Фонематическое развитие ребенка 2 3 лет
Довольно часто от родителей можно услышать, что их малыш в 5 лет все еще не выговаривает букву «р», заменяя ее на «л», в 4 года не способен проговаривать все согласные, а при произношении шипящих создается впечатление, будто кроха в рот набрал каши. Почему дети заменяют звуки, почему не выговаривают согласные, в чем причины нарушения речи и можно ли говорить о таковых в возрасте 2-3 лет, когда речевое развитие находится на одной из самых начальных стадий?
На самом деле главная причина нечистой речи у детей — это не до конца развитое слуховое внимание и память, а вместе с ними и фонематический слух. Поговорим о том, почему так важно развивать фонематический слух с раннего возраста, и рассмотрим эффективные способы повышения уровня развития слухового внимания и памяти у малышей.
Понятие фонематического слуха
Итак, фонематический слух — это способность различать и узнавать звуки в речи. Ребенок с нормально развитым фонематическим слухом будет иметь способность анализировать и синтезировать речевые звуки.
Неспособность запоминать и повторять услышанное свидетельствует о том, что у ребенка не до конца сформировано речевое звукоразличение, то есть он не слышит слова и звуки так, как они произносятся взрослыми. В итоге нет ничего удивительного в том, что малыши 2-3 лет неспособны правильно воспринимать слова, а впоследствии также неспособны правильно их воспроизводить.
Обычно дети коверкают слова, но не настолько, чтобы их нельзя было узнать. Так, например, имя «Саша» у малышей обычно превращается в «Саса» или «Шаша», «рак» в «лак» или «як», «жук» в «зук», и так далее.
Особенно очевидной недоразвитость фонематического слуха станет заметной при поступлении ребенка в школу, пусть и раннего развития, где необходимо будет изучать азы письма. Именно поэтому при первых признаках нарушения фонематического слуха у ребенка следует уделить внимание его развитию в раннем возрасте — в 2-3 года, когда упражнения и занятия действительно будут иметь эффект.
Если даже после продолжительной работы согласно инструкциям логопеда родители не видят результатов, можно предположить, что на предыдущем этапе были упущения в процессе развития слухового внимания, восприятия, памяти.
Как проверить уровень фонематического слуха у детей?
Проверить развитие фонематического слуха у ребенка в возрасте 2-3 лет может каждый родитель дома без сторонней помощи. Достаточно будет попросить кроху выполнить следующие задания:
- Проговорить парные слоги, например: са-за, па-ба, да-та и пр.
- Повторить цепочки из нескольких слогов, например: ба-па-па, ту-ту-ду и пр.
- По картинкам определить предметы, в названии которых отличается только один звук, например, усы-уши, коза-коса, рама-рана и так далее.
- Хлопнуть, как только в цепочке звуков услышит заданный звук, например «з».
Обратите внимание, что чаще всего дети меняют местами звуки, похожие по звучанию и произношению. На основе полученных результатов можно будет составить программу коррекционной работы с малышом, предлагая ему поиграть в эффективные игры для совершенствования фонематического слуха, а также слухового внимания и памяти.
О роли фонематического слуха
Развитие фонематического слуха с раннего возраста очень важно для малыша, который в будущем должен будет постичь звуковую сторону языка, научиться правильному фонематическому восприятию. Что подразумевается под фонематическим восприятием? В первую очередь это умение отличать звуки друг от друга и определять звуковой состав слова.
Так, если малыш не испытывает сложностей при определении источника звука, способен менять интонации при произношении слов и звуков, отлично справляется с заданиями выше, предназначенными для оценки фонематического слуха, то проблем у него нет и имеет смысл лишь помочь малышу развиваться в этом направлении. Помогут в этом простые игры, в которые можно играть в свободное время и которые обязательно стимулируют развитие фонематического слуха у детей 2-3 лет.
Игры для развития фонематического слуха
«Флажки». Ребенку предлагают взять в руки два флажка разных цветов, например красный и желтый. Объясните крохе, что ему нужно будет поднять желтый флажок, как только он услышит правильно произнесенное слово, и красный, если слово было произнесено неправильно. Пример: собака-кобака-лобака-табака и пр.
Поиграть с малышом можно будет и с помощью картинок, например,предложив ему хлопнуть в ладоши, как только он увидит на них слова, похожие по звучанию. Очень важно подбирать простые яркие картинки с названиями предметов, явлений и объектов, знакомых ребенку в возрасте 2-3 лет.
Также можно предложить крохе поиграть в учителя. Взрослый должен будет читать сказку или стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Ребенку нужно будет вслушаться в произносимую взрослым речь и поправить его, когда он ошибется – это поможет ускорить развитие его фонематического слуха.
Отличная игра, которую оценят все малыши без исключения, — в маленьких поэтов. Детям нужно будет предложить закончить начатые стихотворные строчки. Например: «волк в густом лесу вдруг увидел…» (лису). Если ребенок будет с легкостью подбирать смысловые рифмы, со временем ему можно предложить сочинить короткий стишок самостоятельно.
Также ребенку можно предложить повторить цепочку звуков с заменой одного согласного или гласного, с парными глухими и звонкими согласными, вместе с ним разучить чистоговорки и загадки.
Обратите внимание, что загадки для 2-3-летних детей обязательно должны быть простыми, с намеком на отгадку.
В качестве загадок подойдут четверостишия, в которых можно пропускать отдельные слова. Необходимость подбора рифмованной отгадки будет способствовать развитию фонематического слуха детей.
Чтобы стимулировать развитие фонематического слуха, крохе также можно зачитывать потешки, в которых будут повторяться определенные слоги и сочетания. Отличный вариант для развития слухового восприятия — это подвижные игры, в рамках которых малышу нужно будет быстро действовать, следуя инструкциям ведущего. Особенность таких игр — быстрое переключение с одного действия на другое в соответствии с речевой командой. Примеры таких игр ниже.
Подвижные игры для развития фонематического слуха
Игра «Кто первый». Цель этой игры — развитие слухового внимания и координации движений. В процессе игры в середине комнаты ставят один стул, вокруг которого будут бегать несколько малышей под музыку. Как только музыка кончится, один из малышей должен будет успеть занять стул.
Игра «Дождик». Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.
Пальчиковая гимнастика для развития фонематического слуха
Как ни странно, пальчиковая гимнастика также может ускорить развитие фонематического слуха у детей в возрасте 2-3 лет. И если для детей в возрасте 2 лет такая гимнастика невозможна без участия взрослых, то малыши 3 лет вполне смогут справиться с заданиями самостоятельно по образцу.
Играть с малышом можно, тренируя разгибание пальцев, таким образом, чтобы поспособствовать развитию слухового внимания. Можно предложить малышу сжимать ладони в кулачок, поочередно сгибая пальцы на каждой из рук. Чтобы малышу было интереснее, каждому пальчику можно дать имя.
В заключение отметим, что развитие фонематического слуха связано со способностью детей к анализу и синтезу звуков. Чем лучше будет развита слуховая память и внимание, тем лучше окажется фонематическое восприятие. Если кроха не сможет внимательно слушать и понимать речь, у него не получится научиться правильно воспроизводить слова. Очень важно для детей 2-3 лет научиться сравнивать речь взрослых с собственной речью.
Источник
Людмила Грищенко
Картотека игр по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста
«Развитие фонематического слуха
у детей младшего дошкольного возраста через
дидактическую игру»
Игра «Поезд» № 1
Цель:
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Колокольчик, большой и маленький зайчонок.
Ход игры:
Звенит колокольчик. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Поезд»: «Мы поедем к зайчатам, они хотят с нами поиграть». Дети имитируют движение поезда, произнося звуки и звукосочетания: «Чу-чу-чу» – отправление поезда; «У-у-у» – поезд гудит; «Чух-чух-чух» – поезд останавливается около стула, на котором сидит большой зайчик.
Воспитатель и дети здороваются с зайчонком, просят поехать его с ними в детский сад. Зайчонок присоединяется к детям. Поезд едет дальше.
На другой остановке детей ждет маленький зайчонок. С ним дети тоже здороваются и приглашают поехать его с ними.
Когда поезд останавливается, зайчата предлагают детям поплясать, попрыгать, похлопать. Потом воспитатель говорит: «Зайчата устали и хотят спать. Давайте им споем песенку: “Ааа-ааа…” (дети имитируют, что укачивают зайчат). Зайчата уснули, а вы садитесь на стульчики».
Игра «Медвежата едят мёд» № 2
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.) 3–4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись.
Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ)».
Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2–3 раза).
Игра «Часы» № 3
Цель:
Развивать речевой аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинка больших и маленьких часов.
Ход игры:
Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак…».
– Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5–6 раз).
– Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Игра «Кто в домике живет?»№ 4
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением кошки, котенка, собаки, щенка; 4 кубика.
Ход игры:
Воспитатель (показывая картинку с изображением кошки).
-Кто это? (Ответы детей.)
Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу» (дети повторяют звукосочетание 3—4раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением котенка.)
— А это кто? (Ответы детей.)
Котенок мяукает тихо (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
Воспитатель (показывает картинку с изображением собаки.)
-Кто это? (Ответы детей.)
Собака лает громко: «Ав-ав» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза). Воспитатель (показывает картинку с изображением щенка.)
-А это кто? (Ответы детей.)
Щенок лает тихонечко (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
– Пошли животные домой (картинки убираются за кубики).
-Отгадайте, кто в этом домике живет:
«Ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей.)
-Правильно, собака (показывает картинку).
-Как она лаяла? (Ответы детей.)
– Отгадайте, кто в этом домике живет:
«Мяу-мяу» (произносится тихо?
-Как котенок мяукал? (Ответы детей.)
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по несколько раз.
Игра «Колокольчики» № 5
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Большой и маленький колокольчик (можно использовать ёлочные игрушки)
Ход игры
Воспитатель. Посмотрите, это большой колокольчик, а это маленький колокольчик. Девочки будут маленькими колокольчиками. Они звенят: «Динь-динь-динь». Мальчики будут большими колокольчиками. Они звенят: «Дынь-дынь-дынь».
Воспитатель предлагает «позвенеть» и спеть песенки сначала девочкам, затем мальчикам. Упражнение выполняется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Звенят колокольчики»№6
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.
Ход игры
Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания).
Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.
Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).
Игра «Кто как кричит?»№ 7
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Фланелеграф, картинки к нему с изображением свиньи и поросенка.
Ход игры
Воспитатель.
— У мамы свиньи (укрепляет соответствующую картинку на фланелеграфе) был маленький детеныш-поросенок (выставляется картинка).
-Мама учила его хрюкать.
-Свинья хрюкала громко: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).
— А поросенок отвечал тихо: «Хрю-хрю-хрю» (дети повторяют звукосочетание).
-Играл поросенок и убежал далеко от мамы (переставляет картинку с изображением поросенка подальше).
-Свинья зовет сыночка.
-Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание.)
-Поросенок услышал, что мама его зовет, и захрюкал.
-Как он хрюкает? (Дети тихо произносят звукосочетание.)
-Прибежал поросёнок к маме (переставляет картинку).
-Свинья громко захрюкала. Как? (Ответы детей.)
-Так она хвалила сыночка-поросенка.
-И поросенок отвечал ей. Как? (Ответы детей.)
Игра «Барабаны» № 8
Цель.
Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Картинка большого и маленького барабана.
Ход игры
Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие барабаны. Команды встают друг против друга.
Воспитатель. «Вы будете музыкантами, играющими на барабанах.»
-Большие барабаны стучат: «Трам-там-там» (дети повторяют звукосочетания). -Маленькие барабаны стучат: «Трим-тим-тим (дети повторяют звукосочетания).
Воспитатель в произвольном порядке дает задания командам 6–8 раз.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Лошадки и поезд» № 9
(в кругу)
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Ход игры
Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют).
Поскакали лошадки… Лошадки отдыхают.
Поехал поезд, застучал колесами.
Поезд остановился.
Игра «Большие и маленькие машины» № 10
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель делит детей на две команды – большие и маленькие машины.
Они встают друг против друга.
Воспитатель. Когда едут большие машины, колеса их громко шуршат: «Ш-ш-ш». Они бибикают: «Бып-бып-бып» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза). Маленькие машины едут тихо, и колеса их шуршат тихо: «Ш-ш-ш».
Они бибикают: «Бип-бип-бип» (дети повторяют звукосочетание 2–3 раза).
По сигналу «Поехали большие машины» дети первой команды имитируют, как едут машины – крутят руль и бибикают.
Затем по сигналу «Поехали маленькие машины» задание выполняет вторая команда.
Игра повторяется 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.
Игра «Рыбки»№ 11
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель. «Вы будете рыбками.»
-Рыбки плавают в реке и плещут хвостом: «Флю-флю-флю».
-Они ныряют глубоко за кормом.
-Когда ныряют большие рыбы, то слышно: «Плюх» (произносит громко).
-Когда ныряют маленькие рыбки, то слышно: «Плюх» (произносит тише).
Дети повторяют оба звукосочетания 2–3 раза.
Воспитатель. «Поплыли рыбки, хвостиком машут.»
(Дети говорят: «Флю-флю-флю».)
-Ныряют большие рыбы… маленькие рыбки. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо.)
Игра «Слоны и ослики»№ 12
Цель.
Развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей.
Материал. Картинки с изображением ослика и слона.
Ход игры
Воспитатель делит детей на две группы: осликов и слонов.
Они встают друг против друга.
Воспитатель. Ослик (показ картинки) кричит: «Ии-ии-иии», а слон (показ картинки) кричит «Ыыыы-ыыы» (дети повторяют оба звукосочетания).
По команде «Идут ослики» первая группа детей передвигается по комнате и произносит соответствующие звуки.
По команде «Идут слоны» указанные выше действия выполняет вторая группа.
Игра повторяется 3 раза, затем дети меняются ролями, и игра проводится вновь.
Игра «Выполни задание»№ 13 (в кругу)
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель. Я буду читать стихотворение, а вы должны выполнять действия, о которых в нем говорится.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем (дети берутся за руки)
И бегаем кругом (3 раза).
Игра повторяется 3 раза.
Игра «Телефон»№14
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. 3–4 сюжетные картинки типа: девочка прыгает, мальчик умывается, дети поют.
Ход игры
Воспитатель предлагает трем детям встать в ряд. Последнему на ухо говорит фразу, соответствующую содержанию одной из картинок. Ребенок тихо повторяет ее своему соседу, тот – первому ребенку в ряду, который произносит фразу громко, подходит к столу и берет нужную картинку.
Игра «Будь внимательным» №15
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Картинки с изображением взрослых животных и птиц на фланели – козы, овцы, петуха; их детенышей (у каждого ребенка по одной картинке детеныша); фланелеграф.
Ход игры
Воспитатель. Это коза (показ картинки).
-Она громко кричит: «Ме-ме.» (дети повторяют звукосочетание).
-А это козлик – ее детеныш. Он кричит тихо (дети повторяют звукосочетание
-Это овца (показ картинки). Она блеет – кричит громко: «Бе-бе…» (дети повторяют звукосочетание).
-А ее детеныш – ягненок кричит тихо (дети повторяют 5–6 раз).
– А это кто? (Показ на картинку с изображением петуха.)
-Как он кричит? (Ответы детей).
-Он громко кричит: «Ку-ка-ре-ку!», всех будит (дети повторяю звукосочетание)
-У петуха и курицы есть детеныши.
-Как их зовут? (Ответы детей.)
-Как пищат цыплята? (Ответы детей.)
Картинки выставляются на фланелеграф.
Воспитатель. (раздает детям картинки с изображением детенышей этих животных и птиц).
Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов,
травку щиплют, крошки ищут.
Чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.
Воспитатель воспроизводит крик животного или птицы.
Дети, у которых на картинках изображены их детеныши, произносят, например: «Я – ягненок: “Бе-бе-бе”», – и ставит картинку на фланелеграф.
После того как будут поставлены все картинки, дети называют взрослого животного и его детеныша, птицу и ее детеныша.
Игра «Забей гвоздик молоточком»№16
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание детей.
Ход игры
Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).
Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5–6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком.
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4–5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
Игра «Научим зайку правильно говорить»№ 17
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф.
Ход игры
Воспитатель. У меня на фланелеграфе картинки. Зайка будет говорить, что на них нарисовано. Если он скажет неверно, вы научите его говорить правильно.
Ишка – дети поправляют «Мишка».
Елочка – белочка.
Оник – слоник.
Зьянка – обезьянка.
Ичка – птичка.
Бака – собака.
После «обучения» зайка начинает называть все предметы правильно.
Воспитатель. Молодцы ребята, научили зайку правильно говорить.
Игра «Лягушка и лягушата»№18
Цель.
Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Ход игры
Воспитатель. Вы будете маленькими лягушатами, а я – мамой-лягушкой.
Лягушка по дорожке скачет, вытянув ножки: «Ква-ква-ква», выходи-ка детвора: «Ква-ква-ква». (Дети имитируют, как скачут лягушата, и квакают.)
Сядьте, лягушата, отдохните (дети присаживаются на корточки).
– Наловила я много вкусных мошек.
-Откройте по шире ротики – я вас покормлю.
-Наелись лягушата, громко заквакали.
-Легли спать на листики.
-Проснулись и заквакали.
Дети выполняют указанные действия.
Игра «Позови свою маму»№ 19
Цель.
Развивать речевое внимание, артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей.
Материал. На каждого ребенка по одной картинке с изображением детенышей животных и птиц: цыпленка, щенка, котенка, поросенка, лягушонка, жеребенка, теленка, утенка, медвежонка, гусенка, птенчика.
У воспитателя соответствующий набор взрослых животных и птиц.
Ход игры
Воспитатель. Кто у тебя нарисован, Коля? (Цыпленок.)
Кто у цыпленка мама? (Курица.)
Позови, цыпленок, свою маму. («Пи-пи-пи».)
(Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.)
Такая же работа проводится со всеми детьми.
Игра «Идут животные»№20
Цель.
Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Ход игры
Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежики.
Воспитатель. Идут слоны, они топают очень громко (дети громко произносят звукосочетание «Топ-топ-топ», повторяют его 3–4 раза).
– Идут медведи, они топают по тише (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза немного потише).
– Идут поросята, они топают еще тише.
– Идут ежики, они топают очень тихо.
– Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание).
Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.
Игра «Будь внимательным»№21
Цель.
Развивать голосовой и артикуляционный аппарат и речевое внимание детей.
Материал. Картинки с изображением куклы, мяча, пирамидки, машины, зайца, медведя, коровы, лошади, ежа; на каждого ребенка по синему и красному кружку.
Ход игры
Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.
Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия.
Игра «Отгадай слово» № 22
Цель.
Развивать речевое внимание и голосовой аппарат детей.
Материал. Картинки на фланели с изображением всех знакомых детям животных и их детенышей; фланелеграф.
Ход игры
Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе).
-Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно.
-Я скажу: «Лоша…», а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Игра «Кукушка и дудочка»№23
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал. Картинка, изображающая кукушку, дудочку.
Ход игры
Воспитатель. В лесу живет птица – кукушка (показ картинки).
-Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
-Однажды дети пришли в лес собирать грибы.
— Много набрали грибов.
-Устали, сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3–4 раза).
Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки.
Без системы 6–7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Делай, как я»№ 24
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал. Игрушка: мишка
Ход игры
Воспитатель. Мишка хочет с вами поиграть – давать вам задания.
Мишка. Я косолапый, хожу вот так (показ). И вы походите так же (дети выполняют).
Я умею рычать: «Хр-хр-хр». И вы порычите…
Я люблю есть мед. Я ем его вот так (протягивает лапу и имитирует, что слизывает с нее мед). Ешьте мед…
Мед очень вкусный. Надо облизать губы вот так…
Надо облизать зубы вот так. Погладить животик и сказать: «Фу-у-у». Порычите погромче.
Воспитатель. Молодцы!
Игра «Кто что делает»№ 25
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.
Начало может быть таким:
«Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….»
«Чайник — свистит, кипит…»
«Машина — едет, гудит, светит…»
«Снег — идет, тает…»
«Кошка — бегает, ходит, пьет, спит…»
Игра «Угадай, кто это?» № 26
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные, описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
Игра «Больше, чем… Меньше, чем» № 27
Цель.
Развивать речевое внимание и речевое дыхание детей.
Ход игры
«Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное (до трех, которое по размеру больше, чем я назвал. «
Например, муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар. И так далее.
Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.
Игра «На чем играл зайка?»№ 28
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Материал.
Ширма, заяц, барабан, дудочка, колокольчик, губная гармошка, молоточек, бубен и т. д.
Ход игры
Воспитатель показывает детям поочередно все музыкальные инструменты, показывает их звучание. Затем закрывает музыкальные инструменты ширмой и играет на каком-нибудь одном инструменте и просит детей отгадать – что звучало?
Игра «Узнай, кто какие звуки издает»№ 29
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Оборудование:
набор предметных картинок: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз.
Ход игры
Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос воспитателя, как звенит пила, жужжит жук и т. д., все дети воспроизводят этот звук.
Рекомендации: перед проведением игры, детей нужно познакомить с данными звуками – дать прослушать аудиозаписи с жужжанием жуков, лаем собаки,” завыванием” ветра; продемонстрировать какие звуки издаёт насос при работе. Потом можно продемонстрировать голосовые имитации данных звуков (жужжание, шипение).
Игра «Поиграем в сказку»№ 30
Цель.
Развивать фонематический слух, речевое внимание и артикуляционный и голосовой аппарат детей.
Ход игры:
Детям предлагают вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просят отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты, или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом.
Рекомендации: для проведения этой игры хорошо использовать кукол. Можно предложить детям сыграть сценку из сказки и, даже, поставить спектакль.
Источник