Формирование характера ребенка и факторы влияющие на развитие

Формирование характера ребенка и факторы влияющие на развитие thumbnail
Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПедагогика arrow Формирование характера ребенка

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Загрузить 

След >

Характер индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления

Откуда берется характер ребенка? Можно ли влиять на его становление, можно ли формировать характер собственного чада? Таким вопросом задаются многие родители, мечтающие о счастливом будущем своего ребенка.

В современной науке до сих пор остается открытым вопрос о наследственном факторе формирования характера, поэтому рассматривать характер ребенка как некую наследственную предопределенность мы не станем. По единогласному мнению исследователей во всем мире, на формирование характера ребенка оказывают мощное влияние два фактора.

Первый — биологический, он реализуется через темперамент ребенка. Темперамент — это врожденная характеристика. Реактивность, подвижность, устойчивость психической сферы ребенка обусловлена именно темпераментом.

Второй, не менее, а возможно даже более значимый фактор в формировании человеческого характера — социальный. Этот фактор включает в себя:

Влияние воспитательных подходов к ребенку со стороны родителей;

  • · Влияние личности родителей на ребенка как пример для подражания их поведению;
  • · Характер взаимоотношений между людьми, окружающими ребенка (в первую очередь, родителей);
  • · Культурные традиции, принятые в обществе, в котором растет и воспитывается ребенок;
  • · Нормы, правила и приоритеты, принятые в семье и обществе.

Совершенно понятно, что влияние семьи на формирование характера ребенка велико, но не безгранично. Как бы ни старались родители сделать из ребенка бойкого активиста, если он меланхолик от природы, у них ничего не получится.

Более того, ребенок будет воспринимать их попытки как насилие, станет тревожным, начнет невротизироваться…

Как же быть молодым, заботливым и внимательным родителям, мечтающим о счастливом, веселом, умном, жизнерадостном и успешном ребенке? В медицине есть правило: «Не навреди!». На мой взгляд, в вопросах воспитания ребенка родителю также стоит руководствоваться этим правилом. Хочется напомнить всем родителям:

  • · Ребенок прекрасен и внутренне гармоничен от рождения. Он движим своей интуицией и инстинктами. Он не умеет обманывать, хитрить, манипулировать. Всему этому он научается позже, благодаря своим родителям;
  • · Ребенок — это зеркало, в котором, кроме всего прочего, отражаются и педагогические ошибки родителей.

Итак, перейдем к участию родителей в формировании характера ребенка. Как мы поняли, в основе характера лежит темперамент, как фундамент в основе дома.

Меланхолик — довольно медлительный, задумчивый, чувствительный и ранимый. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и неустойчивостью. Это значит, что такой ребенок нуждается в большем количестве времени для того, чтобы принять решение, достичь желаемого результата и более раним, уязвим в отношении негативных воздействий извне. Ребенок-меланхолик более склонен к плаксивости и унынию, чем все остальные. Тем не менее, такие дети ничуть не менее талантливы, чем другие. Они усидчивы, в них хорошо развивается творческий потенциал, но это творчество не носит зрелищного, сценического характера, это творчество, скорее, прикладное: рисование, лепка, конструирование, вышивка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Если малыша-меланхолика воспитывать в соответствии с его биологически заложенными возможностями — удастся вырастить человека рассудительного, творческого, умного, чувственного и заботливого. Если заставлять меланхолика «петь со сцены» и постоянно конкурировать с другими детьми, задавать ему слишком быстрый темп деятельности — он станет еще более плаксивым, более тревожным, более ранимым, начнет замыкаться в себе, как бы прятаться от окружающего мира. Задача родителей ребенка-меланхолика — помочь ему адаптироваться в окружающем мире и максимально использовать свой творческий потенциал.

Флегматик — склонный к задумчивости, несколько медлительный, но достаточно устойчивый в отношении воздействия стрессовых факторов. Он не так раним, как меланхолик, но так же, как и меланхолик, не склонен спешить. Рассудителен, задумчив, не торопится принимать окончательное решение, может по нескольку раз проверять правильность своих действий. Например, ребенок-флегматик очень медленно убирает за собой разбросанные игрушки, но убирает их очень аккуратно, складывая кубик к кубику, на это ему не жалко времени. Его высшая нервная деятельность характеризуется относительной слабостью и устойчивостью. Так же как и меланхолик, он не стремится к лидерству и публичности. И если заставлять ребенка-флегматика «петь со сцены» — то «только в составе хора». Иначе ему будет слишком дискомфортно. Флегматики, благодаря своей усидчивости и упорству, имеют много шансов стать мыслителями, учеными. Поощрение достижений и помощь в адаптации среди сверстников — это то, что должны сделать родители, чтобы флегматик мог максимально реализовать себя в жизни.

Сангвиник — сильный, от рождения уверенный в себе, в меру напористый, энергичный. Его высшая нервная деятельность характеризуются силой и устойчивостью. Поэтому сангвиник имеет все шансы стать лидером, публичным человеком, социально-активной личностью. Он быстро усваивает информацию, быстро и легко находит ей применение, устойчив в стрессовых ситуациях. Этот ребенок может и хочет «петь со сцены», быть солистом, и, безусловно, его лидерский потенциал стоит поощрять. Однако увлеченному сангвинику стоит время от времени напоминать о важных мелочах, о которых он может забыть. Ребенок сангвиник — это активист, он старается быть лучше всех. В воспитании ребенка-сангвиника стоит особое внимание обратить на формирование чувства ответственности, ведь лидер несет ответственность за тех, кого он повел за собой; на умение быть внимательным к мелочам. Проще говоря, сангвиника нужно научить чувствовать флегматиков и меланхоликов, ведь они будут в его команде, он должен их понимать и уважать, ценить их достоинства, уметь приспосабливаться к их более медленному темпу. Сангвиник, которого воспитали внимательные ответственные родители, — социально активная личность, лидер, руководитель, ответственный и мудрый человек.

Холерик — увлекающийся, стремительный, яркий и вспыльчивый. Высшая нервная деятельность характеризуется силой и неустойчивостью. Ребенок-холерик, так же как и взрослый холерик, склонен к быстрым изменениям в настроении. Воодушевленный идеями, радостный и стремящийся к победе, он может, столкнувшись с трудностями, впасть в отчаянье. Он склонен к взрывным реакциям, но он быстро успокаивается. Все холерики — яркие личности, как правило, стремящиеся к публичности, имеют активную жизненную позицию. Это дети, которые могут и любят «петь со сцены», но плохо переносят критику. Он раним и обидчив. Если холерик становится лидером он, безусловно, счастлив, но у него не хватает терпения быть внимательным по отношению к членам своей команды, он может обидеть их своей вспыльчивостью. Родители ребенка-холерика должны учить его справляться со своими негативными эмоциями, не подавлять их и не проявлять бесконтрольно. Важно научить холерика проявлять эмоции в конструктивной, социально приемлемой форме, это поможет ему быть успешным и вдобавок к своим лидерским возможностям приобрести уважение со стороны окружающих его людей. Дети-холерики, научившиеся конструктивно реализовывать свои яркие эмоции, — это лидеры в будущем, это яркие творческие личности, нестандартные, оригинальные, это генераторы идей.

Какие черты характера родители обычно хотят видеть в своем ребенке? Наверное, все родители хотят видеть своего ребенка умным, талантливым, покладистым, веселым, артистичным, послушным, рассудительным и т.д. и т.п. Что нужно делать, чтобы ребенок приобрел все перечисленные выше качества?

  • · С момента зачатия нужно осознавать, что ребенок — это отдельная от папы и мамы личность. У него будет своя судьба, свои интересы, свои таланты, свои друзья, свои победы и свои поражения. В общем — его нужно готовить к достижению его собственных, а не ваших целей;
  • · Задача родителей — подготовить ребенка к взрослой жизни так, чтобы впоследствии ему было легко справляться с любыми трудностями. Соответственно, важно формировать такие черты характера, как трудолюбие, целеустремленность, рассудительность;
  • · Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным в жизни человеком — потрудитесь над тем, чтобы он вырос уверенным в себе и своих силах. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что он любим и уважаем своими родителями. Отдайте ребенку ответственность за его поступки;
  • · Родителям нужно соотнести свои требования с возможностями ребенка (учитывать не только темперамент, но и возраст ребенка), для того чтобы не травмировать его личность;
  • · Ориентироваться на способности и предпочтения ребенка. Развивать те таланты, в которых ваш ребенок проявляет особые успехи, и поддерживать на хорошем уровне другие способности ребенка;
  • · И, наконец, самое главное — нужно любить и уважать своего ребенка! Он — это самое ценное из того, что вы оставите после себя!

 

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Загрузить 

След >

 

СКАЧАТЬ ОРИГИНАЛ

ВведениеГлава I. Общее понятие о характере1.1 Понятие термина характер1.2 История учений о характере1.3 Структура и свойства характера1.4 Типология характераГлава II . Становление характера ребенка2.1 Стадии формирования детского характера2.2 Факторы влияющие на формирование характера2.3 Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детейГлава III. Воспитание характераЗаключениеСписок используемой литературы

Источник

В процессе развития ребенка, в том числе в формировании характера, бывают стабильные и критические периоды. Во время стабильных периодов изменения происходят медленно, незаметно, они как бы накапливаются; для критических периодов характерен резкий качественный скачок в развитии. В этот момент отношения со взрослыми складываются непросто, потому что ребенок начинает по-новому себя ощущать и требует от окружающих учитывать свои новые возможности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает два возрастных кризиса, оказывающих влияние на развитие его характера: в 1 год и в 3 года. Периоды от рождения до 1 года (младенчество), от 1 года до 3-х лет (раннее детство) и от 3-х до 6-7 лет (дошкольное детство) являются стабильными.

Первый год жизни ребенка очень важен для формирования эмоциональ­ных черт характера.В это время основным типом деятельности является непосредственное эмоциональное общение со взрослым. От того, насколько внимательны и добры к нему родители и другие родственники, будет зависеть эмоциональный фон всей его дальнейшей жизни. В период кризиса первого года впервые отчетливо наблюдаются признаки волевого поведения ребенка: он отказывается подчиняться старшим, оказывает им сопротивление. Малыш начинает отделять себя от взрослого, даже в чем-то противопоставлять себя ему. Для того чтобы получить желаемое, ребенок начинает сознательно капризничать (кричать, плакать, падать на пол, отказываться идти). Часто усугубляет ситуацию неправильная позиция взрослых.

Период раннего детства и дошкольного возраста является благоприятными для развития различных черт характера.

В раннем детстве формируется ориентация ребенка на себя, на предмет деятельности (на дело) или на других людей. Если ребенок ориентирован на себя, он отличается высокой тревожностью, сосредоточенностью на своих чувствах, мыслях и переживаниях, подавленностью или повышенной капризностью. Его поведение напрямую зависит от самочувствия и настроения в определенный момент. В процессе общения с другими людьми малыш ориентируется исключительно на собственные интересы и желания, редко задумываясь о чувствах окружающих. Он переоценивает свои способности, при этом слишком требователен к окружающим. Ориентация на предмет деятельности (на дело) выражается в том, что малышу интересно постоянно узна­вать что-то новое. При ориентации на других людей ребенок проявляет го­товность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

В период раннего детства активно формируютсяинтеллектуальные черты: ребенок учится решать интеллектуальные задачи, часто методом проб и ошибок. Он познает мир, изучает свойства и функции предметов. Развивается наблюдательность – малыш смотрит на взрослых и пытается им подражать. Закладываются основы нравственных черт, умения находить общий язык с родителями и другими людьми.

На рубеже раннего детства и дошкольного возраста может наблюдаться кризис 3-х лет. Важнейшим признаком кризиса 3-х лет является негативизм. Ребенок категорически отказывается от предложений взрослых, несмотря на то что внутренне согласен с ними. Таким способом он учится проявлять свои волевые и эмоциональные качества. Другим признаком кризиса является упрямство, которое отличается от настойчивости. Малыш будет до конца настаивать на своем первоначальном решении, хотя у него нет большого желания поступить именно так. Такие поступки свидетельствуют о развивающемся, но еще неустойчивом стремлении ребенка проявить самостоятельность. Еще один признак кризиса 3-х лет назван «симптомом обесценивания», который указывает на понижение значимости родителей и других близких людей. Это связано в первую очередь с проявлением ребенком своего «Я», с попыткой сформировать собственное отношение к окружающим людям.

В дошкольный период решающее влияние на формирование характера оказывает игровая деятельность. В процессе игры ребенок усваивает образцы поведения, принимая на себя роль взрослого человека, у него происходит формирование нравственных черт (честность, чувство долга). Необходимость подчиняться определенным правилам в процессе игры заставляет ребенка контролировать свое поведение, способствует развитию волевых качеств (целеустремленности выдержки). Игра влияет на формирование интеллектуальных черт характера (наблюдательности, рассудительности, гибкости ума), поскольку знания из игровой деятельности переносятся в реальную жизнь и наоборот. К концу дошкольного возраста у ребенка появляется чувство самоценности, собственной значимости и уникальности, на базе которых развивается его самооценка.

Для развития характера ребенка необходима такая среда в семье и дошкольном учреждении, которая бы обеспечивала возможности для творчества, уважения и доверия, создавала условия для самоутверждения ребенка, равенства, формировала благоприятный психологический климат. В качестве важнейших факторов формирования характера можно выделить:

1) характер взаимодействия с окружающими (в семье, к дошкольному учреждению). Важным для становления характера ребенка является стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком, система поощрений и наказаний.

2) уровень организации различных видов деятельности ребенка. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами. Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок при­учается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело.

3) общение в группе сверстников. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, и в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

4) знакомство с миром литературы и искусства и др.

Во многом влияние указанных факторов зависит от создания особой развивающей среды в учреждении дошкольного образования. Определяющую роль в этом деле играют педагоги, задача которых сводится к тому, чтобы создавать оптимальные условия для удовлетворения новых возможностей ребенка.

Источник

«Посеешь мысль — пожнешь действие, посеешь действие — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу» — истина, заключенная в этом древнем изречении, проверена временем. Но что влияет на становление характера? Влияет ли темперамент на развитее волевых качеств? И могут ли родители сформировать у ребенка те черты характера, которые им хотелось бы?

В плену идеалов

Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом. При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию. Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим «особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы «идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях. Что происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей и на старости лет рядом с нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек — наш сын или дочь? Вовсе нет! Во-первых, потому что идеальных людей нет, а во-вторых, потому что у родителей, целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей, желаемое редко совпадает с реальными предпосылками. Причин тому есть несколько. Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок — это не чистый белый лист, на котором можно «написать» любой характер. И родитель — это не третейский судья, чтобы определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие — нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития стиль отношения к нему.

В основе — темперамент

Воспитание, а особенно формирование характера — невероятно сложный процесс, требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что это такое — характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать вразумительный ответ. Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные» мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит? 

К сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.

Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики человека:

  • Общая активность.В зависимости от ее выраженности ребенок может быть спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д.
  • Моторная сфера. Имеются в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни».
  • Эмоциональность,т.е. впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какая-то ситуация может подействовать как серьезный раздражитель — малыш расстроится и расплачется, — то другой даже не заметит неприятности.

Нервная система малыша от рождения может быть сильной или слабой (слабой — не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок. Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными характеристиками.  Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент — это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с природой.

Когда порядок имеет значение

Принимая во внимание темперамент ребенка, мы не должны забывать, что есть и другие факторы, которые также влияют на формирование характера. Один из важнейших — порядок рождения детей в семье. Старший, средний и младший ребенок обязательно окажутся в совершенно разных условиях развития. И как бы мы ни старались, нам не удастся полностью эти различия «сгладить». В чем же они состоят? Знать это нужно обязательно каждому родителю, воспитывающему более одного малыша. Итак, рассмотрим, какие черты характера зависят от порядка рождения в семье?

Первый ребенок. Исследования показывают, что старший ребенок в семье часто проявляет трудолюбие, требовательность к себе и окружающим, организованность. Он серьезен, следует предписанным правилам, ориентирован на достижения, во многих ситуациях надеется только на себя, но при этом зависит от мнения других людей. Причина этих качеств кроется не в наследственном факторе, а в воспитании. Ведь ему уделяют неизмеримо больше внимания, чем другим детям, от него многого ожидают, родители поощряют его во всем, начиная с момента, когда он в первый раз улыбнулся. Какое-то из перечисленных свойств становится доминирующим — в зависимости от конкретных особенностей воспитания.

Средний ребенок. Ребенок, рождающийся в семье вторым, третьим и т.д., изначально оказывается в ситуации, когда ему приходится делить любовь родителей с кем-то еще. Здесь формирование характера идет или по пути подражания, когда младший ребенок во всем пытается быть похожим на своего старшего брата или сестру, или по пути конкуренции и соперничества. Во втором случае младший будет стараться выбирать способы поведения и занятия, максимально отличающиеся от того, чем занимается старший. Если что-то вас в поведении одного из детей не устраивает, попытайтесь поговорить с ним «по душам», выяснить отношение к его брату или сестре. Не забывайте, что речь идет о формировании характера и личности вашего ребенка. А конфликты, не разрешенные и загнанные в подсознание, никому не принесут пользы.

Младший ребенок. Если сравнивать младших детей в разных семьях, то и в их характерах можно найти много общего. Обычно здесь есть две тенденции. В случае, если родители и старшие братья и сестры относились к малышу как к «младшенькому», «любимчику», он, скорее всего, вырастет общительным, любящим, возможно, немного рассеянным человеком. Но ребенок будет демонстрировать другие черты характера, если в семье его не воспринимают всерьез, постоянно подчеркивают, что он самый маленький, слабый, глупый и т.д. Такие дети часто вырастают требовательными к окружающим, нетерпеливыми, импульсивными. Они постоянно пытаются доказать себе и другим, что чего-то стоят и достойны внимания.

«Почему» или «для чего»?

Психологи считают, что характер — это своего рода «лавирование» между наследственными чертами и окружающей средой — обстановкой в семье, характерами родителей, условиями, в которых развивается малыш. Мы уже определили, что что-то в ребенке задано природой, на что-то очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в семье, окружающая среда. Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто «выше» характера, даже важнее его. Это личность человека, т.е. его мировоззрение, убеждения, ценности, идеалы. Характер оказывается где-то между врожденными основами психики и ценностными устремлениями. Великий физиолог Иван Павлов говорил, что характер — это «сплав» особенностей нервной системы и жизненных влияний (обучения и воспитания). Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о характере, — то, как он действует. Почему так важно это понять? Потому что невозможно воспитать ребенка и сформировать его характер, не обращаясь к более высоким уровням сознания. Вспомним хотя бы известное выражение: «Твердый орешек нередко оказывается пустым». Хотим ли мы подобной характеристики для своего ребенка? Ответ очевиден.

Мировоззрение, определяя направленность растущего ребенка, его жизненные цели и устремления, становится основой его моральных установок, которыми он руководствуется в своих поступках. И не учитывать эти составляющие человеческой личности при формировании характера было бы просто нелогичным. Поэтому воспитание тех или иных форм поведения должно происходить в единстве с развитием мировоззрения, т.е. ключевыми вопросами воспитания оказываются не только «как?», «почему?», но и «для чего?».

Секретный фарватер

Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако как-то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего нужно начинать? Идти всегда нужно от изучения личности ребенка. Никто лучше вас не знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное, что уже есть у вашего ребенка: быстроту его реакции или его спокойствие, его активность или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д. Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую сторону они могут быть направлены. Более того, типологические черты характера также нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть обращена не только в принципиальность и уверенность в себе, но и в жестокость и неприятие других людей. Добродушие и ласковость, присущие ребенку, могут быть связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности.

До первого звонка

Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Игры, в которые играют дети

Все дети играют. И какими бы бессмысленными ни казались нам порой их занятия, они выполняют невероятно важную функцию. Играя, дети учатся жить. В игре формируется их характер. А значит, через игру и мы получаем возможность повлиять на его формирование. Участие взрослых в детской игре зависит от ее особенностей. У каждого возраста они свои: игра 2-летнего малыша кардинально отличается от того, как играют дошкольники. На первой стадии игры, которая еще называется стадией игрушки, ребенок предпочитает играть один. Эта стадия длится примерно до 5 лет. У одних детей она заканчивается раньше, у других — позже.

Он пока не способен участвовать в совместной игре и часто ссорится с товарищами. Также дети этого возраста не могут найти общие, коллективные интересы, которые могли бы стать основой совместной игры. Ребенок даже игрушки предпочитает свои, а не чужие. Но это вовсе не означает, что малыш растет эгоистом и одиночкой. Пройдет совсем немного времени, и шалуна уже будет не оттащить от новых друзей в детском саду и на площадке. Если же вы попытаетесь навязать ему товарищей, то лишь создадите условия для формирования отрицательных черт характера. Именно когда малыша вовлекают в групповую игру против его воли, у него могут начать формироваться агрессивность, раздражительность и привычка скандалить. Особенно ярко черты характера начинают проявляться чуть позже, в 5-6 лет, когда начинается новая стадия игры ребенка — коллективная. В ней формируются коллективизм, настойчивость, выдержка, смелость, начинает складываться привычный образ поведения, определенное отношение к действительности. Большое значение в этом возрасте имеют также простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований и личного примера взрослых у ребенка постепенно складывается понимание того, что можно и чего нельзя делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки. Постепенно ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

Характер и школа

С поступлением в школу начнется новый этап формирования характера. Во время учебы ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил, с которыми ему приходится соотносить свое поведение. Бывший дошкольник привыкает к этому нелегко, но новые правила и обязанности играют важную роль — развивают организованность, привычку к систематическому труду, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. У ребенка начнут складываться новые отношения: с учителями, одноклассниками и просто школьными друзьями. Но уже сейчас, пока он дошкольник или делает свои первые в жизни шаги, в нем формируется та база, от которой, если верить древним мудрецам, зависит его судьба. И не только в школе.

Психика (от греч. psychikуs — душевный) — это системное свойство мозга, заключающееся в активном отражении и понимании человеком явлений окружающего мира. Психика регулирует человеческое поведение.

Источник