Функции матери на ранних этапах развития ребенка

Стр. 76

Вопросы для обсуждения

Периодизация психического развития ребенка и материнские функции в разных направлениях психологии.

Материнские функции в пренатальном периоде развития ребенка

Материнские функции в натальном и неонатальном периодах.

Материнские функции в первом полугодии младенчества.

Материнские функции в раннем возрасте.

Понятие о видотипичных и конкретно-культурных функциях матери.

Глава 3 Материнство: структура, содержание, онтогенез

3.1. Материнство как потребностно — мотивационная сфера

Мать как субъект материнства

Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребенка, обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой структуры деятельности. Далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребенка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребенка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития. Так, поддержание эмоционального благополучия, развитие привязанности и ее культурных особенностей, развитие общения обеспечены принятыми в культуре и передающимися из поколения в поколение способами взаимодействия с ребенком, включающими установление режима кормления, способов пеленания, количеством и качеством тактильного контакта, способами и сроками отнятия от груди, формами перераспределения материнских функций, манерой жалеть, поощрять и наказывать ребенка. Все это вполне определенно интерпретируется в аспекте будущих качеств характера ребенка, его физических и личностных особенностей.

По данным Weisner и Gallimore, из 186 исследованных ими культур 40% используют «дополнительных» исполнителей материнских функций только на первом году жизни, 80% — на протяжении всего раннего возраста. В других исследованиях было выявлено, что в 46 культурах используют в качестве нянек старших детей обоих полов, в 101 — родственниц-женщин («теток»), а в 63 материнские функции на первом году сконцентрированы на матери Это некоторые кочевые племена Африки и нуклеарные семьи в евро-американской культуре. Причем в традиционных культурах мать освобождается от многих других социальных и семейных функций, и чем больше она занята с ребенком, тем меньше ее участие в других сферах жизни семьи и общества. Наибольшая концентрация на матери всех функций (и материнских, и семейных, а часто и других, общественных) существует в условиях нуклеарной семьи евро-американского типа. Наиболее это выражено в Западной Европе и в США (причем только для населения западно-европейского происхождения) [S.H. Stengard and A.Nash, К. McCartny and D. Phillips и др.]. Относительно перераспределения материнских функций выделено 16 форм, которые используются в России, и только 3 формы, которые используются в 92% немецких семей [Т. Майншперт]. В каждой отдельной культуре участие отца во взаимодействии с ребенком на первом году жизни разное, но в среднем составляет 2%. Таким образом, воспитание ребенка в младенчестве — дело сугубо женское. Правила именно ее поведения и представлены в культурных моделях материнства.

Источник

Стрельникова Марина
Консультация «Значение материнского общения на ранних этапах развития ребенка»

Значение материнского общения на ранних этапах развития ребенка.

Всем нам давно известен тот факт, что существует биологическое единство матери и плода, которое сменяется с момента рождения психофизиологическим единством матери и грудного младенца.

Развитие ребенка, начиная с периода новорожденности, определяется социальными факторами. Рядом с малышом большую часть времени проводит мама, именно она в первую очередь бессознательно проводит обучающее воздействие на своего ребенка. В это время врожденные рефлекторные звуковые реакции ребенка приобретают черты той социальной и национальной среды, в которой ребенок воспитывается.

В этом случае интересными представляются эксперименты С. Ю. Мещеряковой, которая наблюдала у детей первых недель жизни предпочтение к лицам тех людей, которые ухаживали за ними. Именно эти лица и их изображения вызывали у детей специфические реакции, в том числе и первую улыбку. Такие компоненты подражательного эффекта, как порозовение кожи, усиление блеска глаз, расширение зрачков, свидетельствуют о бессознательном характере подражательных процессов. Оказывается, если физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям новорожденного ребенка, то ему гораздо легче подражать матери и, следовательно, устанавливать с ней характерный для раннего возраста эмоциональный контакт. Причем намеренно изменять характеристики голоса не приходится. Ученые отмечают, что в речи матерей, имеющих детей младшего возраста, наблюдаются неосознанные изменения в высоте голоса (он становится выше, темпе голоса (становится замедленнее, громкости (становится тише, тем самым приближая физические характеристики ее речи к характеристикам детской речи. Данные факторы способствуют формированию очень тесного контакта между матерью и ребенком. Соответственно чем полнее этот контакт, тем скорее врожденные звуковые реакции ребенка начинают приобретать национально специфические черты, т. е ребенок начинает подражать своей матери и учится воспроизводить звуки родного языка. И конечно же теперь не трудно понять почему желанные и любимые дети эмоциональных матерей развиваются в коммуникативно-познавательном отношении быстрее, чем дети, не менее желанные и любимые, но имеющие эмоционально сдержанных матерей.

