Формирование и развитие волевых качеств ребенка
Развитие волевых качеств у детей
Дата публикации: 31 августа 2016
«Психометрика»
Автор статьи
Когда родители говорят об отсутствии воли у своего ребёнка, они чаще всего называют отсутствие у него целей и желаний, их беспокоит, что он нетерпелив, сдаётся при первых признаках трудностей, бросает начатое на половине, ничего не доводит до конца, пасует в напряжённых и конфликтных ситуациях, лишён амбиций и честолюбия.
Беспокойство родителей абсолютно обосновано. Мы все знаем из собственной практики «Терпенье и труд всё перетрут!». Учёные Стэндфордского университета наблюдали 1500 одарённых детей в течение нескольких десятилетий. Они выявили, что только небольшая часть этих детей оказалась успешной в дальнейшей жизни. Этих детей ещё в школьные годы объединяло умение проявлять настойчивость и не сдаваться.
Как развить волевые качества у ребенка?
Как же помочь своему ребёнку развить столь необходимые волевые качества?
- Говорить о сознательном проявлении ребёнком волевого усилия мы можем только с 7-летнего возраста. Это связано с созреванием определённых мозговых структур. Но это не значит, что маленькие дети совсем не могут проявлять упорства и настойчивости. Чтобы начать формировать у ребёнка волевые качества сначала их нужно задать ему извне в виде правил поведения, определённых требований и запретов. Это не имеет ничего общего с домашней тиранией. Нужно чётко сформулировать ряд несложных требований к ребёнку, которые должны быть обязательно выполнены (соблюдение режима дня, уборка своей постели, сбор игрушек после игры, помощь по дому, уход за животными…). Пока малышу сложно привыкнуть к каждодневным обязанностям, родители могут делать их вместе с ним, обязательно подчёркивая его усилия, подбадривая, отмечая новые приятные моменты в овладении ими. Делайте это с улыбками, шутками, прибаутками, постепенно передавая обязанности полностью самому малышу. Ребёнок постепенно должен понять, что эти правила соблюдают и выполняют все, даже, если им не всегда этого хочется, тогда он станет делать их автоматически.
- Маленьким детям предлагаемую работу лучше делить на этапы. Затем постепенно проходить этап за этапом, объясняя, что вы уже сделали, и что ещё осталось сделать. Обязательно доделайте начатое дело до конца. «Посмотри, сколько игрушек нам нужно собрать, давай ты уберёшь здесь, а я там. Вот ещё осталось немного. Какие мы – молодцы! Теперь в комнате порядок!».
- Будьте готовы к тому, что контролировать выполнение ребёнком обязанностей вам предстоит довольно долго. Даже старшие дети иногда нуждаются в этом. Не придирайтесь, если ребёнок сделал не совсем так, как хотелось бы вам, но в тоже время требуйте, чтобы работа была выполнена до конца. Излишняя критика вызывает раздражение, формирует низкую самооценку, неуверенность, нежелание делать это ещё раз.
- Мотивируйте ребёнка на трудовые подвиги, учите ставить цели. Коротко и ясно объясните, для чего нужно выполнить ту или иную работу, просите его помочь вам или кому-то, придумывайте поощрения за хорошо выполненное дело. Чаще используйте слово «настойчивость» – умение не сдаваться, упорный труд до завершения начатого дела». Лучшая мотивация – это успешно выполненная работа. Когда ребёнок почувствует успех, желание что-либо делать увеличиться в разы. Тут главное успевать подбрасывать различные задания и поручения. Успех – это уверенность в себе, хорошая самооценка, высокие цели. Учите ребёнка при этом не стесняться просить помощь, если она необходима.
- Используйте поощрительную лексику, пословицы и поговорки: «Как помучишься, так и научишься», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «В начале всегда трудно, не сдавайся!», «Почти получилось, попробуй ещё раз!», «У тебя получится, продолжай!»…
- Подросткам лучше давать делать свой выбор. Например, вы его ставите перед фактом, что нужна помощь по дому. Дальше он может выбрать сам, что конкретно он будет делать.
- Волевые качества у детей хорошо развиваются в совместных настольных, спортивных играх, в играх с правилами. Принимая правила игры, переживая победы и поражения, продолжая играть в любой ситуации, ребёнок усваивает модель волевого поведения и учится его применять в повседневной жизни.
- Не забудьте про свой личный пример. Как у вас обстоят дела с волей при выполнении работы? Вы всегда доводите её до конца? А как обстоят дела у остальных членов семьи? Подумайте об обыденных ситуациях, которые вы могли бы использовать в качестве обучающих моментов для развития упорства и настойчивости.
Источник
Особенности развития волевых качеств
детей дошкольного возраста
В современных условиях повышается роль волевого воспитания подрастающего поколения. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы. Именно в раннем и дошкольном детстве закладываются основы физического и психического, в том числе волевого развития личности ребенка. Важность воспитания волевых качеств у старших дошкольников определяется также необходимостью психологической подготовки детей к школе (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.К. Котырло, Т.В. Тарунтаева и др.).
Воля — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это… сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом».
Дошкольный возраст — возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности.
Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными действиями и движениями. Задача сохранить неподвижную позу детям 3-4 лет недоступна. В 4-5 лет управление своим поведением осуществляется под контролем зрения. Поэтому ребенок легко отвлекается на внешние факторы. В 5-6 лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. Управление своим поведением осуществляется ими под контролем двигательных ощущений. Управление собой приобретает черты автоматически протекающего процесса. В 6-7 лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия (З.В.Мануйленко).
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Управление процессом запоминания и припоминания становится возможным, когда ребенку около четырех лет, и он начинает ставить перед собой специальную цель: запомнить поручение взрослого.
В.С. Мухина отмечает, что «сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний».
Развитие воли ребенка тесно связано с происходящим в дошкольном возрасте изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивов. Именно появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что он сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию побуждений, связанных с другими, менее значимыми мотивами.
В своих исследованиях В.С. Мухина выделяет в развитии волевых действий дошкольника три взаимосвязанные стороны:
1) развитие целенаправленности действий;
2) установление взаимозависимости между целью действий и их мотивом;
3) возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.
Стремление к цели — феномен развития и бытия всего живого. Ребенок старшего дошкольного возраста способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера. Возможность удерживать и достигать цель находится у дошкольников в прямой зависимости от трудности задания и длительности его выполнения. Если задание сложное, то необходимы дополнительные подкрепления в виде указаний, вопросов, советов взрослого или наглядной опоры. Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий. В 3-4 года успехи и неудачи не влияют на волевое действие ребенка. Средние дошкольники переживают успех или неуспех в своей деятельности. Неудачи влияют на нее отрицательно и не стимулируют настойчивость. А успех всегда влияет положительно. Более сложное соотношение характерно для детей 5-7 лет. Успех стимулирует преодоление трудностей. Но у некоторых детей неуспех оказывает такое же действие. Возникает интерес к преодолению трудностей. А недоведение дела до конца оценивается старшими дошкольниками отрицательно (Н.М.Матюшина, А.Н.Голубева).
Так же возможность удерживать и достигать цель зависит от отношения взрослого, предполагающего оценку действий ребенка. Объективная, доброжелательная оценка взрослого помогает малышу мобилизовать свои силы и достичь результата. Достижение цели зависит от умения заранее представить себе будущее отношение к результату своей деятельности, от мотивации цели, от соотношения мотивов и цели. Успешнее дошкольник достигает цели при игровой мотивации, а также когда ставится наиболее близкая цель.
На протяжении дошкольного детства ребенок под влиянием воспитателя постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели. Однако если деятельность сравнительно сложна и длительна, то дошкольники старшего возраста помнят о цели и подчиняют ей свои действия только в присутствии взрослого, заинтересованного в том, чтобы поддержать ребенка в его начинании. Таким образом, подчинение действия сравнительно отдаленным мотивам, установление связи между этими мотивами и целью — непосредственным результатом действия, хотя и возникает в дошкольном возрасте, но формируется еще не полностью, требует подкрепления внешними обстоятельствами.
Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. В этой ситуации происходит борьба мотивов, заканчивающаяся победой одного из них.
Дошкольники в какой-то мере уже могут взвешивать свои побуждения, сознательно отдавать предпочтение одному из них. Однако такую рассудительность дошкольник обнаруживает только в простейших случаях, когда речь идет о выборе между однородными желаниями. Возможности разумного выбора решения существенно увеличиваются к старшему дошкольному возрасту. Они основываются на формирующемся у детей соподчинении мотивов: решение начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживаться и подавлять ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и особенностей ситуации, в которой происходит выбор.
Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые.
Но ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности. Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели. Так, при освоении физкультурных и танцевальных движений надо строго следовать образцу или примеру, данному взрослым, подавляя ненужные движения. Наглядные примеры помогают малышу действовать в соответствии с предъявляемыми требованиями. Произвольность развивается и тогда, когда дети получают задание придумать и показать новое движение.
Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия (развивается самоконтроль). Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга (А.М.Богуш, Е.А. Бугрименко, И.Домашенко). При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.
Таким образом: Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Воспитание волевых качеств целесообразно во все периоды становления личности и, особенно в дошкольные годы.
Главным приобретением дошкольника в развитии воли является определенный уровень организованности, произвольности поведения и деятельности как способности подчинить свои действия требованиям «надо», а не «хочу», необходимый для обучения в школе. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, но ведущее место принадлежит игре. Ценность их в том, что они побуждают малышей быть волевыми, активными, деятельными, добиваться успеха.
В воспитании волевых качеств детей дошкольного возраста велика роль взрослого, так как ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности.
Список литературы:
1. Мухина В.С. Психология дошкольника. — М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
2. Немов Р.С. Психология. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Издательский центр Академия, 1999. – 336 с.
4. Урунтаева, Г. А, Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
Источник
Волевое действие — предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели.
К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.
У детей формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении, развивается способность к волевому усилию, складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
Нельзя говорить о воле маленького человека в том смысле, какой вкладывается в понятие воли у взрослого человека. Но можно выработать зачатки волевых проявлений даже у самых маленьких детей.
Условия развития волевых качеств:
1.Не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Конечно, возможности ребенка во многом ограничены, и очень часто он не может добиться результата. Если он не справляется сам, ему необходимо помочь. Возможно, поначалу не все будет удаваться правильно, потребует вашей переделки и большего количества времени. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к этим действиям у ребенка может пропасть. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.
2.Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.
3.Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.
4.Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.
Не смотря на все исследования в этой области, большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли, начиная с раннего
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.
Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому как педагоги, так и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.
Следует обратить внимание на следующие важные моменты.
1. Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески поддерживать любые ее признаки.
2. Если ребенок заявляет «Я сам» и явно претендует на то, чтобы делать что-то самостоятельно, без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не стоит активно вмешиваться, за исключением, конечно, случаев, когда ребенок может невольно на- вредить себе или испортить какую-либо ценную вещь. Но и в этих случаях вмешательство взрослого в дела ребенка должно быть не навязчивым и, по возможности, незаметным для самого ребенка.
3. Самостоятельность ребенка особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается что-либо сделать как можно лучше, проявляя при этом инициативу и настойчивость, желание и готовность преодолевать препятствия. Поощрение должно иметь место даже в том случае, если ребенок старался что-либо сделать сам, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в сознании самого ребенка получаемые им поощрения ассоциировались именно со старанием, а не только и не столько с высокой оценкой взрослыми его способностей.
4. В практике педагогического общения с ребенком поощрения должны доминировать над наказаниями, что в свою очередь играет важную роль в развитии его волевых качеств. Такая практика общения создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей.
Волевые качества личности дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности. Это — игра, учение, общение и труд, при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка.
Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей.
Положительную роль в развитии воли в дошкольном возрасте выполняют, например, игры — соревнования ребенка с другими детьми и с взрослыми людьми.
Следует иметь в виду и то, что по-настоящему развитая воля основана на разуме и сознании человека, т.е. базируется не на слепой, неосознаваемой, интеллектуально не контролируемой силе типа упрямства, а на сознательных, разумно принимаемых решениях. Даже у разумного человека его решения усилием воли претворяются в жизнь.
Сознание ребенка-дошкольника, особенно достигшего старшего дошкольного возраста, уже достаточно развитое. Поэтому, начиная с этого возраста, важно добиваться того, чтобы волевое поведение и, соответственно, волевые качества ребенка формировались и укреплялись на вполне разумной основе. В противоположном случае может случиться так, что воля фактически превратится в упрямство или несговорчивость, в капризность ребенка.
Важное место в стимулировании адекватного процесса формирования воли у дошкольников занимают ролевые игры. Причем, под ролью понимается та форма участия ребенка в тех ситуациях, в которых присутствуют и другие люди. Соответственно ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу, проигрывание ролей, противоположных привычным, проигрывание своей роли в гротескном варианте. Дети включаются в ролевые действия голоса (помяукать, как испуганный котенок, как злой котенок, как радостный котенок и т.п.), а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи). В ходе ролевой игры ребенок научается ставить цели (пусть пока «игрушечные», связанные с правилами игры) и стремиться к их достижению. Ярким примером подобных игр для дошкольников может послужить игра «Котенок» (для дошкольников) Дети представляют, что мама принесла домой котенка, которому страшно, грустно и совсем безрадостно. Каждый ребенок по очереди превращается в котенка, остальные гладят его и говорят добрые слова.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
Последнее время среди практикующих психологов и педагогов большие внимание уделяется нетрадиционным методам развития личности дошкольника. Помимо ролевых игр лидирующее значение среди подобных методик занимает искусство как метод формирования воли не только дошкольников, но и школьников.
Последнее время среди практикующих психологов и педагогов большие внимание уделяется нетрадиционным методам развития личности дошкольника. Помимо ролевых игр лидирующее значение среди подобных методик занимает искусство как метод формирования воли дошкольников.
Искусство позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного, развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воля, которая и является объектом нашего подробного изучения. психология.
Весьма благоприятно сказывается на развитии волевых действий участие детей в домашнем труде, особенно вместе со взрослыми. Ребенок 4—5 лет может оказывать помощь в приготовлении пищи, в уборке комнаты и т. п. Участие в домашнем труде дает ему возможность чувствовать себя равноправным членом семейного коллектива, вызывает одобрительное и даже уважительное отношение к нему взрослых.
Все предложенные методы развивают не только память, но и воспитывают волевые качества. Работая над постановкой руки, детям задано выполнить множество повторяющихся штрихов, окружностей и т. д. Необходимо отметить, что происходит значительная затрата волевых усилий, чтобы добиться плавного перехода одной линии к другой, светлой краски к темной и т. д.
Это приучает детей к мысли, что легко ничего не дается, и для достижения конечного результата необходимо трудиться, и трудиться самостоятельно. А понимание этого является одним из важнейших характеристик воли.
Развитие детской воли, начинается с примитивных, произвольных движений и кончая сложными волевыми действиями, протекает в непосредственной зависимости от коллективной деятельности ребенка. После посещения выставок картин, бабочек, просмотра спектаклей, прочитанных на занятиях книг появляется общая тема, которую можно выразить в групповой композиции. И чем богаче познания, наблюдения, тем колоритней процесс выражения, тем глубже и тоньше процесс взаимопонимания и уважения друг к другу, к его мысли, и его деятельности. Только через умение слушать другого и понимать возможен процесс коллективной работы, в которой все подчинено единому процессу воображения и мышления.
Вывод:
Волевые качества личности дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности. Это — игра, учение, общение и труд, при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка.
Рекомендации для развития волевых качеств дошкольника:
1.Не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности.
2.Активизировать самостоятельную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности;
3.Даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данном периоде приобретает формирование таких личностных характеристик как воля.
Актуальность данной темы обусловлена возрастающим значением дошкольного воспитания в современной системе образования в связи с повышенным вниманием к этой проблеме со стороны не только теоретиков психологии, но и практикующих психологов.
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 2954 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник