Физкультура в общем и речевом развитии ребенка

Седова Ольга
Возможности физической культуры в речевом развитии детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области

Доклад

«Возможности физической культуры

в речевом развитии детей»

Воспитатель по физической культуре:

Седовой О. В

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.

На занятиях физической культурой по мимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей.

Так же на занятиях физической культурой мы развиваем не только крупную моторику, но и мелкую, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, а в следствии развитие речи. Например, игра в «сухой бассейн» развивает не только мелкую моторику, а также:

• Восприятие цветов;

• Понятие о количестве;

• Помогает чувствовать свое тело;

• Предотвращение страха.

На своих занятиях я использую следующие приемы речевого развития:

• Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;

На лужайке по утру,

Мы затеяли игру. (Дети встают в круг)

Я подснежник, ты вьюнок (Подают по очереди левую и правую руки)

Становись скорей в кружок. (Встают в круг)

Раз, два, три, четыре, (4 шага вправо)

Раздвигайте круг пошире, (2 шага назад)

А теперь мы ручейки

Побежим вперегонки. (Бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим

Станет озеро большим, (Расширяют и выравнивают круг)

Становитесь в круг опять

Будем в солнышко играть (Расцепили руки)

Мы веселые лучи (Потянулись вверх на носках)

Мы резвы и горячи. (Прыжки на двух ногах)

• Различные речевки (на зарядках, в конце занятий);

На зарядку выходи

На зарядку всех буди.

Все ребята говорят:

Физзарядка- для ребят.

• Считалочки;

1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет,

Пиф-паф, ой- ой- ой,

Погибает зайчик мой.

Повезли его в больницу

Оказался он живой.

• Художественное слово;

Подвижная игра «Кот и мыши»

К- Мыши-мыши, где гуляли?

М- Сыр в кладовке воровали.

К- Почему остались крошки?

М- Тебе оставили немножко.

К- За такие вот делишки,

Мы накажем вас воришки.

М- Если хочешь наказать

Так попробуй нас догнать.

• Придумывание различных историй (например, мы попали в страну «Здоровейки», предлагаю вам по путешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая). Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки).

• Фальклерный материал;

• Потешки;

• Прибаутки;

• Русские народные песни.

«Малыши крепыши

Вышли на зарядку,

Малыши, крепыши

Делают зарядку.»

• Слова заклички в подвижных играх;

Гуси- гуси (Га-га-га,

Есть хотите (Да-да-да,

Ну летите (Нет-нет-нет,

Серый волк под горой не пускает нас домой!

Ну летите как хотите, только крылья берегите!

• Отговаривание правил подвижной игры;

Речевые приемы при зарядке и в водной части (Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).

• Различные виды расчета (1-2-3, моряки-мотросы, красные-синие);

• Дыхательные и пальчиковые гимнастики;

Проведи глазами влево,

И скажи соседа слева,

А теперь ты вправо проведи

И соседа справа прошепчи,

Посмотри ты в потолок

Свое имя назови дружок.

• Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт- ура);

• Загадки на различные темы;

Соберем команду в школе Мне друзья сказать не лень

И найдем большое поле, «С добрым утром» «Добрый день»

Пробиваем угловой А потом еще при встрече

Забиваем головой, Говорю им…

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы…

• В конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.

Источник

Юлия Рыбникова
Развитие речи на занятиях по физкультуре в ДОУ

«Развитие речи на занятиях физкультуры в ДОУ

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно, на мой взгляд, уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры:

1. Речь инструктора (воспитателя)

Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагют свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов: например: звонИт, но не звОнит, вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др.

2. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.

Примеры пальчиковых игр:

«Муха»

На паркете восемь мух

Польку танцевали,

(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)

Увидали паука – в обморок упали!

(роняют руки на колени ладошками вверх).

«Лепёшки»

Тошки-тошки-тошки!

Испечём лепёшки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)

Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)

И парное молоко,

Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами,сжимают и разжимают кулачки)

Тошки-тошки-тошки!

Напекли лепёшки! («пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).

3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

Примеры считалок:

Раз, два, три, четыре, пять -вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу, он украл там рукавицу.

Привезли его в буфет, он украл там сто конфет.

Привезли его домой, оказался он живой.

***

Шёл утёнок по дорожке,

Видит он – лежат сапожки.

Стал сапожки он носить,

Выходи, тебе водить.

***

Ёжик нёс на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе водить опять!

Примеры зазывалок:

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю!

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем.

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем-

За уши поднимем!

Речёвка-небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.

Девиз- короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.

4. Объяснение правила игры

У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.

5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.

Игры с мячом.

Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от деффекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например:

Игра «Брось-добавь!»

Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.

Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.

Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.

Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».

Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Игра «Скачет мячик»

Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка

Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал.

Игра «Мяч в обруч».

Цель: тренировать умение попадать в вертикальную цель с проговариванием ритмического рисунка.

Игра «Играем в звуки» (подготовительная к школе группа).

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребёнок называет гласный звук, синего-согласный.

Игра «Брось-назови!»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия.

Пояснение:

Фрукты: апельсин, киви, манго….

Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….

Города: Таллин, Москва, Рига…

Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и др.

Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.

На скакалке я скакала и ни капли не устала,

Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!

Подвижные коллективные и интерактивные игры.

Подвижная игра «Ковбой»

Цель: развивать двигательную и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий-ковбой и отходит в конец зала.

Дети-«лошадки» дразнят ковбоя:

Ковбой, ковбой! Не спи под горой!

Ты нас накорми, ты нас напои!

С нами ты поиграй, нас, лошадок, догоняй!

Подвижная игра «Вышли зайцы погулять»

Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий-волк, остальные зайцы встают вокруг волка, проговаривают текст, сопровождая его движениями:

Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать.

Вдруг за лесом, на пригорке увидали зайцы волка.

Волк проснулся, потянулся, на зайчаток облизнулся и сказал:

«Ну, я наспался и теперь….проголодался!» (зайцы убегают от волка.)

Русская народная игра «Заря».

Цель: активизировать двигательную и речевую потребность детей, воспитывать интерес к народному творчеству.

Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, один из играющих-заря-ходит за кругом с лентой и все говорят слова:

Заря-зареница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые-за водой пошла!

С последними словами водящий

незаметно кладёт ленту на плечо

одному из играющих, который,

заметив это, берёт ленту, и оба разбегаются в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится зарёй.

Игры с цветом (для детей первой и второй младшей группы).

Игра средней подвижности «В бассейн ныряй, цвет называй!»

Цель: тренировать умение энергично отталкиваться

двумя ногами от пола и прыгать в сухой бассейн;

формировать умение четко и правильно

называть цвета.

Ход игры: дети по очереди прыгают в сухой

бассейн, выбирают два шарика разного цвета

и называют их.

Таким образом считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.

Источник

Малышева Александра Юрьевна
Прект «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Паспорт

педагогического проекта

Образовательная область: «Физическая культура»

Тема:

«Взаимосвязь процессов физического воспитания

и развития речи детей дошкольного возраста»

Тип проекта: Долгосрочный (октябрь-апрель)

Возраст детей: 1,5-7 лет

Участники проекта: инструктор по физической культуре Малышева А. Ю.

Актуальность:

Система упражнений и игр по формированию речевой культуры — необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.

Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.

Таким образом, процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста определил актуальность данного проекта по теме «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста».

Проблема (гипотеза):

Предполагается, что взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приведут к развитию памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста.

Цель:

Выявление влияния физических упражнений на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Создать программно-методические и материально-технические условия для организации физкультурно–оздоровительной работы с использованием различных форм речевой деятельности.

2. Разработать план–проект развития связной речи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Продолжать нарабатывать методы и приёмы в работе с детьми.

4. Взаимодействовать с воспитателями групп; обговаривание физкультурных НОДов, оказывание помощи воспитателями групп в подготовке открытых мероприятий (праздники и развлечения).

5. Проводить работу с родителями в виде: открытых мероприятий (досуговая деятельность, физкультурных НОДов с участием родителей.

Формы работы с родителями:

Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

Анализ ресурсов:

Иллюстративный материал к стихам, загадкам о физкультуре и спорте.

Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром (зимние и летние виды спорта, спортивное оборудование).

Картотека считалок, закличек, стихов и загадок о спорте, пальчиковой и дыхательной гимнастики.

Картотека «Игровых зарядок».

Сценарии спортивных праздников с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.

Предполагаемый результат:

Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.

Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.

Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.

Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.

Формы речевой работы с детьми:

N Виды Пример Цель использования, в каких случаях используется

1 Считалки Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»

Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон» Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего

2 Слова–заклички в подвижных играх Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Игра «Два Мороза»

«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…» Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

3 Стихи на спортивную тематику Стихотворение «Канатоходец»

«В час прогулки по канату

Я уверенность храню.

Свой мешочек (он не вата,

Ни за что не уроню». Используются при выполнении ОРУ и основных движений

4 Спортивные термины Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов

5 Обговаривание правил игры Вопросы педагога:

«Знаете ли вы такую игру?»;

«Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

«Объясни всем правила игры». Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

6 Игровые зарядки Ходьба:

«Жил на свете пес лохматый,

Очень важный был.

Ранним утром спозаранку

Прогуляться выходил» Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

7 Речевые приемы Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»

«Дровосек рубит дрова, ух!»

Повороты: «Часики, тик-так» и др. Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников

8 Различные виды расчета при построении «На 1,2 – рассчитайсь!»,

«По – порядку рассчитайсь!» Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников

9 Стихи и песни тематического содержания Песни:

Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:

В. Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др. Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах

10 Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ Голицина Н. С., Шумова И. М.

«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др. Развитие памяти, внимания, речи.

Мотивация к занятим физической культурой.

11 Ритмическая и пальчиковая гимнастика Ритмическая гимнастика:

Упражнения – «Волк идет», «Боксируем», «Радуется Шапокляк»

Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»

Пальчиковая гимнастика:

«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».

Развитие ритма и мелкой моторики рук

12 Упражнения на развитие мелкой моторики Эстафеты:

«Звуковая поляна», «Волк и заяц».

Игры с мячом:

«Хватайка», «Горячая картошка»» Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции

13 Дыхательная гимнастика «Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит» Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.

Источник