Формы и условия психического развития ребенка

Существуют следующие условия психического развития: нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта и активность самого индивида. Рассмотрим эти условия подробнее.

Общение как фактор развития раскрывается в том, что взрослые, социум есть хранители и трансляторы социального опыта и побудительная сила к усвоению опыта ребенком. Было бы неправильным понимать общение как передачу только знаний. По М. И. Лисиной, это процесс не только когнитивный, но и личностный.

Общение — не всякое взаимодействие людей, но именно такое, в ходе которого каждый его участник активен, выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

Потребность в общении — это стремление к познанию себя и других людей как личностей, стремление к оценке и самооценке. Конечным продуктом общения является образ другого и образ самого себя. Потребность в общении проявляется как интерес и внимание к взрослому, стремление показать взрослому свои умения и способности, реакция на оценку взрослого.

На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности в общении у ребенка меняется. Вначале это потребность в доброжелательном внимании взрослого, затем — стремление к сотрудничеству с ним, затем — потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании. Соответственно различают формы общения.

Ситуативно-личностное общение, интимно-эмоциональное, с телесными контактами возникает уже в первой половине первого года жизни.

Ситуативно-предметное, деловое — к концу первого года, когда взрослый показывает действия с предметами и одобряет «деловую» активность ребенка.

Вербальное, познавательное общение — вопросы ребенка, рассказы взрослого, чтение книг, разучивание стихов — появляется с развитием речи.

Внеситуативно-личностное, оценочное общение -обсуждение норм и правил поведения, оценка поступков и действий развивается на пятом году жизни.

Внеситуативно-деловое — в различных формах занятий, обучения. Общение в интимных контактах ребенка с родными вырастает до общения в больших системах.

Возникая в разные периоды развития, формы общения в дальнейшем сосуществуют, обеспечивая и эмоциональное развитие, и познавательный интерес, и усвоение сложных форм когнитивных процессов, и саморегуляцию поведения. Важно в свое время обеспечить развитие всех форм общения.

Активность личности — также необходимое условие психического развития. Формы активности могут быть разными. Схематично их можно охарактеризовать так:

  • беспорядочные, импульсивные движения плода и младенца;
  • манипуляции ребенка с предметами;
  • ориентировочная исследовательская активность;
  • активность в общении, «приглашение» взрослого к общению в форме плача, просьб, вопросов, рассказов, шалостей, вызывающих реакцию взрослого;
  • виды деятельности, принятые в обществе: игра, учение, труд, общение, спорт, досуговые увлечения и т. д.

Нормально развивающийся ребенок активен. Пассивность — базовый дефект патологического мозга. Социальная среда и созданный людьми предметный мир побуждают, провоцируют, усиливают активность ребенка, а взрослые придают ей социально принятые формы и виды деятельности.

Понимая значение активности, педагоги и психологи представляют ее как принцип развивающего обучения, совершенствуют методические приемы обучения и воспитания. Они предлагают проблемное обучение, дискуссии, исследовательскую позицию в освоении школьных предметов, выбор заданий, сотрудничество учителя и учащихся, ролевые игры и т. д. Сошлемся на один из примеров активизации. А. С. Макаренко, желая повысить ответственность и организованность подростков, предложил на выбор две формы летнего отдыха: экскурсию в Ленинград или поход по берегу Черного моря. Всем хотелось к морю, сам Макаренко был за поход, но горячо доказывал, что в Ленинграде лучше — там исторические места, памятники искусства, а у моря — пляж да солнце, и неизвестно, как обеспечить ночлег и питание. Ребята два месяца убеждали его выбрать море и за это время проработали до мелочей и представили маршрут, места стоянок, расчет питания, ответственных. И Макаренко «сдался», хотя с самого начала считал, что летом лучше море, а зимой — Ленинград. Желание убедить, активная проработка доказательств привели к развитию чувства ответственности и организованности. С этими ребятами можно было идти в поход.

Источник: 

Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

Источник

Психическое развитие ребенка во все периоды его взросления. Роль окружающей среды и родителей в этом процессе.

Психическое развитие детей сказывается уже в самом раннем возрасте. От этого зависит будущее ребенка, его взгляды на жизнь, поведение и социальная активность.

