Гармоничное и дисгармоничное развитие ребенка

Гармоничное и дисгармоничное развитие ребенка thumbnail

Величина признака

Центили 3 10 25 75 90 97

Для составления центильных таблиц необходимо большое количество измерений по каждому параметру в каждой возрастной группе – 500 или 1000. Но, если допустим, взять 100 мальчиков в возрасте 10 лет и поставить их в порядке возрастания, т.е. первый мальчик самый маленький, а последний – самый большой, то получиться, что мальчик, который будет стоять третий по порядку, имеет рост 126,4 см (это третья центиля). Десятый в ряду мальчик имеет рост 129,2 см (это десятая центиля). И так далее.

Центили указывают процент детей, которые имеют показатель физического развития (рост, вес, окружность головы, груди) ниже указанного в таблице. Например, 10 % мальчиков 10-летнего возраста имеют рост меньше 129,2 см. и, соответственно 90 % – больше.

Показатели физического развития, находящиеся в интервале между 25 и 75 центилями, называются средние; между 75 и 90 центилями – выше среднего; между 90 и 97 центилями – высокие; более 97 центили – очень высокие, как правило это патология. Показатели, находящиеся в интервале от 25 до 10 центили – ниже среднего; от 10 до 3 центили – низкие; ниже 3 центили – очень низкие, как правило это патология.

Например, мальчик 10-летнего возраста имеет рост 128 см. Этот показатель находится в интервале между 10 и 25 центилями, он называется ниже среднего. Заключение: рост мальчика ниже среднего.

Для правильной оценки показателей по центильным таблицам необъходимо правильно определить возрастную группу.

От 1 до 12 месяцев интервал между возрастными группами составляет 1 месяц (1, 2, 3 месяца и т.д.). От 12 до 36 месяцев (до 3 лет) интервал между возрастными группами составляет 3 месяца (12, 15, 18 месяцев и т.д.). С 3 до 7 лет интервал между возрастными группами составляет ½ года – 6 месяцев (3, 5 года, 4 года, 4,5 года и т.д.). После 7 лет интервал между возрастными группами составляет 1 год (7, 8, 9 лет и т.д.).

В возрастную группу входят дети в возрасте от ½ предыдущего интервала до ½ последующего интервала.

Например, к 3-месячным детям относятся дети в возрасте от 2,5 месяцев до 3,5 месяцев. К 18-месячным детям относятся дети в возрасте от 16,5 месяцев до 19,5 месяцев. К 5-летним детям относятся дети в возрасте от 4 лет и 9 месяцев до 5 лет и 3 месяца. К 10-летним относятся дети в возрасте от 9,5 месяцев до 10,5 месяцев.

Возраст вычисляется следующим образом:

Возраст = дата обследования – дата рождения = полное количество лет, месяцев и дней.

Гармоничным считается такое физическое развитие, при котором масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту. Если масса тела и окружность грудной клетки не соответствуют росту, такое развитие считается дисгармоничным.

Гармоничность можно оценить по центильным таблицам.

Интервалы между центилями называются коридорами. Если показатели физического развития (рост, вес, окружность груди) находятся в одном центильном коридоре или соседних, такое развитие называется гармоничным. Например, вес ребенка – выше среднего, рост – выше среднего, окружность груди – средняя.

Если показатели физического развития находятся не в соседних коридорах, т. е. расстояние между ними 1 центильный коридор и более, такое развитие считается дисгармоничным. Например, рост ребенка ниже среднего, а вес – выше среднего.

Третий способ оценки – по таблицам антропометрических стандартов или таблицам сигмальных отклонений.

Возрастные группы в данных таблицах те же.

Также используются параметры нормального распределения Гаусса.

Принцип оценки следующий. Показатели физического развития, находящиеся в интервале от М-1σ до М+1σ называются средними, от М+1 σ до м+2σ – выше среднего, больше, чем М+2σ – высокий. Аналогично в сторону уменьшения: от М-1σ до М-2σ – ниже среднего, меньше, чем М-2σ – низкий.

В таблицах сигмальных отклонений указывается М – средняя арифметическая величина и σ – среднее квадратическое отклонение.

