Формы работы развитию ребенка связной речи

Формы работы развитию ребенка связной речи thumbnail

Грифенштейн Светлана
Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми

Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.

У детей нашей группы, самым сложным моментом при обучении связной речи является составление описательного рассказа. Основу описательного рассказа о явлениях природы, о животных, растениях составляют конкретные представления.

Для решения проблем, большое значение в развитии связной речи мы отводим играм. Посредством театрализованной деятельности в нашей старшей группе «Непоседы», мы решаем ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время инсценирования активно упражняются в диалогическом взаимодействии. Большую роль отводим таким средствам как мимика, жесты, движения. Много внимания уделяем артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика, знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения, глазомера, чувства ритма. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники – моделирование, мнемотаблицы, пиктограммы. Пиктограмма знакомит ребёнка со словом, его значением, развивает речевую память, способствует быстрому обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые состоят из элементов доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить.

Развиваем связную речь детей, через дидактические упражнения и развивающие игры:

а. Согласование существительного и числительного.

б. Согласование в роде, числе и падеже.

в. Образование родственных слов.

г. Образование глаголов.

С помощью словесных игр у детей воспитываем желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольника к школьному обучению. Словесные игры развивают внимание, сообразительность; формируют логическое мышление, умение делать правильные умозаключения. Из словесных игр, очень интересными для развития речи являются игры- предположения: «Что было бы. ?», «Что бы я сделал?», «Кем бы хотел быть и почему?».

Мы считаем, что у воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно.

Развитие связной речи через творческие формы работы с детьмиФормы работы развитию ребенка связной речиФормы работы развитию ребенка связной речиФормы работы развитию ребенка связной речиФормы работы развитию ребенка связной речиФормы работы развитию ребенка связной речи

Источник

Нэлли Саванина
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объеме. На сегодняшний день ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью — явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• бедность речи, недостаточный словарный запас;

• бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопросы, построить краткий и развернутый ответ;

• неспособность построить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие умения обосновать свои утверждения;

• отсутствие навыков культурной речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

• плохая дикция;

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. К. Д. Ушинский сказал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный и великий педагог — родное слово!»

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть более высоких результатов, решили использовать современные инновационные технологии в воспитательно-образовательном процессе: развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника, развитие речи детей через ТРИЗ-технологию.

Мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания») — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. То, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. — забывается. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Задачами использования мнемотехнических средств обучения является:

способствовать развитию умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;

создавать условия для умственной активности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

способствовать развитию у детей психических процессов: памяти, внимания, мышления;

Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы.

Мнемотаблица — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые «завязаны » вокруг них.

Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы используем их для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов;

Заучивание — утомительный процесс для ребенка, чтобы облегчить запоминание используем в работе и такой прием: расскажи стихи руками. Интересным приемом мнемотехники является пиктограмма — рисунчатое письмо. Рисуется оно взрослым одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по одному, по желанию. Таблица-рисунок остается в группе на видном месте в течение нескольких дней.

При обучении составлению рассказов-описаний на занятиях используем сенсорно-графические схемы В. К. Воробьевой, которые позволяют получить информацию о признаках предметов.

Дошкольное детство — это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и пятиэтажным домом?

2. Учить детей фантазировать, изобретать. Например, придумай новый дом красивый и необычный.

3. Программа ТРИЗ позволяет детям интересно и необычно работать со сказкой, то есть привычные объекты начинают обладать необычными свойствами:

— Что стало с репкой, когда ее вытянули?

— Разбилось золотое яичко, а из него выскочило…

— Испекла баба колобок, оставила на окошке… Покатился он… а на дворе зима.

— Посадил дед не репку, а тыкву…

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу необходимо начинать со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем нужно давать возможность придумывать сказки самим детям и схематично выкладывать их, например, с помощью счетных палочек или геометрических фигур.

Таким образом, инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное — увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит результат — это интересно и увлекательно вдвойне.

Источник

«Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»

             Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.

К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе  не исчезают и  при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитии ребенка.

Дети, даже без специального обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

В детском саду предусмотрены такие средства развития речи:

  • свободное речевое общение;
  • культурно – языковая среда;
  • обучение родному языку и речи на специальных занятиях;
  • различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);
  • художественная литература;
  • различные виды искусства (изобразительное искусство, музыка, театр);
  • использование произведений народного творчества;
  • взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает воспитателю разнообразить методики стимулирующие развитие речи у детей. Оптимизировать учебный процесс, повысить его эффективность уже невозможно, пользуясь лишь традиционными, а иногда, откровенно говоря, устаревшими методами и приёмами воспитания и обучения связной речи детей  дошкольного возраста. Чтобы речевое взаимодействие детей было эффективным, воспитатель должен создать условия для речевого творчества и развития коммуникативных навыков воспитанников.

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи. Речевое творчество – это проявления творчества в речевой деятельности. Рассмотрим некоторые творческие формы работы с детьми.

Хочется сказать про театральную деятельность в детском саду. Это настолько обширная тема, что она требует отдельного разговора, поэтому  затронем её чуть-чуть.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Поэтому работу в этом направлении воспитатели проводят, начиная с младших групп.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой,   в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т.д.  Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы  это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм относятся: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики.

К играм-драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли,  в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы,  обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту,  дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать  и разыгрывать тематику.

Рассмотрим, как должна быть развита связная речь у дошкольников по возрастам.

Средняя группа: дети составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения. Используя схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Развивается интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

Старшая группа: дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику или моделирование; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Подготовительная группа: дети составляют текст коллективно (командами), проявляя творчество; умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста; выстраивают сюжетную линию в рассказе; используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания.

В старших и подготовительных группах педагогам от репродуктивных форм связной речи (пересказ, заучивание) следует переходить к её инициативным формам. К ним относиться творческое рассказывание, которое считается наиболее сложным.

При обучении детей связной речи специалисты рекомендуют педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:

  • добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;
  • составление рассказа, аналогично данному, с изменением времени или результата действия;
  • составление рассказа с включением (исключением) объектов;
  • составление рассказа по комплекту игрушек;
  • рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
  • придумывание рассказа о знакомом герое;
  • составление рассказа по его названию;
  • придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

Подробнее рассмотрим некоторые из них.

  • Метод противоречий. Один из элементов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – растолстеешь, будет тяжело; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного. Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) – когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.

Используем игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали». Например, игра «Хорошо – плохо». Дети делятся на две команды. Одна – «хорошо», другая — «плохо». Они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.

  • Метод решения проблем или «дерево решений».  Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни), например: «Что нужно цветочку для счастья?».

Затем рассматриваем схему – «дерево решений». Ствол «дерева» обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям разбиться на подгруппы и, общаясь между собой, найти решение данной проблемы нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать. Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: бабочку, пчелку, солнышко, дождик и тому подобное. Затем каждая группа размещает свой рисунок на дереве решений и объясняет свой выбор.

Нужно учить детей выслушивать каждого, кто хочет высказаться. Воспитатель оценивает детей только положительно. При оценивании, желательно, не называть слово «правильно», а говорить: «интересно», «хорошо»,  «прекрасно»,  «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

  • Придумывание рассказа по логически стройной цепочке высказываний.

Чем выше интеллект, тем интереснее рассказ. Например, что можно рассказать о бабе Яге? Кодируем информацию  в пиктограммы и составляем рассказ. Сам процесс создания пиктограмм является творческим, т.к. ребёнок может пользоваться не только готовыми пиктограммами, но и придумывать и зарисовывать их самостоятельно. Один из вариантов рассказа:

  • Придумывание рассказа с продолжением.

Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. Вдруг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»

Попробуем придумать:

  • радостный, веселый конец рассказа;
  • поучительный;
  • фантастический вариант.
  • Рассказ-зарисовка по опорным словам.

Сейчас вы будете художниками и нарисуете две картины. Я назову только слова-действия.

  1. Скрылось, набежали, подул.

Закачались, сверкнула.

Согнулись, ударил, и полил.

  1. Прошла, выглянуло.

Распрямились, зазеленело, запели.

Вышли погулять.

А теперь, глядя на свои рисунки, составьте рассказ.

  • Рассказы – небылицы.

Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.

  • Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…».
  • Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»).
  • По множеству предложенных картинок, по силуэтам, фигуркам.
  • Небылицы могут быть и в стихах.
  • Сочинение сказок «наизнанку». Использовать этот приём можно в различных вариантах:
  • «Свойства наоборот». Берётся любая знакомая сказка, и её героям приписываются прямо противоположные свойства. Или меняются духовные свойства, внешность. Это даёт возможность крупному стать маленьким, но ловким и незаметным, а маленькому и слабому – великим и могучим. Например, сказка «Красная шапочка». Волк в ней будет маленький и добрый, а Красная шапочка большая и злая.
  • «Задом наперёд». Этот вариант предлагает рассказывать сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приёма предполагает опору на картинки или иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
  • «Из собственного опыта». Предложите ребёнку пофантазировать. Пусть он попробует придумать сказку или рассказ, в котором обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись местами.
  • Модификация сказок. Ребёнок изменяет знакомые сюжеты сказок. Использовать этот приём также можно в различных вариантах:
  • «Введение в название сказки нового объекта». В название хорошо знакомой ребёнку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок и паровоз».
  • Салат из сказок – создание новой сказки на основе эпизодов, выбранных детьми из разных сказок.
  • Продолжение сказки – каждый придумывает продолжение сюжетной линии сказки.
  • «Я – герой сказки». Предложить ребёнку представить, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.
  • «Смена места действия». Сюжет сказки перемещается в другое место и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни, Красная шапочка в космосе.

Умение ребёнка придумывать разные истории, сказки, загадки, считалки поможет ему в дальнейшем. Например, писать сочинения в школе. Возможно, кто-то из них станет писателем или поэтом.

Используемая литература:

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке.
  1. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
  3. Рудик О. С. Развитие речи детей в свободной деятельности.
  4. Филатова н. А. Моделирование в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Источник