Физиологические особенности развития грудного ребенка

Физиологические особенности развития грудного ребенка thumbnail

Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.

Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.

Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.

В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.

В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.

Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.

Кожа новорожденного нежная, тонкая.

Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров — очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.

Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.

Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.

Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.

Скелет к моменту рождения полностью сформирован.

Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 — 8 месяцев, большой — к 1 году или 1 году 3 месяцам.

Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.

Нормальная частота пульса у новорожденных — 120 — 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 — 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.

Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.

Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.

Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное— 40 — 60 раз в минуту (у взрослых норма — 18 — 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.

Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.

Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка — нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.

Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6— 7 месяцев.

Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.

Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 — 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.

Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).

Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.

Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.

Опорожнение кишечника в норме происходит 2 — 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже — два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.

Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 — 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 — 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.

Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 — 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 — 16 раз в сутки.

Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 — 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически — до и после кормления, во время активного бодрствования — держат над тазиком или горшком. С 5 — 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.

Читайте также:  Центр развития ребенка в новокосино

Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.

Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.

Нервная система. Все действия новорожденного — результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.

Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?

Плач в этом возрасте — реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом — криком. Следовательно, задача взрослого — прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.

Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.

Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.

Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно — «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке  — здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.

Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.

Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня — их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции — никакого насилия, полная свобода действий.

Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек — такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.

Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.

Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.

Обычно новорожденные буквально в 3 — 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.

По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.

Источник

Анатомо-физиологические особенности детей от двух месяцев до года

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) способствует гидроцефалии — водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее — дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38ЬС) «сбивать» не следует — это естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости. Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти — этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

Читайте также:  Степанова развитие игровой деятельности ребенка скачать

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Источник

Кожа —
нежная, бархатистая на ощупь,
эластичная, розовая, могут быть остатки
пушковых волос на спине и плечевом
поясе. Ее богатство сосудами
и капиллярами, слабое развитие потовых
желез и активная деятельность сальных
приводят к быстрому перегреванию
или переохлаждению ребенка.

У него
легко ранимая кожа, что также важно
учитывать, т.к. при неправильном уходе
появляется опрелость, через поры легко
проникает инфекция и возникают
гнойнички. На затылке, верхних веках,
между бровями могут быть синюшного или
красноватого цвета пятна, вызванные
расширением сосудов (телеангиоэктазии),
или точечные кровоизлияния.

Иногда
на крыльях и спинке носа имеются
желтовато-белые узелки (милиа). Все эти
явления исчезают в первые месяцы
жизни. В области крестца также может
быть скопление кожного пигмента, т.н.
«монгольское пятно». Оно остается
заметным в течение долгого времени,
иногда всей жизни, однако не является
признаком каких-либо нарушений. Волосы
у новорожденного длиной до 2 см,
брови и ресницы почти незаметны,
ногти доходят до кончиков пальцев.

Подкожно-жировая
клетчатка 

хорошо развита, более плотная, чем станет
в дальнейшем — по химическому
составу в ней преобладают сейчас
тугоплавкие жирные кислоты.

Костная
система 

содержит мало солей, придающих
ей прочность, поэтому кости легко
искривляются при неправильном уходе
за ребенком. Младенческая особенность —
наличие в черепе неокостеневших
участков — т.н. родничков. Большой,
в виде ромба, расположен в области
соединения теменных и лобных костей,
размеры 1,8-2,6 × 2 — 3 см. Малый,
в форме треугольника, находится
в месте схождения теменных и затылочной
костей и у большинства детей при
рождении закрыт.

Такое
мягкое соединение костей черепа имеет
практическое значение, когда головка
проходит по узким родовым путям.
Ее закономерная деформация в вытянутую
«грушу» не страшна и не должна
вызывать «паники». Правильные очертания —
вопрос времени. Не должна пугать
родителей и бросающаяся в глаза
несоразмерность частей тела младенца.
Действительно, голова выглядит слишком
крупной, потому что на 1-2 см больше
окружности груди, руки гораздо длиннее
ног.

Существующая
диспропорция тоже дело времени, которое
исправит все. Грудная клетка бочкообразная:
ребра расположены горизонтально,
а не наклонно, как в будущем.
Состоят в основном из хряща, так же
как и позвоночник, который не имеет
пока физиологических изгибов. Им предстоит
сформироваться позже, когда ребенок
начнет сидеть и стоять.

Мышечная
система
 —
преобладает их повышенный тонус —
руки согнуты в локтях, ноги прижаты
к животу: поза утробная по сохранившейся
инерции. Шея не держит головы —
мышцы у нее некрепкие. Ручками
и ножками дитя «сучит» непрерывно,
но цленаправленные движения
и двигательные навыки придут
со зрелостью нервной системы.

Органы
дыхания
 —
слизистые оболочки дыханительных путей
нежные, содержат большее количество
кровеносных сосудов, поэтому при
инфекциях, чаще вирусных, быстро
развивается отечность, выделяется
большое количество слизи, что сильно
затрудняет дыхание. Ему препятствует
и анатомическая узость носовых ходов
новорожденного, а также его трахеи
(дыхательного горла) и бронхов.

Слуховая,
или евстахиева, труба шире и короче,
чем у детей старше возрастом, что
облегчает проникновение инфекции
и развитие отита (воспаление среднего
уха). Но зато никогда не бывает
воспаления лобной пазухи (фронтита)
и гайморовой, или верхнечелюстной,
пазухи (гайморита), т.к. они еще отсутствуют.
Легкие недостаточно развиты, дыхание
поверхностное и в основном
осуществляется за счет диафрагмы —
мышцы, расположенной на границе
грудной и брюшной полостей.

Поэтому
дыхание легко нарушается при скоплении
газов в желудке и кишечнике,
запорах, тугом пеленании, оттесняющих
диафрагму вверх. Отсюда пожелание —
следить за регулярным опорожнением
кишечника, не пеленать ребенка слишком
туго. Так как при своем поверхностном
дыхании младенец не получает
достаточного количества кислорода,
он дышит часто. Норма 40-60 вдохов-выдохов
в минуту, но такая частота
увеличивается даже при незначительной
нагрузке. Поэтому обращать внимание
надо в первую очередь на одышку,
которая сопровождается ощущением
нехватки воздуха и может быть признаком
заболевания.

Сердечно-сосудистая
система 

с появлением на свет у новорожденного
происходят изменения в системе
кровообращения, вначале функциональные
пупочные сосуды и вена прекращают
свою деятельность, а затем
и анатомические — закрываются
внутриутробные каналы кровотока.

 С первым
вдохом включается в работу малый
круг кровообращения, проходя по которому
кровь насыщается в легочной ткани
кислородом. Частота пульса 120-140 ударов в минуту,
при кормлении или плаче увеличивается
до 160-200 ударов. Артериальное
давление в начале первого месяца 66/36 мм.
рт.ст., а к концу его —
80/45 мм рт.ст..

Пищеварительная
система 

незрелая в функциональном отношении,
и так как у новорожденных повышен
обмен веществ, несет большую нагрузку —
незначительные погрешности в диете
кормящей грудью матери и режиме
питания ребенка могут вызвать расстройство
пищеварения (диспепсию). Слизистая
оболочка рта богата кровеносными
сосудами, тонкая, нежная, легко ранима.

Язык
большой. На слизистой оболочке губ
имеются т.н. «подушечки» — небольшие
беловатые возвышения, разделенные
полосками, перпендикулярные длиннику
губы (валики Пфаундлера-Люшка); слизистая
оболочка образует складку вдоль десен
(складка Робена-Мажито); упругость щекам
придают т.н. комочки Биша —
располагающиеся в толще щек скопления
жировой ткани.

Они
имеются как у здоровых, так и у рожденных
с гипотрофией — расстройством
питания, сопровождающимся снижением
массы тела. С переходом гипотрофии
в тяжелую форму организм теряет
практически всю жировую ткань, кроме
комочков Биша. Пищеварительные железы,
в том числе слюнные, еще не развились:
слюны в первые дни выделяется очень
мало.

Мышцы,
перекрывающие вход из пищевода
в желудок, тоже недоразвиты — это
влечет частые необильные срыгивания.
Для предотвращения его после кормления
надо подержать ребенка минут 20 на руках,
вертикально, прислонив к груди.
Вначале желудок вмещает около
10 мл жидкости, к концу первого
месяца его емкость возрастает до 90-100 мл.

Мышцы
кишечника еще мало тренированы
и продвижение пищи по нему замедлено.
Поэтому новорожденных так мучают
скопления газов, образующихся при
переваривании молока и вздутия
живота — метеоризм. Нередки запоры.
Испражнения в первые 1-3 дня
жизни (называются «меконий») имеют
характерную вязкую консистенцию
темно-зеленого цвета, запаха практически
нет. Меконий образуется из околоплодных
вод, слизи, желчи, которые попадают
в желудок икишечник плода.

 По наличию
этих выделений в первые часы после
рождения судят об отсутствии у ребенка
пороков в развитии пищевода, желудка,
кишечника, заднепроходного отверстия.
Непроходимость органов требует
немедленного хирургического
вмешательства.В течение первых
10-20 часов жизни кишечник ребенка
почти стерилен, затем начинается
заселение его бактериальной флорой,
необходимой для переваривания пищи.

