Функциональное развития ребенка дошкольного возраста

Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей. Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза [11]. К внешним количественным показателям физического развития относятся: изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся, прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития, которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности [9].

В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества, такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность. Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических, интеллектуальных, духовных способностей, а так же всестороннего развития личности в целом.

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации [13].

Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, по которым определяют состояние здоровья:

— телосложение;

— основные функциональные параметры;

развитие двигательной сферы.

Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как: развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка

Физическую подготовленность дошкольников исследуют, по мнению многих авторов, при помощи двух основных составляющих:

— уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

— уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости).

Физическое развития дошкольников характеризуется тем, что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система, укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.

Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика, зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием.

В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы. Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие, но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка.

Правильное развитие ребенка раннего возраста, невозможно без достаточной физической активности. Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания, не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.

К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики, а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Что касается дыхательной системы организма детей, то структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания — 30 в минуту, 5-6 лет — 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание, что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой, подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.

Читайте также:  Зона ближайшего развития это день в развитии ребенка

Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей раннего возраста. В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества, в особенности гибкость.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Ученные заметили такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий.

Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей. Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических. Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.

Источник

ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Abstract

PHYSICAL AND FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL
AGED CHILDREN IN ST.-PETERSBURG

A.S. Solodkov, Honoured Scientist
of Russia, Academician of Peters Academy of Sciences and Arts, Dr. Hab. Med., professor

E.M. Esina

Saint-Petersburg state P.F. Lesgaft academy of
physical culture

Key words: pre-school aged
children, motor activities, sick rate, state of health, physical and functional
development.

The aim of this study was to evaluate the physical
and functional development, physical preparadness and to reveal the general level of
morbidity in pre-school aged children of St.-Petersburg in connection with their physical
activity’s regimes.

The authors had revealed the low indices of the
flexibility and the speed-strength qualities, as well as the functions of the
cardio-vascular, respiratory systems, the vegetative, nervous system, that proves the
lowering of children’s reserve opportunities.

Физическое
и функциональное развитие детей дошкольного
возраста Санкт-Петербурга

Заслуженный деятель науки
РФ, академик Петровской академии наук и искусств,
доктор медицинских наук, профессор А.С.
Солодков

Е.М. Есина

Санкт-Петербургская
государственная академия физической культуры
им. П.Ф. Лесгафта

Ключевые слова: дети
дошкольного возраста, двигательная активность,
заболеваемость, состояние здоровья, физическое и
функциональное развитие.

В последние годы в организации
жизни детей в дошкольных учреждениях
наблюдается значительное увеличение объема
учебно-воспитательной работы в области
сенсорного и умственного развития. При этом
отмечается некоторая диспропорция между
увеличением умственной нагрузки, которую
ребенок получает в результате большого потока
информации, и недостаточной двигательной
активностью (ДА) детей. Достаточная ДА является
необходимым условием гармоничного развития
детского организма, влияет на формирование
психофизиологического статуса ребенка (Е.А.
Пимонова, 1988; А.С. Солодков, Е.М. Есина, 1998, и др.).
Установлена тесная связь между уровнем
физического развития, физической
подготовленностью детей и их двигательной
активностью (М.В. Антропова, Г.П. Сальникова, 1966;
О.Г. Аракелян, 1970; О.В. Силина, 1980, и др.). Кроме того,
существует прямая зависимость между уровнем
физической подготовленности и психическим
развитием ребенка. Двигательная активность
благоприятно воздействует на перцептивные,
мнемические и интеллектуальные процессы.
Ритмичные движения тренируют пирамидную и
экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой
объем ДА в режиме дня, характеризуются средним и
высоким уровнем физического развития,
адекватными показателями функционального
состояния ЦНС, экономичной работой
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более
высокими адаптационными возможностями
организма, низкой подверженностью простудным
заболеваниям (А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А.
Фарбер, 1990; А.С. Солодков, Н.П. Симоненко, Е.Е.
Чусляева, 1997, и др.).

