Фольклор в развитии ребенка раннего возраста
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны способы создания определенных взаимоотношений со взрослым. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания, сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки. Они окрашивают нашу речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела. Песенки — потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогают ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком раннем возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.
Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Дети раннего возраста очень любят сказки. Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Козлята и волк» интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках. Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и рассказывание как искусство слова взаимодействуют и с другими видами познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – рассматриванием произведений книжной графики и театрализованной деятельностью.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «Оладушки» и «Сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.
Существует огромное количество потешек на все случаи.
При умывании:
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
* * *
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
При кормлении:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком.
* * *
Ванечка, Ванюша,
Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку.
* * *
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашку сладкую варите,
Кашку сладкую сварили
И …(имя ребенка) Полинку накормили!
Перед сном:
Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай.
* * *
Баю-баю-байки,
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать,
Нашу Катю усыплять.
При одевании на прогулку:
Вот они, сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот — с правой ножки,
Этот — с левой ножки.
Вот так хорошо!
* * *
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
* * *
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.
На прогулке:
Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая,
Пройдись по дорожке,
Топни, Катя, ножкой.
* * *
Большие ножки шли по дорожке:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ.
* * *
Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.
Потешки-развлекалки:
Чики — чики — чикалочки
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке, щёлкает орешки.
(посадите малыша на свою ногу и качайте его)
* * *
Три – та – туш – ки! Три – та – туш – ки!
Едет Настя на подушке!
На подушечке верхом!
Бух с подушки кувырком!
* * *
Ладушки — ладушки, испекли оладушки
На окно поставили — остывать оставили.
Остынут поедим и воробушкам дадим
Все оладушки съели, кыш-кыш полетели.
На головку (имя малыша) сели.
Потешки-утешалки:
А кокля- мокля, глазоньки промокли
Кто будет детку обижать, того коза будет бодать.
* * *
Кто тут плачет ой -ой — ой!
Говорят сынишка мой!
Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите.
Улыбается уже — посмотрите!
Источник
Марина Васильевна Елецких
Значение фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения — это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
расширение, обогащение и активизация словаря;
воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;
формирование правильной разговорной речи.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст.Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним использую следующие потешки,подставляя в текст нужное имя: Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий!
Это познакомьтесь, дети, ваш новый друг.
***
Красные кафтанчики,
Синие карманчики,
На дубу они сидят,
Меж собою говорят — Все про Галеньку, Все про маленьку.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.
Использование фольклора в режимных моментах
Например при умывании я читаю потешки:
Из колодца принесла
Курочка водицы,
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться.
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
При расчесывании волос использую вот такие потешки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.
***
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
— Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
Во время еды:
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
Травка-муравка со сна поднялась
Птица-синица за зерна взялась
Зайка за капусту, мышка — за корку.
А детки — за молоко.
Пейте, детки, молоко — будете здоровы!
Выход на прогулку сопровождаю следующими словами:
***
Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять!
Эта потешка учит детей ориентироваться в собственном теле.
***
Вот они,сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождик подойдет
-Мы пойдем в сапожках.
Перед сном
***
Баю-баю-баиньки, прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
***
Я Баю-баю-баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.
Одной из задач речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И ее пытаюсь решить, используя различные виды русского фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики беру народные игры «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопро-изношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обращаюсь к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать.Использовали такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
***
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
***
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов. Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
***
— Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляточек поить.
— Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи
И еще хочется отметить, что с детьми раннего возраста можно инсценировать русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Курочка ряба» и проговаривать текст.
Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Источник
СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Образовательная область: коммуникация.
Раздел программы: развитие речи.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами.Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о малышах – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку.
В своей работе я поставила перед собой задачи:
1. знакомить детей с устным народным творчеством.
2. через использование в работе фольклора развивать речь детей; проводить работу над звуковой культурой речи, над развитием фонематического слуха, обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи.
3. побуждать внимательно слушать, и запоминать художественные произведения.
4. воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.
5.воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи.
Фольклор представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей раннего, младшего возраста.
Виды фольклора: потешки, заклички, сказки, пестушки, колыбельные песенки.
Колыбельные песни — они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной — не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Использование малых форм фольклора в разных видах деятельности — на конструировании строим домик (избушку,обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет», на музыкальном развитии – поем песенки про собачку. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания,мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они — сапожки». Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю». Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть,произношу: «Умница Алешенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую». В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие.
Источник
Татьяна Матенкова
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. В словаре В. Даля под речью понимается «Что-либо, выраженное словами, устно или на письме; предложенье, связные слова, в коих есть известный смысл». К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек.
Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок и т. д.
Известно, ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры у ребенка.
Читайте малышу, начиная с раннего возраста потешки, колыбельные, прибаутки; при этом, следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью.
Залогом успешной работы является неоднократное повторение одного и того же текста (вызвать желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи).
После многократного повторения текста, когда малыши хорошо владеют его содержанием, предложить им ответить на вопросы.
Необходимость ответить на вопросы не только развивает речь, делает ее образной, художественной, но и помогает делать процесс восприятия художественной литературы осмысленным. Так родители и воспитатели совместно с детьми становятся участниками процесса формирования связной речи, использования образных средств и выражений.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора.
Организуя свою работу, мы проанализировали речь детей своей группы.
Результаты показали, что некоторые малыши знали и с удовольствием повторяли потешки, прибаутки, песенки, байки. Но большинство детей не владели навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называли ее персонажей.
Мы поставили перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитания гуманных чувств.
В основу нашей системы были положены научные достижения А. П. Усовой («Русское народное творчество в детском саду») и Е. А. Флериной (Эстетическое воспитание дошкольников).
Выбрать наиболее удачные приемы воздействия на детей помогли исследования Н. А. Ветлугиной («Самостоятельная деятельность дошкольников») и рекомендации Е. И. Тихеевой.
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенку второго года жизни еще не доступно восприятие образов – они реалистически воспринимают ситуации, где сказочные персонажи разговаривают, действуют, как люди, проявляют к ребенку любовь, ласку, заботу, нежность. Это помогает взрослому подняться на новый, более высокий уровень эмоционального общения с ребенком.
Значительные изменения в восприятии художественных текстов наблюдаются у детей 3-го года жизни. Они уже способны воспринимать образный язык произведений и даже действовать «в образе». Этому способствует также и развивающаяся ролевая игра, которая становится ведущим видом деятельности.
Литература и фольклор учат ребенка мыслить, расширяют его кругозор. Образность произведений литературы и фольклора уже доступна пониманию малышей, поэтому их не удивляет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы, курочки-рябушечки и т. д. ребенок 3-го года жизни включается в «игру» со взрослым, легко откликается на предложение развернуть действия в ролях, может и себя представить, например, собачкой, петушком и т. п. он чувствует и реалистичность («Как у котика усы удивительной красы; глазки смелые, зубки белые», и сказочность («Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился) образов и сюжетов.
Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.
В адаптационный период мы используем различные потешки,например:
— Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Ванечка хороший! Ванечка пригожий!
— Вот проснулся петушок, встала курочка.
Подымайся мой дружок. Встань мой Юрочка!
Произведения народного творчества должны отражать для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна
детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию. Произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.
Чтобы заставить детей двигаться,мы использовали потешки:
— Встань, малыш, еще разок
Сделай маленький шажок.
Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом. Топ-топ!
* * *
Удачно подобранная потешка помогает нам и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
— Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
* * *
При подготовке детей ко сну обращаемся к потешкам.
— Вот и люди спят, вот и звери спят
Птицы спят на веточках
Лисы спят на горочках.
Зайцы спят на травушке,
Утки, на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят-поспят, всему миру спать велят.
Во время одевания на прогулку:
— Вот они сапожки:
Этот с левой ножки, этот с правой ножки.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребёнок приобщается к красоте и самобытности слова, начинает вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить,приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры-забавы с использованием фольклора.
Чтобы дать возможность проявить речевую активность стараемся вводить в игры хорошо известные детям потешки. Например, в игре-забаве «Моя доченька» малыши слышали знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленька…»
Вызывают у детей интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе,гуманное отношение ко всему живому:
— Наши уточки с утра: Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га!
Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко!
Малые формы фольклора используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождаем потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показываем, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение,сопровождаем процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики Антошке»,или: «Водичка, водичка, умой моё личико».
Всё это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры и веселую потешку.
Чтобы потешка, прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать её содержание, мы не просто читаем ту или иную песенку, потешку, а продумываем, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. В работе с детьми раннего возраста считаем эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их. Поэтому во время НОД по ознакомлению с окружающим, развитию речипоказываем наборы картинок по темам: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Обувь», альбомы «Домашние животные», «Транспорт». Интерес у детей к занятиям возрастает, если картинки, предметы двигаются.Широко используем: «Живые картинки» «Птичий двор» для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать своё отношение к нему. Например, при чтении потешки «Сорока-белобока» Арина ставила деток сороки друг за другом и раздавала им кашу, а самому последнему, который ничего не делал,говорила: «А ты постой, вот тебе горшок пустой».
Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляем в беседах и консультациях.
Были проведены беседы на темы: «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «Роль игры в речевом развитии детей». Успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы. Подобрали соответствующие наглядно-печатные игры «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришел?», «Кто что делает?», «Подбери перышко» и т. д., книги, наглядный материал, которые помогали бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений речевого жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.
В книжном уголке разместили книги-игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книги-малышки, фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Все это сразу привлекло внимание детей. Они с радостью шли в «книжный дом», рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых потешек. Проводимые дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведение народного творчества, помогали закрепить навыки интонациональной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.Исследовательская работа с народным поэтическим словом для самых маленьких показала: детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно по законам красоты «открывается» перед ними притягательная сила народного слова – «чутье языка», элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю, Родине.
Источник