Формы работы по развитию способностей ребенка в школе

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 VIII вида
Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроке и во внеурочное время
Классный руководитель
Ксенофонтова С.Н.
2012 г.
Активные формы работы по развитию творческих способностей на уроке и во внеурочное время
“Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других.”
Б.Асафьев
Перед учителем стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника и развитие творческой личности.
Учитель выполняет три взаимосвязанные функции:
- забота о развитии каждого ребенка;
- помощь в решении возникающих проблем;
- организация разнообразной деятельности в классе.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Для изучения интересов и увлечений учащихся, особенностей взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребенка я применяю психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника. При этом считаю, что такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу.
По моему мнению, основными задачами диагностического обследования школьников являются:
- определение уровня развития ребенка;
- обнаружение изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону, установление нормы или отклонения (ориентируясь на эталон).
По результатам обследований проводим:
- анализ полученных фактов;
- установление причин изменений;
- разработку плана дальнейшей коррекционной работы.
Наиболее доступными методами педагогической диагностики считаю: метод наблюдения, беседу, опрос, анкетирование, графически-рисуночные тесты, мини-сочинения.
На протяжении обучения ребенка в школе осуществляются диагностики, позволяющие проследить за изменениями:
- уровня воспитанности;
- самооценки ученика;
- уровня самостоятельности;
- характера межличностных отношений;
- особенности личности ученика;
- уровня самоконтроля;
- отношения ученика к своему здоровью;
- уровня тревожности.
Опираясь на результаты проведенных диагностик, составляю программу развития и воспитания личности, в которой акцентируется внимание на “Я” каждого ребенка.
При составлении программы использую технологию “Гуманно-личностного подхода к обучающимся” Ш.А. Амонашвили и технологию “Гуманного коллективного воспитания” А.В.Сухомлинского.
Выделяю основные направления деятельности по формированию коллектива и Я-концепции каждого ребенка:
- “Я моя семья, мои друзья”;
- “Я, мы и природа”;
- “Мой край родной”;
- “Здоровому все здорово”;
- “Верность традициям”;
- “Общение (Кто в согласии живет, счастье в жизни обретет)”;
- “Трудолюбие”.
Реализация этой программы:
- активизирует интерес школьников к разным видам искусства;
- улучшает психологическую атмосферу в классе, в школе;
- способствует формированию раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, и главное – понимать услышанное;
- развивает живую фантазию, память, внимание, познавательные интересы детей;
- поднимает их на новый качественный уровень обучения по всем школьным дисциплинам.
Возникла необходимость найти такие средства и формы воспитательной работы с классом, которые могли бы увлечь детей общностью интересов и повести их к вершинам успеха. Я выбрала для своего класса такие виды деятельности, как игра, общение, творчество.
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы — недопустимым. И моя задача, как учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости.
Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
- беседы;
- дискуссии;
- игры;
- состязания;
- походы и экскурсии;
- конкурсы;
- турниры;
- собеседования;
- олимпиады;
- наблюдения;
- творческий труд;
- поисковые эксперименты;
- индивидуальные занятия;
- художественно-эстетическая деятельность и т.д.
Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!”(Л.Н.Толстой).
В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. В результате класс превращается в коллектив личностей.
Красноречивые и артистичные работают с дополнительными источниками литературы и готовят сообщения к урокам “Нашего мира” (о растениях, животных, космосе), литературного чтения (о писателе или поэте, подобрать стихи, рассказы для чтения или инсценировки). Бурно проходит обсуждение сообщения, слушатели задают докладчику вопросы, которые их заинтересовали, но на которые они не получили исчерпывающего ответа. А с наиболее интересными сообщениями выступают перед ребятами в другом классе. При подготовке сообщений, напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получить знания, является самостоятельная работа.
Тому, кто неплохо сочиняет, предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия . Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.
Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. Создали “Рукописный альбом”, в котором записывали понравившиеся стихи известных поэтов и рисовали рисунки к ним. Усидчивым ребятам предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем литературные термины, развиваем устную и письменную речь. Детские кроссворды редактирую и использую в своей работе как разно уровневый дидактический материал.
Нередко от родителей и даже от учителей можно услышать такие слова: “Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов — у него ведь нет никакого поэтического дара!”, “Зачем он рисует — из него ведь все равно художник не получится!” “А для чего он пытается сочинять какую-то музыку — ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..”
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Роль учителя — создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли ,высказанной .Уолтом Уитменом: “Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя!”
Самый любимый для детей русский народный праздник Масленица стал традиционным, благодаря совместной работе с сельским библиотекарем и родителями. Дети знакомятся с масленичными традициями и обрядами, в классе создают праздничный интерьер. Даже мороз не помеха празднику, который начинается с катания на лошади. Ее стремительный бег завораживает дух детей. Вокруг чучела водят хороводы, поют колядки. Вкусные горячие блины, катание с горы на санках, сжигание чучела Масленицы оставляют самые яркие впечатления о празднике. Народный праздник дает человеку ощущение полного слияния с природой.
