Физиологическое развитие ребенка с нарушением слуха

Физиологическое развитие ребенка с нарушением слуха thumbnail

1.1.Классификация стойких нарушений слуха

Основной
целью классификации нарушений слуха в
детском возрасте является содействие
правильной организации воспитания и
обучения детей с недостатками слуха,
т. е., во-первых — рациональному построению
сети дошкольных и школьных учреждений
для таких детей; во-вторых — правильному
отбору детей в эти учреждения; в-третьих
— правильной организации педагогического
процесса.

Важным
критерием для такой классификации
должна служить степень поражения
слуховой функции. Естественно, что формы
и методы воспитания и обучения
плохослышащего ребенка будут различными
в зависимости от того, имеется ли у
такого ребенка понижение слуха, лишь
затрудняющее обычное речевое общение,
или глубокое нарушение слуха, исключающее
возможность восприятия речи при помощи
слуха.

Таким
образом, классификация стойких нарушений
слуха должна учитывать не только степень
поражения слуховой функции, но и состояние
речи. Что касается речевой функции у
детей с нарушениями слуха, то характер
и степень ее недостаточности зависят
от взаимодействия трех основных факторов:

1)
степени поражения слуха;

2)
времени возникновения поражения слуха;

3)
условий развития ребенка после
возникновения поражения слуха.[4]

Различают
два основных вида слуховой недостаточности
— тугоухость и глухоту. Тугоухостью
называется такое понижение слуха, при
котором возникают затруднения в
восприятии речи. Однако восприятие речи
при помощи слуха, хотя бы и в специально
создаваемых условиях (усиление голоса,
приближение говорящего непосредственно
к уху, использование звукоусиливающих
приборов и т д.), все-таки возможно. При
глухоте восприятие речи на слух
невозможно, даже и в названных условиях.

В
соответствии с двумя основными видами
слуховой недостаточности выделяют две
категории детей со стойкими нарушениями
слуховой функции: 1) глухие и 2) слабослышащие
(тугоухие).

Глухие
дети

Как
уже указывалось, при классификации
стойких нарушений слуха у детей необходимо
учитывать не только степень поражения
слуховой функции, но и состояние речи.
В зависимости от состояния речи различают
две группы глухих детей: глухие дети
без речи (глухонемые) и глухие дети,
сохранившие речь (позднооглохшие).

Глухие
дети без речи (глухонемые)

Под
глухонемотой понимается такое поражение,
при котором имеется, во-первых, врожденная
или приобретенная в раннем детском
возрасте глухота и, во-вторых, обусловленная
ею невозможность овладеть речью без
специальных приемов обучения или потеря
речи, уже развившейся в той или иной
степени к моменту наступления глухоты.
Из этого определения видно, что термин
«глухонемота» отражает наличие причинной
зависимости между отсутствием речи
(немотой) и поражением слуха (глухотой):
немота есть следствие глухоты. Каких-либо
органических поражений речевого аппарата
как в периферическом его отделе (т. е. в
исполнительных органах речи), так и в
центральном (т. е. в слухоречевой и
речедвигательной областях мозговой
коры) у глухонемых, как правило, не
имеется. Они не овладевают речью или
теряют начавшую формироваться речь
лишь в результате отсутствия слухового
восприятия: не слыша речи окружающих и
не имея в силу этого возможности подражать
ей, ребенок, естественно не может овладеть
словесной речью. Если же у него к моменту
потери слуха уже был некоторый речевой
запас, то при отсутствии специальных
педагогических мероприятий этот запас
не только не обогащается, но постепенно
утрачивается.

Отражая
причинную связь между отсутствием речи
и нарушением слуха, термин «глухонемота»
представляет известные удобства для
обозначения определенного состояния,
возникающего в результате врожденного
отсутствия слуха или потери его в раннем
возрасте. Однако применение этого
термина по отношению к детям («глухонемые
дети») требует некоторых оговорок. В то
время как глухота является стойким
дефектом, обусловленная ею «немота»
преодолевается в процессе специального
обучения, и глухонемой ребенок, оставаясь
глухим, постепенно перестает быть немым
и становится глухим говорящим. А между
тем термин «глухонемой» фактически
применяется и к тем детям (и даже
взрослым), которые уже овладели словесной
речью и являются по существу только
глухими. Такое расширенное применение
названия «глухонемой» неправомерно и
требует пересмотра[5].

Глухие
дети, сохранившие речь (позднооглохшие)

К
группе позднооглохших относятся дети,
потерявшие слух в более позднем возрасте
(школьном или дошкольном) и сохранившие
в той или иной мере речь, приобретенную
ими до возникновения глухоты.

Степень
сохранности речи у позднооглохших детей
находится в зависимости от ряда факторов:
от условий роста и развития ребенка, от
наличия или отсутствия работы по развитию
его речи и от качества этой работы, от
наличия или отсутствия у ребенка остатков
слуха и от умения использовать эти
остатки и т. д. Многочисленные факты
показывают, что при отсутствии работы
над речью дети, даже сравнительно поздно
(в возрасте 4—5 лет) потерявшие слух, к
школьному возрасту оказываются без
речи. И наоборот, при условии специальной
работы над речью последняя не только
сохраняется, но и развивается у детей,
лишившихся слуха в 2—3-летнем возрасте[6].

Таким
образом, возрастная граница между
«ранней» глухотой, при которой речь не
развивается или теряется, и глухотой
«поздней», при которой речь сохраняется,
не может быть установлена. Поэтому и
сам термин «позднооглохшие дети», хотя
и является общепринятым, носит условный
характер, так как данную группу детей
характеризует не время наступления
глухоты, а факт наличия речи при отсутствии
слуха.

По
объему воспринимаемых частот можно
различить четыре слуховые группы глухих
детей, имеющих остатки слуха:

•1
группа — дети, воспринимающие лишь
самые низкие частоты(128-256 Гц);

• 2
группа — дети, воспринимающие низкие
частоты (до 512 Гц);

• 3
группа — дети, воспринимающие низкие
и средние частоты (до 1024 Гц);

• 4
группа — дети, воспринимающие широкий
диапазон частот (до 2048 Гц и выше).

Установление
именно таких границ слухового объема
диктуется следующими соображениями.
Ограничение диапазона слухового
восприятия лишь самыми низкими частотами,
не превышающими 256 Гц, безусловно, лишает
возможности различения каких-либо
звуков речи. Включение в слуховой объем
частоты 512 Гц уже дает возможность
различения некоторых звуков речи,
обладающих низкими формантами, например
о, у.

Расширение
слухового объема до 1024 Гц повышает
возможность различения речевых звуков,
в особенности гласных а, о, у, основные
форманты которых находятся в этих
пределах. Дальнейшее расширение слухового
объема сопровождается и дальнейшим
улучшением различения звуков речи.

Между
частотным объемом слуха, с одной стороны,
и восприятием голоса, различением звуков
речи, с другой, существует определенная
зависимость, в связи с чем отнесение
детей к той или иной группе по частотному
объему приобретает практическое
значение. Из детей, входящих в I
группу, лишь немногие реагируют на
громкий голос у самого уха, никто из них
не различает ни гласных, ни отдельных
слов и фраз. Все дети, отнесенные ко II
группе, реагируют на громкий голос около
уха; некоторые дети из этой группы
различают отдельные гласные (а, у), но
не различают слов и фраз. Все дети из
III
группы реагируют на голос разговорной
силы, различают 3—4 гласные, многие из
них различают некоторые знакомые слова
и фразы. Большинство детей, составляющих
IV
группу, слышат разговорный голос не
только около уха, но и на некотором
расстоянии (до 2 м) от уха. Эти дети
различают почти все гласные, а также
знакомые слова и фразы[7].

Таким
образом, по мере расширения частотного
объема слуха явно увеличивается и
способность к различению голоса и звуков
речи, причем из приведенного сопоставления
видно, что при наличии восприятия только
низких частот (I
и II
группы) способность к различению звуков
речи практически отсутствует.