Генетическая потребность в
различном уровне движений зависит от
типологических особенностей нервной системы
ребенка. При этом, по данным Минздрава СССР (1986),
оптимальное физическое развитие и
функциональное состояние организма ребенка
достигается при ДА в 4 года — 12-13 тыс. локомоций, в 5
лет — 14-15 тыс., в 6 и 7 лет — 15-16 и 17-18 тыс. движений
соответственно (Е.В. Демидова, 1988).

Проведенное нами исследование
позволило определить ДА детей дошкольного
возраста, посещающих детские дошкольные
учреждения (ДДУ), оценить их физическое и
функциональное развитие, физическую
подготовленность, выявить уровень общей
заболеваемос ти. Было обследовано 120 детей (55
мальчиков и 65 девочек) 6-7 лет из 6 ДДУ различных
районов Санкт-Петер бурга. Оценка физического
развития осуществлялась по комплексу
показателей: росту, массе тела, окружности
грудной клетки. Соответствие антропометрических
констант возрасту определяли с помощью
оценочных таблиц, разработанных Ленинградским
государственным областным университетом (И.С.
Гильбо, В.Я. Егоров, А.И. Кузнецов и др., 1997).
Физическая подготовленность оценивалась с
помощью тестов, наиболее часто встречающихся в
методической литературе по физическому
воспитанию дошкольников; при этом измерялись
высота и длина прыжков, определялись гибкость и
максимальное мышечное усилие правой и левой
кистей.

Данные нашего обследования
свидетельствуют о среднем уровне физического
развития детей Санкт-Петербурга.

Показатели стандартных
контрольных упражнений (прыжков в длину с места,
вверх с места, наклона вниз из положения стоя)
оказались ниже существующих нормативных величин
для детей данной возрастной группы. В частности,
дети не справились с контрольным нормативом по
прыжку вверх с места (должная величина — 25-30 см).
Средний показатель у обследованных нами девочек
составил 17,3 см, у мальчиков — 18,4 см. Уровень
гибкости оценен как удовлетворительный у
мальчиков и девочек. Средние показатели гибкости
составляют у мальчиков 0,75 см (норма — 2-8 см), у
девочек — 2,66 см (норма 3-9 см). Исключением являются
показатели прыжка в длину и данные динамометрии,
которые соответствуют нормативным значениям.

Для изучения функциональных
показателей организма использовалась методика
вариационной пульсографии (ВПГ), предложенная
Р.М. Баевским (1979), определялись также ЖЕЛ,
задержка дыхания на вдохе и выдохе, измерялось
АД, проводилась ортостатическая проба.
Регистрация сердечной деятельности
осуществлялась одноканальным
электрокардиографом «Малыш» с тепловой записью.
При анализе ВПГ из 100 последовательных сердечных
циклов рассчитывались следующие показатели:
вариационный размах (Х) — максимальная амплитуда
колебания значений кардиоинтервалов,
определяемая по разности между максимальной и
минимальной продолжительностью кардиоцикла,
которая характеризует влияние
парасимпатического отдела вегетативной нервной
системы; мода (М) — диапазон наиболее часто
встречающихся значений кардиоинтервалов —
показывает наиболее вероятный уровень
функционирования синусового узла; амплитуда
моды (АМ) — число кардиоинтервалов, попавших в
диапазон моды в процентном соотношении, величина
АМ зависит от влияния симпатического отдела
вегетативной нервной системы и отражает степень
централизации управления сердечным ритмом;
индекс напряжения регуляторных систем (Ин);
длительность сердечного цикла (R-R) и частота
сердечных сокращений (ЧСС). Все эти показатели
позволяют объективно оценить вегетативный
гомеостаз, а также взаимодействие
симпатического и парасимпатического отделов
нервной системы. Материалы полученных нами
исследований представлены в табл. 1.

Таблица 1. Показатели ВПГ
у детей дошкольного возраста

Показатели Возраст, лет
6 7
ЧСС 115±4,4 107±4,2
X 0,17±0,02 0,28±0,04
М 2,66±0,55 2,78±0,6
AM 40,64±1,08 30,78±2,16
Ин 55,08±6,4 28,39±7,2

Согласно табл. 1 ЧСС у детей 6
лет значительно выше, чем у 7-летних. Показатели Х
и М существенно не отличаются. Более значимые
различия установлены при анализе АМ и Ин. Так, у
детей 7 лет величины АМ и Ин по сравнению с детьми
6 лет оказались несколько сниженными. Известно,
что при улучшении функционального состояния
сердечно-сосудистой системы происходят
закономерные изменения показателей
вариационной пульсометрии. В частности,
уменьшение АМ и Ин, по данным Р.Е. Мотылянской (1980),
свидетельствует о преобладании автономного
контура управления и парасимпа тического отдела
вегетативной нервной системы на фоне некоторого
снижения симпатической активности. У
обследованных нами детей в возрасте 6 лет по
сравнению с 7-летними отмечаются преобладание
симпатического отдела иннервации и более
высокая централизация управления сердечным
ритмом. На большую возбудимость центров
симпатической иннервации указывают и показатели
ортостатической пробы (величина учащения пульса
у 6- и 7-летних детей составляет соответственно 18 и
16 уд/мин).

Величина ЖЕЛ характеризует
степень развития дыхательной мускулату ры и
функциональную способность органов дыхания. ЖЕЛ
измеряли 3 раза, учитывали показатель с
наибольшим ее значением. При определении ЖЕЛ у
детей были получены следующие результаты: у
мальчиков эта величина в среднем составила 1400 мл,
у девочек — 1240 мл, что значительно ниже нормы
(1800-1900 мл для 6-7-летних детей, по данным С.А.
Пономарева, 1992; Е.Б. Сологуб, 1993, и др.).

Известно, что дети в связи с
более высокой возбудимостью дыхательного центра
не могут на достаточно продолжительное время
задерживать дыхание по сравнению со взрослыми.
Задержка дыхания прерывается детьми при очень
небольшом снижении степени насыщения крови
кислородом. Время задержки дыхания на вдохе
(проба Штанге) у детей 6-7-летнего возраста должно
составлять 35-40 с. По данным нашего исследования,
показатели пробы Штанге у мальчиков находились в
пределах 22-27 с, у девочек — 21-23 с. Показатели пробы
Генча (время задержки дыхания на выдохе) у
мальчиков составляли 10-12 с, у девочек — 8-13 с.
Полученные результаты свидетельствуют о
недостаточном развитии дыхательной системы у
дошкольников. Уровень АД чаще всего колебался от
80/45 до 90/95 мм рт. ст., что несколько ниже
существующих для данного возраста стандартов
(М.В. Антропова, М.М. Кольцова, 1983).

В табл. 2 представлена динамика
изменений показателей физической
подготовленности детей в течение года.
Полученные данные позволили оценить влияние на
организм дошкольников физкультурных занятий,
которые проводились с сентября по май, при этом
учитывалось и естественное развитие детей в
онтогенезе. Поэтому прирост величин от 15% и выше
мог свидетель ствовать о благоприятном,
эффективном влиянии занятий на детский организм.
Второе исследование показало биологический рост
физической подготовленности у дошкольников при
свободном режиме: дети с мая по сентябрь не
посещали дошкольное учреждение.

Таблица. 2. Динамика
изменений показателей физической
подготовленности детей за год (М±m)

Показатели Пол Сентябрь Май Сентябрь
Прыжок в длину с места, см А 84,7±2,62 106,9±3,53 114±5,15
м 88,6±4,59 107±5,3 115±5,0
Прыжок вверх, см А 13,3±1,26 17,5±1,5 19,3±0,96
м 15,6±1,14 18,1±1,11 20,4±1,19
Гибкость, см А 0,2±0,53 5,0±1,05 3,95±0,83
м -0,2±0,91 3,3±1,34 2,8±1,24
ЖЕЛ, л А 1,08±0,06 1,23±0,03 1,28±0,04
м 1,2±0,11 1,36±0,1 1,58±0,09
Динамометрия правой руки, кг А 8,0±0,93 8,9±0,5 10,2±0,48
м 11,7±0,63 12,4±0,73 12,5±0,87
Динамометрия левой руки, кг А 7,0±0,89 8,6±0,35 9,9±0,74
м 10,6±0,64 11,0±0,47 12,0±0,64

За время посещения
дошкольниками ДДУ с сентября по май наблюдался
достоверный прирост всех исследуемых
параметров. В частности, установлено увеличение
показателей гибкости почти в 5 раз у девочек и в 3
раза — у мальчиков. Данные прыжков в длину с места
улучшились у девочек на 25%, у мальчиков — на 20%;
вверх с места: на 30% у девочек и на 16% — у мальчиков.
Величины ЖЕЛ, динамометрия правой и левой кистей
выросли незначительно. При этом константа ЖЕЛ
осталась ниже должного уровня для детей 6-7 лет.
Несмотря на благоприятные показатели физической
подготовленности детей, можно утверждать, что их
резервные возможности не используются в
достаточной степени. Эти особенности в будущем,
несомненно, скажутся на функциональном
состоянии организма и уровне здоровья взрослого
человека. Можно полагать, что недостаточное
физическое и функциональное развитие детей
прежде всего связано с низким суточным уровнем
их ДА. Так, по нашим данным, он в среднем
составляет 6-10 тыс. локомоций, достигая лишь у
отдельных дошкольников 12-15 тыс. (рекомендуемая ДА
для данного возраста — 15-18 тыс. локомоций).

С целью улучшения физического
и функционального развития детей необходимо
расширение их двигательного режима. Вместе с тем
следует подчеркнуть, что не только низкая, но и
чрезмерно высокая ДА одинаково неблагоприятны
для организма ребенка. Искусственное повышение
двигательного режима посредством значительного
увеличения объема физкультурных занятий может
угнетающе сказаться на спонтанной ДА детей.
Наоборот, недостаточное удовлетворение
потребностидетей в движении на физкультурном
занятии компенсируется впоследствии их
повышенной активностью в различных видах
деятельности (Г.П. Юрко, 1988). В связи с этим при
увеличении физических нагрузок крайне
необходимо найти оптимальное соотношение
специально организованной и спонтанной
двигательной активности.

Таблица 3. Показатели
физической подготовленности детей, занимающихся
и не занимающихся физической культурой (М±m)

Показатели Занимающиеся ФК Не занимающиеся ФК
девочки мальчики девочки мальчики
Прыжок в длину с места, см 114,0±5,15 115,0±5,0 108±7,12 108±7,12
Прыжок вверх, см 19,3±0,96 20,4±1,19 17,1±1,67 18,0±0,7
Гибкость, см 3,95±0,83 2,8±1,24 -1,38±1,16 -3,0±2,04
ЖЕЛ, л 1,28±0,04 1,58±0,09 1,34±0,05 1,57±0,06
Динамометрия правой руки, кг 10,2±0,48 12,5±0,87 9,7±0,48 10,0±2,38
Динамометрия левой руки, кг 9,9±0,74 12,0±0,64 8,3±0,51 11,3±1,6

За время летнего отдыха
отмечался естественный прирост показателей по
прыжкам в длину с места, увеличившийся на 7%. На 200
мл в среднем возросла ЖЕЛ у мальчиков, у девочек
этот показатель остался почти на прежнем уровне.
Незначительно увеличились показатели
динамометрии, за исключением величины
максимального мышечного усилия правой кисти у
мальчиков. Данные по прыжкам вверх остались
прежними. После летнего сезона наблюдалось
существенное ухудшение гибкости.

В табл. 3 приведены показатели
физической подготовленности детей, занимающихся
(группа № 1 — 20 детей) и не занимающихся (группа № 2
— 22 ребенка) физической культурой. Сравнительный
анализ результатов тестирования дошкольников
свидетельствует об очевидной разнице в
показателях 1 и 2-й групп. У детей, занимающихся
физической культурой, полученные величины
гибкости, прыжков в длину с места и динамометрии
достоверно выше. Исключение составляют
показатели ЖЕЛ и прыжка вверх с места, которые
почти одинаковы в обеих группах детей. При этом
полученные величины прыжков вверх у всех детей и
ЖЕЛ у девочек 1 и 2-й групп ниже соответствующих
нормативных требований для детей данного
возраста и, вероятно, обусловлены недостаточной
ДА дошкольников.

Выводы : 1. Результаты
контрольного обследования и тестирования
выявили, что уровень физического развития детей
по показателям роста, массы тела и окружности
грудной клетки в большинстве случаев
соответствует значениям оценочных таблиц.
Низкие показатели гибкости и скоростно-си ловых
качеств свидетельствуют о слабой физической
подготовленности дошкольников.

2. Показатели функций
сердечно-сосудистой, дыхательной и вегетативной
нервной систем свидетельствуют о снижении
резервных возможностей организма детей и
преобладании у них возбудимости центров
симпатической иннервации.

3. Сниженный уровень
физического и функционального развития детей
является основой для повышения интенсивных
показателей заболеваемости. Среди
нозологических форм патологии преобладают
инфекционные заболевания, а также болезни
нервной системы, органов дыхания, кровообращения
и пищеварения.

Литература

1. Антропова М.В., М.М. Кольцова.
Морфофункциональное созревание основных
физиологических систем организма детей
дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1983. — 160 с.

2. Аракелян О.Г. Физическое
развитие и подготовленность детей от 4 до 7 лет
при повышенном режиме двигательной активности
//Матер. Всесоюзн. научн. конф. по актуальным
проблемам общественного дошкольного воспитания
и вопросам подготовки детей к школе. М., 1970.

3. Баевский Р.М.
Прогнозирование состояний на грани нормы и
патологии. — М.: Медицина, 1979. — 295 с.

4. Бальсевич В.К., Л.И.
Лубышева.
Физическая культура: молодежь и
современность //Теория и практика физической
культуры. 1995, № 4, с. 2-7.

5. Гильбо И.С., В.Я. Егоров, А.И.
Кузнецов и др
. Нормативы физического развития
детей дошкольного и раннего школьного возраста
г. Санкт-Петербурга. — СПб.: ЛГОУ, 1977. — 145 с.

6. Демидова Е.В. Влияние
упражнений повышенной координационной
сложности на физическое развитие детей
дошкольного возраста (4-7 лет): Канд. дис.
Краснодар, 1988. — 180 с.

7. Мотылянская Р.Е., Э.Я. Каплан
и др
. Двигательная активность — важное условие
здорового образа жизни //Теория и практика
физической культуры, 1980, № 1, с. 14-21.

8. Пономарев С.А. Растите
малышей здоровыми. — М.: ФиС, 1992. — 95 с.

9. Проблемы совершенствования
физического воспитания дошкольников: Сб. научн.
тр. //ВНИИФК /Под общ. ред. Е.Я. Бондаревского. — М.:
ФиС, 1988. — 116 с.

10. Сологуб Е.Б., Г.П.
Виноградов, С.В. Никольская.
Физическое
развитие детей дошкольного возраста. — СПб.:
ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1993. — 39 с.

11. Солодков А.С., Е.М. Есина.
Функциональное развитие детей дошкольного
возраста //Матер. итог. научн. конф. ин-та за 1997 г. —
СПб.: ВИФК, с. 142-143.

12. Солодков А.С., Н.П.
Симоненко, Е.Е. Чусляева.
Физиологическая
характеристика урока физической культуры в
школе: Учебн.-метод. пос. — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.
Лесгафта, 1997. — 46 с.

13. Хрипкова А.Г., М.В.
Антропова, Д.А. Фарбер.
Возрастная физиология и
школьная гигиена: Учебн. пос. для студ-ов. пед.
ин-тов. — М.: Просвещение, 1990. — 320 с.

  На главную 
  В библиотеку 
  Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама:

 

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до года доклад

Источник