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Ребята дружат между собой в школе и вне школы, внимательны друг к другу. В классе сложились свои традиции. Работает орган самоуправления “Маленькая страна” со своими министрами, президентом. Дети живут по законам, которые они приняли сами. Поручения в классе распределены между ребятами в соответствии с их интересами.
Для того, чтобы ребята видели результаты своего труда, оформляю “Портфолио” на каждого ученика.
Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения — совместная творческая деятельность классного руководителя, педагогического коллектива, родителей, социума, руководителей дополнительного образования.
При сотрудничестве с библиотекарем, у ребят формируется культура чтения, положительное отношение к нравственным идеалам и этическим нормам поведения, осознанию собственной индивидуальности через освоение детской литературы.
В своей работе постоянно забочусь о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения, провожу совместные праздники, на которые приглашаем учителя физкультуры Часовскую Р.М. Все дети посещают спортивные секции, побеждают на соревнованиях.
Мои дети активные участники муниципальных конкурсов: “Впусти доброту в своё сердце”.
Легкие и развлекательные на первый взгляд мероприятия на самом деле выполняют большую познавательную и воспитательную функцию в развитии творческой личности.
Говорить о работе с детьми с ограниченными возможностями сегодня очень важно. Эта тема остается открытой, вероятно, потому, что не все могут смело заявить о себе, начать экспериментировать, предложить свои новации, несправедливо полагая, что таких детей не так уж много. Так давайте же будем внимательными в любых ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд незначительных!
Источник
Выступление на пед.совете.
Учитель начальных классов
МБОУ Гимназии №1 г.Салавата РБ
Климова Светлана Юрьевна
Активные формы работы с семьей по развитию творческих способностей детей во внеурочное время.
Наше время — это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные. Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей.
Активные методы обучения — это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют:
· стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
· раскрыть свои способности;
· приобрести уверенность в себе;
· совершенствовать свои коммуникативные навыки;
· возможность формировать у учащихся творческое мышление.
Одной из форм учебно — воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеклассная работа. Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями.
Говоря о развитии творческих способностей детей, надо сказать о том, что большую часть времени необходимо отдать на занятия детей во внеурочное время (посещение кружков, секций и др. внешкольных мероприятий).
Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры, фотоконкурсы, предметные недели(неделя математики, неделя русского языка и т.д.),устные журналы, написание докладов, рефератов т.д. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
беседы;
дискуссии;
игры;
состязания;
походы и экскурсии;
конкурсы;
турниры;
собеседования;
олимпиады;
наблюдения;
творческий труд;
поисковые эксперименты;
индивидуальные занятия;
К участию во внеурочной деятельности школьников привлекаем и родителей. Первоначально для привлечения родителей ко внеурочной работе со школьниками следует использовать различные способы психического воздействия: заряжение, убеждение, внушение. Вместе с тем по мере развития содружества с родителями целесообразно использование убеждения. Родители, в своем большинстве, желают сотрудничать с учителями.
Совместная внеурочная деятельность родителей и детей многообразна и широка. Многообразны формы сотворчества родителей и учащихся в процессе подготовки и проведения массовых внеурочных мероприятий.
При подготовке познавательных игр, викторин, конкурсов взрослые могут оказать школьникам помощь в отборе теоретического материала, подготовке опытов, освоении технических устройств. Нередко в этих формах внеурочной деятельности родители выступают в качестве арбитров. Еще интереснее проходят конкурсы, викторины, игры, если в них наряду со школьниками участвуют родители. Познавательные игры, викторины и конкурсы можно проводить в форме традиционных спортивных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья».
Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители могут участвовать в организации мероприятий, могут выполнять порученную работу (оформление газет, выполнение поделок и т.д.). Очень нравится и родителям, и детям совместно участвовать в конкурсных программах, интеллектуальных играх, спортивных соревнованиях. Родители могут проявлять инициативу и сами организовывать развлекательные мероприятия.
В своей работе провожу такие мероприятия, как фотоконкурс, где родители вместе с детьми готовят фотоколлаж «Я и моя семья», устные журналы, н-р: «Моя домашняя библиотека», различные творческие конкурсы, сочинения, написание рефератов, книжек-малышек, конкурс на лучшую кормушку, где ,конечно, помогают родители. Для предметных недель дети готовят различные ребусы, кроссворды, логические задачи, где опять-таки не обойтись без помощи родителей. В классе проводятся такие праздники как: «День матери», «День рождения», «Лучшая семья моя», «Все профессии нужны, все профессии важны», спортивные досуги «Мама, папа, я – спортивная семья», где каждая семья готовит название, девизы, лозунги., совместные проекты: «Моя родословная», «Моя семья».
Проводимая работа повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дают определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками учителя, создается атмосфера взаимоуважения.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повышается психолого-педагогическая грамотность родителей и культура межличностного взаимодействия детей в классе.
Источник