Родители стараются максимально положительно влиять на становление характера и мировоззрение, однако одного внимания родственников недостаточно. Необходимо понимать, какие этапы пройдены, а где нужно подсказать правильное направление, чтобы ребенок сам выбрал нужное.

Особенности психического развития детей

  • Самым сложным является фактор быстрого развития ребенка в раннем возрасте. В течение короткого периода он может кардинально поменять свое мышление и отношение к миру. Если еще вчера он твердо считал своих родителей источником правдивой информации, то уже сегодня может поставить это заявление под сомнение
  • Здесь важно с ребенком общаться как с взрослым человеком и стараться максимально избегать обманов. Дети очень тонко чувствую ложь, иногда даже на подсознательном уровне. Если пошатнуть доверие ребенка, он инстинктивно будет отгораживаться даже от логичных и правдивых заявлений со стороны родителей
  • Это взрослые более-менее разбираются, что плохо, а что хорошо. Детям нужно научиться вычленять из общего фона событий правильные решения. В этом заключается особенности психического развития детей. Слепая вера здесь не поможет, необходимо пройти самостоятельный путь становления. Родители могут только помочь справиться, подсказать выход, но не указать истинно правильное решение

Формы психического развития ребенка

Психическое развитие характеризуется неравномерным осмыслением и изменением своего отношения к миру. Поэтому все планы и графики развития, опубликованные в литературе, могут быть только примером. Каждый проходит индивидуальный путь развития, который может резко отличаться от установленных норм.

Несмотря на это, в определенном возрасте ребенок должен прийти к общепринятым нормам психического развития. Если этого не происходит, понимают появление отклонений, которые диагностируются с целью выявить причины и устранить их.

Все формы психического развития ребенка делят на возрастные группы, достижение которых подразумевает умение выполнять базовые функции предыдущей стадии.

Диагностика психического развития детей

  • Диагностирование психического развития дает точные результаты только при правильном подходе, когда ребенок идет на контакт и показывает свою реакцию на ту или иную методику
  • Все методы анализа направлены на получение данных и ответных реакций ребенка, которые необходимо связать вместе, учитывая особенности малыша и его возраст
  • В начале диагностики проводится беседа с родителями, поскольку они имеют наибольший контакт со своими детьми и могут достоверно изложить первичную информацию или свои замечания. Дальше обращают внимание на реакцию ребенка, его заторможенность или напряженность, нежелание общаться и так далее
  • В зависимости от возраста, на разные методы диагностики, ребенок должен давать определенный ответ словами или действиями. Часто в работе используются сторонние предметы, карточки и прочее. Все это вовлекает в игру, которая убирает его недоверие и открывает истинные возможности психического состояния

Психическое развитие детей до года

В первое время после рождения ребенок не может полноценно взаимодействовать с миром, для удовлетворения потребностей ему нужна помощь родителей. Поэтому первое психическое развитие сводится к обучению правильно воспринимать сигналы извне, реагировать на них и учиться общаться доступными средствами с окружающей средой.

  • Большое значение здесь уделяется моторике движений, которая проявляется определенной активностью. Дальше должным образом развиваются органы чувств (зрение, слух). Ребенок учиться двигаться, позже ходить, также правильно различать цвета, узнавать и запоминать места и события
  • В это время ребенок еще не устанавливает связей между объектами, а отличает только конечный результат (холод, голод, боль и так далее). Речевые функции включают произношение отдельно взятых звуков, но не слов

Психическое развитие детей раннего возраста

  • В раннем возрасте от одного до трех лет появляется некоторая самостоятельность, но он все также ограничен в действиях. Важным этапом здесь является умение манипулировать предметами
  • Развивается моторика, появляется умение говорить, ходить. Важным помощником в развитии являются специальные игры, которые интересны детям
  • Больше значение имеет игра в кубики, с нарисованными буквами, построение простых конструкций, произношение слогов родителями. Это позволяет понять, что каждый предмет имеет свою смысловую нагрузку, учиться различать свои действия и действия взрослого человека

Развитие психических процессов детей дошкольного возраста

  • В этот период происходит активное формирование личности человека на основе полученных знаний. Дети уже умеют активно общаться и строить свои предложения, осмысливая их
  • Это приводит к появлению спонтанности и изменчивости в характере, когда вследствие обдумывания может поменяться предмет желания на текущий момент
  • Из-за этого больше проявляется капризность. В этот период значительно увеличивается кругозор знаний, малыш уже готовиться к школе. Происходит обучение мыслить аналитически, представлять выводы как следствие своего мышления. В этот период важно развивать слуховое восприятие и память

Психическое развитие детей школьного возраста

Большое влияние на психическое развитие в период школьного возраста оказывает систематически одинаковый подход ко всем детям, который ведется в школе. Дети учатся подстраиваться под коллектив, учитывать график и распорядок дня, обязательный для выполнения.

  • Это достаточно сложный период, когда родители перестают быть единственным авторитетом. Влияние на его психическое развитие оказывают учителя, сверстники в школе, поступающая информация извне. В этот период важно интеллектуальное развитие, которое характеризуется не эрудированностью, а умением строить логические выводы
  • В старшем школьном возрасте преобладают проблемы взросления, когда проявляется характер, строптивость, желание идти наперекор родительскому мнению. В это время дети начинают чувствовать себя взрослыми и не приемлют отношение к себе, как к детям, которые неспособны на поступки и анализ своих решений. Здесь закладываются нормы социального поведения и моральной этики

Психическое развитие ребенка в семье

  • Развитие в целом зависит от внимания родителей. С самого раннего возраста родители должны максимально уделять внимание психическому развитию, не ущемляя при этом его право на собственное мышление и построение выводов
  • В детстве очень просто заставить детей делать то, что вам нужно, но с каждым годом его внутренний протест будет все сильнее и настанет момент, когда он просто перестанет слушаться
  • Чтобы не допустить этого, изначально надо строить доверительные отношения, идти на уступки и уважать мнение малыша, осмысливая его. В семье родители могут только косвенно влиять на психическое развитие, прямые указания не помогут ему принять правильную форму социальной взаимосвязи с обществом

Развитие психических функций ребенка

  • Начало психического развития происходит сразу после рождения. У всех этот процесс проходит индивидуально. Большое влияние оказывает правильно направленная помощь родителей
  • Весь период своего развития ребенок развивает свое внимание, память, речевую функцию и многое другое. Обучение происходит практически ежеминутно, когда он берет в руки игрушку, слушает голос родителей, смотрит на все, что происходит вокруг
  • В период развития повышено чувство внимания. Он более активно реагирует на все происходящее вокруг него. Все новое становится предметом его повышенного интереса. Не стоит думать, что ребенок в раннем возрасте вовсе несмышленый и не понимает, что вы говорите ему или как общаетесь между собой
  • Большую роль играет общий эмоциональный фон. С появлением малыша в доме, родители должны себя вести особенно внимательно – это влияет на психическое развитие на протяжении многих лет

Речь ребенка и психическое развитие

Правильное формирование речи вместе с возрастом – важнейший этап понимания правильности психического развития. Большинство родителей понимают интуитивно, когда стоит ожидать связной речи. В первое время ребенок издает только звуки, затем начинает говорить простые слова, связывать их в односложные конструкции.

  • В это время активно развивается спонтанность речи и память. Ребенок может наизусть воспроизводить стихи, отрывки из книг, но их запоминание происходит не специально, у него не было стремления запомнить и рассказать
  • В старшем дошкольном возрасте проявляется умение четко формировать конструкции предложений, которые построены на собственных мыслях. Своевременное речевое развитие способствует общему росту социальной и психической стабильности

Роль общения в психическом развитии ребенка

  • Первые слова малыш слышит от родителей. Они же ему объясняют назначение и функции разных предметов до того, как он сам научится их различать по цвету или форме
  • Именно общение дает правильное понимание фонетики произношения. Ребенок должен постоянно слышать слова от родителей, учиться связывать все, что делается вокруг с тем, что говориться
  • Постоянное и правильное общение способствует правильному психическому развитию

Роль среды в психическом развитии детей

Важно также место, где растет и развивается ваше чадо. Поэтому рекомендуют делать детские комнаты цветастыми, но без раздражительных тонов. Не зря все игрушки имеют яркую расцветку. Это все позволяет сконцентрировать внимание на предметах, заинтересовать его своей яркостью.

