Формирование и развитие самооценки у ребенка дошкольного возраста
Самооценка дошкольника складывается в процессе его интеллектуального развития. Способность оценивать себя требует базовых знаний о мире людей, эмоционально-ценностного отношения к себе и умения посмотреть на себя со стороны. Безусловно, это очень сложная функция сознательной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок делает только первые шаги в развитии самооценки.
Предпосылки формирования самооценки у дошкольников
Потребность в самооценивании появляется у ребенка после того, когда сложится система Я. Чтобы в чем-то оценить себя, нужно иметь представление о себе хотя бы в общих чертах.
Самосознание, другими словами осознание себя, формируется у ребенка постепенно с подачи взрослых, начиная с первых месяцев жизни. «Мое солнышко», — нежно произносит мама, ласково глядя на малыша, и тот в ответ улыбается, и каким-то десятым чувством улавливает, какой он замечательный.
До самооценки еще очень далеко. Сначала должен сформироваться образ себя, а он собирается в детстве по крупицам. Самооценка начинает проявляться с того момента, как ребенок обретет способность освобождаться от мнения взрослых о нем.
Как правило, психологи считают, что первые ростки самооценки пробиваются в период кризиса 3 лет, когда ребенок из раннего возрастного периода переходит в дошкольное детство.
К началу дошкольного возраста малыш еще очень мало знает о себе, но он многократно слышит от взрослых слова похвалы и положительные характеристики: добрый, ласковый, хороший, красивый, умный и т.д. Все эти качества ребенок приписывает себе, не имея представления, насколько они ему присущи. Так в центре образа самого себя накапливаются знания ребенка о себе как о личности, что является основой самооценки.
Составляющие самооценки
Выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания:
- когнитивный
- эмоциональный
Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Сюда же входят и нравственные характеристики, и достижения в деятельности, и то, как человек проявляется в общении.
Например, дошкольник знает, что человек может быть добрым или злым. Он примеряет к себе обе характеристики и делает вывод, что он, конечно же, добрый.
Очевидно, что 3-летний карапуз имеет настолько малый опыт в познании людей, что его представления о человеке ограничиваются тем, что ему говорят близкие. Развитие познавательных процессов ребенка и расширение круга общения постепенно сослужат ему неоценимую службу в накоплении знаний о личности.
К тому времени, когда подойдет время поступления в школу, дошкольник уже будет всесторонне информирован о личностных качествах, и много знать о том, как может проявить себя он сам в той или иной ситуации.
Эмоциональный компонент самооценки (или аффективный) накапливается благодаря общению с окружающими. Расширяется социальный круг – обогащается аффективная составляющая образа себя. Мама называет «мое счастье», «красотуля», «ласковый котенок», а чужая тетя заявила: «Какой капризный ребенок». В сознании ребенка откладывается новая характеристика. Спустя некоторое время он начинает понимать, в каких ситуациях ведет себя капризно.
Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе.
Развитие самооценки в дошкольном возрасте
Первичный пласт самооценки ребенка можно сравнить с пушистым облаком – эмоциональным и позитивным. Каждый малыш видит себя глазами любящих родителей.
Виды и критерии оценок дошкольник усваивает в общении со взрослыми. Ребенок слышит, как оценивают его поступки и деятельность, обращает внимание на оценивание других и применяет это к себе.
Дошкольник стремится соответствовать требованиям взрослых. Он чувствителен к замечаниям «это хорошо» и «так нельзя», «это плохо».
В продуктивной деятельности и в трудовых действиях дети открывают для себя собственные возможности, благодаря чему у них формируется самооценка своих достижений.
В самостоятельной деятельности самооценка проявляется как умение соотнести полученный результат с тем, который предполагался ребенком. Видя несоответствие результата начальному замыслу, одни дошкольники бросают свою затею. Но многие упорно пытаются переделать свою работу и добиться лучшего. В обоих случаях задействуется самооценивание. Хотя вера в свои способности и умения проявляется только во втором случае.
Самооценка дошкольника формируется под влиянием оценок значимых взрослых. Если ребенок слышит отрицательные высказывания о результатах своих стараний, то он также будет занижать свои способности. А это нисколько не способствует стремлению переделать работу и добиться лучшего результата. Укрепляет веру в себя и свою умелость общая положительная оценка взрослого с вкраплением точечных замечаний, где и что ребенок способен подправить.
Формирование самооценки у младших дошкольников
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых признания своих достижений. Вылепил из пластилина колобок или застегнул пуговицы – не важно, насколько значителен результат, — малыш хочет услышать от окружающих слова восхищения. Он еще не может задать критерии успешности, или наоборот неуспешности, своих действий. Взрослые восторгаются и хвалят – вот ребенок и считает себя успешным.
К примеру, услышав от мамы «Как красиво ты нарисовал!», ребенок без сомнений посчитает и свой рисунок хорошим, и себя умелым в рисовании. А став свидетелем похвалы других детей, — «Какой же Дима молодец! Все игрушки сложил!» — дошкольник пытается проявить себя в каком-то деле, чтобы тоже стать «молодцом».
Чувство гордости за свои достижения является психологическим новообразованием младшего дошкольного возраста и составляет прочный фундамент в формировании самооценки.
В 4 года дети связывают самооценку не со своим успешным или неудачным опытом. Они полностью ориентируются на оценочные высказывания окружающих.
К 5-ти годам дошкольники считают себя хорошим, указывая на свои положительные качества: делюсь игрушками, слушаюсь маму и пр. В этом возрасте дети оценивают себя, сравнивая со сверстниками.
Самооценка старшего дошкольника
С каждым годом у дошкольника расширяются представления о своих личностных качествах и возможностях. Несколько лет ребенок учился смотреть на себя и свою деятельность глазами взрослого. Мнение о себе у старшего дошкольника также напрямую зависит от того, как его оценивает взрослый. Но в 6-7 лет ребенок ждет от старших опытных людей адекватной оценки своих поступков и результатов деятельности.
В этом возрасте у детей может проявляться как завышенная, так и заниженная самооценка.
Завышенная самооценка, несмотря на искажение представлений дошкольника о своих возможностях, приносит больше пользы. Ребенок не боится новой для него деятельности, не смущается в общении, с энтузиазмом первым включается в различные игры и занятия, проявляет инициативу.
Заниженная самооценка порождает неуверенность ребенка. Он сомневается в том, что сможет быть успешным. В зависимости от типа темперамента такой ребенок может быть либо слишком робким, либо хулиганистым, чтобы скрыть свой страх неуспешности.
Поскольку развитие самооценки дошкольников в буквальном смысле направляют значимые взрослые, они должны знать, что самый большой вред наносят предвосхищающие негативные оценки. «Не возьму тебя в магазин, ты там опять истерику закатишь!», «Зачем тебе новые пазлы? Ты же их только раскидываешь, а картинки не собираешь», — вынося подобные вердикты, взрослые ошибочно думают, что они стимулируют ребенка исправиться. В действительности, они внушают ребенку, что он не способен к одобряемым положительным действиям.
Неверна и современная тенденция, когда родители, взглянув на работу своего дитя, заявляют: «Ты можешь лучше!». Эта холодная фраза не только не укрепляет веру ребенка в свои силы, но и подавляет стремление что-либо исправлять.
Дошкольник ждет в первую очередь эмоциональной поддержки и положительного оценивания своего труда. Получив желанное подкрепление, старший дошкольник проявит настойчивость, чтобы добиться лучшего результата. Тем более что у него уже есть представление о том, на что он способен.
В старшем дошкольном возрасте дети отделяют самооценку от оценки других людей. Если мнение постороннего не совпадает с тем, что думает о себе ребенок, то он чаще всего протестует. И остается при своем мнении.
Не стоит ждать от дошкольника адекватной самооценки. Сколько бы ни было лет ребенку, он видит в себе те качества, которые являются социально значимыми и одобряемыми с нравственной точки зрения. Это абсолютно нормальная позиция. Приписывая себе положительные качества, дошкольник видит модель, каким он должен быть.
Достижением к концу дошкольного возраста является то, что ребенок отделяет общую положительную самооценку от оценивания конкретного результата («Вообще я многое умею, только рисовать людей у меня не получается»). Это происходит благодаря внеситуативно-личностной форме общения со взрослым. Именно такое дифференцирование приводит в последствии к формированию адекватной самооценки.
Источник
Главатских Марина Станиславовна
Особенности самооценки детей дошкольного возраста
Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
В определении различных типов самооценки детей старшего дошкольного возраста отмечают: детей с неадекватно завышенной самооценкой, с адекватной самооценкой и детей с заниженной самооценкой.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Дошкольники с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать, и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый.
Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Развитие самооценки детей дошкольного возраста зависит от многих факторов. Факторы индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.
В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии.
В других – формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.
Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге кризиса 6 – 7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности – в игре, на спортивных занятиях – они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной.
Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности.
Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей.
Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.
Развитие адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия – основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
Обобщая рассмотренные представления о сущности самооценки в зарубежной и отечественной психологии, можно выделить основные направления в определении понимания самооценки. Изучение само-оценки возможно в структуре личности, в структуре самосознания, в структуре деятельности.
Самооценка является одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка. У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека. В игре как в ведущей деятельности дошкольника проявляется самооценка, ее особенности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.
Как показала диагностика самооценки дошкольников дети дошкольного возраста имели различный уровень самооценки: 35% – завышенный уровень, 30% – высокий, 25% – средний, 20% – заниженный уровень. Считается нормой, если дети этого возраста оценивают себя высоко. Заниженный уровень самооценки говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.
Для развития адекватной самооценки у детей дошкольного воз-раста нами была составлена программа на основе традиционных и современных принципах, которая носит индивидуально-дифференцированный характер, предполагает не только работу с детьми с заниженной самооценкой, но и со всеми детьми, их родителями, воспитателями и педагогом-психологом.
Проведенная работа дала возможность формулировки ряда конкретных рекомендаций воспитателям, родителям, педагогам, имеющим реальное взаимодействие и общение с детьми.
При анализе результатов прежде всего обращают внимание, на ка-кую ступеньку ребенок себя поставил сам. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе.
Исходя из полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что практически у большинства детей в данной выборке (75%) достаточно высокая самооценка и у 25% самооценка адекватная.
Источник
Формирование самооценки у детей является сложным и важным процессом развития личности.
Правильное развитие самооценки у детей позволяет им оценивать свои силы и возможности адекватно. Родителям следует уделять внимание вопросам формирования самооценки у детей дошкольного возраста, поскольку в будущем, при начале обучения в школе это будет иметь первостепенное значение. Гармоничное развитие самооценки у детей дошкольного возраста позволяет успешно интегрироваться в детском коллективе и отвечает за социализацию малыша.
Влияние родителей на самооценку ребенка: как влияет семья
Наиболее значимое влияние на развитие и формирование оценки ребенком собственной личности и собственного «Я» оказывают родители. Влияние родителей на самооценку ребенка заключается в том, что они формируют свои представления о том, каким должен быть их малыш еще до его рождения, тем самым определяя стиль воспитания в своей семье. С момента рождения и до момента ухода ребенка во взрослую жизнь, а иногда и после этого, родители оценивают его реальную деятельность и поведение, опираясь на собственные представления, сформированные ранее.
Те оценки, которые ребенок получает от родителей, становятся его собственными оценками. Он оценивает себя так, как оценивают его родители и окружающие его люди. В зависимости от того, как семья влияет на самооценку ребенка, он формирует собственные представления о возможностях и перспективах развития.
Мама и папа также формируют у малыша определенные личностные ценности и идеалы, на которые он должен равняться, намечают для него планы, которые он должен реализовать, определяют, как ребенок должен выполнять те или иные действия. Если данные цели и планы являются реалистичными, то их достижение способствует формированию у него положительного образа собственного «Я» и, соответственно, положительной самооценки. Если же данные планы и цели не являются реальными, требования завышены, то неудачи, которые постигнут ребенка при их достижении, приведут к потере веры в собственные силы, формированию заниженной самооценки и негативного образа собственного «Я».
От чего зависит самооценка и на основе чего формируется у ребенка дошкольного возраста
Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе взаимоотношений в семье, вне зависимости от того, какими они являются. Интересен тот факт, что эмоциональное отвержение и недовольство ребенком, строгий контроль за ним со стороны родителей оказывают совершенно обратный эффект на формирование его самооценки. Даже при негативных формах родительского отношения дети из таких семей демонстрируют довольно высокую самооценку.
Отношение родителей к ребенку имеет очень важное влияние на его развитие, как психическое, так и физическое. Самооценка ребенка зависит от отношения к нему: у детей, растущих в атмосфере любви и понимания, возникает меньше проблем со здоровьем, трудностей в усвоении школьной программы, в общении со сверстниками, нарушение же детско-родительских отношений приводит к формированию разнообразных комплексов и психологических проблем.
Для ребенка очень важно общение с взрослыми, их благожелательное отношение дает малышу возможность правильно развиваться.
Общение ребенка с родителями является объективным условием для протекания процесса формирования детского самосознания. Именно под влиянием родителей у малыша накапливаются знания и представления о себе, формируется тот или иной тип самооценки.
Формирование способности детей раннего возраста положительной самооценке
Формирование у детей положительной самооценки является непрерывным постоянным процессом, даже одно слово может разрушить всю концепцию воспитания. На ребенка одинаково негативное воздействие оказывает как отсутствие критики со стороны родителей, так и излишняя строгость. В первом случае дети вырастают с неадекватно завышенной самооценкой, а во втором – с заниженной. В обоих случаях не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки. Формирование способности у детей самооценки в адекватном ключе без перекосов — это отсутствие негативизма в восприятии его личности.
В чем же заключается роль матери и отца в развитии самооценки у детей раннего возраста и какие ошибки не следует допускать по незнанию?
Во-первых, именно родители сообщают малышу о его положительных или отрицательных качествах и возможностях, которыми он обладает.
Во-вторых, мама и папа оценивают правильность его поведения или действий.
В-третьих, родители закладывают в ребенке набор личностных ценностей и эталонов, которые в дальнейшем помогут ему оценивать себя самостоятельно.
В-четвертых, они побуждают малыша к анализу своих действий и поступков.
Оценка родителями деятельности и поведения ребенка только тогда играет положительную роль в его воспитании, когда восприятие результатов этой деятельности отделено от его личности. Положительное отношение к ребенку, вера в его силы, а также демонстрация подобного отношения формируют у него уверенность в собственных силах, стремление к успеху. Указывая малышу на ошибки и неправильное поведение, родители тем самым учат его анализировать, контролировать и правильно интерпретировать свои действия.
Уважительное отношение к ребенку и его личности лежит в основе позитивного оценивания. Если родители используют данную формулу при оценке деятельности и поведения малыша, тем самым они обеспечивают формирование у него адекватной самооценки и умения анализировать и контролировать в дальнейшем свое поведение.
Родительское отношение указывает на взаимосвязь и взаимозависимость ребенка и родителей. Оно несет в себе субъективно-оценочные и сознательно-избирательные представления о малыше, которые определяют особенности восприятия родителями детей, способ их общения с ними, а также характер приемов воздействия на них.
Результаты исследований показывают, что явно выраженный авторитарный стиль отношений между родителями и детьми может повлиять на формирование низкой самооценки у последних. Хотя достаточно много малышей проявляют довольно высокую самооценку, несмотря на методы воспитания, используемые родителями.
Среднюю самооценку проявляют дети, родители которых уважают и признают их индивидуальность, верят в их способности и возможности, проявляют в целом благожелательное отношение к ним. Благоприятное отношение родителей к своим детям, которое характеризуется эмоциональным принятием, кооперативными формами взаимодействия с ними, в основном дает толчок формированию адекватной самооценки ребенка.
На формирование низкой самооценки влияют негативные формы отношений между родителями и детьми. Эмоциональное отвержение ребенка, жесткий контроль за ним влияют на то, что он может вырасти несамостоятельным, а в некоторых случаях даже инфантильным.
Если родители относятся к своим детям как к партнерам, проявляя любовь и уважение к их личности, предоставляя им возможность быть самостоятельными в определенных вопросах, то это приводит к развитию регуляторной функции в системе самооценивания ребенка. В данном случае обогащается жизненный опыт малыша, он учится соизмерять свои действия со своими возможностями, тем самым учится критически относиться к себе.
Самосознание самооценка ребенка
Нарушение самооценки и самосознания ребенка
В семьях, где отношения между родителями и детьми носят выраженный негативный характер, оценка своей личности у ребенка выполняет защитную, или компенсаторную функцию. Чем больше отрицательных оценок со стороны родителей получает малыш, тем сильнее он пытается защититься, что проявляется в высоком уровне оценки своей личности. Рассматривая нарушение самооценки у детей, стоит сказать, что подобный факт имеет неблагоприятные последствия для ребенка. Высокая самооценка и самосознание у ребенка компенсирует и защищает малыша от негативных оценок родителей, удовлетворяет желание быть принятым, присущее всем без исключения, но тем самым проявляется оторванность самооценки от реального поведения, нарушается регуляторная функция его самооценки, повышается ее защитная функция, ребенок просто закрывает собственное «Я» от окружающих.
Условия развития оценки ребенком собственной личности основаны на двух факторах: общение с родителями и окружающими его людьми и на собственной деятельности малыша. Каждый из этих факторов вносит свой вклад в ее правильное ориентирование. В процессе общения ребенок усваивает определенные способы поведения, формы и критерии оценок, а на собственном опыте он проводит их апробацию. Только опытным путем в конкретном виде деятельности ребенок может понять, имеются ли у него определенные качества, умения и возможности или же они отсутствуют. Малыш может слышать от окружающих хоть каждый день, что у него есть какие-то способности, или, наоборот, что их нет, но это не является основой для формирования правильного представления о себе и своих возможностях. Критерием их наличия или отсутствия станет конечный результат деятельности – успех или неудача.
Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста
Ощущение собственной ценности формируется в семье, где открыто выражают любовь друг другу все ее члены, где создана атмосфера уважения и взаимопонимания, где общаются открыто и дружелюбно, где ребенок чувствует себя нужным и любимым. Необходимо учитывать особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста, чтобы позволить малышу развиваться правильно и гармонично. Ребенок усваивает нравственные идеалы родителей, их отношение к другим людям, суждения и оценки, которыми они оперируют, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях. Малыш более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи между родителями и детьми закрепляются в поведении последних, становятся для них моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Не существует практически ни одного социального или психологического аспекта в поведении ребенка, который бы не зависел от условий, созданных у него в семье, и от отношений, которые он в ней наблюдает.
Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net
Оцените тему статьи
Будем очень признательны,если оставите свою оценку
Loading…
Источник