Фонетико фонематическое развитие речи ребенка

Фонетико фонематическое развитие речи ребенка thumbnail

Фонетико фонематическое развитие речи ребенка

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) 

   Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста являются нарушение звукопроизношения.
   К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. 

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние.

 1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, мягкий звук т’ произносится вместо звуков с’, ч, ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо сумка, чашка, шапка).

 2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т.п.).  3. Смешение звуков.Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Столял стлогает дошку» вместо Столяр строгает доску.

Отмеченные особенности могут сочетаться и с другими недостатками произношения: звук р — горловой, звук с — зубной, боковой и т.д.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем). 

Существует система приемов, помогающих в таких случаях определить степень его несформированности. Это задания типа:

Фонетико фонематическое развитие речи ребенка

 1. определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Нередко дети не улавливают различия между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля; 2.  воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из легких для произнесения звуков типа па-по-пу; па-ба-па.
Затруднения при воспроизведении вызываются неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками и слабым различением последовательности звуков; 3.  выделить определенный звук из «цепочки» звуков (например, звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш, р и др.); 4.  выделить слог с определенным звуком из ряда слогов (например, слог са из слогов за, ша, са, ча, ща, са и др.); 5.  определить наличие звука в слове (например, звука с в словах санки, шуба, носки, зонт, нос, щука).В подобных заданиях от ребенка не требуется произнесения звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребенок реагирует определенным действием (поднимает руку, фишку или картинку), если услышит заранее обусловленный звук. Названные задания позволяют с большой определенностью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением необходимого артикуляционного уклада).У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Такие дети затрудняются: 1. в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
 
 2. в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, — шапка, кошка, душ; нет нужного звука — почка, окно, ракета; есть звук, смешиваемый с заданным, — сапоги, чайник, щетка; 3. в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Характеристика группы обучающихся
младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

     Дети данной категории испытывают стойкие
трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы
вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок
к овладению полноценной учебной деятельностью.

Фонетико фонематическое развитие речи ребенка

I.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1.     Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся
на одну — две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших
дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах
нормы или недостаточно внятным («смазанными»).

2.     Недостаточная сформированность фонематических
процессов.

          Вследствие этого у детей данной категории
наблюдаются:

         а) недостаточная сформированность
предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава
слова;

Читайте также:  История развития института уполномоченного по правам ребенка

         б) недостаточная сформированность
предпосылок к успешному овладению грамотой;

         в) трудности овладения письмом и
чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого
количества разнообразных других).

II.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1.     Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых
детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в
употреблении слов, смешение слов по смыслу и т.п.

2.     Грамматический строй может быть в пределах нормы.
Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.

III.
Психологические особенности.

1.     Неустойчивое внимание.

2.     Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым
явлениям.

3.     Недостаточное развитие способности к переключению.

4.     Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5.     Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно
словесного материала.

6.     Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в
области языковых явлений.

7.     Недостаточная сформированность произвольности в
общении и деятельности. Следствие:

          а) недостаточная сформированность
психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной
деятельности;

         б) трудности формирования учебных
умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения
учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном
темпе).

Основные направления работы
учителя-логопеда

Фонетико фонематическое развитие речи ребенка

1.    
Развитие
звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации
фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательных зрительный и другие
анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

    а) Уточнение произносительного и слухового
образа каждого из смешиваемых звуков:


уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительные, слуховое,
тактильное восприятие, кинестетические ощущения;


выделение его на фоне слога;

— определение
наличия и места в слове (начало, середина, конец);


определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после
какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);


выделение его из предложения, текста.

    б) Сопоставление смешиваемых звуков в
произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той
же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной
характеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтому
речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

      В процессе работы каждый из звуков
соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные
упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.

2.    
Развитие
лексического запаса и грамматического строя речи:


развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество,
последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по
сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание
предложений с определенным количеством слов; распространение предложения;
составление графических схем предложения; определение места слов в предложении;
выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;


уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного
запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи,
так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами
словообразования;


уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие
и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми
словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных
синтаксических конструкций.

3.    
Формирование
связной речи;


развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и
смысловой культуры высказывания;


установление логики (связности, последовательности), точное и четкое
формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор
языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в
тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания
текста, сюжетной картины).

4.    
Развитие и
совершенствование психологических предпосылок к обучению:


устойчивости внимания;


наблюдательности (особенно к языковым явлениям);


способности к запоминанию;


способности к переключению;


навыков и приемов самоконтроля;


познавательной активности;


произвольности общения и поведения.

5.    
Формирование
полноценных учебных умений:


планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное
осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале;
определение путей и средств достижения учебной цели);


контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения
пользоваться специальными приемами самоконтроля);

Читайте также:  Консультация для родителей развитие монологической речи ребенка


работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать;
проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);


применение знаний в новых ситуациях;

— анализ,
оценка продуктивности собственной деятельности.

6.    
Развитие и
совершенствование коммуникативной готовности к обучению:


умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на
посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять
позицию ученика);


умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;


умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого
восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в
соответствии с полученной инструкцией;


умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием,
инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и
оценки учителя-логопеда.

7.    
Формирование
коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

 Конспекты логопедических занятий в группе для детей с ФФН

 (1 класс)

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Классификация ФФН

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Читайте также:  Фгос до о музыкальном развитии ребенка консультация

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование при ФФН

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов  у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика ФФН

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Источник