Читайте также:  Развитие речи ребенка 5 лет дома занятия

Меняется
и вид испражнений — появляется
кал — масса желтой окраски, состоящая
на 1/3 из слюны, желудочного,
кишечных соков и на 1/3 из остатков
пищи. В этом заметна и работа
пищеварительных желез. Самая из них
большая, являющаяся также защитным
барьером организма на пути токсических
соединений — печень — относительно
велика у младенцев. Но у здоровых
край печени может выступать из-под
самого нижнего ребра (на границе
груди и живота) не более чем на 2 см.

Мочеполовая
система 

к моменту рождения почки, мочеточники,
мочевой пузырь сформированы достаточно
хорошо. Однако сильный стресс, испытанный
ребенком во время родов, кратковременно
нарушает обмен веществ. В зонах, где
образуется моча, происходит отложение
кристаллов мочевой кислоты и первые
несколько дней функция почек несколько
снижена.

Ребенок
мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й
недели обмен веществ постепенно
стабилизируется, число мочеиспусканий
увеличивается до 20-25 раз в стуки.
Эта частота нормальная для первых
месяцев, учитывая сравнительно небольшой
объем и недостаточную растяжимость
стенок мочевого пузыря. Наружные половые
органы сформированы. У мальчиков
яички чаще всего опущены в мошонку,
если же находятся в нижней части
живота, то могут опуститься
самостоятельно в первые 3 года.
У девочек большие половые губы
прикрывают малые.

Обмен
веществ 

повышена потребность в углеводах,
усилено всасывание жиров и их отложение
в тканях. Водно-солевой баланс легко
нарушается: суточная потребность
в жидкости — 150-165 мл /кг.

Кроветворение —
у новорожденных основной очаг
кроветворения — красный костный
мозг всех костей, дополнительные —
печень, селезенка, лимфоузлы. Селезенка
по величине приблизительно равна
ладони самого ребенка, нижний край
ее находится в проекции левой
реберной дуги (самое нижнее выступающее
ребро на границе груди и живота).
Лимфатические узлы, как правило, при
осмотре выявить не удается, защитная
функция их снижена.

Эндокринная
система 

надпочечники во время родов несут
наибольшую из всех желез нагрузку
и часть их клеток погибает, что
определяет течение некоторых пограничных
состояний. Вилочковая железа, играющая
защитную роль, при рождении относительно
велика, впоследствии уменьшается
в размерах.

Щитовидная
и околощитовидные железы, гипофиз
продолжают развиваться после рождения.
Поджелудочная, участвующая в пищеварении
и принимающая участие в обмене
углеводов (вырабатывает гормон инсулин)
к моменту рождения функционирует
хорошо.

Нервная
система 

незрелая. Извилины головного мозга едва
намечены. Сильнее развиты в тех
отделах, где находятся жизненно важные
центры, отвечающие за дыхание, работу
сердца, пищеварение и т.д. В младенческом
возрасте спят большую часть суток,
просыпаясь только от голода и неприятных
ощущений. Врожденные рефлексы, такие,
как сосательный, глотательный,
хватательный, мигательный и др.,
выражены хорошо, а к 7-10 дню жизни
начинают складываться т.н. условные
рефлексы, реакция на вкус пищи,
определенную позу, обычно связанную
с кормлением, к его часу ребёнок
скоро начинает просыпаться сам.

В
норме у здоровых новорожденных вызываются
следующие основные рефлексы периода
новорожденности:

1. 
Сосательный — на раздражение губ путем
прикосновения ребенок отвечает
сосательными движениями.

2. 
Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина — при
надавливании на ладони ребенка большими
пальцами он открывает рот и слегка
сгибает голову.

3. 
Ладонный хватательный рефлекс Робинсона
— при вкладывании в руку ребенка пальца
происходит сжатие кисти и ребенок плотно
охватывает палец.

4. 
Рефлекс Моро — при ударе по поверхности,
на которой лежит ребенок или дуновении
в лицо руки ребенка разгибаются в локтях
и отводятся в стороны (I фаза) с последующим
«обниманием» туловища (II фаза).

5. 
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы
— ребенка берут под мышки и ставят
вертикально, поддерживая пальцами
заднюю часть головы. При этом его ножки
поначалу сгибаются, а затем происходит
выпрямление ножек и туловища. При
небольшом наклоне вперед ребенок делает
шаговые движения (автоматическая
ходьба).

6. 
Рефлекс ползания Бауэра — в положении
ребенка на животе к его согнутым ножкам
приставляют ладонь и ребенок начинает
ползти, выпрямляя ноги и отталкиваясь.

7. 
Защитный рефлекс новорожденного — в
положении на животе ребенок поворачивает
голову в сторону (защита).

8. 
Рефлекс Галанта — штриховыми движениями
пальца раздражается кожа вдоль
позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок
изгибает туловище в сторону раздражения.