В развитии важно обустроить максимально комфортные условия. При этом необходим также здоровый эмоциональный фон и общее отношение к малышу со всех сторон. Неблагополучные семьи, которые создают плохие условия развития, чаще других сталкиваются с психическими отклонениями у детей.

Влияние игр на психическое развитие ребенка

  • Доказано, что игровая форма лучше воспринимается в любом возрасте. Даже привлечение к спорту лучше всего делать через игровые виды. Постоянный интерес к тому, что происходит, поддерживает внимание и психическую активность
  • Поэтому в игры, направленные на развитие, закладывают специальные функции. Это может быть развитие внимательности, мелкой или крупной моторики, способность к образному мышлению, развитие творческих способностей
  • Без игр невозможно добиться правильного и своевременного развития. При этом первые несколько лет важно, чтобы с ребенком играли его родители. Только в позднем возрасте допускается самостоятельно изучение игр и самообразование с их помощью

Психическое развитие и деятельность ребенка

  • Деятельность человека всегда влияет на его развитие. У детей это проявляется особенно остро. Самый характерный пример – изменение поведения в школьном возрасте при вовлечении в компанию друзей с неправильными моральными идеалами
  • В таком случае происходит торможение естественного и правильного психического развития, потому что его мыслительная деятельность направлена в другую сторону
  • Важно отслеживать интересы детей, проявлять внимание к совместному времяпрепровождению с уклоном в игровые формы. Полезные и интересные идеалы помогут правильно направить мышление и продолжать развиваться, как физически, так и духовно

Психическое развитие и обучение ребенка

Школьное обучение влияет на взаимодействие в коллективе, тренирует его память и аналитическое мышление. Это период, когда ребенок впервые сталкивается с серьезными стрессами, которые ему необходимо преодолеть. Так формируется устойчивое восприятие окружающего мира, как целостного организма.

Вместе с этим некоторые гуманитарные науки, такие как всемирная литература и история, позволяют построить свой стереотип правильного поведения согласно законам морали. Это дает определенный стимул и формируется правильный вектор психического развития.

Условия благоприятного психического развития ребенка

  • Чтобы развитие шло правильно и своевременно необходимо создать для этого соответствующие условия. Большую роль здесь играет оформление детской комнаты, внедрение развивающих игр, постоянное общение с родителями и сверстниками
  • Немаловажно также исключить неблагоприятное влияние, которое приводит к негативным последствиям. Это апатия к успехам детей, неправильное окружение. Мысль о том, что ребенок будет развиваться сам, губительна и приводит к нарушениям психического становления личности

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка

Одним словом, все окружение влияет на его развитие. Есть менее воздействующие факторы, есть максимально стимулирующие как положительное, так и отрицательное развитие. Правильное психическое развитие зависит от выбранной стратегии родителей, основные аспекты которой описаны в этой статье.

Психическое развитие ребенка: советы и отзывы

В видео можно увидеть очень много советов и отзывов о развитии детей и новых методиках.Каждый сможет выбрать для себя лучший и более подходящий метод.

Видео: Методики раннего развития. Польза или вред

Источник

План.

1.Понятие психическое развитие. Показатели
психического развития. Биогенетические
и социогенетические теории развития.

2.Предпосылки психического развития:
наследственные особенности, природные
свойства организма, процессы созревания.

3.Условия психического развития,
социальная среда ( жизнь среди людей),
собственная активность ребенка.

Психическое развитие и деятельность.

Что такое развитие?

Развитие человека- это созревание,
количественные и качественные изменения
врожденных и приобретенных свойств.

В процессе психического развития
происходят существенные изменения в
познавательных, волевых, эмоциональных
процессах, в формировании психических
качеств и черт личности.

От понимания значения термина «психическое
развитие» зависит определение путей
обучения и воспитания, подхода к ребенку,
понимание особенностей его развития.

На психическое развитие ребенка влияют
2 основных фактора: биологический
(природный) и социальный (условия жизни,
окружающая среда).

Л.С. Выготский определил развитие как
«непрерывный процесс самодвижения,
характеризующийся в первую очередь
возникновением и образованием нового,
не бывшего на прежних ступенях».

Поэтому критерием психического развития
он считал возрастные новообразования.
Выготский Л.С. указывал, что детская
жизнь состоит из эпох, характеризующихся
медленным эволюционным развитием,
отдельных друг от друга кризисами.

Кризисы характеризуются следующими
особенностями:

1.Наступает и завершается незаметно, в
середине достигает максимума.

2.Негативными явлениями.

3.Потребности опережают возможности.

Д.Б. Эльконин связал периоды с ведущей
деятельностью.

Теории детского развития.

Психоаналитическая теория появилась
раньше других. Ее предмет- человеческие
эмоции и межличностные отношения.

Когнитивная теория- касается проблем
мышления, процесса усвоения знаний.

Теория поведения- пытается объяснить,
почему, когда и каким образом дети и
взрослые обучаются вести себя так . а
не иначе.

Биологическая теория- акцентирует
внимание на сравнении поведения людей
и животных в естественных условиях и
на определении общего и специфического
в их поведении, а также зависимости его
от этих условий и других факторов.

Гуманистическая теория- рассматривает
ребенка как уникального индивида,
целостную личность, стремящуюся к
полному самоосуществлению (самореализация).

Предпосылки психического развития.

1..Строение и работа головного мозга.

У животных большая часть мозгового
вещества уже занята к моменту рождения.
В нем закреплены механизмы инстинктивных
форм поведения, передаваемых по
наследству. У ребенка часть остается
«чистой», готовой к тому, чтобы закрепить
, что дает жизнь и воспитание. Пр. Может
закрепить и волчьи повадки. В животном
мире достигнутый уровень развития,
поведения передается из поколения в
поколение, так же как и строение организма-
путем биологического наследования, а
у человека все виды деятельности, знания.
Умения, психические качества путем
социального наследования.

2. Природные свойства организма:
способность к прямохождению, ориентировочные
рефлексы, наследственные особенности.

Природные свойства не порождая психических
качеств создают условия для их образования.
Пример: речевой слух дает возможность
различать и узнавать звуки речи. Ни одно
животное им не обладает, так как от
природы ребенок получает строение
слухового аппарата и соответствующих
участков нервной системы.

Условия психического развития.

1.Жизнь среди людей (воспитание и
обучение).

2.Собственная психическая активность
ребенка.

Психическая активность проявляется в
деятельности стать человеком – значит
научиться действовать.

4.Психическое развитие и деятельность.

Стать человеком, значит действовать
так как свойственно человеку, правильно
пользоваться предметами, общаться с
другими людьми, поступать в соответствии
с требованиями морали. В процессе
овладения человеческими действиями и
поведением ребенок приобретает
необходимые человеческие свойства и
качества личности.

Ребенок усваивает разнообразные
действия.

Практические – это получение определенного
результата (внешнего) , вместе с ними
формируются внутренние при помощи
которых рассматривается предмет,
выясняются их свойства, запоминает
картинки.

2. Формирование внутренних действий
составляет основное содержание
психического развития ребенка. Это
действия восприятия, мышления, воображения,
памяти, т.е. психические действия.

С возрастом внешние действия переходят
во внутренние (складывает в уме).

Процесс перехода внешних действий во
внутренние называется интериоризацией.

В дошкольном возрасте существует 3
основных вида деятельности: эмоциональное
общение, предметная деятельность и
игра.

Психическое развитие и обучение.

С раннего возраста ребенок начинает
учиться у взрослых. Обучение будет
успешным если оно приспосабливается к
уровню психического развития. Обучение
учитывает достигнутый уровень развития,
но не для того чтобы на нем остановиться,
а для того чтобы сделать следующий шаг.

Обучение опережает психическое развитие.

Разница между тем, что ребенок может
сделать сам совместно со взрослым и тем
что может сделать самостоятельно
называется зоной ближайшего развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ.

Понятие обучения. Значение обучения в
развитии ребенка.

Понятие «зоны ближайшего развития».

Установить логическую связь: развитие-
деятельность- обучение.

На любом примере показать «зону
ближайшего развития» по развитию
речи, математике, формирование культурно-
гигиенических навыков.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ.

Развитие каждой психической функции,
каждой формы поведения, подчиняется
своим закономерностям. Они проявляются
во всех сферах психики и сохраняются
на протяжении всего онтогенеза. Это не
случайные факты, а главные, существенные
тенденции.

1. Неравномерность и гетерохронность.

Каждая функция идет своим особым темпом
и ритмом становления. Что впереди, что-
то отстает, затем функции, которые
отстали, становятся приоритетными в
развитии и создают основу для дальнейшего
усложнения психической деятельности.

Первые месяцы наиболее активно
развиваются органы чувств, позднее на
их основе формируются предметные
действия, затем речь, наглядно- действенное
мышление.

Периоды наиболее благоприятные для
развития той или иной стороны психики,
когда обострена чувствительность
называются СЕНЗИТИВНЫМИ.

Функции развиваются наиболее успешно
и благоприятно.

2. Стадиальность.

Психическое развитие происходит
стадиально, имея сложную организацию
во времени. Каждая возрастная стадия
обладает своим темпом и ритмом времени
и изменяющимся в разные годы жизни. Год
младенчества не равен году в отрочестве.
Стадии следуют одна за другой, подчиняясь
своей внутренней логике, их последовательность
нельзя перестроить или изменить по
желанию.

Каждая стадия имеет собственную ценность.
Поэтому как подчеркивал А.В. Запорожец
«важно не ускорять психическое
развитие, а обогащать, расширять
возможности ребенка в присущих данному
возрасту видах жизнедеятельности»

Это обеспечивает переход к новой стадии
развития.

Характеристиками стадий психического
развития выступают:

Социальная ситуация развития.

Ведущая деятельность.

Основные новообразования.

Под социальной ситуацией развития
Л.С.Выготский понимал соотношение
внешних и внутренних условий развития
психики. Она определяет отношение
ребенка к другим людям, предметам, вещам,
самому себе.

Возрастные новообразования. Выступает
новый тип строения личности, психические
изменения, позитивные приобретения,
которые позволяют перейти к новой стадии
развития.

Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев,
говорил, что эта деятельность обеспечивает
кардинальные линии психического развития
именно в этот период. В этой деятельности
формируются основные личностные
новообразования, происходит перестройка
психических процессов и возникновение
новых видов деятельности.

Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущая
деятельность обусловливает главнейшие
изменения особенностей ребенка в том
или ином периоде развития. Ее характеризуют
следующие признаки: 1) от нее ближайшим
образом зависят основные психические
измене­ния ребенка в данный возрастной
период, 2) в ней возникают и дифференцируются
другие виды деятельности, 3) в ней
форми­руются и перестраиваются частные
психические процессы (1981, с. 514—515).

Несмотря на то что каждому возрастному
периоду свойствен­на определенная
ведущая деятельность, это не значит,
что в дан­ном возрасте отсутствуют
или ущемлены» другие виды деятель­ности.
Например, известно, что для дошкольника
ведущая дея­тельность — игра. Но в
дошкольный период в жизни детей мож­но
наблюдать элементы учения и труда.
Однако они не опреде­ляют характера
основных психических изменений в данном
воз­расте — их особенности в наибольшей
мере зависят именно от игры. Хотя игровая
деятельность свойственна детям и других
возрастных периодов, однако ведущим и
определяющим типом деятельности в этих
периодах она не является (так, для младших
школьников ведущей будет уже учебная
деятельность).

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,

Рассмотрим периодизацию детства, которая
была разработана Д. Б. Элькониным на
основе трудов Л. С. Выготского и А. Н.
Леонтьева. Эта периодизация соответствует,
на наш взгляд, тому общему характеру
психического развития детей. В основу
данной периодизации положено представление
о том, что каждому воз­расту как
своеобразному и качественно специфическому
периоду жизни человека соответствует
определенный тип ведущей дея­тельности;
его изменение характеризует смену
возрастных перио­дов. В каждой ведущей
деятельности возникают и формируются
соответствующие психические
новообразования, преемственность
которых создает единство психического
развития ребенка’.

Приведем указанную периодизацию.

Непосредственно эмоциональное общение
присуще ребенку от рождения до года.
Внутри него у ребенка формируется
потреб­ность в общении с другими
людьми, эмоциональное отношение

к ним, хватание как основа человеческих
действий с вещами, ряд перцептивных
действий.

