Формула расчета физического развития ребенка
В практической работе педиатра часто возникает необходимость в быстрой (хотя бы приблизительной) оценке соответствия длины тела (роста) и массы тела нормальным допустимым значениям. Для этого предлагаются следующие упрощенные формулы:
Приблизительная длина тела (см)
ü Грудной ребенок — 50 + 2х м (для мальчиков и девочек)
ü От 1 до 7 лет – 75 + 7 х п ( для мальчиков) и 75 + 7 х (п-1) для девочек
ü От 8 до 12 лет — 75 + 6 х п ( для мальчиков) и 75 + 6 х (п-1) для девочек
Примечание:
50 – условная длина тела новорожденного
м — число месяцев
75 — условная длина тела ребенка 1 года
п — число лет
Приблизительная масса тела (кг)
ü Доношенный грудной ребенок — 3 + 600 х м
ü В возрасте 2-11 лет — 10,5 + 2 х п
ü В возрасте 12-15 лет — 5 + п-20
Примечание:
3 – условная масса тела доношенного грудного ребенка
м – число месяцев
10,5 – масса тела годовалого ребенка
п — число лет
Получаемые при таком расчете значения могут отклоняться от 50-й центили до 2 см по длине тела и до 2 кг по массе тела, но они укладываются в диапазон 35-75 центилей, т.е. нормальных вариаций.
Формулы для определения параметров физического развития (из педиатрии Нельсона)
возраст | Длина тела (см) | Масса тела (г или кг) |
1 – 6 месяцев | 50 + 3В | 3300(3500) + 800 х В |
7 – 12 месяцев | 64 + В | 5800(6000) + 400 х В |
2 – 5 лет | — | 2В + 9 |
2 – 8 лет | 74 + 7В | — |
5 – 12 лет | — | 3В + 4 |
8 –15 лет | 90 + 5В | — |
I2 –16 лет | — | 5В — 20 |
*В — возраст
Оценка физического развития коллективов
При изучении физического развития коллективов или одного коллектива детей и подростков за определенный период могут быть использованы как
Ø результаты индивидуальных оценок
· например, доля детей в частях, %, имеющих определенную характеристику показателей физического развития.
· разделение детей по группам физического развития скрининг-тестами, так и
Ø сравнение средних показателей физического развития путем расчета критерия t Стьюдента и определения достоверности различий:.
Статистический анализ с использованием критерия Стьюдента | |
Алгоритм работы: ü получение фактического материала; ü статистическая обработка вариационных рядов (по каждому показателю расчет средней арифметической Х и ее ошибки X±m); ü расчет критерия t Стьюдента: Х1 — Х2 t=————— √ m1² — m2² где Х1 — Х2 — среднеарифметические взвешенные; m1 и m2 — погрешности среднеарифметических значений. | Оценка Ø Полученный критерий оценивают следующим образом: * § если t>3, то различия средних значений достоверны, § если t < 3 — различия их не достоверны. *При более строгом подходе используют специальные таблицы. |
Пример.
Условие:
В городе А проводится динамическое наблюдение за физическим развитием школьников. У девочек 12 лет установлены следующие показатели :
2002 2007
Рост, см 145,2±0,52 146,1 ±0,64
Масса, кг 35,3±0,46 37,4+0,47
Окружность груди, см 69,0±0,45 69,6±0,51
Необходимо определить достоверность выявленных различий.
Решение:
t роста = 146,1 — 145,2 = 0,9 = 1,01;
√ 0,64² + 0,52² 0,82
t массы = 37,4 − 35,3 = 2,1 = 3,18;
√ 0,47² + 0,46² 0,66
T окружности груди = 69,6 − 69,0 = 0,6 = 0,88
√0,51² + 0,45² 0,68
Таким образом, лишь t массы >3.
Следовательно, за указанный отрезок времени у 12-летних девочек произошло достоверное увеличение массы.
Необходимо выяснить причины (питание, заболевания).
Ø Перспективны методы картографирования для анализа географической изменчивости показателей роста и развития детей подростков; расчет -скоров. Следует отметить, что привлечение многомерных методов и новейших компьютерных технологий даст возможность более детальной оценки и выявления разнообразных закономерностей.