Органы
чувств 

в первые недели органы обоняния почти
не ощущают запаха, разбудить может
только чрезвычайно громкий звук,
побеспокоить лишь слишком яркий свет.
Неосмысленный взгляд ребенка
не задерживается на чем-либо,
у многих наблюдается физиологическое
косоглазие, обусловленное слабостью
глазных мышц, непроизвольные движения
глазных яблок — нистагм.

До 2 месяцев
он плачет без слез — слезные железы
не вырабатывают жидкость. Ему помогают
познавать мир пока лишь вкусовые
ощущения, осязание и температурная
чувствительность. Но про двухмесячного
уже не скажешь, что он «слеп и глух».
Верная примета — упорно смотрит
на звонкую яркую погремушку.

Иммунитет 
некоторые факторы, выполняющие защитную
роль в организме, вырабатываются еще
внутриутробно. Часть иммунных веществ
ребенок получает от матери с молозивом,
в котором их концентрация очень
высока, и с грудным молоком, где
их содержание намного ниже,
но в достаточном количестве.
Но в целом иммунная система
несовершенна, ребенок раним в плане
инфекции.

Процедуры
ухода за ребенком до года

Мероприятия
ухода за новорожденным можно условно
разделить на ежедневные и еженедельные.
Но при необходимости, нужно выполнять
эти процедуры чаще, чтобы новорожденный
ребенок чувствовал себя комфортно.

Ежедневный
уход за новорожденным

Последовательно
выполняйте следующие процедуры:

  1. Умывание
    лица теплой кипяченой водой. Лицо можно
    протирать рукой, а можно использовать
    ватные шарики. Одновременно проводится
    протирание ушных раковин;

  2. Обработка
    глаз. Проводится с помощью ватных
    шариков, которые смачиваются в кипяченой
    воде. Если Вы заметили, что глаз стал
    загрязнятся больше обычного, можно
    использовать раствор фурацелина (1:5000
    аптечной заготовки). Существует мнение,
    что глазки можно протирать крепким
    чаем. Если Вы решили промывать чаем, то
    обязательно проследите, чтобы на ватном
    шарике не было чаинок, они могут привести
    к раздражению глаз. Промывание проводиться
    от наружного угла глаза к внутреннему.
    Для каждого глаза используйте отдельный
    ватный шарик;

  3. Кожные
    складки можно смазать стерильным
    вазелиновым или растительным маслом;

  4. Обработка
    пупочной ранки;

  5. Чем
    меньше ребенок тем чаще необходимо его
    подмывать, а именно, следует это делать
    после каждого мочеиспускания и дефекации.
    Подмывать нужно проточной водой, а не
    в коем случае не в тазике или в ванночке,
    так как это увеличивает риск загрязнения
    и инфицирования мочеполовых путей.
    Правила подмывания сводятся у следующему:

  • девочек
    подмывают спереди назад;

  • подмывание
    проводят рукой, на которую направляется
    струя теплой воды(37-38 С);

  • прежде
    чем начать подмывание ребенка,
    обязательно проверьте температуру
    воды (сначала подставляйте свою руку,
    а только потом ребенка).

После
подмывания на пеленальном столике,
чистой пеленкой промокательными
движениями осушите кожу малыша. Затем,
складки кожи смажьте ватным тампоном
смоченным стерильным растительным
маслом (для этого так же можно использовать
детский крем).

Ежедневный
уход 
нужно
выполнять по утрам.

Еженедельный
уход за ребенком до года

  • Носовые
    ходы прочищают ватными жгутиками. Лучше
    их приготовить из стерильной ваты.
    Техника: ватный жгутик смачивают в
    стерильном вазелиновом или растительном
    масле. Вводят в носовой ход на глубину
    не более чем 1-1,5 см и вращательными
    движениями очищают изнутри наружу.
    Правый и левый носовые ходы очищают
    отдельными жгутиками. Не следует слишком
    долго и часто проводить эту процедуру.
    Не используйте для этого плотные
    предметы, в том числе спички и ватные
    палочки. Это может привести к травматизации
    слизистой оболочки;

  • Наружные
    слуховые проходы очищают вращательными
    движениями с помощью сухих ватных
    жгутиков;

  • Слизистые
    оболочки полости рта протирать не
    следует, так как они очень легко
    травмируются;

  • Обрезание
    ногтей. Удобнее пользоваться ножницами
    с закругленными концами или щипчиками
    для ногтей;

Билет 27

Соседние файлы в папке К экзамену — 4 курс

  • #

    28.12.20131.1 Mб34~WRL0149.tmp

  • #

    28.12.20131.09 Mб26~WRL0731.tmp

  • #

    28.12.20131.11 Mб27~WRL1147.tmp

  • #
  • #
  • #

Источник