Помимо
возможности непосредственного восприятия
достаточно интенсивных звуков окружающего
мира, наличие остатков слуха помогает
глухим детям расширить круг своих
представлений за счет некоторых понятий,
обозначающих звуковые явления, такие,
например, как гром, треск, стук, скрип,
звон и т. п.

Остатки
слуха играют существенную роль при
обучении глухих детей звуко-произносительной
речи. Прежде всего следует отметить,
что при значительных остатках слуха (Ш
и IV
слуховые группы) глухие обладают
возможностью различать на слух некоторые
фонемы. Правда, число различаемых фонем
очень невелико, так как глухие даже с
максимальными остатками слуха могут
более или менее уверенно различать лишь
гласные фонемы. Что касается различения
согласных, то возможности глухих в этом
отношении очень ограничены. Без
специальных упражнений, направленных
на выработку слуховой дифференциации
звуков речи, глухие дети, даже имеющие
наибольшие остатки слуха (IV
группа), определяют лишь принадлежность
некоторых согласных к той или иной
фонетической группе. Это относится
главным образом к таким звукам, как
вибранты (р и р’), сонорные (м, м’, н, н’, л,
л’), шипящие (щ, ж, ш, ч), а также некоторые
взрывные согласные (п, т, к). Однако после
специальных упражнений, направленных
на дифференцирование звуков речи,
возможности глухих этой группы в
отношении различения согласных несколько
расширяются.

Относительно
возможности восприятия на слух глухими
ударения (словесного, фразового и
логического) следует указать, что если
обращенная к глухому речь достаточно
громка и отчетлива (громкий голос у
раковины или усиление с помощью
аппаратуры), то даже при незначительных
остатках слуха (II
группа) он может различать ударение[8].

Слабослышащие
(тугоухие) дети

Медико-психологическая
классификация тугоухости (по Б. С.
Преображенскому)

Степень

Расстояние,
на котором воспринимается разговорная

речь
шёпот

Учреждение,
где учатся обычно дети с нормальной
усвояемостью при наличии дефекта в
слухе, и подсобные средства

I
легкая

Более
6м От 3 до 6м

Нормальная
школа. На особом учете у школьного
врача-специалиста

II
умеренная

От
4 до 6м От 1 до 3м

Нормальная
школа. Парта в зависимости от слуха

III
значительная

От
2 до 4м От 0,5 до 1м

Нормальная
школа. Чтение с губ; 1—2-я парты

IV
тяжелая

Менее
2м От 0 до 0,5м

Школа
или класс для тугоухих.

Микрофон.

Чтение
с губ

Согласно
этой схеме, обучению в специальной школе
для тугоухих детей подлежат, как правило,
дети с тяжелой тугоухостью, которые
воспринимают разговорную речь на
расстоянии меньше 2 м, а шепотную речь
различают на расстоянии меньше 0,5 м либо
вовсе не различают. Дети с меньшей
степенью тугоухости могут обучаться в
нормальной школе, прибегая в случае
необходимости к тем или иным подсобным
средствам (приближение к учителю,
пользование звукоусиливающим аппаратом,
чтение с губ). Однако Б. С. Преображенский,
предложив эту схему, одновременно
справедливо указывал, что на основании
одного лишь акустического исследования
нельзя определить возможность обучения
в школе ребенка того или иного типа.
Необходимо учитывать: индивидуальную
приспособляемость к дефекту слуха
(способность заполнять выпадения в
воспринимаемой речи); умение считывать
с губ и состояние речи. школы для
слабослышащих и позднооглохших детей
направляют детей, различающих речь
(слова и фразы) обычной разговорной
громкости на расстоянии не более 2 м от
уха и страдающих вследствие недостаточности
слуха нарушениями речи в различной
степени. Детей, слышащих речь на расстоянии
более 2 м, но имеющих значительное
нарушение речевого развития, связанное
с тугоухостью, и не могущих поэтому
обучаться в массовой школе, также
направляют в школу для слабослышащих.
Следовательно, основным критерием для
зачисления ребенка в специальную школу
является не степень понижения слуха, а
состояние речи. Дети с резкой тугоухостью
и даже глухие в ряде случаев успешно
обучаются в массовой школе, если они
сохранили в полном объеме речь; с другой
стороны, дети даже с небольшой степенью
тугоухости вынуждены иногда обучаться
в школе для слабослышащих, если в силу
неблагоприятных условий у них нарушилось
речевое развитие[9].

