «медведь на ухо наступил»; дети с выдающимися вокаль­ными данными и безголосые; дети, обладающие способностью к тонкому цветоразличению, и дети, не видящие значительной час­ти цветового спектра. В одном случае нас поражают удивитель­ные спортивные достижения или танцевальные способности де­тей; в другом огорчает неповоротливость, неуклюжесть.

Конечно, специальные педагогические технологии могут мно­го, но не все. Конечно, не все обладающие абсолютным слухом или тонким цветоразличением могут стать музыкантами, худож­никами. Однако нельзя не согласиться с тем, что врожденные осо­бенности оказывают существенное влияние на процесс развития и в значительной мере предопределяют контуры будущих достиже­ний.

В качестве следующей закономерности генетики выделяют от­носительную независимость уровня сформированное™ различ­ных функциональных систем друг от друга. Так, например, ребе­нок может иметь абсолютный слух и хорошо понимать музыку, но психомоторные способности его могут находиться на низком уровне. И в результате этот «музыкальный» ребенок не достигает высоких результатов в художественной гимнастике или танцах. Правда, исследователи всегда подчеркивают, что эта дискрет­ность неабсолютна и различные функциональные системы влияют друг на друга.

Для формирования более наглядного представления о внешних проявлениях нервно-психического развития ребенка воспользуем­ся аналогией с группой спортсменов (велосипедистов или бегу­нов), преодолевающих длинную дистанцию. Представим отдель­ную функциональную систему как одного из этих спортсменов.

На старте они представляют собой единую плотную массу, но постепенно растягиваются на дистанции. Кто-то становится лиде­ром, кто-то занимает вторые и третьи позиции, а кому-то достает­ся роль аутсайдера. Причем при прохождении трассы их взаимное расположение часто меняется. Подобно этим спортсменам разви­тие различных функциональных систем мозга идет по сходным правилам. На каждом возрастном этапе какие-то функции выгля­дят наиболее активными и сформированными, другие находятся на второстепенных местах. Но проходит время, и подобно спорт­сменам, проходящим промежуточный финиш, в следующем воз­растном периоде картина меняется. Недавний лидер отходит на второй план, вперед выходят вчерашние аутсайдеры.

Итак, если мы представим какой-то из возрастных периодов как промежуточный финиш, то увидим, что различные функцио­нальные системы приходят к нему с разной степенью зрелости и совершенства. Одни уже оформились и в дальнейшем лишь незна­чительно модифицируются; другие находятся в стадии активного формирования. Отсюда в психологии и педагогике выросла идея сензитивных периодов — так именуется свойственное определен­ному возрастному этапу оптимальное сочетание условий для раз­вития определенных психических свойств и процессов. Прежде­временное или запаздывающее по отношению к этому периоду педагогическое воздействие оказывается недостаточно эффектив­ным и неблагоприятно сказывается на развитии личности.Как мы уже отмечали, обучить иностранному языку подростка -очень сложная задача и для педагога, и для самого подростка; в то же время ребенок 1,5 лет, только осваивающий речь, без осо­бых сложностей способен овладеть не одним, а множеством язы­ков. Мозг ребенка в это время открыт изучению языков, и они все для него одинаково «иностранные» и все «родные». Другой при­мер: можно попытаться начать обучение академическому рисунку ребенка-дошкольника, но добиться в этом заслуживающих вни­мания результатов еще никому не удавалось. Логическое мышле­ние, аналитические способности еще недостаточно для этого раз­виты. И совсем иное дело — обучение этому сложному ремеслу подростков. Многие из них довольно быстро достигают в акаде­мическом рисунке высокого уровня.

Идея сензитивных периодов в переводе на язык простых ана­логий может звучать так: «урожай наследственности надо соби­рать вовремя».

Источник