2. Предметно-маннпулятнвная деятельность
является ведущей ^для ребенка от 1 года
до 3 лет. Осуществляя эту деятельность
(первоначально в сотрудничестве со
взрослыми), ребенок воспро­изводит
общественно выработанные способы
действия с вещами;

у него возникает речь, смысловое
обозначение вещей, обобщенно-категориальное
восприятие предметного мира и
наглядно-дей­ственное мышление.
Центральным новообразованием этого
воз­раста является возникновение у
ребенка сознания, выступаю­щего для
других в виде собственного детского
<я».

3. Игровая деятельность наиболее
доминирует у ребенка от 3 до 6 лет. В
процессе ее осуществления у него
формируются воображение и символическая
функция, ориентация на общий смысл
человеческих отношений и действий;
происходит выделе­ние в них моментов
соподчинения и управления, а также
складываются обобщенные переживания
и осмысленная ори­ентация в них.

4. Учебная деятельность формируется у
детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших
школьников возникает теоретическое
сознание и мышление, развиваются
соответствующие им способ­ности
(рефлексия, анализ, мысленное планирование);
в этом возрасте у детей происходит также
становление потребности и мотивов
учения.

5. Целостная общественно полезная
деятельность в качестве ведущей присуща
детям от 10 до 15 лет. Она включает в себя
такие виды, как трудовая, учебная,
общественно-организаторская, спортивная
и художественная деятельности. В процессе
осуще­ствления этих видов деятельности
у подростков возникает стрем­ление
участвовать в любой общественно
необходимой работе, умение строить
общение в различных коллективах с учетом
при­нятых в них норм взаимоотношений,
появляется рефлексия на собственное
поведение, умение оценивать возможности
своего <я», т. е. самосознание.

6. Учебно-профессиональная деятельность
характерна для старшеклассников и
учащихся СПТУ в возрасте от 15 до 17— 18
лет. Благодаря ей у них формируются
потребность в труде, профессиональное
самоопределение, а также познавательные
интересы и элементы исследовательских
умений, способность стро­ить свои
жизненные планы, идейно-нравственные
и гражданские качества личности,
устойчивое мировоззрение.

Отдельные типы ведущей деятельности
нельзя сформировать у ребенка в
произвольной последовательности.

Подлинным содержанием психического
развития является борьба внутренних
противоречий, борьба между отживающими
формами психики и новыми нарождающимися
(Выготский, Леонтьев, Рубенштейн).

Внутренние противоречия выступают
движущими силами психического развития.
Не соответствие между ХОЧУ и МОГУ.

4. Дифференциация и интеграция процессов,
свойств и качеств.

Дифференциация состоит в том, что они
отделяясь друг от друга превращаются
в самостоятельные формы или деятельность
(память выделяется из восприятия).

Интеграция обеспечивает установление
взаимосвязи между отдельными сторонами
психики. Так познавательные процессы
пройдя дифференциацию устанавливают
взаимосвязи друг с другом на более
высоком качественном уровне. Так память,
речь, мышление обеспечивают
интеллектуализацию.

Кумуляция.

Накопление отдельных показателей,
подготавливающих качественные изменения
в разных областях психики.

5. Смена детерминант (причин).

Меняется взаимосвязь биологических и
социальных детерминант. Становится
иным и соотношение социальных детерминант.
Складываются особые отношения со
сверстниками и взрослыми.

6. Психика отличается пластичностью.

Это способствует усвоению опыта.
Родившейся ребенок может овладеть любым
языком. Одно из проявлений пластичности
состоит в компенсации психических или
физических функций (зрения, слуха,
двигательной функции).

Другое проявление пластичности-
подражание. В последнее время оно
рассматривается как своеобразная форма
ориентировки ребенка в мире специфически
человеческих видов деятельности,
способов общения и личных качеств путем
уподобления, моделирования их в собственно
деятельность (Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

Вопросы для студентов:

Различные точки зрения на процесс
развития ребенка в целом.

Подходы к представлению о периодизации
психического развития (стихийный,
нормативный).

Эмпирическая периодизация по Д.Б.
Эльконину.

Периоды, характеристика периодов (по
параметрам).

Возрастные кризисы, поведение взрослых
в кризисные

Литература.

1.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.
М. Академ 1997 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник