Галанов психическое развитие ребенка от 3 до 5 лет

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет
скачать (234.5 kb.)
Доступные файлы (1):

    Смотрите также:

  • Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет (Документ)
  • Филиппова Г.Г. Психология материнства (Документ)
  • Филиппова Г.Г. Психология материнства (Документ)
  • Галагузова. Лекции 5-6 по социальной педагогике (Документ)
  • Схема — Индивидуальная карта развития ребенка в дошкольном учреждении (Документ)
  • Гаврина С.Е. и др. Мой первый учебник. Энциклопедия развития ребенка от 1 года до 5 лет (Документ)
  • Курсовая работа — Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка (Курсовая)
  • Всё, что тебя касается Том 1 (Документ)
  • Лисиной М.И. (ред.) Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми (Документ)
  • Презентация — Муковисцедоз у детей (Реферат)
  • Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка (Документ)
  • Иванько О.Г. Иллюстрированные клинические лекции по пропедевтике детских болезней (Документ)

n1.doc

  1   2   3

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.(Развитие и воспитание)

Оглавление

Введение

Общие особенности развития детей от трех до пяти лет

Психическое развитие детей от трех до пяти лет.

Развитие памяти

Игры для развития памяти

Развитие речи

Игры для развития речи

Мышление

Игры для развития мышления

Восприятие

Воображение

Игры для развития воображения

Социальные навыки

Игры, способствующие формированию социальных навыков

Самообслуживание

Советы и игры по освоению навыков самообслуживания

Особенности физического развития. Нормы развития и двигательной активности для детей от трех до пяти лет

Двигательная активность ребенка

В пособии подробно изложены проблемы психического и физического развития детей от трех до пяти лет, приведены нормы их физического развития. В каждом разделе дано подробное описание игр для развития мышления, речи, внимания, памяти, воображения. В конце пособия — примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования, рекомендуемый для детей этого возраста. Специальная глава посвящена проблеме физической безопасности детей и мерам по ее обеспечению.

Введение

Уважаемые педагоги и родители!

Проблему развития ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Очень важно так построить жизнь ребенка, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Именно поэтому в развитии ребенка так велика роль близких ему людей, которые должны помочь ребенку гармонично развиваться, создать психологический и физический комфорт для его успешного роста. Однако, чтобы помочь ребенку в развитии, необходимо знать, в чем его проблемы, где и как нужно оказать помощь и т.п.

Для обеспечения родителей и педагогов необходимым диагностическим и коррекционным материалом и написана эта книга. Краткая и конкретная форма изложения материала позволит взрослым оперативно решать все возникающие проблемы.

В I части мы описали особенности развития психических процессов, снабдив описание таблицами, в которых в обобщенном виде представлены реакции детей определенного возраста. За критерий отбора мы приняли легко фиксируемые показатели, а именно — поведение детей.

После описания каждого психического процесса приведены игры по развитию детей. Это позволит строить индивидуальную программу занятий с ребенком в зависимости от его особенностей. Следует учитывать, что игры должны быть приятны ребенку, вызывать радость от общения с родителями и другими взрослыми, а не усталость.

Во II части приведены основные показатели физического развития детей. Со временем показатели физического развития перестают играть столь важную роль в формировании здоровой психики ребенка, но в возрасте до 5-ти лет они так же важны, как и показатели психического развития детей. Своевременно выявленные отклонения можно скорректировать специальными упражнениями, приведенными в этой части книги.

Специальная глава посвящена организации физической безопасности ребенка. Окружающая среда может оказывать как травмирующие, так и развивающие воздействия на детей. Правильно организованная, физически безопасная среда сохранит здоровье вашего ребенка. А перечень рекомендуемых игрушек и пособий поможет взрослым лучше сориентироваться в современных игрушках и подобрать только полезные и соответствующие возрасту игры.

Мы надеемся, что наша книга поможет вам вырастить ваших детей умными и здоровыми.

Общие особенности развития детей от трех до пяти лет

3-4 года — очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша.

Центральной функцией, которая определяет все остальные процессы, становится память. До 3-х лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т.е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. На четвертом году жизни, благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок начинает приобретать свое «Я», становится достаточно независимым от окружения. Вместе с психическим созреванием происходит стремительное физическое развитие личности. Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя.

Все это выражается в «кризисе 3-х лет», который характеризуется следующими симптомами.

1. Негативизм — это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Ребенок может не сделать что-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое «мнение» на противоположное. Ребенок как бы опробует в общении слово «нет», осваивает более богатый спектр человеческих отношений.

2. Упрямство — ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование.

Упрямство следует отличать от настойчивости. Раньше ребенок был под властью аффектов, сиюминутных желаний и настойчиво этого добивался, он был как бы очарован предметом и его к нему «тянуло», а степень настойчивости выражалась в силе, с которой ребенок стремился к предмету, в концентрации внимания на этом предмете. Мотивом же упрямства является то, что ребенок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.

3. Строптивость — это центральный симптом для «кризиса 3-х лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Здесь сказывается «строптивая установка» по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3-х лет, к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам.

От обычной недостаточной податливости ребенка строптивость отличается тенденциозностью. Ребенок бунтует, его недовольное, вызывающее «Да ну!» выражает тенденцию в том смысле, что оно действительно проникнуто скрытым бунтом против того, с чем ребенок имел дело раньше.

4. Своеволие — ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему еще не хватает умений.

Три последующих симптома имеют второстепенное значение.

5. Протест-бунт — все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями становятся обычным явлением.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никог-» да не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. В его лексиконе появляются слова и термины, обозначающие только негативное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никаких неприятностей не доставляют.

7. Деспотизм или ревность. Этот двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление малыша к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания.

В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим детям. В этом случае проявляется та же тенденция к господству, деспотизму, к власти — как следствие ревнивого отношения к другим детям.

Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Ребенок очень мал, и ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью — это одно и то же. Осваивая именно такие формы поведения, ребенок пытается проявить себя как личность.

Мы хотим еще раз подчеркнуть, что «кризис 3-х лет» является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.

Ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя ни вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самопознания. Нужно постараться относиться к этому с определенной долей юмора и благоразумием, тогда ребенок вскоре поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.

Так, Ле Шан предлагает сделать слово «нет» для всех развлечением и игрой. Оно потеряет свою опасность, если мама скажет «нет» до того, как его произнесет малыш. Например, мама спрашивает: «Как насчет того, чтобы съесть немного рыбы на завтрак, Петя?», — а затем, гримасничая, отвечает себе за сына: «Нет! Нет! Нет!». Или когда родители говорят «нет» в ответ на все, что им говорит ребенок. Тем самым они обращают внимание ребенка на то, что для его развития будет лучше, если он выберет другую линию поведения, а не эту глупую позицию отрицания.

Можно дать ребенку «обратную инструкцию»: «Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы, и тебе нельзя ложиться спать до полуночи!» Если это говорится с доброй усмешкой, такой прием воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам. Параллельно ребенок овладевает пониманием условности запретов, того, что к запретам надо подходить осознанно.

Кроме этих мер, необходимо осознать, что пришло время для более самостоятельного выбора ребенка, для предоставления ему больших возможностей, чтобы определить, кто есть этот маленький человек и что ему нужно. Необходимо показать ребенку, что вы понимаете: он обретает собственную личность, у которой расширяются права и привилегии. Малыш, конечно, понимает, что переход от беспомощного ребенка к отвечающему за свои поступки взрослому требует долгого времени, но взрослые могут помочь ему прийти к этому пониманию быстрее.

Например, можно использовать следующие фразы:

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу самостоятельно, но ты уже достаточно взрослый, чтобы самому выбирать, что будешь есть на завтрак: овсяные хлопья или яичницу с колбасой».

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе ложиться спать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: во дворе или дома» и т.д.

При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку он может не проявлять столь острые формы негативного поведения или быстро их преодолевает.

Осваивая негативные формы поведения, ребенок не только в будущем сможет сказать «нет» торговцу наркотиками, «нет» — участию в драке.

При благоприятном выходе из «кризиса 3-х лет» ребенок вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. Это выражается в определенном комплексе поведения:

1) стремлении к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели;

2) достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия в значительной степени теряют свою ценность (отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату может обидеть и даже ранить психику ребенка);

3) в обостренном чувстве собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию своих достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.

Однако следует учитывать, что индивидуальные отклонения могут достигать 5-6-ти месяцев в ту или иную сторону, и это нормально.

Успешно преодолев «кризис 3-х лет», ребенок к 4-м годам способен владеть не только телом, но и голосом: речь становится четкой, ясной. Он уже умеет общаться, хорошо излагает свои мысли.

Он обожает играть «во взрослых» или работать «понарошку», как взрослые. Он играет и со сверстниками, но игра со взрослыми — для него по-прежнему наивысшая радость. Это позволяет родителям и воспитателям эффективно руководить деятельностью ребенка и направлять ее в необходимое русло.

Ребенок в этом возрасте, благодаря уникальной возможности буквально впитывать огромное количество информации о внешнем мире, нуждается в мудром учителе. Для полноценного формирования ребенка необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых, которые знают особенности развития психических и физических процессов детей и способны формировать их грамотно и заботливо.

  1   2   3

Источник

И. А. Галкина (к.пс.н.)

Возраст от трех до пяти лет называют средним дошкольным. По словам Л.С. Выготского, у детей в этот период складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение. Рассмотрим возрастные особенности развития ребенка от трех до пяти лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможные сложности и скорректировать их.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека, центр тяжести смещается вниз.
  • Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. В этом возрасте важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес. В раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.
  • Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.
  • Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.
  • Совершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.
  • К четырем годам у ребенка уже должен быть весь комплект молочных зубов. Если их меньше двадцати, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу. 

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Три года. Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, надевать обувь на липучках. В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки.

Четыре года. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходить задом наперед, прыгать в сторону, вперед и назад, чередовать бег с прыжками, перепрыгивать через невысокие препятствия, маршировать в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой / левой руки. 

Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками, ездит на двухколесном велосипеде, катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет — важнейшая ступень в становлении ребенка. Данный период развития отличается быстрым усвоением информации, поэтому родителям стоит позаботиться об организации увлекательных занятий со своим малышом. 

В возрасте трех лет ребенок взаимодействует с миром, опираясь только на полученные знания. Он вспоминает то, что было с ним в прошлом и на основании прошлого опыта принимает решения, подтверждая старые или приобретая новые умения. Память ребенка в этом периоде развития непроизвольная: запоминание информации и запечатление образов происходят сами собой. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов, сопереживают героям из книг и кино. К пяти годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Внимание становится произвольным – ребенок в четыре-пять лет, если его просить постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).

К четырем-пяти годам формируются математические понятия и навыки счета. Дети используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы, научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток. Различают правую и левую руку.

Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.

С четырех-пяти лет дети начинают мыслить образами. Ребенок легко запоминает, воспроизводит полученную информацию и активно расширяет свои знания об окружающем мире. Такой скачок в развитии ребенка происходит за счет развитие речи и творческого мышления.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В возрасте трех-пяти лет продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Период четырех-пяти лет – это пик сензитивного периода развития речи, и при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.

В норме ребенок четырех — пяти лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, — возможно, он не слышит их. 

Для того, чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, нужно чаще с ним разговаривать. И важно, чтобы контакт как можно чаще был обоюдный, то есть в форме диалога. Родителям не стоит ограничиваться простейшими темами, уже можно обсуждать мультфильмы и прочитанные книги, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет — важнейшая ступень в становлении ребенка как личности. В этом возрасте формируется долговременная память. Малыш уже воспринимает себя как отдельную неповторимую личность, а чувства и эмоции складываются в воспоминания детства и свой уникальный опыт. В данном возрасте у ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как самоуважение, ценность собственной личности, чувство достоинства. 

Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок четырех — пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом – сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает определить собственные качества.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако имеет значение не столько одноразовый успех, сколько устойчивость успехов. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности. У него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.

После трех лет ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это тоже необходимо учитывать родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

Игра для ребенка – это ведущая деятельность. Со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается, но на самом деле он выполняет важную работу. В игре дети реализуют свое стремление к самостоятельности, учатся терпению, настойчивости, общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, а также развивают волю, воображение, мышление и нравственные установки. 

В играх дети уже придерживаются определенных правил и строго их контролируют, заранее продумывают сюжет игры и разделяют между собой роли. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте очень важна, но ребенок должен уметь играть не только в компании, но и в одиночестве — когда задействована только его фантазия. Малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить одного, и он не будет испытывать чувства тревоги. Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начинаете с ним игру, увлекаете его, потом на несколько минут выходите из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один и привыкает к тому, что постоянное присутствие взрослого необязательно. 

Для того, чтобы развивать различные стороны интеллекта ребенка, необходимо, чтобы и игрушки были разные: игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки создает из сырого песка. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин и глина. Почаще занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, аппликацией и т.д. Эти занятия развивают творческое мышление и творческие способности ребенка.

Средний дошкольный возраст является важной ступенью развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. Задача родителей — как можно больше расширять кругозор ребенка. Этот возраст можно назвать возрастом «интеллектуального голода» — малыш хочет знать обо всем и задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Очень важно на них отвечать и формировать у малыша правильные ценности. Делая это в игровой форме в этот период, вы сможете заложить основы нравственного развития, которые в более поздние годы обязательно принесут свои плоды.

Для того чтобы развитие ребенка в возрасте от 3 до 5 лет прошло успешно, важно не только правильное воспитание детей родителями, но желательно также посещение детьми и специальных занятий, проводимых опытными психологами. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологические развивающие занятия», которая рассчитана на детей этого возраста. Об этой программе мы расскажем во второй части нашей статьи.

Источник