Фольклор средство развития личности ребенка
кутова анна
Русский фольклор как средство всестороннего развития личности ребёнка.
Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребенка. Фольклор — одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий в себе дидактические возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, развития речевых навыков. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Известный педагог Л. Н. Павлова отмечает, что «фольклор – действенный метод гуманизации воспитания ребенка с первых лет жизни, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей…» Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. В детском фольклоресочетаются разные функции: познавательная, педагогическая, мнемоническая и эстетическая.
При использовании фольклорного материала в образовательном процессе мы учитываем возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте мы используем малые фольклорные формы. Например, колыбельные песни, которые помогают заснуть ребенку. И сколько радости и покоя приносят эти незатейливые мотивы и такие знакомые персонажи! И добрый котик и гули, которые курлыкали и убаюкали малыша. Пестушки помогают нам развлечь малыша и порадовать, одновременно развивая и укрепляя его физически, закладывая в нем чувство ритма, развивая его образное мышление.
Тушки – тушки,
Сели на подушке,
Пришли подружки,
Столкнули с подушки. —
Эта пестушка мы используем, чтобы разбудить маленького соню.
Веселя малыша,можно сказать:
Кокли-мокли,
Глазоньки промокли,
Кто будет плакать,
Лягушкой будет квакать!
Во время кормления мы приговариваем:
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
При одевании на прогулку произносим пестушку:
Наши детки маленькие,
На них шубки аленькие.
Опушки бобровые,
Детки чернобровые.
Шапка да шубка –
Вот и есть Мишутка!
Во время умывания мы приговариваем:
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот какие чистые
Ушки и ладошки!
Потешка – это уже игра взрослого с ребенком, которая позволяет развить у малыша мышление, мелкую моторику и речь. Вспомните знакомые с детства «Ладушки», «Сорока», «Коза».
Прибаутка, шутя,показывает взаимосвязь всего в мире:
Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
– Сено косить.
На что тебе сено?
– Коров кормить.
На что тебе коровы?
– Молоко доить, ребяток поить.
Для работы с детьми раннего возраста я бы посоветовала использовать книги с иллюстрациями российских художников, например, Юрия Алексеевича Васнецова. Особенно мне нравится новый сборник под названием «Мамам, бабушкам и няням», издательства «Духовное преображение» под редакцией Макаровой. Здесь подобраны фольклорные произведения различных жанров с подробным описанием, когда и как их можно применять. Чтение народных потешек, сказок лучше сопровождать показом наглядного материала, это более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. А благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Потешки пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Кроме того, при использовании народной игрушки мы развиваем у ребенка сенсорику, моторику, логику, образное мышление. Ребенок с раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, размера.
Применение фольклорных форм требует от воспитателя умения владеть художественными навыками исполнения, эмоциональностью и чувством личной сопричастности. Очень важно внести в образовательную деятельность элементы артистичности, красочного действия, веселья в исполнение народных произведений для того, чтобы все прошло как яркое общение.
В среднем возрасте, наряду с усложнением и обогащением «малых форм» мы применяем пословицы, поговорки, скороговорки, являющиеся средством развития звуковой культуры речи.
Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
Да норы не дорыла.
Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, у них развиваются навыки творчески использовать слова, образно описывать предмет.В этом возрасте в игровой деятельности детей начинают появляться считалки:
Катится торба
С высокого горба,
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница,
С кем будешь делиться?
Увлекшись “народной педагогикой”, в старшей группе мы большое внимание уделяем знакомству с народной культурой и традициями, все чаще вносим фольклор в непосредственно образовательную деятельность. В течение года знакомим детей с историей народной игрушки матрешки, с ремеслами, русским народным костюмом, народными инструментами и естественно, обрядами. Дети знакомятся со многими
«устаревшими» словами, которые ушли из нашей речи также, как вышедшие из обихода предметы. Дети с удовольствием заучивают заклички, потешки, приметы, поговорки, русские народные игры, песни и попевки. К этой работе с интересом подключились родители наших воспитанников. Они посещают с детьми музеи, дарят нам предметы народного быта (рушники, подзоры, ложки, народные игрушки.