Интенсивность влияния внешних раздражений воздействуют и на пове-денческие реакции младенца. Так, ребенок тянется к теплым рукам матери и повизгивает от удовольствия в теплой воде, но он же отстраняется от холодных рук и кричит, если вода в ванне охлаждается или, наоборот, становится горячее. Мы все знаем о пользе грудного молока для ребенка, но при этом младенец стремится к умеренной наполненности желудка и отталкивает материнскую грудь и срыгивает, когда желудок полон или плачет, если съел недостаточное количество молока. Но ведь это не говорит о том, что не нужно в дальнейшем продолжать грудное вскармливание. Просто мать должна кормить столько, сколько требуется малышу. Для нас это очевидный факт. Или возьмем для примера ребенка, испытывающего положительные эмоции, когда видит знакомую погремушку, которую мама нежно трясет в своих руках, извлекая не громкий шум. И представим себе, что будет, если эту же игрушку мы будем показывать весь день, мельтеша ею перед глазами ребенка извлекая при этом громкий звук. Не сложно предположить, что это вызовет у ребенка негативные реакции, и когда вы в следующий раз подойдете к ребенку с этой же погремушкой, вряд ли он будет снова испытывать положительные эмоции. Мы, конечно же, не будем вызывать у ребенка бурю негативных реакций, а просто будем играть умеренное количество времени. Ведь именно мама знает, когда ребенок испытывает удовольствие от игры и когда стоит прекратить. Благодаря психофизиологическому единству матери и ребенка, которое возникает с момента рождения, мама лучше других знает, что нужно её чаду, ей проще понять и почувствовать его настроение. Поэтому на раннем этапе развития ребенка мама самый лучший специалист.

Говоря в целом, умеренное влияние внешних раздражений активируют у младенца врожденные эмоционально положительные программы поведения типа реакций приближения, захватывания и обладания, тогда как превышающие свое влияние внешние раздражения активируют противоположные эмоционально отрицательные программы врожденного поведения типа реакций удаления, избегания и отвергания. Все, что мы будем делать для ребенка, должно иметь усредненный характер и доставлять ему приятные ощущения, радость и тогда у малыша будет формироваться потребность в коммуникации и познании окружающего мира. А данные потребности не является врожденными — они воспитывается в раннем детском возрасте.

Следует помнить, что чем младше ребенок, тем больше отступают на задний план организованные формы обучения, проводимые воспитателем или педагогом, уступая место стихийно и бессознательно осуществляемым обучающим воздействиям матери и взрослых вообще.

Несколько рекомендаций по общению родителей с новорожденным малы-шом.

Разговоры с малышом

Каждый день пойте ребенку самые разные песни, рассказывайте сказки и детские стишки.

Время от времени изменяя высоту голоса. Пробуйте говорить высоким голосом, низким, нараспев или тихо.

Даже если вы не знаете слов песни, ее можно распевать на определенный звук, например звук а…

Игра с погремушками

Поднесите погремушку к ребенку и тихонечко ее потрясите.

Тряся погремушкой, напевайте любую песенку (например, «Жили у бабу-си. «).

Убедившись, что ребенок обратил внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте песенку.

Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок будет поворачивать голову на звуки песни.

Позже можно вкладывать погремушку в руки при игре.

Не забывайте про общение с ребенком во время купания, кормления и укладывания спать.

Источник

Особенности развития ребенка и функции матери

Анализ условий возникновения системы взаимодействия матери с ребенком требует конкретизации «точки отсчета» в развитии ребенка, с которой можно начинать изучать эту систему как реально существующую. Современные исследования в области пренатальной психологии (Т. Verny, А. Берни и другие), микропсихоаналитические концепции (S. Fanty, Ф. Дальто, С. Гроф, М. Марконе и другие), включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, в том числе и опыт его эмоционального взаимодействия с матерью, в развитие базовых личностных структур, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка.

Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей (в первую очередь матери), которые и являются основными «производителями» личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путей «производства» этой модели.

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны.

1. Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы.

Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви [Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Айнсворт, М. А. Лисина с сотрудниками и др.], обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако именно эти особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо одинаковы. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе — т.е. развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире — также происходит одинаково — ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Это подтверждено исследованиями интеллектуального развития ребенка Дж. Брунера, Т. Бауэра, Ж. Пиаже, современными исследованиями раннего когнитивного развития [Е. А. Сергиенко]. Поздние когнитивные способности ребенка приобретают культурную специфику, однако самый ранний период развития требует достаточно жесткого выполнения функций взрослых для обеспечения этого развития. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

2. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX в. образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле психоанализа, культурноисторического, социологизаторского, бихевиористического подходов. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно это относится к направлениям, связанным с развитием личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности. Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры присущими особенностями материнского поведения.

Эти две стороны развития ребенка позволяют сделать вывод, что существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сфер ребенка, которые обеспечили бы соответствие его развития именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери можно назвать видотипичной, а вторую — конкретно-культурной. Однако ни та, ни другая группа материнских функций не является присущей матери сама по себе. Об этом свидетельствуют многочисленные современные исследования материнства. Все особенности материнского поведения имеют сложный путь развития в онтогенезе матери. Особенности развития ребенка, требующие обеспечения со стороны материнских функций, рассматриваются разными разделами психологии. Каждое направление имеет в этом развитии свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.

Источник

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПсихология arrow Развитие и воспитание детей

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Следующая >

Перейти к загрузке файла

Таблица 1

Основные направления психологии детского развития

Первое и второе полугодие младенчества.

  • 1. Когнитивная психология. В этом направлении изучается становление связей ребенка с внешним миром. Выделяются возрастные особенности и механизмы развития, их физиологическое обеспечение. Роль матери рассматривается в двух аспектах: как предоставление необходимой для развития ребенка стимуляции и как обеспечение физического и психического комфорта, что также необходимо для нормального развития. При этом акцент делается на первое, а второе рассматривается как условие, но не входит в предмет исследования.
  • 2. Развитие эмоциональной сферы. Это направление имеет своим предметом исследование возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка, развитие обеспечивающих их физиологических и психологических механизмов. Роль матери здесь является весьма существенной, а во многих подходах — решающей. Она выражается в эмоциональном поведении матери, качестве ухода, важным является своевременное и адекватное обеспечение физиологических потребностей ребенка. Большое внимание уделяется отношению матери к ребенку и стилю материнско-детского взаимодействия.
  • 3. Развитие личности (психоанализ, микропсихоанализ, гуманистическая психология, психотерапевтически ориентированные направления). Здесь выделяются структура личности и этапы ее развития. Роль матери признается решающей, особенно в становлении базовых, ядерных структур личности в раннем онтогенезе. Функции матери состоят в своевременном и качественном удовлетворении потребностей ребенка, в предоставлении любви и поддержки. Эти ее функции рассматриваются как врожденные, обеспеченные «материнским инстинктом». Неудовлетворительное обеспечение матерью своих функций связывается с деструктивным влиянием на реализацию материнского инстинкта внутренних, личностных конфликтов матери.
  • 4. Развитие отдельных структур субъективного опыта (самосознание, Я — концепция, рабочая модель мира, образ мира, привязанность, общение, мотивация достижений и др.). В этих направлениях углубленно изучается становление отдельных структур личности или содержаний субъективного опыта, имеющих значение в развитии личности ребенка и его отношений с миром. Именно в этих направлениях происходит прорыв «за грань рождения» — во внутриутробный период, причем не с позиции актуализма, как в классических направлениях психологии личности, проецирующих модель взрослой личности в ранний онтогенез, а на основе изучения развития самого ребенка и его взаимодействия с матерью. В этих направлениях роль матери оценивается как решающая, а во многих случаях даже абсолютизируется (например, концепции «objekt relation» Д. Винникотта, М. Кляйн, частично у Э. Эриксона). К этому направлению можно отнести пренатальную и/или перинатальную психологию.
  • 5. Этологический подход. К этому направлению можно отнести современные варианты теории социального научения и часть теории привязанности. Мать и ребенок рассматриваются как члены специфической диады, развивающиеся во взаимодействии. Недостатком этого подхода является точка зрения на изначально существующие способности матери и ребенка включиться в это взаимодействие, как бы не имеющие предварительной истории. Однако ювелирное описание структуры и содержания взаимодействия в диаде дает необыкновенно богатый материал для интерпретации. Рассматриваемый подход, несмотря на его описательный характер, а может быть, именно благодаря этому, служит источником данных для анализа практически во всех остальных направлениях психологии раннего онтогенеза и материнства.
  • 6. Исследования структуры деятельности ребенка и ее развития в онтогенезе. Это направление относится главным образом к отечественной детской психологии, традиционно развивающейся в рамках деятельностного подхода. Здесь разработана система периодизации детского развития как смены ведущих деятельностей, периодизация развития общения, становление знаковой функции в онтогенезе, самосознания. Роль взрослого рассматривается как участие в развитии не только содержания, но и структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка и структуры его взаимоотношений с миром. К сожалению, экспериментальные и теоретические данные, полученные в этих исследованиях, недостаточно востребованы учеными, работающими в рамках других направлений, чего нельзя сказать о представителях деятельностного подхода, в последнее время активно обращающихся к современным психологическим теориям.

Когнитивное развитие. В этом возрасте подробно изучается развитие перцепции, развитие сенсо-моторного интеллекта. В плане взаимодействия матери с ребенком акцент ставится на предоставление матерью адекватных стимульных условий развития. В рамках теории привязанности оценивается влияние качества привязанности на когнитивное развитие ребенка.

Эмоциональное развитие. В рамках разных подходов этот период рассматривается как сензитивный в развитии эмоциональной сферы. Роль матери состоит в обеспечении эмоционального комфорта, эмоциональном вазимодействии с ребенком, проявлении безусловной любви и поддержки. В деятельностном подходе выдеяется самостоятельная форма общения (ситуативно-личностная), содержанием которой является эмоциональное взаимодействие матери с ребенком.

Развитие личности. В психоанализе — первая фаза психосексуального развития (оральная). Первый год жизни считается периодом формирования ядерных структур личности, образованием базового отношения к миру. В этом процессе решающая роль принадлежит матери, функции которой состоят в своевременной заботе, поддрежке, эмоциональном принятии ребенка. Выделяются фазы симбиоза и сепарарации, успешное прохождение которых зависит от взаимодействия с матерью и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь субъекта.

Отдельные структуры субъективного опыта. В основном этот период рассматривается в теориях привязанности, «objekt relation», детском психоанализе. Веделяются этапы формирования рабочей модели «Я-Другой», Я-концепции, возникновения переходного объекта и настоящего, реально существующего объекта, появление первичного и вторичного объекта привязанности, поведения привязанности. Роль матери оценивается как решающая. Качество рабочей модели мира, содержание Я-концепции, качество привязанности зависят от успешности выполнения матерью своих функций: обеспечения физического и эмоционального комфорта, участия в эмоциональной жизни ребенка, своих функций «посредника» между ребенком и внешним миром. Самостоятельным аспектом исследования является нарушение психического развития ребенка в условиях материнской депривации.

Этологический подход. Наиболее активно реализован в теории социального научения. Предметом исследования является структура и содержания взимодействия матери с ребенком. Подробно описаны функции матери в этом взаимодействии, а также культурные и индивидуальные особенности их проявления.

Деятельностный подход. Младенчество является первым и весьма важным периодом развития ребенка. Выделяются формы ведущей деятельности (общение в первом полугодии и предметная деятельность во втором), их содержание и структура. Рассматривается роль взрослого в развитии деятельности ребенка, которая характеризуется в первом полугодии как «совокупная», а во втором — как «совместно-раделенная» (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), где взрослый принимает на себя постановку целей, еще недоступную ребенку, и мотивационное означивание действий и их результатов. В развитии общения выделится две формы: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая. Кризис первого года рассматривается как противоречие между внутренними и внешними условиями развития ребенка.

Группы материнских функций.

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения, содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью.

Можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путях «производства» этой модели.

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

  • 1. Особенности физиологического развития;
  • 2. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели.

Вывод. Существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сферы ребенка, которые обеспечили бы соответствие развития ребенка именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери Первую группу функций матери можно назвать видитипичными, а вторую — конкретно-культурными.

 

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Следующая >

 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Источник