Определить количество сигмальных отклонений можно по формуле:

Фактический показатель – М

σ

Источник

Ольга Марковская
Статья «Одаренность. Признаки с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности»

Характеристика особенности личности ребенка

с гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности

Как уже отмечалось, различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение происходит на основе сравнения различных показателей со средней возрастной нормой достижений. Одаренные дети превосходят своих сверстников. Однако именно эти дети имеют серьезные проблемы, которые требуют пристального внимания со стороны психологов, педагогов. Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

Одаренность с гармоничным типом развития — это «счастливый» вариант развития ребенка. Такие дети отличаются физической зрелостью в соответствии со своим возрастом, их высокие достижения сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило именно эти дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.

Другое дело – дети с дисгармоничным типом развития. Здесь наблюдается неравномерность развития различных психических качеств, а подчас ставит вопрос о наличии одаренности как токовой. Так как у этих детей много проблем их часто относят к «группе риска».

Необходимо отличать одаренного ребенка от очень способного ребенка. Одаренный ребенок стремится к познавательным ситуациям, они вызывают радость, несмотря на трудности. Он получает удовольствие от самого процесса, при непонимании чего-то легко признается в этом. Способный ребенок всегда думает о своем статусе, его волнует всегда результат.Отсюда и отношение к оценке взрослого: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, способный – результату и оценке. Одаренного ребенка нельзя постоянно хвалить. Необходимо его приучать к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается.

Особенности личности с гармоничным типом развития.

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких детей. Они не ограничиваются теми требованиями, которое содержит задание, они открывают новые способы решения заданий и проявляют большую самостоятельность. Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, наличие ярко выраженной внутренней мотивации.

Читайте также:  Нормы и сроки развития ребенка воз

Но одаренность распространяется не на все виды деятельности. Чаще наблюдается специфичная направленность познавательной мотивации, она направлена на те области, которые связаны и ведущими способностями ребенка. При этом ребенок может не проявлять интереса или вообще игнорировать неинтересные ему области. Характерной особенностью являются задаваемые вопросы. Дети буквально «засыпают» педагогов, родителей вопросами, сложность и глубина которых намного превышает аналогичные показатели их сверстников.

Для значительной части одаренных детей характерен перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок подолгу переделывает законченную работу (рисунок, модель, добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Педагогам и родителям необходимо такую требовательность ввести в разумные рамки, чтобы это не перешло в «самоедство».

Со сверстниками ситуация выглядит лучше. Как правило, сверстники к одаренным детям относятся с уважением. Благодаря своим способностям и при условии принятия их взрослыми эти дети впоследствии в школах становятся лидерами. В противном случае они становятся «отрицательными» лидерами.

Ярким примером гармоничного типа развития личности является Арина М.Арина показывала незаурядные способности во всех сферах: художественно-эстетической (принимала участие в концертах, конкурсах, выставках, интеллектуальной (программный материал осваивала с легкостью, чрезвычайно пытливая и любознательная); имеет хорошее физическое развитие. Дети предпочитали выбирать ее партнером в играх и она была хорошим организатором и руководителем. В семье является фактически единственным ребенком, родители уделяют большое внимание развитию ребенка.

Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития.

У части одаренных детей с дисгармоничным типом развития отмечается ярко выраженная неравномерность психического развития, которая прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.

Для них типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Другие сферы не поспевают за бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. У одаренных детей высокая самооценка. Однако, иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью – от очень высокой, до очень низкой. Такие дети нуждаются в психологической поддержке.

Стремление добиться совершенства характерно и для этих детей. В целом перфекционизм носит позитивный характер. Однако повышенная требовательность может превратиться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда. Это может вызвать стрессы, длительное переживание своих неудач.

Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. Наблюдается повышенная впечатлительность и особая эмоциональная чувствительность. События, не слишком важные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний.

Повышенная реактивность проявляется в склонности к бурным аффектам. Эти дети могут производить впечатление истеричных, а в сложных ситуациях проявляют явно инфантильную реакцию.Иногда их эмоциональность носит скрытый характер: излишняя застенчивость в общении, трудности засыпания, психосоматические заболевания.

Весьма трудным для этих детей является самоконтроль в поведении. Часто дети занимаются только деятельностью интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Другую деятельность они избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых.

У многих одаренных детей с дисгармоничным типом развития заметны проблемы с физическим развитием. В определенной степени этому потворствуют родители. В конечном итоге возникает специфичная ситуация, будучи в определенном отношении «трудоголиками» к любимому труду, не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженных волевые усилия.

Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В силу неравномерности развития, у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности, сопровождаться недоумением со стороны детей или насмешками. Иногда жизнь у ребенка складывается драматическим образом (ребенка бьют, обзывают, унижают). Присущая всем одаренным детям неконформность усиливается.Это приводит к отчужденности ребенка от группы сверстников и он начинает искать другие ниши для общения: общество более младших или более старших детей, или только взрослые.

Очень много зависит от личности самого педагога. Если педагог может принять ребенка таким какой он есть, понимает своеобразие личности ребенка с дисгармоническим типом развития, то результат будет положительный.

В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей этого типа к «группе риска».

Источник

Оценка гармоничности физического развития детейХарактеристика гармоничности развития детей – обязательный компонент комплексной оценки состояния здоровья. О гармоничности физического развития судят по соотношению длины, массы тела и окружности грудной клетки. Из-за высокой корреляции массы тела с окружностью грудной клетки последний параметр может быть исключен и тогда гармоничность оценивают только по соотношению длины и массы тела.

Оптимальное соотношение этих двух показателей обеспечивает совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С разными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания.

На протяжении всего периода роста и развития детей школьного возраста между длиной и массой тела обнаруживается прямая тесная связь. В период завершения ростовых процессов эта связь ослабевает, оставаясь на уровне средней тесноты связи.

По сравнению с длиной тела, масса тела – более лабильный показатель, который подвержен воздействию различных факторов внешней среды (питание, болезнь, физические нагрузки и др.).

При оценке степени гармоничности обследуемого ребенка по сигмальным таблицам принято считать, что гармоническим является физическое развитие, при котором масса тела находится в пределах ± 1dR (частной d) длины тела. Дисгармоническим считается физическое развитие, при котором масса тела отстает или превышает длину тела на 1,1 – 2,0dR. Резко дисгармоничным следует считает физическое развитие, при котором масса тела отличается от соответствующей длины тела на 2,1dR и более.

Гармоничность физического развития можно оценивать по одномерным центильным шкалам. Если значение массы тела оказывается в одном или соседнем центильном интервале с длиной тела, то такое соотношение можно расценивать как гармоничное. Если значение массы тела выходит за границы соседнего интервала, то морфологическое состояние можно оценивать как дисгармоническое.

Читайте также:  Ранний срок беременности развитие ребенка

Дети с дисармоническим развитием, даже при отсутствии заболеваний, должны быть взяты на диспансерный учет для наблюдения, обследования и проведения оздоровительных мероприятий.

Методика пользования сигмальными оценочными таблицами.

Стандарты физического развития состоят из оценочных таблиц, составленных для различных возрастно-половых групп детей, причем на первом году жизни группировка детей проводится по одному месяцу жизни, от 1 года до 2 лет по кварталам, от 2 до 7 лет по полугодиям, от 7 лет и старше по одному году.

При пользовании оценочными таблицами необходимо сначала установить точный возраст ребенка (см. таблицу 3), а затем отыскать оценочную соответствующего возраста и пола. В каждой таблице выделено 5 уровней физического развития детей, которые определяются на основе средней арифметической величины (М) и среднего квадратического отклонения (d).

Величины, лежащие в пределах М ± 1d, относятся к средним (нормальным); величины, находящиеся в пределах от М + 1d до М + 2d, считаются выше средних, а от М + 2d и выше – высокими; величины, лежащие в пределах от М — 1d до М – 2d считаются ниже средних, а от М — 2d и ниже – низкими.

При индивидуальной оценке физического развития ребенка необходимо сравнивать данные его длины тела, массы тела и окружности грудной клетки в состоянии покоя с величинами в таблицах соответствующего возраста и пола. Каждой величине роста соответствуют величины веса и окружности грудной клетки и их допустимые колебания в пределах частной сигмы (dR).

Источник

Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе сравнения различных показателей, характеризующих детскую одаренность, со средней возрастной нормой достижений. О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов. Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.

Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.
Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности, возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие механизмы возраст-нога развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.
Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

7.1. Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития
Качества личности

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.
Эти учащиеся, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Иногда педагоги ошибочно принимают за одаренность самостоятельность ученика при выполнении заданий: сам подобрал материал, проанализировал его и написал реферат и т.д. Однако самостоятельность одаренных детей связана со сформированностью «саморегуляционных стратегий» обучения, которые они легко переносят на новые задачи. По мнению специалистов, мера «автономного самообучения» может выступать своеобразным индикатором наличия выдающихся способностей. Для самообучения необходимо приобретение метакогнитивных навыков, лежащих в основе способности ребенка в той или иной степени управлять собственными познавательными процессами, планировать свою деятельность, систематизировать и оценивать полученные знания. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Учитывая эти особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребенку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь с учителями). Одаренный ребенок нуждается во взрослых наставниках не меньше других детей, однако он предъявляет особые требования как к уровню знаний такого наставника, так и к способу взаимодействия с ним.

Как отмечалось выше, мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. С раннего детства одаренные дети демонстрируют интенсивный интерес к познанию, проявляя при этом удивительную способность к концентрации внимания на проблеме и даже своего рода одержимость.

Читайте также:  Школа развития ребенка с 1 года до 3 лет

Вопреки распространенному мнению о том, что одаренность всегда «глобальна», в силу чего одаренные дети хорошо успевают по всем школьным предметам, ибо им вообще нравится учиться, это явление не столь закономерно. Часто наблюдается специфическая направленность познавательной мотивации одаренных детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями. При этом одаренный ребенок может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «ненужные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с учителями.

Характерная особенность мотивационной сферы одаренных детей и подростков связана со спецификой вопросов, которыми они буквально «засыпают» окружающих. Количество, сложность и глубина вопросов, которые задают одаренные дети, намного превышают аналогичные показатели у их сверстников. Учителям нелегко удовлетворить эту повышенную любознательность на уроке. Кроме того, многие вопросы могут быть настолько сложны и требовать таких глубоких и разносторонних знаний, что на них трудно ответить даже специалистам. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы на интересующие их вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии (в том числе Интернет), обучение учащихся приемам самостоятельной работы с литературой, методам исследовательской деятельности, включение их в профессиональное общение со специалистами и т.п.

Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу (сочинение, рисунок, модель), добиваясь соответствия одному ему известного критерия совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, учителям и психологам, тем не менее, необходимо ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в некоторое «самоедство», невозможность довести работу до конца.

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям, прежде всего, в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного, у которого определенный объем знаний, умений и навыков превышает обычный средний уровень.

Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а, напротив, вызывают у него чувство радости. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Способный ученик с высокой мотивацией достижений любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему высокому статусу. Одаренный ребенок получает удовольствие от самого процесса познания, тогда как просто способного значительно больше волнует результат. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем непонимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи. Отсюда и различное отношение к отметкам: одаренный отдает приоритет содержанию деятельности, для способного важен результат и его оценка.

Устойчиво высокая самооценка, с одной стороны, есть отличительная характеристика одаренного ребенка. С другой стороны, его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка, должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.

Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков — независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства. В какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу. Например, явно одаренный подросток, выполняя задание написать сочинение по географии, пишет эссе «Является ли наукой география?», где ярко, но по форме вызывающе доказывает описательный характер этого предмета и лишает географию статуса науки. Ему при этом нет дела, что географию преподает директор школы. Все это не может не вызвать известную настороженность педагогического коллектива по отношению к таким детям, их внутреннее, а часто и открытое неприятие. Во многих случаях такие проявления одаренного ребенка неверно трактуются как его недостаточная воспитанность или желание быть вне коллектива. В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей.

Укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения одаренных детей. Возникающие в некоторых случаях трудности профессиональной ориентации, когда вплоть до окончания школы учащиеся продолжают «разбрасываться», связаны с высоким развитием у них способностей во многих областях.

Роль семьи

Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Источник