На
степень речевой недостаточности влияют
также условия развития слабослышащего
ребенка. Если нарушение слуха своевременно
распознается и принимаются специальные
меры по воспитанию у ребенка правильной
речи, то даже при значительной и рано
возникшей тугоухости ребенок ко времени
поступления в школу может владеть
разговорной речью. И наоборот, в тех
случаях, когда нарушение слуха не
распознается или игнорируется окружающими,
т. е. при отсутствии активного воздействия
на речевое развитие ребенка, а также в
случаях неблагоприятного речевого
окружения (например, в семьях глухонемых),
речь у ребенка может оказаться резко
недоразвитой даже и при сравнительно
небольшом понижении слуха. Таким образом,
при дифференциации слабослышащих детей
внутри специальной школы учитывается
не степень нарушения слуха, а степень
речевой недостаточности. Как в первом,
так и во втором отделении школы для
слабослышащих имеются дети с различным
состоянием слуха.

В
зависимости от степени потери слуха в
области так называемого речевого
диапазона (от 500 до 4000 Гц), наиболее
важного для восприятия речи, слабослышащие
дети могут быть отнесены к одной из
следующих степеней тугоухости (по Л. В.
Нейману):

I
степень тугоухости — потеря слуха в
речевом диапазоне не превышает 50 дБ;

II
степень тугоухости — потеря в речевом
диапазоне от 50 до 70 дБ;

III
степень тугоухости — потеря слуха в
речевом диапазоне превышает 70 дБ (в
среднем равна 75—80 дБ). На рис. 36 представлены
аудиограммы слабослышащих детей с
разной степенью тугоухости[8].

Основанием
к выделению таких именно границ для
степени тугоухости служат следующие
соображения: при потере слуха, не
превышающей 50 дБ, возможно разборчивое
восприятие речи разговорной громкости
на расстоянии более 1 м, т. е. речевое
общение вполне доступно; при потере
слуха от 50 до 70 дБ речь разговорной
громкости воспринимается лишь на
расстоянии менее 1 м, т. е. речевое общение
в значительной степени затруднено; при
потере слуха, превышающей 70 дБ, речь
разговорной громкости становится
неразборчивой даже у самого уха, и
общение может осуществляться лишь при
помощи голоса повышенной громкости.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Физическое воспитание детей с
нарушенным слухом – это одно из самых важных направлений
коррекционно-педагогической работы и находится в тесной связи с другими
сторонами воспитания и обучения. 
Правильное физическое воспитание создает фундамент для укрепления
здоровья детей, а так же развивает их активность и повышает работоспособность,
что служит базой для успешного проведения воспитательной и
коррекционно-образовательной работы.

Исследования физического
и моторного развития детей дошкольного возраста с нарушением слуха выявили
некоторые особенности физического развития, связанные со снижением слуха и
нарушением деятельности вестибулярного аппарата.  У слабослышащих и глухих детей с рано
приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные
функции отстают в своем развитии. На первом году у них отмечается отставание в
сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой.

Очень часто дети с
нарушенным слухом не умеют бегать, прыгать, лазать, подражать простейшим
движениям взрослых.

Сформированные движения
характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязни
высоты, замедленности движений. По данным А.А. Коржовой слабослышащие дети
трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического
равновесия.

Многим детям присущи
нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка, излишний шум при выполнении
действий.

Физиологическое развитие ребенка с нарушением слуха

Физическое развитие
дошкольников с нарушениями слуха имеет своеобразие. У таких детей отмечается
более низкие показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки.

Для дошкольников
характерным является: мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные
расстройства.

