Формулы для оценки физического развития ребенка

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМ
МЕТОДОМ
Метод оценки
физического развития предусматривает
сравнение антропометрических данных
ребенка с величинами, вычисленными с
помощью эмпирических формул.
Таблица
Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин а.В., Воронцов и.М., 1999)
Определяемый | Способ расчета |
Длина тела | Длина тела На каждый На каждый месяц |
Масса тела | Масса тела в 6 На каждый месяц На каждый месяц |
Окружность груди | Окружность груди На каждый На каждый месяц |
Окружность | Окружность На каждый месяц На каждый месяц |
Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года (Мазурин а.В., Воронцов и.М., 1999)
Определяемый | Способ расчета |
Длина тела (от 1 до 6 лет) | Длина тела На каждый На каждый год |
Длина тела (свыше 6 лет) | Длина тела На каждый На каждый год |
Масса тела (от 1 до 12 лет) | Масса тела в 5 На каждый год На каждый год |
Масса тела (свыше 12 лет) | Определяется где n |
Окружность груди | Окружность груди На каждый год На каждый год |
Окружность | Окружность На каждый год На каждый год |
Необходимо отметить,
что допустимые колебания для любого
количественного показателя могут быть
в пределах одного возрастного интервала.
Обязательным условием для использования
данного метода оценки физического
развития является изначальная оценка
уровня роста. При любых нарушениях роста
ориентировочный расчет долженствующей
массы тела, окружности груди, окружности
головы проводят на соответствующий
длине тела возраст.
Пример оценки
физического развития по формулам
Воронцова И.М.:
Иванов С., 3 года
Рост – 97 см, масса
тела – 16 кг, окружность груди – 52 см,
окружность головы – 48,5 см.
Фактический рост
ребенка 97 см., по формуле – 110 см. рост
ребенка в 5 лет, на каждый недостающий
до 5 лет рост вычитают 8 см (8*2=16 см.),
110-16=94 см. разность между фактическим
ростом и долженствующим 97-94=3 см., что
входит в границы 1 возрастного интервала
(8 см) для данного возраста – значит
показатель роста средний.
Фактическая масса
ребенка 16 кг., по формуле – 19 кг. Масса
ребенка в 5 лет, на каждый недостающий
до 5 лет вычитают 2 кг (2*2=4 кг), 19 – 4 =15 кг.
Разность между фактической массой и
долженствующей16-15 равна 1 кг, что входит
в границы 1 возрастного интервала (2 кг)
для данного возраста – значит показатель
массы средний.
Показатели роста
и массы не выходят за границы одного
возрастного интервала по среднему
значению, т.е. масса соответствует росту.
Окружность груди
ребенка 52 см, по формуле – 63 см. Окружность
груди в 10 лет, на каждый недостающий год
вычитают по 1,5 см. (1,5*7=10,5), 63-10,5 =52,5 см.
Разность между фактической окружностью
груди и долженствующей 52,5-52=0,5 см, что
входит в границы 1 возрастного интервала
(1,5 см) для данного возраста – значит
показатель груди средний.
Окружность головы
ребенка 48,5 см, по формуле -50 см. Окружность
головы в 5 лет, на каждый недостающий
год вычитают по 1 см (1*2=2 см), 50-2=48 см.
Разность между фактической окружностью
головы и долженствующей 48,5-48=0,5 см, что
входит в границы 1 возрастного интервала
(1 см) для данного возраста – значит
показатель окружности головы – средний.
Заключение:
физическое развитие среднее, гармоничное,
пропорциональное.
Существуют формулы
для расчета долженствующих показателей
массы тела детей относительно роста.
Таблица
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
В практической работе педиатра часто возникает необходимость в быстрой (хотя бы приблизительной) оценке соответствия длины тела (роста) и массы тела нормальным допустимым значениям. Для этого предлагаются следующие упрощенные формулы:
Приблизительная длина тела (см)
ü Грудной ребенок — 50 + 2х м (для мальчиков и девочек)
ü От 1 до 7 лет – 75 + 7 х п ( для мальчиков) и 75 + 7 х (п-1) для девочек
ü От 8 до 12 лет — 75 + 6 х п ( для мальчиков) и 75 + 6 х (п-1) для девочек
Примечание:
50 – условная длина тела новорожденного
м — число месяцев
75 — условная длина тела ребенка 1 года
п — число лет
Приблизительная масса тела (кг)
ü Доношенный грудной ребенок — 3 + 600 х м
ü В возрасте 2-11 лет — 10,5 + 2 х п
ü В возрасте 12-15 лет — 5 + п-20
Примечание:
3 – условная масса тела доношенного грудного ребенка
м – число месяцев
10,5 – масса тела годовалого ребенка
п — число лет
Получаемые при таком расчете значения могут отклоняться от 50-й центили до 2 см по длине тела и до 2 кг по массе тела, но они укладываются в диапазон 35-75 центилей, т.е. нормальных вариаций.