В работе со старшими детьми мы используем более сложный фольклорный материал – былины, сказания, обрядовые песни. В этом возрасте фольклор не только обучает и развлекает, а все больше воспитывает, дает основы нравственного, патриотического, гендерного воспитания. Среди богатств народного эпоса сказки и былины являют собой особую фольклорную форму, в которой вытекают друг из друга реальное и фантастическое.Говоря словами великого поэта: «Что за чудо эти сказки. Каждая из них – поэма!» Ушинский К. Д. писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ». А Н. Н. Новиков ещё в 18 веке выступал за народное образование, говорил, что «оно является подлинным творцом добрых нравов …».
В старшем возрасте важно знакомить детей с былинными героями, так как этико-эстетическому идеалу русского крестьянина соответствовал добрый молодец высокого роста, здоровый, румяный, с могучими плечами, гордой поступью и осанкой. Он- защитник Отечества и народа, прекрасный воин, упорный труженик, отличный семьянин. В их честь слагали песни, былины, которые передавались из поколения в поколение. На их примере воспитывались мальчики много лет. И сейчас, на мой взгляд, очень важно сохранять эту традицию, воспитывать мальчишек на примере Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.
Образ женщины не менее интересен и сложен в русском фольклоре. С одной стороны – это женщина-красавица, ведущим отличием которой является природный ум, который проявляется в труде, ибо труд есть творчество (Василиса Премудрая). С другой стороны – русская женщина – это мать. «Ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь…является наиболее древней русской традицией». Образ матери – это материнская любовь, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и терпимость. Разве не на этих духовно-нравственных идеалах надо воспитывать детей?
При знакомстве детей с русской народной сказкой очень важно помнить, что это произведение устного творчества, поэтому лучше всего её рассказывать, а не читать, обязательно использовать иллюстративный материал. Замечательная работа со сказкой – это её драматизация, когда сначала сам воспитатель, а потом и дети при его помощи делают её постановку. Это очень обогащает эмоциональную составляющую детской души.
Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, представляют собой пословицы и поговорки. В изумительной силе мудрости русскихпословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т. д.: «Добро творить – себя веселить», «Честь дороже жизни», «Человек без Родины – соловей без песни» и так далее. Эти простые, но главные истины, которые постигают дети с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.
Для того, чтобы дети получили возможность погрузиться в ту историческую эпоху, с которой мы их знакомили, наглядно увидеть предметы быта, прикладного искусства, мы создали силами родителей и сотрудников мини-музей «Русская горница», в котором постарались воссоздать внешний облик убранства крестьянской избы.
Детям очень интересно там бывать, и даже прослушивание русских народных песен в «Горнице» проходит как-то по-особенному — они слушают их с большим вниманием и очень эмоционально воспринимают.
Очень расширяют представления детей о культуре и традициях русского народа и родного края мультимедийные презентации.Мы их сделали несколько: «Русская изба», «Художественные промыслы Нижегородской области», «Русский женский костюм».
В старшей группе мы начали знакомить детей с православными («Рождество», «Святки», «Коляда») и народными праздниками («Масленица»).
С детьми мы заучили колядки:
Коляда – моляда
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
На Мироновом двору,
Эй, дядька Мирон,
Вынеси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
На Масленицу мы познакомим детей с народными играми «Петушки», «Золотые ворота», «Как у тетушки Матрены» и др.
В подготовительной группе мы, конечно, продолжим знакомство с русским фольклором, который является неисчерпаемым источником народной мудрости и стимулом для творчества.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению художественно-эстетического развития воспитанников № 119
“Русский фольклор как средство всестороннего развития личности ребенка”
СТАТЬЯ В СБОРНИК
“ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО:
О ПРОБЛЕМАХ И НЕ ТОЛЬКО”.
Автор:
воспитатель Кутова А.В.
Г. Нижний Новгород
2013 г.
Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребенка. Фольклор — одно из действенных и ярких средств педагогики, таящий в себе дидактические возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, развития речевых навыков. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Известный педагог Л.Н. Павлова отмечает, что «фольклор – действенный метод гуманизации воспитания ребенка с первых лет жизни, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей…» Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. В детском фольклоре сочетаются разные функции: познавательная, педагогическая, мнемоническая и эстетическая.
При использовании фольклорного материала в образовательном процессе мы учитываем возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте мы используем малые фольклорные формы. Например, колыбельные песни, которые помогают заснуть ребенку. И сколько радости и покоя приносят эти незатейливые мотивы и такие знакомые персонажи! И добрый котик и гули, которые курлыкали и убаюкали малыша. Пестушки помогают нам развлечь малыша и порадовать, одновременно развивая и укрепляя его физически, закладывая в нем чувство ритма, развивая его образное мышление.
Тушки – тушки,
Сели на подушке,
Пришли подружки,
Столкнули с подушки. —
Эта пестушка мы используем, чтобы разбудить маленького соню.
Веселя малыша, можно сказать:
Кокли-мокли,
Глазоньки промокли,
Кто будет плакать,
Лягушкой будет квакать!
Во время кормления мы приговариваем:
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
При одевании на прогулку произносим пестушку:
Наши детки маленькие,
На них шубки аленькие.
Опушки бобровые,
Детки чернобровые.
Шапка да шубка –
Вот и есть Мишутка!
Во время умывания мы приговариваем:
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ручки,
Вот какие чистые
Ушки и ладошки!
Потешка – это уже игра взрослого с ребенком, которая позволяет развить у малыша мышление, мелкую моторику и речь. Вспомните знакомые с детства «Ладушки», «Сорока», «Коза».
Прибаутка, шутя, показывает взаимосвязь всего в мире:
Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
– Сено косить.
На что тебе сено?
– Коров кормить.
На что тебе коровы?
– Молоко доить, ребяток поить.
Для работы с детьми раннего возраста я бы посоветовала использовать книги с иллюстрациями российских художников, например, Юрия Алексеевича Васнецова. Особенно мне нравится новый сборник под названием «Мамам, бабушкам и няням», издательства «Духовное преображение» под редакцией Макаровой. Здесь подобраны фольклорные произведения различных жанров с подробным описанием, когда и как их можно применять. Чтение народных потешек, сказок лучше сопровождать показом наглядного материала, это более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. А благодаря простоте и мелодичности звучания, дети, играя, легко запоминают их, приучаясь пользоваться ими в своей речи. Потешки пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Кроме того, при использовании народной игрушки мы развиваем у ребенка сенсорику, моторику, логику, образное мышление. Ребенок с раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, размера.
Применение фольклорных форм требует от воспитателя умения владеть художественными навыками исполнения, эмоциональностью и чувством личной сопричастности. Очень важно внести в образовательную деятельность элементы артистичности, красочного действия, веселья в исполнение народных произведений для того, чтобы все прошло как яркое общение.
В среднем возрасте, наряду с усложнением и обогащением «малых форм» мы применяем пословицы, поговорки, скороговорки, являющиеся средством развития звуковой культуры речи.
Свинья тупорыла
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
Да норы не дорыла.
Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, у них развиваются навыки творчески использовать слова, образно описывать предмет. В этом возрасте в игровой деятельности детей начинают появляться считалки:
Катится торба
С высокого горба,
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница,
С кем будешь делиться?
Увлекшись “народной педагогикой”, в старшей группе мы большое внимание уделяем знакомству с народной культурой и традициями, все чаще вносим фольклор в непосредственно образовательную деятельность. В течение года знакомим детей с историей народной игрушки матрешки, с ремеслами, русским народным костюмом, народными инструментами и естественно, обрядами. Дети знакомятся со многими
« устаревшими» словами, которые ушли из нашей речи также, как вышедшие из обихода предметы. Дети с удовольствием заучивают заклички, потешки, приметы, поговорки, русские народные игры, песни и попевки. К этой работе с интересом подключились родители наших воспитанников. Они посещают с детьми музеи, дарят нам предметы народного быта (рушники, подзоры, ложки), народные игрушки.
В работе со старшими детьми мы используем более сложный фольклорный материал – былины, сказания, обрядовые песни. В этом возрасте фольклор не только обучает и развлекает, а все больше воспитывает, дает основы нравственного, патриотического, гендерного воспитания. Среди богатств народного эпоса сказки и былины являют собой особую фольклорную форму, в которой вытекают друг из друга реальное и фантастическое. Говоря словами великого поэта: «Что за чудо эти сказки. Каждая из них – поэма!» Ушинский К.Д. писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ». А Н.Н.Новиков ещё в 18 веке выступал за народное образование, говорил, что «оно является подлинным творцом добрых нравов …».
В старшем возрасте важно знакомить детей с былинными героями, так как этико-эстетическому идеалу русского крестьянина соответствовал добрый молодец высокого роста, здоровый, румяный, с могучими плечами, гордой поступью и осанкой. Он- защитник Отечества и народа, прекрасный воин, упорный труженик, отличный семьянин. В их честь слагали песни, былины, которые передавались из поколения в поколение. На их примере воспитывались мальчики много лет. И сейчас, на мой взгляд, очень важно сохранять эту традицию, воспитывать мальчишек на примере Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича.
Образ женщины не менее интересен и сложен в русском фольклоре. С одной стороны – это женщина-красавица, ведущим отличием которой является природный ум, который проявляется в труде, ибо труд есть творчество (Василиса Премудрая). С другой стороны – русская женщина – это мать. «Ценностное отношение к матери как к одной из главных святынь…является наиболее древней русской традицией». Образ матери – это материнская любовь, сердечность и душевность, сострадание и сочувствие, мудрость и терпимость. Разве не на этих духовно-нравственных идеалах надо воспитывать детей?
При знакомстве детей с русской народной сказкой очень важно помнить, что это произведение устного творчества, поэтому лучше всего её рассказывать, а не читать, обязательно использовать иллюстративный материал. Замечательная работа со сказкой – это её драматизация, когда сначала сам воспитатель, а потом и дети при его помощи делают её постановку. Это очень обогащает эмоциональную составляющую детской души.
Раскрывая все стороны жизни народа, представления о добре и зле, неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, представляют собой пословицы и поговорки. В изумительной силе мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа: любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость, любовь к матери, желание творить добро и т.д.: «Добро творить – себя веселить», «Честь дороже жизни», «Человек без Родины – соловей без песни» и так далее. Эти простые, но главные истины, которые постигают дети с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь.
Для того, чтобы дети получили возможность погрузиться в ту историческую эпоху, с которой мы их знакомили, наглядно увидеть предметы быта, прикладного искусства, мы создали силами родителей и сотрудников мини-музей «Русская горница», в котором постарались воссоздать внешний облик убранства крестьянской избы.
Детям очень интересно там бывать, и даже прослушивание русских народных песен в «Горнице» проходит как-то по-особенному — они слушают их с большим вниманием и очень эмоционально воспринимают.
Очень расширяют представления детей о культуре и традициях русского народа и родного края мультимедийные презентации. Мы их сделали несколько: «Русская изба», «Художественные промыслы Нижегородской области», «Русский женский костюм».
В старшей группе мы начали знакомить детей с православными ( «Рождество», «Святки», «Коляда») и народными праздниками («Масленица»).
С детьми мы заучили колядки:
Коляда – моляда
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
На Мироновом двору,
Эй, дядька Мирон,
Вынеси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
На Масленицу мы познакомим детей с народными играми «Петушки», «Золотые ворота», «Как у тетушки Матрены» и др.
В подготовительной группе мы, конечно, продолжим знакомство с русским фольклором, который является неисчерпаемым источником народной мудрости и стимулом для творчества.
Источник