Формула нервно психического развития ребенка

Формула нервно психического развития ребенка thumbnail

1. Основные критерии (линии) развития:

Аз — анализатор зрительный;

Ас — анализатор слуховой;

Э — эмоции;

До — движения общие;

Др — движения руки;

Ра — речь. активная;

Н-навыки;

Рп — речевые понимания;

Ср — сенсорика;

И — игра и действия с предметом;

Д — движения;

НПР — нервно-психическое развитие.

  • 2. Формулы НПР детей l-го года жизни:
  • 1 мес. Аз Ас До ЭРа.
  • 2 мес. Ас Аз До ЭРа.

З мес. Аз До Э Др.

  • 4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.
  • 5 мес. Аз Ас др Ра Н Э До.
  • 6 мес. Ас др До Ра Н.
  • 7 мес. Др До Рп Ра Н.
  • 8 мес. Э др До Р Рп Ра Н.
  • 9 мес. Э Ас др До Рп Ра Н.
  • 10 мес. Э др До Рп Ра Н.
  • 11 мес. Э др До Рп Ра Н.
  • 12 мес. Э Аз др До Рп Ра Н.
  • 3. Динамика НПР за l-й год жизни ребенка

Новорожденный

Формула нервно психического развития ребенка

1 месяц

Формула нервно психического развития ребенка

Аз — плавное прослеживание движущегося предмета.

Ас — длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).

Э — первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

До — лежа на животе, пытается поднять и удержать голову (до 5 с).

Ра — издает отдельные . звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

Формула нервно психического развития ребенка

Аз -длительное зрительное сосредоточение; смотрит на лицо взрослого, на привлекший его внимание предмет, следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Ас — ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.

Э — быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке.

До — лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 с).

Ра — повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Формула нервно психического развития ребенка

Аз — зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке).

Э — отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Др — случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

До — лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).

4 месяца

Аз — узнает мать или близкого человека (радуется).

Ас- поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Э — во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется при эмоциональном речевом общении.

др — рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки.

До — удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Формула нервно психического развития ребенка

Ра-гулит.

Н — во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

5 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка

Аз — отличает близких людей от чужих. Ас — узнает голос матери или близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию.

Э — радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.

Др — берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.

До — долго лежит на животе; подняв корпус, и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.

Ра — подолгу, певуче гулит.

Н — ест с ложки полугустую кашу.

6 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка

Ас — по-разному реагирует на свое и чужое имя.

Др — уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую.

До — переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Ра — произносит отдельные слоги.

Н — ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.

7 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка

др — С1УЧит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.

До- хорошо ползает (много, быстро).

Рп — на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте.

Читайте также:  Факторы влияющие на развитие речи ребенка дошкольного возраста

Ра — подолгу лепечет.

Н — пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка

Э — смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Др — игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит, вынимает), подражает взрослому.

До — сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Рп — на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).

Ра — громко, четко, повторно произносит различные слоги.

Н — ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из . чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка

Ас — плясовые движения под музыку.

Э — догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

Др — действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает).

До — переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Рп — на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.

Ра — подражает взрослому, повторяя за ним слоги.

Н — хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

10 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка

Э — действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Др — самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с пред-: метами принимают устойчивый характер.

До — всходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.

Рп — по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню -догоню», «сорока-ворона».

Ра — подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете.

Н — закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

11 месяцев

Э — радуется приходу детей, избирательное отношение к детям.

др — накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

До — стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

Рп — по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т.’ д.; находит и дает любую куклу, мяч, которые видит среди игрушек.

Н — закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

12 месяцев

Формула нервно психического развития ребенка

Аз — узнает на фотографии знакомого взрослого.

Э — протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая· это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Др — катает, водит, кормит, баюкает. Доходит самостоятельно.

Рп — понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых.

Ра — произносит 5-10 облегченных слов.

Н — самостоятельно пьет из чашки.

Источник

Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае — не пугаться. 

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • — если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился;
  • — малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение;
  • — если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует;
  • — задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.

Важно помнить, что «скорость» развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

Читайте также:  Центр развития ребенка центральный район

В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу. 

Можно выделить некие нормы развития ребенка до года

10 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения движущийся предмет.

Слуховые ориентировочные реакции:

вздрагивает и моргает при резком звуке.

20 дней жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

Слуховые ориентировочные реакции:

плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

1 месяц жизни

Зрительные ориентировочные реакции:

отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

Слуховые ориентировочные реакции:

появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

Эмоции и социальное поведение:

вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

Движения общие:

лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

Активная речь:

издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

Слуховые ориентировочные реакции:

Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

Эмоции и социальное поведение:

быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

Движения общие:

лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

удерживает всей кистью вложенную погремушку.

Активная речь:

повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Зри тельные ориентировочные реакции:

зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

Эмоции и социальное поведение:

отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Движения руки и действия с предметами:

случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

Движения общие:

лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

4 месяца

Зрительные ориентировочные реакции:

узнает маму или близкого человека (радуется).

Слуховые ориентировочные реакции:

поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Эмоции и социальное поведение:

во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

Движения руки и действия с предметами:

рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Движения общие:

удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Речь активная:

гулит.

Навыки и умения:

во время кормления придерживает руками грудь

матери или бутылочку.

5 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Слуховые ориентировочные реакции:

узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

Эмоции и социальное поведение:

радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Движения руки и действия с предметами:

берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

Движения общие:

долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Речь активная:

подолгу певуче гулит.

Навыки и умения:

ест с ложки полугустую и густую пищу.

6 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

по разному реагирует на свое и чужое.

Движения руки и действия с предметами:

уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

Движения общие:

переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Речь активная:

Читайте также:  Методы коррекционного развития ребенка с зпр

произносит отдельные слоги (начало лепета).

Навыки и умения:

хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

7 месяцев

Движения руки и действия с предметами:

игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

Движения общие:

хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит взглядом предмет, пос­тоянно находящийся в определенном месте (на­пример, куклу).

Речь активная:

подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

Навыки и умения:

пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Движения руки и действия с предметами:

игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

Движения общие:

сам садится, сидит и ложится, держась за барьер, : сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.

Речь активная:

громко, четко и повторно произносит различные : слоги.

Навыки и умения:

ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

Слуховые ориентировочные реакции:

совершает плясовые движения под музыку.

Эмоции и социальное поведение:

догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

Движения руки и действия с предметами:

с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

Движения общие:

переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

Понимание речи:

на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.

Речь активная:

подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

Навыки и умения:

хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

10 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Движения руки и действия с предметами:

самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

Движения общие:

идет вперед с поддержкой за обе руки.

Понимание речи:

по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого вы­полняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).

Речь активная:

подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

11 месяцев

Эмоции и социальное поведение:

избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

Движения руки и действия с предметами:

овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

Движения общие:

стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

Понимание речи:

по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

12 месяцев

Зрительные ориентировочные реакции:

различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

Эмоции и социальное поведение:

ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

Движения руки и действия с предметами:

выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

Движения общие:

ходит самостоятельно (без опоры).

Понимание речи:

понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

Речь активная:

подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.

Навыки и умения:

самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)

По материалам книги Гончаровой О.В.

«Пособие по уходу за малышом»

Источник