В процессе работы по
физическому воспитанию, помимо общих задач, реализуются специфические,
обусловленные наличием своеобразия в физическом и моторном развитии детей с
нарушенным слухом.

Оздоровительных задачи:

·       
Укрепление
здоровья детей

·       
Содействие
их физическому развитию

·       
Закаливание

·       
Чередование
разных видов деятельности

Формирование движений и двигательных
качеств — одна из важных и главных задач физического воспитания детей с
нарушениями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для
нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу,
лазанью, прыжкам, метанию оказывает эффективное воздействие на развитие всего
организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности
расширения двигательного опыта, создает необходимую базу для овладения более
сложными движениями. Для формирования основных движений используются подводящие
упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения. В единстве с
формированием основных движений развиваются двигательные качества: скоростные,
скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-временные ориентировки,
равновесие, воспитываются ловкость, выносливость.

Решение коррекционных задач связано с
развитием и тренировкой функции равновесия, формированием правильной осанки,
коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации
движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и
слабослышащих детей является развитие их ориентирования в пространстве. Для
этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей и
размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения.

В процессе физического воспитания у
детей развивается речь и произвольное внимание, умение действовать по
подражанию взрослому и по наглядному образцу, самостоятельно выполнять
упражнения, ориентируясь на словесные инструкции.

 Основными формами физического
воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в
перерыве между занятиями, физкультминутки, фонетическая ритмика, музыкальные
занятия, занятия по физическому воспитанию.

Утренняя
гимнастика способствует
переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной
деятельности в течение дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика
проводится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс
упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей и включает
знакомые детям, отработанные упражнения на развитие и координацию основных
движений, развитие равновесия, формирование правильной осанки. Зарядка
проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются
необходимые атрибуты (мячи, кегли, обручи и др.). Обычно при проведении
утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег,
улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения,
прыжки, подскоки, дыхательные упражнения.

Подвижные
игры проводятся на
прогулках и в перерывах между занятиями. Это позволяет детям сменить вид
деятельности, отдохнуть после активной работы на занятиях. На прогулках можно обучать
детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках
организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.

В содержание прогулок могут
включаться также и различные упражнения на развитие движений и двигательных
качеств, закрепление разученных на занятиях упражнений.

Физминутки обеспечивают смену деятельности
детей на занятиях, создают возможности для кратковременного отдыха.
Физкультминутки проводятся в середине занятия, после появления признаков
утомления. Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько
упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра.
Целесообразно связывать движения с содержанием занятия: например, имитировать
катание на велосипеде, при прохождении определенной темы.

Взамен физкультминутки может быть
проведена фонетическая ритмика,
в которой движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков,
слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-интонационной стороны речи.

Музыкальные
занятия — одна из
форм физического воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В содержание таких занятий
включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более
сложные (элементы танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется
чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более
координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и
связанная с этим слитность речи.

Занятия по
физической культуре проводятся
в разных возрастных группах.

Структура занятий по физическому воспитанию
в специальных садах, как и в массовых включает три части: вводную, основную и
заключительную. Во вводной части важно подготовить детей к основной физической
нагрузке. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие
основных движений и подвижная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит
из упражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и
рук; для мышц туловища; для ног. В заключительной части предлагается легкий
бег, спокойная ходьба, упражнения на внимание, координацию движений, подводятся
итоги.

Методы физического воспитания:

·       
Показ
— в процессе показа детям дается образ движения в его целостном виде, без
акцентирования внимания на отдельных элементах.

·       
Помощь
— В работе с дошкольниками, имеющими нарушения равновесия и пространственной
ориентировки, важна помощь взрослого. Выполняя различные движения, взрослый
поддерживает ребенка.

·       
Страховка
используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных
упражнений, а также для предотвращения возможных травм.

·       
Действия
по словесной инструкции выполняется после того, как дети усвоили движения. В
ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения
предъявляются устно и для лучшего восприятия и усвоения фиксируются письменно
(на табличках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к табличкам
воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно
усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут
предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения — устно. 

Источник