Газман педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом.
Воспитание — это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному, а следовательно, в системе образования, по мнению О.С. Газманова, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель. Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели. А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Воспитателям необходимо соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8. Доверяя — проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
Нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя):
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.
Основу содержания воспитания может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад)». Приоритетными направлениями базовой культуры являются следующие:
— культура жизненного самоопределения;
— культура семейных отношений;
— экономическая культура и культура труда;
— политическая, демократическая и правовая культура;
— интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура;
— экологическая культура;
— художественная культура;
— физическая культура.
Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения личности учащегося в четырех важнейших сферах: человек, общество, природа, ноосфера (интегративные продукты человеческой деятельности).
Механизм воспитания основывается на педагогической поддержке ребенка и складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:
— I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемное, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);
— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
К основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:
— готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;
— развитость индивидуальных способностей ученика;
— нравственная направленность личности;
— физическое и психическое здоровье школьника;
— сформированность базовой культуры учащегося;
— защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.
Источник
 Основные
 концептуальные положения о педагогической
 поддержке были разработаны
 членом-корреспондентом Российской
 академии образования Олегом Семеновичем
 Газманом и представлены им в октябре
 1995 года на Всеросской научно-практической
 конференции в докладе «Потери и
 обретения в воспитании после десяти
 лет перестройки», сколько позже этот
 доклад был полностью опубликован на
 страницах газеты «Первое сентября» (№
 119 от 21 ноября 1995 года). После смерти
 О.С.Газмана разработку концепции
 продолжили его ученики и коллеги Т.В.
 Анохина, H.H.
 Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин, которые
 совместно с работниками Центра
 «Педагогический поиск» (генеральный
 директор В.М. Лизинский) подготовили
 специальный выпуск журнала «Классный
 руководитель» (2000, № 3) о педагогической
 поддержке ребенка в образовании.
 Понятие
 «воспитание». При
 разработке концепции педагогической
 поддержки О.С.Газман исходил из того,
 что развитие ребенка протекает наиболее
 успешно тогда, когда возникает гармония
 двух существенно различных процессов
 — социализации и индивидуализации.
 Первый процесс
 способствует усвоению принятых в
 обществе ценностей, норм, способов
 деятельности и поведения (формирование
 в растущем человеке социально — типичного),
 а второй становлению его индивидуальности
 (развитие индивидуально-неповторимого
 в конкретном человеке). Анализируя
 практику обучения и воспитания,
 сложившуюся в образовательных учреждениях
 России к концу 80-х и началу 90-х годов,
 Олег Семенович приходит к выводу, что
 школы и их педагогические коллективы
 выполняют лишь социализирующую функцию
 и крайне слабо обеспечивают процесс
 индивидуализации. Не случайно он
 определяет воспитание
 как специально организованный процесс
 предъявления социально одобряемых
 ценностей, нормативных качеств
 личности и образцов поведения, а
 обучение — как передачу и усвоение
 системы знаний о природе, обществе,
 человеке и способах человеческой
 деятельности. Он называет воспитание
 и обучение процессами приобщения
 человека к общему и должному. А
 следовательно, в системе образования,
 по его мнению, не существует процесса,
 направленного на развитие
 индивидуальности и субъектности ребенка.
 Вот таким процессом и должна стать
 педагогическая поддержка.
 Под
 педагогической
 поддержкой О.С. Газман
 понимал превентивную
 и оперативную помощь детям в решении
 их индивидуальных проблем, связанных
 с физическим и психическим здоровьем,
 социальным и экономическим положением,
 успешным продвижением в обучении, в
 принятии школьных правил; с эффективней
 деловой и межличностной коммуникацией;
 с жизненным, профессиональным, этическим
 выбором (самоопределением).
 Продолжая
 разработку теоретических и технологических
 основ педагогической поддержки, ученики
 и коллеги этого известного ученого
 внесли некоторые коррективы концептуального
 характера. Во-первых,
 в последних работах
 педагогическая поддержка не
 противопоставляется воспитанию.
 Например, Н.Б. Крылова пишет: «…В
 целом придерживаясь позиции О.С. Газмана,
 я все же рассматриваю поддержку в более
 широком социокультурном контексте
 как элемент любого сотрудничества
 и взаимодействия, поскольку она является
 проявлением позитивного отношения
 к деятельности человека и готовности
 содействия его начинаниям и самореализации».
 Во-вторых, предлагается
 рассматривать педагогическую поддержку
 как важнейший принцип личностно-ориентированной
 (гуманистической) системы воспитания.
 Этот принцип и отличает Педагогику
 свободы от Педагогики необходимости
 (насильственного формирования).
 В-третьих, под
 педагогической поддержкой нередко
 понимается мягкая педагогическая
 технология, направленная на содействие
 процессам самоопределения, самостроительства
 и самовыражения личности ребенка,
 развития его неповторимой
 индивидуальности.
 Раскрывая
 сущность явления «педагогическая
 поддержка», разработчики концепции
 подчеркивают, что семантический и
 педагогический смысл поддержки
 заключается в следующем: поддерживать
 можно лишь то, помогать можно лишьтому, что уже имеется
 в наличии, но на недостаточном
 уровне, количестве,
 качестве. Основными предметами поддержки
 педагогов являются субъектность
 («самость», самостоятельность) и
 индивидуальность, т.е. уникальное
 сочетание в человеке общих, особенных
 и единичных черт, отличающее его от
 других индивидов.
 Цель
 и принципы воспитания О.С.Газман
 считал, что в воспитании должны быть
 два вида цели — цель как идеал и реальная
 цель. Целевую установку на формирование
 гармоничной, всесторонне развитой
 личности он рассматривал вкачестве идеальной
 цели. «Без представления об идеале, —
 по его мнению, — невозможно строить
 воспитательную работу даже в условиях,
 далеких от идеальных». А реальную уель
 воспитания он сформулировал следующим
 образом: дать каждому школьнику базовое
 образование и культуру и на основе
 предоставить условия для развития тех
 сторон личности,
 для которых есть
 наиболее благоприятные субъективные
 условия (желание индивида) и объективные
 возможности семьи, школы, общественности,
 государственной власти на местах.
 Будучи приверженцем
 гуманистических идей, О.С. Газман считал,
 что воспитательное воздействие между
 педагогом и ребенком следует строить
 на основе гуманистических принципов.
 Он советовал воспитателям соблюдать в
 этической деятельности следующие
 правила.
 1. Ребенок не может
 быть средством в достижении педагогических
 целей.
 2. Самореализация
 педагога — в творческой самореализации
 ребенка.
 3. Всегда принимай
 ребенка таким, какой он есть, в его
 постоянном изменении.
 4. Все трудности
 неприятия преодолевай нравственными
 средствами.
 5.  Не унижай
 достоинства своей личности и личности
 ребенка.
 6. Дети — носители
 грядущей культуры. Соизмеряй свою
 культуру с культурой растущего поколения.
 Воспитание — диалог культур.
 7. Не сравнивай
 никого ни с кем, сравнивать можно
 результаты действий.
 8. Доверяя — не
 проверяй!
 9. Признавай право
 на ошибку и не суди за нее.
 10. Умей признать
 свою ошибку.
 11. Защищая ребенка,
 учи его защищаться.
 Уточняя и корректируя
 правила деятельности педагога в контексте
 педагогической поддержки, Н.Б. Крылова
 называет нормы поддержки, которые
 должны быть заложены в профессиональной
 позиции учителя (воспитателя). К ним она
 относит:
 а) любовь к ребенку,
 безусловное принятие его как личности,
 душевная теплота, отзывчивость, умение
 видеть и слышать, сопереживать, милосердие,
 терпимость и терпение, умение прощать;
 б) приверженность
 к диалоговым формам общения с детьми,
 умение говорить по-товарищески (без
 сюсюканья и без панибратства), умение
 слушать, слышать и услышать;
 в) уважение
 достоинства и доверие, вера в миссию
 каждого ребенка, понимание его интересов,
 ожиданий и устремлений;
 г)  ожидание успеха
 в решении проблемы, готовность оказать
 содействие и прямую помощь при решении
 проблемы, отказ от субъективных
 оценок и выводов;
 д) признание права
 ребенка на свободу поступка, выбора,
 самовыражения; признание воли ребенка
 и его права на собственное волеизъявление
 (право «хочу» и «не хочу»);
 е) поощрение и
 одобрение самостоятельности, независимости
 и уверенности в его сильных сторонах,
 стимулирование самоанализа; признание
 равноправия ребенка в диалоге и решении
 собственной проблемы;
 ж)
 умение быть товарищем для ребенка,
 готовность и способность быть на стороне
 ребенка (выступая в качестве символического
 защитника и адвоката), готовность ничегоне требовать взамен;
 з) собственный
 самоанализ, постоянный самоконтроль и
 способность изменить позицию и
 оценку/самооценку.
 Содержание
 воспитательного процесса. Основу
 содержания воспитания, по мнению
 О.С. Газмана, может составить базовая
 культура личности как некоторая
 целостность, включающая в себя минимальное,
 а точнее, оптимальное наличие свойств,
 качеств, ориентации личности, позволяющих
 индивиду развиваться в гармонии с
 общественной культурой (т.е. не только
 не вступать в конфликт с ней, но и вносить
 в ее развитие посильный вклад).
 Приоритетными направлениями базовой
 культуры являются следующие:
 — культура
 жизненного самоопределения;
 — культура семейных
 отношений;
 — экономическая
 культура и культура труда;
 — политическая,
 демократическая и правовая культура;
 — интеллектуальная,
 нравственная и коммуникативная культура;
 — экологическая
 культура;
 — художественная
 культура;
 — физическая
 культура.
 Центральное
 звено базовой культуры — культура
 жизненного самоопределения
 личности учащихся в четырех сферах :
 человек, общество, природа, ноосфера
 (интегративные продукты человеческой
 деятельности).
 Сфера
 «Человек» предполагает самоопределение
 в понимании самоценности человеческой
 жизни, индивидуальности,
 самобытности ее
 процесса, смысла деятельности, в понимании
 человека как вершины эволюции.
 Самоопределение
 в сфере «Общество» происходит через
 освоение ценностей такого порядка, как
 Родина, народовластие, демократия,
 гласность, правовое государство, семья,
 труд, гражданская
 ответственность.
 Самоопределение
 в сфере «Природа» может строиться через
 осознание себя как части природы и через
 природосообразное совершенствование
 себя (здоровья, эстетического начала,
 духовных устремлений). Оно включает
 также овладение экологической культурой,
 понимание собственной ответственности
 перед будущими поколениями в процессе
 освоения и преобразования природы.
 «Ноосфера» (продукты
 человеческой деятельности) как сфера
 самоопределения предполагает осознание
 нравственной ответственности в
 использовании продуктов научно-технического
 прогресса, формирование у человека
 представлений возможных последствиях
 его некомпетентного взаимодействия с
 техникой, освоение учащимися мира
 духовной культуры во всем ее многообразии,
 т.е. формирование гражданского отношения
 к историческим, духовным, нравственным
 завоеваниям народа, восстановление и
 охрана памятников культуры, воссоздание
 национальных традиций и их развитие
 как части мировой духовной и материальной
 культуры.
Таким
 образом, самоопределение личности
 ребенка и связанные с ним процессы
 самореализации, самоорганизации и
 самореабилитации являются главным
 предметом воспитательной деятельности
 педагога. Для проведения более
 целенаправленной работы воспитателя
 по оказанию помощи детям в их развитии
 и саморазвитии О.С. Газман предлагал
 разрабатывать и осуществлять пять
 целевых программ: «Здоровье»,
 «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ
 жизни». В ряде учебных заведений эти
 программы стали разделами планов
 работы классных руководителей.
| Целевые программы | Декабрь | ||
| 1 декада | 2 декада | 3 декада | |
| Здоровье | |||
| Общение | |||
| Учение | |||
| Досуг | |||
| Образ жизни | |||
 Механизм воспитания.
 Главным постулатом Данной концепции
 выступает тезис о том, что воспитание
 есть не что иное, как помощь школьнику
 в его саморазвитии. «Воспитание, — по
 глубокому убеждению Олега Семеновича,
 — без желания самого ребенка
 совершенствовать себя невозможно».
 Педагог может и должен оказать поддержку
 ребенку в решении его проблем по
 укреплению здоровья, формированию
 нравственности, развитию способностей
 — умственных, трудовых, художественных,
 коммуникативных, являющихся, в свою
 очередь, базой для становления способности
 к самоопределению, самореализации,
 самоорганизации и самореабилитации.
 Ученики О.С. Газмана разработали и
 описали механизм педагогической
 поддержки ребенка в решении жизненно
 важных проблем. Он складывается из
 взаимосвязанных действий школьника и
 педагога, выполняемых ими на следующих
 пяти этапах:
 —  I
 этап (диагностический) — фиксация факта,
 сигнала проблемности, диагностика
 предполагаемой проблемы, установление
 контакта с ребенком, вербализация
 постановки проблемы (проговаривание
 ее самим школьником), совместная оценка
 проблемы с точки зрения значимости ее
 для ребенка;
 — II
 этап (поисковый) — организация совместно
 с ребенком поиска причин возникновения
 проблемы (трудности), взгляд на ситуацию
 со стороны (прием «глазами ребенка»);
 — Ш этап (договорный)
 — проектирование действий педагога и
 ребенка (разделение функций и
 ответственности по решению проблемы),
 налаживание договорных отношении и
 заключение договора в любой форме;
 — IV
 этап (деятельностный) — действует сам
 ребенок и действует педагог (одобрение
 действий ребенка, стимулирование; его
 инициативы и действий, координация
 деятельности специалистов в школе и за
 ее пределами, безотлагательная помощь
 школьнику);
 — Vэтап
 (рефлексивный) — совместное с ребенком
 обсуждение успехов
 и неудач предыдущих этапов деятельности,
 констатация факта разрешимости проблемы
 или переформулирование затруднения,
 осмысление ребенком и педагогом нового
 опыта жизнедеятельности.
 Решение проблем
 жизнедеятельности ребенка, формирование;
 качеств его личности происходит тогда,
 когда воспитателями создаются
 благоприятные условия для развития
 школьника в доступных ему видах
 деятельности (учебной,производственной,
 досуговой); в общении со средствами
 массовой коммуникации, с искусством,
 со взрослыми и сверстниками; в обыденной
 (бытовой) сфере. «Деятельность, общение
 и бытие ребенка, — по утверждению О.С
 Газмана, — являются теми сферами и теми
 основными средствами, окультирования
 которые воспитатель осуществляет
 физическое, нравственное; воспитание,
 содействует развитию способностей».
 В
 публикациях О.С. Газмана и его учеников
 нам не удалось обнаружить перечисления
 критериев и показателей эффективности
 процесса воспитания школьников. Но
 анализ ключевых идей концепции делает
 ихочевидными.
 По этому к основным критериям
 результативности воспитательного
 процесса возможно отнести такие,
 как:
 — готовность
 ребенка к самоопределению, самореализации,
 самоорганизации и самореабилитпации;
 — развитость
 индивидуальных способностей ученика;
 — нравственная
 направленность личности;
 — физическое я
 психическое здоровье школьника;
 — сформированность
 базовой культуры учащегося;
 — защищенность и
 комфортность ребенка в классной и
 школьной сообшности.
 Эти критерии
 позволяют рассматривать и оценивать
 эффективность процесса воспитания и
 как фактора самореализации ребенка, и
 как важнейшего условия становления
 индивидуальности школьника.
Источник
 
 