Формулы для определения параметров физического развития (из педиатрии Нельсона)
возраст | Длина тела (см) | Масса тела (г или кг) |
1 – 6 месяцев | 50 + 3В | 3300(3500) + 800 х В |
7 – 12 месяцев | 64 + В | 5800(6000) + 400 х В |
2 – 5 лет | — | 2В + 9 |
2 – 8 лет | 74 + 7В | — |
5 – 12 лет | — | 3В + 4 |
8 –15 лет | 90 + 5В | — |
I2 –16 лет | — | 5В — 20 |
*В — возраст
Оценка физического развития коллективов
При изучении физического развития коллективов или одного коллектива детей и подростков за определенный период могут быть использованы как
Ø результаты индивидуальных оценок
· например, доля детей в частях, %, имеющих определенную характеристику показателей физического развития.
· разделение детей по группам физического развития скрининг-тестами, так и
Ø сравнение средних показателей физического развития путем расчета критерия t Стьюдента и определения достоверности различий:.
Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента | |
Алгоритм работы: ü получение фактического материала; ü статистическая обработка вариационных рядов (по каждому показателю расчет средней арифметической Х и ее ошибки X±m); ü расчет критерия t Стьюдента: Х1 — Х2 t=————— √ m1² — m2² где Х1 — Х2 — среднеарифметические взвешенные; m1 и m2 — погрешности среднеарифметических значений. | Оценка Ø Полученный критерий оценивают следующим образом: * § если t>3, то различия средних значений достоверны, § если t < 3 — различия их не достоверны. *При более строгом подходе используют специальные таблицы. |
Пример.
Условие:
В городе А проводится динамическое наблюдение за физическим развитием школьников. У девочек 12 лет установлены следующие показатели :
2002 2007
Рост, см 145,2±0,52 146,1 ±0,64
Масса, кг 35,3±0,46 37,4+0,47
Окружность груди, см 69,0±0,45 69,6±0,51
Необходимо определить достоверность выявленных различий.
Решение:
t роста = 146,1 — 145,2 = 0,9 = 1,01;
√ 0,64² + 0,52² 0,82
t массы = 37,4 − 35,3 = 2,1 = 3,18;
√ 0,47² + 0,46² 0,66
T окружности груди = 69,6 − 69,0 = 0,6 = 0,88
√0,51² + 0,45² 0,68
Таким образом, лишь t массы >3.
Следовательно, за указанный отрезок времени у 12-летних девочек произошло достоверное увеличение массы.
Необходимо выяснить причины (питание, заболевания).
Ø Перспективны методы картографирования для анализа географической изменчивости показателей роста и развития детей подростков; расчет -скоров. Следует отметить, что привлечение многомерных методов и новейших компьютерных технологий даст возможность более детальной оценки и выявления разнообразных закономерностей.
Структура и содержание занятия
Занятие проводится в аудитории кафедры, демонстрируются приборы, инструменты и наглядные пособия для определения показателей физического развития.
Практическая работа — решение ситуационных задач по оценке физического развития по вышеприведенным алгоритмам
§ регрессионным методом
§ центильным методом
§ с использованием скрининг – тестов
§ комплексным методом
Контролирующие вопросы
1. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков.
2. Закономерности роста и развития детского организма и их практическое значение
3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
5. Анатомо-физиологические особенности подростков.
6. Соматометрические показатели физического развития. Правила их измерения.
7. Физиометрические показатели физического развития. Правила их измерения.
8. Соматоскопические показатели физического развития. Правила оценки.
9. Возрастная периодизация.
10. Понятие «физическое развитие» и его медико-гигиеническое значение
11. Факторы, влияющие на физическое развитие детей и подростков.
12. Методы оценки физического развития (регрессионный, центильный, комплексная оценка, скрининг-тесты): технология применения, сравнительная характеристика.
13. Методики оценки физического развития детского коллектива.
14. Биологический возраст — понятие, критерии, значение в оценке физического развития детей.
Приложения- вставить
Приложение 1 – регрессия (Поляков) — см. «Шкала регрессии»
Приложение 2 -центильные таблицы — см. «сканер»
Приложение 3 – Скрининг — см. «сканер»
Приложение 4 — показатели биологического развития — см. «шкалы регрессии» и сканер
Источник
Определить
паспортный возраст ребенкаОпределить
возрастную группу ребенка.Провести
антропометрические измерения по
общепринятым методикам(масса, длина
тела, окружность груди, окружность
головы).Найти положение
полученных измерений в центильных
интервалах по таблицам стандартов для
каждого показателя в зависимости от
возраста и пола ребенка. При необходимости
использовать дополнительную центильную
таблицу для определения соответствия
массы тела данному росту.Оценивают
ГАРМОНИЧНОСТЬ физического развития:
находят разность между максимальным
и минимальным номерами коридоров
центильной шкалы, полученных для массы,
роста и окружности груди относительно
возраста. Если разность равна 0 либо 1
— физическое развитие гармоничное, если
разность равна 2 — физическое развитие
дисгармоничное, если разность равна 3
и более — физическое развитие считают
резко дисгармоничным.
При гармоничном
развитии определяют СОМАТОТИП: находят
сумму номеров коридоров для массы,
роста, окружности груди. При сумме
баллов (номеров) 10 и менее ребенок
относится к микросоматотипу,
при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматотипу,
при сумме от 16 до 21 балла — к макросоматотипу
типу. Соматотип означает темповую
характеристику роста, определяет ТЕМП
физического развития. При микросоматотипе
говорят о замедленном темпе роста
(физическое развитие низкое или ниже
среднего), при мезосоматотипе — средний
темп роста (физическое развитие среднее),
при макросоматотипе — об ускоренном
темпе роста (физ. развитие выше среднего
или высокое). Соматотип определяют
ТОЛЬКО при гармоничном физическом
развитии, так как если развитие не
гармоничное, когда, например, рост
изменяется в одном темпе, а масса в
другом, нельзя говорить об общем темпе
физического развития.При негармоничном
физическом развитии (дисгармоничном
или резко дисгармоничном) определить,
за счет какого критерия обусловлена
дисгармония (т.е. отмечается наиболее
отклоняющийся признак).Определяют на
сколько возрастных интервалов данный
показатель (масса, рост, окружность
груди) отстает или опережает паспортный
возраст ребенка, для чего с помощью
центильных таблиц находят возрастную
шкалу, где показатели ребенка займут
положение между 25 и 75 центилями близко
к возрастной медиане (50-й центиль).
Считается нормой, если величина признака
не выходит за пределы одного возрастного
интервала, и признак можно принять за
патологический, если он попадает в
значения, отклоняющиеся от возраста
ребенка на 2 и более чем на 2 возрастных
интервала.
Возрастные
интервалы в таблицах стандартов:
от рождения до 1
года -1 месяц
от 1 года до 3 лет —
3 месяца
от 3 лет до 7 лет —
6 месяцев
от 7 лет до 17 лет —
1 год
Если дисгармония
обусловлена изменением массы тела,
указывают, каков процент отставания
или превышения массы обследуемого
ребенка от табличного стандарта (или
рассчитанного по эмпирическим формулам),
норма ± 10%.
Произвести расчет
долженствующих антропометрических
показателей и сравнить с ними фактические
данные ребенка с учетом существующих
ПДК. Если по всем эмпирическим формулам
основные показатели (масса, рост,
окружность груди) укладываются в
результаты расчетов (с учетом предельно
допустимых колебаний), можно считать,
что физическое развитие ребенка
соответствует возрасту.
Форма итоговой
записи антропометрического исследования.
Рекомендуется
записывать следующие данные:
1. Дата измерения
2.
Дата рождения
3. Паспортный
возраст ребенка
4. Возрастная группа
5. Результат каждого
измерения в см и кг, а рядом с этими
результатами в скобках — номера центильных
зон, к которым они относятся, а так же
рассчитанные долженствующие показатели,
ПДК и заключение о соответствии
фактических антропометрических данных
долженствующим.
6. Для массы тела
рекомендуется записывать и вторую
оценку-
по соответствию ее длине тела.
7. Формулируется
общая оценка антропометрических данных:
а) степень
гармоничности физического развития
б) темп физического
развития (или соматотип) при гармоничном
развитии.
в) при негармоничном
развитии отмечается наиболее отклоняющийсяпризнак с
указанием, на сколько возрастных
интервалов он отстает или опережает
паспортный возраст ребенка.
Примеры
конкретных оценок
1. Ребенок Н.,
девочка, возраст на момент обследования
7 лет 11 месяцев, возрастная группа — 8
лет. Длина тела — 136 см, окружность груди
— 69 см, масса тела — 34,5 кг. Рост по таблице
попадает в «коридор» № 6, оценивается
как «высокий». Окружность грудной
клетки по таблице — «коридор» № 6,
оценка «высокая», масса тела по
таблице — «коридор» № 6, оценка
«высокая». Таким образом, у девочки
Н. развитие гармоничное, так как все ее
оценки равны 6, и разность между ними
равна 0. При гармоничном развитии
оценивается соматотип. Ребенок имеет
сумму номеров коридоров 18 баллов, т.е.
должен быть отнесен к макросоматотипу.
Итак:
Рост-136
см (6)
Вес
-34,5 кг (6)
Окружность груди
— 69 см (6)
Заключение:
Физическое развитие гармоничное,
макросоматотип.
2. Ребенок Л.,
мальчик, возраст 1 г 8 месяцев. Возраст
ребенка приравнивается к ближайшей
возрастной группе 1 г 9 мес.(21 мес.). Длина
тела — 76 см, окружность груди — 50 см, масса
тела — 10.6 кг. Величина 76 см попадает в
«коридор» № 1 (менее 3 центиля) и
соответственно оценивается как «очень
низкая» по таблице. Масса тела по
таблице — «коридор» №3, расценивается
«ниже средней». Окружность груди
по таблице — «коридор» № 4, соответствует
«средним» величинам. Итак: у мальчика
Л. физическое развитие резко дисгармоничное,
т.к. разность оценок роста и окружности
груди составляет 3. Наиболее отклоняющимся
признаком является рост ребенка, который
соответствует 12 месяцам, то есть отстает
от паспортного возраста на 3 возрастных
интервала, т.к. с 1 года до 3-х лет возрастной
интервал составляет 3 месяца. Форма
записи:
Рост — 76 см (1)
Вес -10,6 кг (3)
Окружность груди
— 50 см (4)
Заключение:
Физическое развитие резко дисгармоничное,
рост отстает от паспортного возраста
на 3 возрастных интервала.
Учитывая низкие
показатели роста, следует решать вопрос
об обследовании мальчика.
Определение
соотношения массы и длины тела
Изменения массы
тела у детей с большей чувствительностью
улавливаются при ориентации оценки не
на возраст, а на имеющуюся у ребенка
длину тела (рост). Это можно сделать по
оценочным таблицам центильного типа
(таблицы 4.1
— 4.2 приложения).
Эти таблицы составлены применительно
к широким возрастным группам детей с
учетом половой принадлежности ребенка.
Строки таблицы представляют собой ряды
центильных распределений массы тела
по отношению к определенной длине тела,
или росту.
Попадание искомой
величины массы тела в область 1 «коридора»
(до 3 центиля) свидетельствует об «очень
низком» питании, в зону 2 «коридора»
(от 3 до 10 центиля) — о «низком»
питании, в зону 3 «коридора» ( от 10
до 25 центнля) — о питании «ниже среднего»
и т.д. В норме соотношение массы тела и
роста должно находиться в 4 «коридоре».
Используя данные таблицы, можно также
ориентировочно судить о степени
гипотрофии, в том числе внутриутробной
гипотрофии у доношенного и недоношенного
новорожденного (приложение,
таблицы 1,2).
Показатели массы тела от Р 25 до Р 75
считаются нормой для данной длины тела
ребенка (нормотрофия); от Р 25 до Р 10 —
умеренно сниженными (начальные проявления
гипотрофии, легкая гипотрофия (1 степень)
); от Р 10 до Р 3 — низкими (отчетливые
признаки гипотрофии, средней тяжести
(2 степень) ); ниже Р 3 — очень низкими
(значительные проявления гипотрофии,
тяжелая (3 степень) ).
Однако в диагностике
гипотрофии определение соответствия
массы тела длине должно сочетаться с
оценкой других клинических проявлений
пониженного питания и лабораторных
показателей.
Аналогично избыток
массы тела относительно роста
свидетельствует о расстройстве питания
ребенка, что на первом году жизни в
отечественной педиатрии чаще называют
паратрофией. К паратрофии относят те
случаи, когда кроме измененного веса у
ребенка имеют место клинические
проявления полигиповитаминоза, нарушение
трофики тканей. Избыток массы в первые
годы жизни в зарубежной литературе чаще
определяет термин “тучность”. Для
детей старшего возраста здесь применим
термин ожирение.
Пример:
Ребенок
— мальчик 6 мес., рост 66 см,масса 7,7 кг.
заключение —
нормотрофия.
Ребенок
— мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 9,0 кг.
заключение –
паратрофия.
Ребенок
— мальчик 6 мес., рост 66 см, масса 6,5 кг.
заключение —
гипотрофия 2 степени.
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ВОЗРАСТ И ПОНЯТИЕ ОБ ИНДЕКСАХ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Соседние файлы в папке ФР, ПР
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник