Фольклор средство развития личности ребенка

кутова анна
Русский фольклор как средство всестороннего развития личности ребёнка.

Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребенка. Фольклор — одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий в себе дидактические возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, развития речевых навыков. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Известный педагог Л. Н. Павлова отмечает, что «фольклор – действенный метод гуманизации воспитания ребенка с первых лет жизни, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей…» Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. В детском фольклоресочетаются разные функции: познавательная, педагогическая, мнемоническая и эстетическая.

При использовании фольклорного материала в образовательном процессе мы учитываем возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте мы используем малые фольклорные формы. Например, колыбельные песни, которые помогают заснуть ребенку. И сколько радости и покоя приносят эти незатейливые мотивы и такие знакомые персонажи! И добрый котик и гули, которые курлыкали и убаюкали малыша. Пестушки помогают нам развлечь малыша и порадовать, одновременно развивая и укрепляя его физически, закладывая в нем чувство ритма, развивая его образное мышление.

Тушки – тушки,

Сели на подушке,

Пришли подружки,

Столкнули с подушки. —

Эта пестушка мы используем, чтобы разбудить маленького соню.

Веселя малыша,можно сказать:

Кокли-мокли,

Глазоньки промокли,

Кто будет плакать,

Лягушкой будет квакать!

Во время кормления мы приговариваем:

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При одевании на прогулку произносим пестушку:

Наши детки маленькие,

На них шубки аленькие.

Опушки бобровые,

Детки чернобровые.

Шапка да шубка –

Вот и есть Мишутка!

Во время умывания мы приговариваем:

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот какие чистые

Ушки и ладошки!

Потешка – это уже игра взрослого с ребенком, которая позволяет развить у малыша мышление, мелкую моторику и речь. Вспомните знакомые с детства «Ладушки», «Сорока», «Коза».

Прибаутка, шутя,показывает взаимосвязь всего в мире:

Куда, Фома, едешь,

Куда погоняешь?

– Сено косить.

На что тебе сено?

– Коров кормить.

На что тебе коровы?

– Молоко доить, ребяток поить.

Для работы с детьми раннего возраста я бы посоветовала использовать книги с иллюстрациями российских художников, например, Юрия Алексеевича Васнецова. Особенно мне нравится новый сборник под названием «Мамам, бабушкам и няням», издательства «Духовное преображение» под редакцией Макаровой. Здесь подобраны фольклорные произведения различных жанров с подробным описанием, когда и как их можно применять. Чтение народных потешек, сказок лучше сопровождать показом наглядного материала, это более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. А благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Потешки пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Кроме того, при использовании народной игрушки мы развиваем у ребенка сенсорику, моторику, логику, образное мышление. Ребенок с раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, размера.

Применение фольклорных форм требует от воспитателя умения владеть художественными навыками исполнения, эмоциональностью и чувством личной сопричастности. Очень важно внести в образовательную деятельность элементы артистичности, красочного действия, веселья в исполнение народных произведений для того, чтобы все прошло как яркое общение.

В среднем возрасте, наряду с усложнением и обогащением «малых форм» мы применяем пословицы, поговорки, скороговорки, являющиеся средством развития звуковой культуры речи.

Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

Да норы не дорыла.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, у них развиваются навыки творчески использовать слова, образно описывать предмет.В этом возрасте в игровой деятельности детей начинают появляться считалки:

Катится торба

С высокого горба,

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница,

С кем будешь делиться?

Увлекшись “народной педагогикой”, в старшей группе мы большое внимание уделяем знакомству с народной культурой и традициями, все чаще вносим фольклор в непосредственно образовательную деятельность. В течение года знакомим детей с историей народной игрушки матрешки, с ремеслами, русским народным костюмом, народными инструментами и естественно, обрядами. Дети знакомятся со многими

«устаревшими» словами, которые ушли из нашей речи также, как вышедшие из обихода предметы. Дети с удовольствием заучивают заклички, потешки, приметы, поговорки, русские народные игры, песни и попевки. К этой работе с интересом подключились родители наших воспитанников. Они посещают с детьми музеи, дарят нам предметы народного быта (рушники, подзоры, ложки, народные игрушки.

В работе со старшими детьми мы используем более сложный фольклорный материал – былины, сказания, обрядовые песни. В этом возрасте фольклор не только обучает и развлекает, а все больше воспитывает, дает основы нравственного, патриотического, гендерного воспитания. Среди богатств народного эпоса сказки и былины являют собой особую фольклорную форму, в которой вытекают друг из друга реальное и фантастическое.Говоря словами великого поэта: «Что за чудо эти сказки. Каждая из них – поэма!» Ушинский К. Д. писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ». А Н. Н. Новиков ещё в 18 веке выступал за народное образование, говорил, что «оно является подлинным творцом добрых нравов …».

В старшем возрасте важно знакомить детей с былинными героями, так как этико-эстетическому идеалу русского крестьянина соответствовал добрый молодец высокого роста, здоровый, румяный, с могучими плечами, гордой поступью и осанкой. Он- защитник Отечества и народа, прекрасный воин, упорный труженик, отличный семьянин. В их честь слагали песни, былины, которые передавались из поколения в поколение. На их примере воспитывались мальчики много лет. И сейчас, на мой взгляд, очень важно сохранять эту традицию, воспитывать мальчишек на примере Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.

Образ женщины не менее интересен и сложен в русском фольклоре. С одной стороны – это женщина-красавица, ведущим отличием которой является природный ум, который проявляется в труде, ибо труд есть творчество (Василиса Премудрая). С другой стороны – русская женщина – это мать. «Ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь…является наиболее древней русской традицией». Образ матери – это материнская любовь, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и терпимость. Разве не на этих духовно-нравственных идеалах надо воспитывать детей?

При знакомстве детей с русской народной сказкой очень важно помнить, что это произведение устного творчества, поэтому лучше всего её рассказывать, а не читать, обязательно использовать иллюстративный материал. Замечательная работа со сказкой – это её драматизация, когда сначала сам воспитатель, а потом и дети при его помощи делают её постановку. Это очень обогащает эмоциональную составляющую детской души.

Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, представляют собой пословицы и поговорки. В изумительной силе мудрости русскихпословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т. д.: «Добро творить – себя веселить», «Честь дороже жизни», «Человек без Родины – соловей без песни» и так далее. Эти простые, но главные истины, которые постигают дети с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.

Для того, чтобы дети получили возможность погрузиться в ту историческую эпоху, с которой мы их знакомили, наглядно увидеть предметы быта, прикладного искусства, мы создали силами родителей и сотрудников мини-музей «Русская горница», в котором постарались воссоздать внешний облик убранства крестьянской избы.

Детям очень интересно там бывать, и даже прослушивание русских народных песен в «Горнице» проходит как-то по-особенному — они слушают их с большим вниманием и очень эмоционально воспринимают.

Очень расширяют представления детей о культуре и традициях русского народа и родного края мультимедийные презентации.Мы их сделали несколько: «Русская изба», «Художественные промыслы Нижегородской области», «Русский женский костюм».

В старшей группе мы начали знакомить детей с православными («Рождество», «Святки», «Коляда») и народными праздниками («Масленица»).

С детьми мы заучили колядки:

Коляда – моляда

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

На Мироновом двору,

Эй, дядька Мирон,

Вынеси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

На Масленицу мы познакомим детей с народными играми «Петушки», «Золотые ворота», «Как у тетушки Матрены» и др.

В подготовительной группе мы, конечно, продолжим знакомство с русским фольклором, который является неисчерпаемым источником народной мудрости и стимулом для творчества.

Источник

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития воспитанников № 119

“Русский фольклор как средство всестороннего развития личности ребенка”

СТАТЬЯ В СБОРНИК

 “ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО:

 О ПРОБЛЕМАХ И НЕ ТОЛЬКО”.

Автор:

воспитатель Кутова А.В.

Г. Нижний Новгород

2013 г.

Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребенка.  Фольклор  — одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий в себе дидактические возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, развития речевых навыков. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Известный педагог Л.Н. Павлова отмечает, что «фольклор – действенный метод гуманизации воспитания ребенка с первых лет жизни, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей…» Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. В детском фольклоре сочетаются разные функции: познавательная, педагогическая, мнемоническая и эстетическая.

При использовании фольклорного материала в образовательном процессе мы учитываем возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте мы используем малые фольклорные формы. Например, колыбельные песни, которые помогают заснуть ребенку. И сколько радости и покоя приносят эти незатейливые мотивы и такие знакомые персонажи! И добрый котик и гули, которые курлыкали и убаюкали малыша. Пестушки помогают нам развлечь малыша и порадовать, одновременно развивая и укрепляя его физически, закладывая в нем чувство ритма, развивая его образное мышление.

Тушки – тушки,

Сели на подушке,

Пришли подружки,

Столкнули с подушки. —

Эта пестушка мы используем, чтобы разбудить маленького соню.

Веселя малыша, можно сказать:

Кокли-мокли,

Глазоньки промокли,

Кто будет плакать,

Лягушкой будет квакать!

Во время кормления мы приговариваем:

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При одевании на прогулку произносим пестушку:

Наши детки маленькие,

На них шубки аленькие.

Опушки бобровые,

Детки чернобровые.

Шапка да шубка –

Вот и есть Мишутка!

Во время умывания мы приговариваем:

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот какие чистые

Ушки и ладошки!

Потешка – это уже игра взрослого с ребенком, которая позволяет  развить у малыша мышление, мелкую моторику и речь. Вспомните знакомые с детства «Ладушки», «Сорока», «Коза».

Прибаутка, шутя, показывает взаимосвязь всего в мире:

                               Куда, Фома, едешь,

  Куда погоняешь?

– Сено косить.

  На что тебе сено?

– Коров кормить.

  На что тебе коровы?

– Молоко доить, ребяток поить.

Для работы с детьми раннего  возраста я бы посоветовала  использовать книги с иллюстрациями российских художников, например, Юрия Алексеевича Васнецова. Особенно мне нравится новый сборник под названием «Мамам, бабушкам и няням», издательства «Духовное преображение» под редакцией Макаровой. Здесь подобраны фольклорные произведения различных жанров с подробным описанием, когда и как их можно применять. Чтение народных потешек, сказок лучше сопровождать показом наглядного материала, это более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. А благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Потешки пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Кроме того, при использовании народной игрушки мы развиваем у ребенка сенсорику, моторику, логику, образное мышление. Ребенок с раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, размера.

Применение фольклорных форм требует от воспитателя умения владеть художественными навыками исполнения, эмоциональностью и чувством личной сопричастности. Очень важно внести в образовательную деятельность элементы артистичности, красочного действия, веселья в исполнение народных  произведений для того, чтобы все прошло как яркое общение.

В среднем возрасте, наряду с усложнением и обогащением «малых форм» мы применяем пословицы, поговорки, скороговорки, являющиеся средством развития звуковой культуры речи.

                                 Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

Да норы не дорыла.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, у них развиваются навыки творчески использовать слова,  образно описывать предмет. В этом возрасте в игровой деятельности детей начинают появляться считалки:

                             Катится торба

С высокого горба,

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница,

С кем будешь делиться?

Увлекшись “народной педагогикой”, в старшей  группе мы большое  внимание уделяем знакомству с народной культурой и традициями, все чаще вносим фольклор в непосредственно образовательную деятельность. В течение года знакомим детей с историей народной игрушки матрешки, с ремеслами, русским народным костюмом, народными инструментами и естественно, обрядами.  Дети знакомятся со многими

« устаревшими» словами, которые ушли из нашей речи также, как вышедшие из обихода предметы. Дети с удовольствием  заучивают заклички, потешки, приметы, поговорки, русские народные игры, песни и попевки. К этой работе с интересом подключились родители наших воспитанников. Они посещают с детьми музеи, дарят нам  предметы народного быта (рушники, подзоры, ложки), народные игрушки.

В работе со старшими детьми мы используем более сложный фольклорный материал – былины, сказания, обрядовые песни. В этом возрасте фольклор не только обучает и развлекает, а все больше воспитывает, дает основы нравственного, патриотического, гендерного воспитания. Среди богатств народного эпоса сказки и былины являют собой особую фольклорную форму, в которой вытекают друг из друга реальное и фантастическое. Говоря словами великого поэта: «Что за чудо эти сказки. Каждая из них – поэма!» Ушинский К.Д. писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ». А Н.Н.Новиков ещё в 18 веке выступал за народное образование, говорил, что «оно является подлинным творцом добрых нравов …».

В старшем возрасте важно знакомить детей с былинными героями, так как этико-эстетическому идеалу русского крестьянина соответствовал добрый молодец высокого роста, здоровый, румяный, с могучими плечами, гордой поступью и осанкой. Он- защитник Отечества и народа, прекрасный воин, упорный труженик, отличный семьянин. В их честь слагали песни, былины, которые передавались из поколения в поколение. На их примере воспитывались мальчики много лет. И сейчас, на мой взгляд, очень важно сохранять эту традицию, воспитывать мальчишек на примере Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.

Образ женщины не менее интересен и сложен в русском фольклоре. С одной стороны – это женщина-красавица, ведущим отличием которой является природный ум, который проявляется в труде, ибо труд есть творчество (Василиса Премудрая). С другой стороны – русская женщина – это мать. «Ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь…является наиболее древней русской традицией». Образ матери – это материнская любовь, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и терпимость. Разве не на этих духовно-нравственных идеалах надо воспитывать детей?

При знакомстве детей с русской народной сказкой очень важно помнить, что это произведение  устного творчества, поэтому лучше всего её рассказывать, а не читать, обязательно использовать иллюстративный материал. Замечательная работа со сказкой – это её драматизация, когда сначала сам воспитатель, а потом и дети при его помощи делают её  постановку. Это очень обогащает эмоциональную составляющую детской души.

Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, представляют собой пословицы и поговорки. В изумительной силе мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т.д.: «Добро творить – себя веселить», «Честь дороже жизни», «Человек без Родины – соловей без песни» и так далее. Эти простые, но главные истины, которые постигают дети с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.

 Для того, чтобы дети получили возможность погрузиться в ту историческую эпоху, с которой мы их знакомили, наглядно увидеть  предметы быта, прикладного искусства, мы создали силами родителей и сотрудников мини-музей «Русская горница», в котором постарались воссоздать внешний облик убранства крестьянской избы.

Детям очень интересно там бывать, и даже прослушивание русских народных песен в «Горнице» проходит как-то по-особенному — они слушают их с большим вниманием и очень эмоционально воспринимают.

Очень расширяют  представления детей о культуре и традициях русского  народа и родного края мультимедийные презентации. Мы их сделали несколько: «Русская изба», «Художественные промыслы Нижегородской области», «Русский женский костюм».  

          В старшей группе мы начали  знакомить детей с  православными ( «Рождество», «Святки», «Коляда») и народными праздниками («Масленица»).

С детьми мы заучили колядки:

Коляда – моляда

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

На Мироновом двору,

Эй, дядька Мирон,

Вынеси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

На Масленицу мы познакомим детей с народными играми «Петушки», «Золотые ворота», «Как у тетушки Матрены» и др.

В подготовительной группе мы, конечно, продолжим знакомство с русским фольклором, который является неисчерпаемым источником народной мудрости и стимулом для творчества.

Источник