Структура и содержание занятия
Занятие проводится в аудитории кафедры, демонстрируются приборы, инструменты и наглядные пособия для определения показателей физического развития.
Практическая работа — решение ситуационных задач по оценке физического развития по вышеприведенным алгоритмам
§ регрессионным методом
§ центильным методом
§ с использованием скрининг – тестов
§ комплексным методом
Контролирующие вопросы
1. Цель, задачи и методы гигиены детей и подростков.
2. Закономерности роста и развития детского организма и их практическое значение
3. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
4 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
5. Анатомо-физиологические особенности подростков.
6. Соматометрические показатели физического развития. Правила их измерения.
7. Физиометрические показатели физического развития. Правила их измерения.
8. Соматоскопические показатели физического развития. Правила оценки.
9. Возрастная периодизация.
10. Понятие «физическое развитие» и его медико-гигиеническое значение
11. Факторы, влияющие на физическое развитие детей и подростков.
12. Методы оценки физического развития (регрессионный, центильный, комплексная оценка, скрининг-тесты): технология применения, сравнительная характеристика.
13. Методики оценки физического развития детского коллектива.
14. Биологический возраст — понятие, критерии, значение в оценке физического развития детей.
Приложения- вставить
Приложение 1 – регрессия (Поляков) — см. «Шкала регрессии»
Приложение 2 -центильные таблицы — см. «сканер»
Приложение 3 – Скрининг — см. «сканер»
Приложение 4 — показатели биологического развития — см. «шкалы регрессии» и сканер
Источник
Физическое развитие ребенка – это процесс роста за какой-то период. По этим параметрам судят о дееспособности организма, определяют запас жизненных сил и энергии. Наиболее важными параметрами являются рост, масса, окружность головы и груди, пропорциональность этих показателей.
Физическое развитие ребенка: в чем будем мерить?
Длина тела имеет особо важное значение, так как в целом отражает уровень зрелости организма. Обычно доношенный новорожденный имеет длину тела от 48 до 55 см, а прибавка за первый год составляет около 25 см.
Считаем. Для ориентировочной оценки роста у детей старше 1 года можно использовать следующий метод:
- в возрасте 4 лет ребенок имеет рост 100 см;
- если ребенок младше 4 лет, то его рост равен 100 см – 8 х (4 – n);
- если старше 4 лет, то рост ребенка равен 100 + 6 х (n – 4), где n – число лет.
Надо знать. После года ребенок растет неравномерно, то замедляясь, то ускоряясь. У мальчиков и девочек свои особенности. Есть два периода быстрого увеличения длины тела: с 4–4,5 лет у мальчиков и с 6–7 лет у девочек; с 12–17 лет у мальчиков и с 11–14 лет у девочек. Окончательного роста человек достигает к 18–20 годам.
Физическое развитие ребенка: масса тела
Масса тела ребенка является лабильным показателем, который быстро изменяется под влиянием внешних и внутренних причин. Масса тела доношенного новорожденного колеблется в пределах 2700–4000 г, новорожденные массой 2500 г и ниже считаются недоношенными или родившимися с признаками ЗВУР (задержка внутриутробного развития), а с массой 4 кг и более – крупными.
Считаем. Ориентировочно расчет массы тела у детей старше года можно проводить так:
- масса тела ребенка в возрасте 5 лет в среднем равна 19–20 кг;
- на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг
- на каждый последующий год прибавляется 3 кг.
Надо знать. За первый год младенец увеличивает вес в 3–3,5 раза и в год весит 10,5–11 кг.
Физическое развитие ребенка: окружность головы
Наблюдение за изменением окружности головы ребенка обязательно, так как нарушения роста костей черепа считаются причиной развития патологических состояний (микро- и гидроцефалии). При рождении окружность головы ребенка составляет около 34–36 см. На первом году жизни диаметр быстро увеличивается – на 10–12 см.
Считаем. Ориентировочно окружность головы у детей старше года можно определить по формуле:
- окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см;
- на каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см;
- на каждый последующий – прибавить 0,6 см.
Надо знать. К концу первого года жизни окружность головы ребенка впервые на 1–2 см меньше окружности грудной клетки.
Физическое развитие ребенка: окружность груди
Окружность груди ребенка отражает не только степень развития грудной клетки, но и показывает на благополучие органов средостения (легких, сердца), мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении несколько меньше, чем окружность головы, и в среднем равна 32–34 см.
Считаем. После 1-го года окружность грудной клетки превышает окружность головы на величину от n до 2 n, где n – возраст ребенка.
Надо знать. В возрасте 4 месяцев окружности груди и головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.
Все по наследству?
На темпы физического развития ребенка влияют внутренние, или неуправляемые, факторы (генетические) и внешние, они же контролируемые. Скорость роста, увеличение массы тела, изменение пропорций запрограммированы. И при хороших условиях жизни обязательно все идет по плану. В случае отклонения ведущими становятся характер питания, двигательная активность, достаточность сна, эмоциональное состояние ребенка, социальные и климато-географические условия проживания, острые и хронические заболевания. Наиболее важным среди контролируемых факторов развития считается питание.
Считаем. Умеренный дефицит еды вообще и питательных веществ в частности приводит к задержке нарастания массы тела, но рост ребенка обычно не уменьшается. Большой дефицит пищевых ингредиентов, помимо дефицита массы тела, приводит к низкорослости и изменению пропорций тела. Дефицит некоторых микроэлементов (витамин А, цинк, йод и др.) избирательно нарушает процессы роста детей.
Надо знать. Перекармливание в раннем возрасте обязательно скажется. У одних раньше, у других позже.
Режимные дети
Физическая подвижность стимулирует рост костной и хрящевой ткани и мышц. И недостаточная двигательная активность приведет к дефициту роста в сантиметрах, непропорциональности отдельных частей скелета и слабой мышечной массе. А при избыточной нагрузке, например подъем тяжестей, малыш недоберет положенных сантиметров. И его мышечная масса будет непропорционально высокой.
Считаем. Необходимо контролировать режим активности ребенка, не допуская ни гипокинезии, ни занятий потенциально опасными видами спорта.
Надо знать. Психическая напряженность или травма, депрессия всегда приводят к торможению роста, что связано с включением особых нейроэндокринных механизмов, блокирующих процессы роста. Во сне вырабатывается мелатонин – гормон, регулирующий массу тела и рост. Понятно, что у малыша, который мало и плохо спит, будут проблемы с ростом и весом.
Цифры и факты
- Жаркий климат и условия высокогорья тормозят рост и ускоряют половое созревание.
- Весной дети растут быстрее, чем осенью и зимой.
- Резкий набор веса свидетельствует об эндокринной патологии (ожирение, сбои в работе щитовидной железы).
- Равномерная задержка развития – результат генетических заболеваний, эндокринных нарушений (дефицит гормона роста) или дефицита питания.
- За последние 50 лет длина тела новорожденных увеличилась на 1–2 см, годовалых – на 5 см. А к 15 годам дети стали выше на 20 см.
- Причины равномерной избыточной прибавки – акселерации – не установлены. Называют разные: миграция населения, межрасовые браки, пища, богатая белками и жирами, прием витамина D, снижение частоты инфекционных заболеваний, повышенная солнечная радиация, консерванты, удобрения и пр.
Источник
ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
Метод оценки физического развития предусматривает сравнение антропометрических данных ребенка с величинами, вычисленными с помощью эмпирических формул.
Таблица
Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999)
Определяемый признак | Способ расчета |
Длина тела | Длина тела 6-тимесячного ребенка равна 66 см На каждый недостающий месяц вычитается по 2,5 см На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 1,5 см |
Масса тела | Масса тела в 6 месяцев равна 8000 г На каждый месяц до 6 вычитается по 800 г На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400 г |
Окружность груди | Окружность груди в 6 месяцев составляет 45 см На каждый недостающий месяц вычитается по 2 см На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см |
Окружность головы | Окружность головы в 6 месяцев составляет 43 см На каждый месяц до 6 вычитается по 1,5 см На каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см |
Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999)
Определяемый признак | Способ расчета |
Длина тела (от 1 до 6 лет) | Длина тела ребенка 4 лет равна 100 см На каждый недостающий год вычитается по 8 см На каждый год свыше 4 прибавляется по 7 см |
Длина тела (свыше 6 лет) | Длина тела ребенка 8 лет равна 130 см На каждый недостающий год вычитается по 7 см На каждый год свыше 8 прибавляется по 5 см |
Масса тела (от 1 до 12 лет) | Масса тела в 5 лет равна 19 кг На каждый год до 5 вычитается по 2 кг На каждый год свыше 5 прибавляется по 3 кг |
Масса тела (свыше 12 лет) | Определяется по формуле 5 х n – 20 кг, где n – возраст в годах |
Окружность груди | Окружность груди у ребёнка в 10 лет равна 63 см На каждый год до 10 лет вычитается по 1,5 см На каждый год свыше 10 лет прибавляется по 3 см |
Окружность головы | Окружность головы в 5 лет равна 50 см На каждый год до 5 лет вычитается по 1 см На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см |
Необходимо отметить, что допустимые колебания для любого количественного показателя могут быть в пределах одного возрастного интервала. Обязательным условием для использования данного метода оценки физического развития является изначальная оценка уровня роста. При любых нарушениях роста ориентировочный расчет долженствующей массы тела, окружности груди, окружности головы проводят на соответствующий длине тела возраст.
Пример оценки физического развития по формулам Воронцова И.М.:
Иванов С., 3 года
Рост – 97 см, масса тела – 16 кг, окружность груди – 52 см, окружность головы – 48,5 см.
Фактический рост ребенка 97 см., по формуле – 110 см. рост ребенка в 5 лет, на каждый недостающий до 5 лет рост вычитают 8 см (8*2=16 см.), 110-16=94 см. разность между фактическим ростом и долженствующим 97-94=3 см., что входит в границы 1 возрастного интервала (8 см) для данного возраста – значит показатель роста средний.
Фактическая масса ребенка 16 кг., по формуле – 19 кг. Масса ребенка в 5 лет, на каждый недостающий до 5 лет вычитают 2 кг (2*2=4 кг), 19 – 4 =15 кг. Разность между фактической массой и долженствующей16-15 равна 1 кг, что входит в границы 1 возрастного интервала (2 кг) для данного возраста – значит показатель массы средний.
Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.
Окружность груди ребенка 52 см, по формуле – 63 см. Окружность груди в 10 лет, на каждый недостающий год вычитают по 1,5 см. (1,5*7=10,5), 63-10,5 =52,5 см. Разность между фактической окружностью груди и долженствующей 52,5-52=0,5 см, что входит в границы 1 возрастного интервала (1,5 см) для данного возраста – значит показатель груди средний.
Окружность головы ребенка 48,5 см, по формуле -50 см. Окружность головы в 5 лет, на каждый недостающий год вычитают по 1 см (1*2=2 см), 50-2=48 см. Разность между фактической окружностью головы и долженствующей 48,5-48=0,5 см, что входит в границы 1 возрастного интервала (1 см) для данного возраста – значит показатель окружности головы – средний.
Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное, пропорциональное.
Существуют формулы для расчета долженствующих показателей массы тела детей относительно роста.
Таблица
Эмпирические формулы для расчета долженствующей массы тела
(по росту)
Определяемый признак | Способ расчета |
Масса тела по длине тела плода 25-42 недели гестации | Плод с длиной тела 40 см имеет массу 1300 г На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 100 г На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 200 г |
Масса тела по длине тела ребёнка первого года жизни | При длине тела 66 см масса составляет 8200 г На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 300 г На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 250 г |
Масса тела по длине тела ребёнка старше года | При длине тела 125 см масса составляет 25 кг На каждые недостающие до 125 см 7 см вычитается 2 кг, на каждые дополнительные 5 см прибавляется по 3 кг, а в пубертатный период – по 3,5 кг |
После определения долженствующей массы тела для данного роста необходимо рассчитать процент дефицита массы тела, в соответствии с которым можно определить степень гипотрофии у ребёнка.
Источник
https://www.7gy.ru/rebenok/normy/
Центильные таблицы физического развития мальчиков
Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Пример оценки физического развития новорожденного мальчика
Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Центильные таблицы физического развития девочки
Приведя свою малышку на прием к педиатру, который взвесит ее и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор, в котором находятся по таблице показатели вашей девочки.
По таблицам вы можете узнать, соответствует ли норме рост и вес вашего ребенка в данном возрасте (от рождения до 17 лет). Центильные таблицы приведены ниже.
Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.
Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.
распределение детей по окружности головы
Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.
Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.
По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.
Источник