Фонетика и развитие речи у ребенка

Фонетика и развитие речи у ребенка thumbnail
  • О фонетическом нарушении речи
  • Причины фонетического нарушения речи
  • Симптомы фонетического нарушения речи
  • Лечение фонетического нарушения речи

О фонетическом нарушении речи

Фонетическое нарушение речиФонетическое нарушение речи — это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д, н).

Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.

Причины фонетического нарушения речи

Причинами фонетического нарушения речи считается:

  • Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;
  • Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит:
    • Парез тройничного нерва;
    • Парез лицевого нерва;
    • Парез подъязычного нерва.
  • Расстройства нейродинамики:
    • Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;
    • Недостаточная сформированность межанализаторных связей.

Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.

При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.

Симптомы фонетического нарушения речи

Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:

  • Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах;
  • Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
  • Замена сложных для произношения звуков более простыми;
  • Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах;
  • Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
  • Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.

Лечение фонетического нарушения речи

Лечение детей с фонетическими нарушениями речи в нашем детском медицинском центре «Колыбель Здоровья» осуществляется комплексно совместно детскими врачами: педиатрами, логопедами, психологами. Основная роль в лечении данного нарушения, конечно, приходится на логопедов. Однако и помощь других специалистов, а также родителей очень важна.

Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • Вырабатывание звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
  • Формирование навыков дифференциации звуков;
  • Развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
  • Обучение послоговому чтению;
  • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи. Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность. Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия. Логопедические занятия обычно индивидуальные, проводятся 2–3 раза в неделю, длительностью в среднем по 30 минут.

В детском медицинском центре «Колыбель Здоровья» врачами-специалистами используются современные логопедические методы, которые помогают ребёнку справится с фонетическими нарушениями речи. Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления.

Это может быть интересно

  • Логопедические занятия с детьми
  • Логопед-дефектолог
  • Заикание у ребенка
  • Вызов логопеда на дом
  • Занятия с логопедом

Источник

Наталья Рынина
Консультация для родителей «Фонетика в речевом развитии детей»

Основным средством общения ребенка со взрослым, средством передачи различной информации, побуждения их к действию является речь. Еще до того, как ребенок научиться говорить, он реагирует на интонацию речи взрослого. Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытается повторить их. К. И. Чуковский обращал внимание, что уже на третьем году жизни некоторые малыши замечали неправильность произношения у своих сверстников и даже пытались их исправить.Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.

Внятность и чистота речи зависят от состояния и подвижности артикуляционного аппарата, от неразвитости, вялости мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность. Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи так же имеет и речевое дыхание. Именно оно обеспечивает наилучшее звучание голоса.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Искажение слуха или просто плохой слух ведут не только к искажению ребенком слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана. В старшем дошкольном возрасте идет процесс интенсивного развития фонематического слуха дошкольника, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это отличие друг от друга гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. В подготовительной группе вводятся обучение детей тому, что звуки отличаются друг от друга звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции (речь идет о парных согласных).

Из всего вышесказанного следует: для того чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание. Совершенствовать фонематический слух, учить ребенка слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно производить их в слове.

Усвоение ребенком звуковой стороны слова – сложный процесс. Усвоение и совершенствование его происходит во время общения ребенка с окружающими, в различных видах деятельности.

Способствуют этому различные словесные игры и упражнения, дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, отрывки из стихотворений, считалки, потешки.

Наиболее плодотворным является непосредственно образовательная деятельность. На занятиях эта работа организована на более высоком уровне, с учетом потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей детей. Даже во время физкультминуток, пальчиковых и других расслабляющих игр детей побуждают четко произносить текст той или иной игры, считалочки и т. п.

Чтобы в дошкольном возрасте стало возможным изучение звукового строения слова, воспитатель ставит перед собой и решает такую задачу — заинтересовать ребенка и с помощью игр и упражнений доступно ввести в сложную, новую для него языковую область, где он получит начальные представления о звуковом процессе, начальные знания о звуковой форме слова.

Источник:

1. Журова Л. Е. Обучение детей грамоте // М. Школа – Пресс — 2000.

2. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте // М.

Школа – Пресс – 2000.

3. Варенцова Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду // Самара

– 1993.

Источник

Виктория Фролова
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием умственного, эстетического и нравственного развития детей.

Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.

Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»: доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.

Фонема – это не просто звук, а значащий звук — всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи. Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Сформированность фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа способствует успешному обучению чтения и письма.

Чтобы развивать фонематический слух у детей старшего дошкольного возрастанеобходимо решать следующие задачи:

1. Развивать способность слышать есть данный звук в слове или нет.

2. Развивать способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

3. Учить детей различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

4. Совершенствование речевого слуха.

Формирование у детейнавыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. В настоящее время актуальность проблемы воспитания звуковой культуры речи определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов (к одному году).

К двум годам произношение ещёнесовершенно: нечётко произносятся многие звуки, смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов.

К трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов, наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов.

К четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются шипящие звуки, но ещё часты замены (р-л, р-й). Удлиняется структура многосложных слов.

К пяти-шести годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звукослоговую структуру слов.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.

Если у ребёнка не развит фонематический слух, он попадает к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи. А фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем

Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше, при отработке звуков. Например, в процессе работы над звуками с и ш нужно подводить детей к сопоставлению этих звуков,выделяя их основные акустические и артикуляционные признаки: холодный воздух выходит из насоса и свистит ссс. — когда мы произносим звук с, язык лежит за нижними зубами; теплый воздух выходит из лопнувшей шины и шипит шшш. — когда мы произносим звук ш, язык поднимается за верхние зубы

Дифференциация изолированных звуков, звуков в словах и во фразовой речи, обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи, навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.

Типичные нарушения фонематического слуха

Предметом анализа в данной работе явились фонематические ошибки дошкольников,под которыми понимались:

— искажения структуры слова;

— неправильное начертание буквы;

— нарушения основных правил графики.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы.

Итак, как же можно проверить фонематический слух?

Фонематических слух у дошкольников можно проверить с помощью речевых игр и упражнений.

Например:

1. «Найди и назови нужное слово»

Возраст: старший дошкольный.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Где обедал воробей? Хулиганам не до шутки,

В зоопарке у дверей. Если Рекс в собачьей дудке.

Землю роет старый кот, Много снега во дворе,

Под землёю он живёт. Едут танки по горе.

2. «Закончи слово»

Воспитатель предлагает ребенку закончить слово, опираясь на картинки (кошка, рак, лук, колобок, кабачок)

Ко. КАБАЧО…

РА… КОЛОБО…

ЛУ…

3. «Длинные, короткие слова»

4. Сколько звуков в слове

«Роза» «дом» «машина»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Язык является средством общения людей. Формирование связной речи у ребёнка тесно связано с усвоением грамматического строя речи и овладением звуковой системы речи.

В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти. На занятиях по звуковой культуре речи у ребёнка развивается умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки из которых состоит слово; дифференцировать близкие по звучанию фонемы (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Источник

Ориентация
на слово, попытка оперировать его
значением приводит ребенка к потребности
выделять и узнавать слова в речевом
потоке. Это, в свою очередь, ставит его
перед необходимостью овладения
фонематическим
восприятием
,
основанным на способности распознавать
фонемы.

203

Как
известно, существует особый раздел
языковедения, который изучает систему
фонем языка. Напомним, что в отечественной
науке есть две авторитетные фонологические
школы: московская и ленинградская. Не
было бы необходимости углубляться в
теоретические положения каждой из
школ, если отличия в понимании фонемы
представителями разных школ не были
бы столь разительными, что затрудняли
понимание студентами специальной
литературы как по фонетике детской
речи, так и по логопедии. С точки зрения
ленинградской школы (Л. В. Щерба, Л. Р.
Зиндер, М. И. Матусевич и т. д.) фонема —
прежде всего звукотип («звуковые типы,
способные дифференцировать слова и их
формы» Л. В. Щерба). Иными словами, звуки,
похожие по акустике и артикуляции,
группируются в фонемы. Представители
московской школы (Р. И. Аванесов, А. А.
Реформацкий, М. В. Панов и мн. др.) видят
в фонеме подвижный компонент морфемы,
через которую определяется принадлежность
звука к той или иной фонеме. По определению
М. В. Панова «фонема — это минимальная
фонетическая единица, которая служит
для различения и отождествления значимых
единиц языка»

Для
простоты понимания разницы между
ленинградской и московской школ приведем
примеры. В словах «вода» и «вОды» в
корнях мы слышим разные звуки: [а] и [о].
С точки зрения ленинградской фонологической
школы — это разные фонемы; с точки зрения
московской школы — варианты одной
фонемы. В словах же «рот» и «род» на
конце мы слышим одинаковый звук — [т]. С
точки зрения ленинградцев — это одна
фонема; москвичи же считают эти одинаковые
звуки аллофонами разных фонем.

Как
же быть с детской речью? Какая теория
в большей степени соответствует
пониманию речевого развития ребенка?
Наблюдения специалистов говорят о том,
что правы представители обеих школ: в
развитии фонетического строя ребенка
важную роль играют и звукотипы и
позиционные чередования внутри морфем.
Однако, огрубляя, можно утверждать, что
сначала фонематический слух развивается
в соответствии с ленинградской школой
и лишь потом, когда у него начинает
формироваться морфологическая система,
он овладевает фонемой по-московски.

Формирование
фонематического восприятия
.

В
основе фонематического восприятия
лежит совместная аналитико-синтетическая
деятельность слухового и речедвигательного
анализаторов речи. Процесс его первичного
развития у ре-

204

бенка
был прослежен еще в 40-е годы Н. X. Швачкиным,
чьи интересные и оригинальные исследования
не устарели до сих пор. В опытах ученого
приняли участие 18 детей в возрасте
около 1 года (на начальной стадии
эксперимента). Сам эксперимент длился
в течение примерно одного года.

Прежде,
чем выйти в один из московских яслей-садов,
ученый подобрал пары искусственных
односложных слов (квазислов), которые
отличались от друг од друга одним звуком
(фонемой -по ленинградской школе), (тол
— тул, бак — мак, дуп — зуп и т. п.) или
наличием и отсутствием фонемы (зок —
ок, бос — ос и т п.). Меняющийся согласный
помещался в начале слова — в позиции,
которая различается детьми раньше, чем
позиция в конце слова. После этого
Швачкин подобрал огромное количество
предметов, которые способны заинтересовать
детей: кубики (разного цвета), ромбики,
параллепипеды, шарики, диски, кружки,
пирамидки, конусы, игрушки и мн. др.

Эксперимент
проходил в виде игры (точнее серии игр).
Сначала дети узнавали названия предметов.
Скажем, небольшая трапеция получила
название «мак», а шарик — «бак» и т. п.
После чего фигурки перемешивались и
детям предлагалось принести переименованный
предмет. Выполняя манипуляции с
объектами, дети обнаружили разную
степень способности к различению имен.
Некоторые пары слов они различали
раньше других. Распознавание одних не
вызывало трудностей, другие различались
со временем и т. д. Продолжительное
повторение опытов позволило Н. X. Швачкину
установить последовательность в
овладении детьми системой фонематических
противопоставлений, присущих именно
русскому языку. Общая схема
последовательности развития
фонематического восприятия звуков
такова: «Сперва возникает различение
гласных, затем происходит различение
наличия согласных, после этого наступает
различение между самими согласными.
Согласные различаются в следующей
последовательности: различение сонорных
и артикулируемых шумных, различение
твердых и мягких согласных, различение
сонорных и неартикулируемых шумных,
различение губных и язычных, различение
взрывных и придувных, различение
передне- и заднеязычных, различение
глухих и звонких согласных, различение
шипящих и свистящих, различение плавных
и jot».

В
процессе формирования фонематического
слуха важную роль играет слуховой
анализатор. При том, что речедвигательный

205

анализатор
тоже оказывает определенное воздействие
на порядок овладения фонемами,
формирование фонематического слуха
идет по пути от
грубых слуховых дифференцирован:
(различий) ко все более тонким
.
К концу второго года жизни фонематический
слух у нормально развивающегося ребенка
оказывается полностью сформированным.
Для овладения же правильным произношением
может потребоваться еще несколько лет.

Усвоение
детьми норм произношения звуков.

В
овладении детьми звуками речи тоже
существуют свои закономерности: Этот
процесс предполагает совместную
деятельность слухового и речедвигательного
анализаторов. Акустические образы
речи, которые запечатлены в слуховой
памяти ребенка; служат основой для
воспроизведения звуков. Сличая
произносимые звуки с образцами речи
окружающих, дети совершенствуют свое
произношение, добиваются полного
совпадения с произношением взрослых.
При этом вначале дети усваивают не те
звуки, которые они хорошо слышат, а те,
которые им легче произнести. Какие же
звуки являются наиболее легкими для
произношения и почему?

Раньше
и легче дети начинают произносить
звуки, артикуляция которых соответствует
рефлекторным реакциям: дыханию, сосанию,
глотанию, крику. Из гласных звуков это,
как правило, — [а]. Последовательность
в овладении другими гласными определяется
следующей логикой: дети сначала усваивают
звуки, которые по своей артикуляции
наиболее отличаются друг от друга: [и]
и [у]. Только потом в их речи появляются
звуки «промежуточные»: [э] и [о]. Наибольшую
трудность из гласных вызывает [ы].

В
овладении согласными звуками возможны
разные пути. Иногда дети сразу вдруг
начинают правильно произносить тот
или иной звук. Как правило, меньше всего
трудностей вызывают губные и заднеязычные
согласные: их артикуляция похожа на
глотание и сосание.

Звуки,
артикуляция которых существенно удалена
от врожденных рефлекторных реакций,
требуют от малыша дополнительных
усилий. Сюда относятся такие, например,
звуки, как [ш], [ж], [л] и [р]. Их ребенок
осваивает постепенно, сначала заменяя
другими, близкими по артикуляции
звуками. Так, вместо [р] он сначала
говорит [л], а потом [г]. Такие замены
(субституты) могут закрепиться в его
речи, и требуется вмешательство логопеда,

206

чтобы
маленький человек приобщился к
правильному произношению.

Нужно
указать на то, что процесс речевого
развития в раннем детстве имеет
индивидуальный характер. Некоторые
дети могут переживать короткий период
полной немоты, который сменяется быстрым
усвоением практически всех звуков. В
некоторых случаях наблюдается длительная
(иногда до 5 лет) задержка речевого
развития на переходной стадии, выступающая
следствием ограниченности речевого
общения ребенка с окружающими или
отсутствием у него достаточной
потребности в общении со взрослыми
(например, у близнецов). Однако при учете
индивидуальных особенностей развития
произношения можно все же отметить,
что обычно, смычные согласные усваиваются
ранее щелевых и слитных, глухие ранее
звонких, мягкие переднеязычные ранее
твердых и свистящие ранее шипящих.

В
овладении «трудными» для произношения
звуками дети прибегают к звукам-заменителям
(субститутам). В науке выделяют два
типа субституции: фонологическая и
антропофоническая
.
Фонологическая субституция — это замена
труднопроизносимого звука другим,
принадлежащим к системе русского языка,
например, вместо звука [р] звук [г]; [с] —
вместо [ш] и т. п.). Антропофоническая
субституция в качестве заместителя
использует звуки, которых нет в
произносительной системе русского
языка Например, вместо [ф] и [в] — двугубный
[w]; сюда же можно отнести горловую
(велярную или увулярную) артикуляцию
[р], замена [л] звуком [w] и т. п.). Именно
антропофоническая субституцня,
санкционированная в дальнейшем слухом
ребенка, способна превратиться в стойкие
дефекты произношения, требующие
логопедического вмешательства. При
неблагоприятных обстоятельствах в
дефект произношения может превратиться
и фонологический субститут. Однако это
наблюдается значительно реже.

Существует
два пути овладения новым звуком с
использованием субститута: линейный
и разветвленный. Линейный способ
усвоения звука осуществляется путем
последовательной замены Одного звука
другим:

[г]
→ [р]

Разветвленный
способ образования из одного заменителя
-двух нормативных звуков:

207

л
← [л] →
л`

В
некоторых случаях можно встретить
сочетание линейного и разветвленного
путей формирования звуков. Примером
такого сочетания может служить усвоение
шипящих звуков. Вначале на месте шипящих
поизносится полумягкий альвеолярный
звук с, затем мягкий альвеолярный с’ и
далее мягкий зубной (линейный путь).
После этого происходит разветвление:
мягкий звук с’ переходит в твердый,
приобретает шипящий оттенок и, наконец,
становится звуком ш. С другой стороны,
от мягкого с’ постепенно образуется с’
с легким шипящим оттенком и, наконец —
щ.

Иногда
в ходе, усвоения новых звуков возникает
явление, называемое гиперкоррекцией.
Вновь усвоенный звук начинает
употребляться не только там, где это
требуется, но и не по назначению, на
месте прежних субститутов или просто
близких по артикуляции звуков. Так,
например, усвоив с опорой на субститут
с новый для себя звук ш, ребенок заменяет
им последовательно везде звук с (вместе
с правильно произносимым словом шуба
он вместо слова санки, произносит шапки
и т. п.). В нормальных условиях развития
ребенка гиперкоррекция довольно быстро
сменяется нормативным произнесением
звуков.

Совершенствуя
свое произношение, ребенок в норме
обычно к 5-6 годам полностью овладевает
фонематической структурой слов,
орфоэпическими нормами произношения
звуков речи.

Овладение
слоговой структурой слова.

Овладение
фонетической структурой речи происходит
не изолированно: ребенок не усваивает
отдельные звуки; он стремится различать
в речевом потоке окружающих слова и
использовать их в своей активной речи.
Основной силой, побуждающей ребенка к
совершенствованию произношения,
становится потребность в общении.
Овладевая словарем и грамматическими
формами, он испытывает необходимость
во все более точном воплощении элементов
смысла в речи. Речевая практика, успехи
и неуспехи в вербальной коммуникации
заставляют искать его новые, правильные
способы фонетического оформления
слова.

Усвоение
слоговой структуры слова связано с
фонетическими особенностями родного
языка. Так, слова в русском языке имеют
тактовый
характер
:
группы слогов объединяются вокруг
ударных гласных. Ударный слог произносится
отчетливо — все ос-

208

тальные
подвержены редукции и звучат неясно,
слабо. Ребенок стремится прежде всего
произнести хорошо слышимую часть слова.
Потому легче всего детьми усваиваются
односложные слова (ня — «на»; дяй — «дай»;
тям — «там» и т. п.), двусложные лексемы
лепетного происхождения, которые
состоят из повторяющихся слогов»
произносимых с одинаковой силой (ам-ам,
бобо
), и
слова-дубли с одним ударным слогом
(папа, мама,
няня
и т.п.).

Слова,
состоящие из двух и боле слогов, в речи
ребенка сокращаются: ударный слог
произносится, неударные опускаются.
Такое усечение слова носит название
слоговой
элизии
. В
качестве примеров можно привести такие
сокращения слов, как бу -«булка», ди
— «иди», бака — «собака», ко (или мако) —
«молоко», цо-«яйцо» и т. п. В некоторых
случаях, — особенно когда ударный слог
включает в себя трудный или недоступный
еще ребенку звук, в слове сохраняется
не ударный, а первый слог, например: бо
— «болит», мо — «молоко» и т. д.

В
овладении слоговой структурой слов
можно отметить некоторые индивидуальные
отличия. Некоторые дети овладевают
ритмической структурой слова в целом,
игнорируя его звукофонематический
состав. Они не производят слоговой
элизии, а воссоздают (чаще всего —
искаженно) его ритмический
слоговой скелет
,
например, нананок — «огонек», какой
киску — «закрой крышку», Пятакова ты —
«бестолковая ты», титити -«кирпичи» и
т. п.

В
целом обычно дети, успешно овладев
слоговой структурой слов, а также
последовательностью звуков в словах,
еще более или менее долго продолжают
испытывать трудности в овладении точным
и нормативным произношением звуков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник