Физическое воспитание и всестороннее развитие личности ребенка

Всестороннее развитие личности и физическая культура.

План

     Введение

1.     Понятие «культура личности», «физическая культура личности» и «всестороннего развития личности». Их характеристика

2.     Виды формирования физической культуры личности.

3.      Роль и пути формирование физической культуры личности во всестороннем развитии человека.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Физическая культура-это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую ее формы, и содержание, а также собственное специфическое функционирование. Ее компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе). (Ю.Ф. Курамшин., 2010. – 6с.)

       Исходя из этого определения, становится очевидным, что физическая культура необходима человеку, как неотъемлемая часть его жизнедеятельности. Возникает вопрос: пользуются ли, люди средствами физической культуры? К сожалению, в нынешнем мире, человечество больше интересует интернет, телевидение, и всевозможные способы заработать деньги с наименьшими затратами сил.

       Современное общество катастрофически нуждается в физической активности, люди все меньше и меньше отдают предпочтение пешим прогулкам, утренним зарядкам, вечерним пробежкам.

       В своей работе я хотел бы напомнить людям, давно изученную тему: влияния физической культуры на организм человека, на развитие его духовных, морально-волевых качеств, воспитание и любовь к труду.

1.     Понятие «культура личности», «физическая культура личности» и «всестороннего развития личности». Их характеристика

Культура — это пространство воспитания, которое присущими ему методами способствует формированию не только эстетического, но и правового идеала. Через экран, книги, залы музеев человеком познается творческая деятельность народа, его культура, его будущее. Каждый человек, находясь в том или ином обществе, приобщается к культуре. В результате этой деятельности у человека формируется культура личности (Э.В.Соколов — Л., 1972 — с.51)

В соответствие с пониманием культуры личности как результата творческой, внутренней, духовной ее деятельности по преобразованию внешних образов и ценностей в неповторимый мир человека (Мачеев С.С. 1991) можно согласиться в рамках развиваемой нами концепции, с рассмотрением физической культуры личности  на базе приоритета ее духовной стороны как триединства ее компонентов (Николаеев Ю.М. 2007 ).

Физическая культура личности — это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно — спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье. Виленский, М.Я. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов / М.Я. Виленский, В.П. Русанов // Теория и практика физической культуры. — 1977. — № 6. — С. 44-46.

Таким образом, именно сочетание формирование духовных и физических способностей в процессе физического совершенствования человека характеризует физическую культуру личности (Николаеев Ю.М. 2007)

       Всестороннее развитие личности включает в себя два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, первый социально-важный объект-школа — выявляет и развивает их, формирует у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.

       Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.

        Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков человека и вовлечением последнего в посильную трудовую деятельность.

        Но всестороннее развитие должно носить гармонический, (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.

       В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку, всестороннее развитие осуществляется не в полной мере. Вряд ли подобная подмена устоявшихся понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности. Понятие же разностороннее развитие такого выразительного терминологического смысла не имеет и может трактоваться как угодно, чего наука обычно должна избегать.

2.     Виды формирования физической культуры личности

Совокупность всех видов физической культуры создает основу для раскрытия всего многообразия двигательных возможностей человека. Относительно самостоятельной формой функционирование физической культуры, удовлетворяющей потребности людей в активном отдыхе, в удовольствии от двигательной деятельности, в общении, является физическая реакция. Это особенно важно в настоящие время, в неблагоприятных экономических условиях жизни людей, потере или смешении ценностей ориентиров (Курамшина Ю.Ф. М. 2010).

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что данное понятие многогранно, многоаспектно. Оно должно затрагивать и включать в себя все взаимосвязанные уровни организации человека (генетический и биологический, метаболический, морфофизиологический, сенсорно-психологический.

Все три основные составляющие схематизированной модели физической культуры личности, в свою очередь, включают в себя под структурные компоненты: мотивационно-ценностные ориентации — знания, мотивы, интересы, установки, убеждения, потребности; физическое совершенство — двигательные умения, двигательные навыки, физическое развитие, физическая подготовленность; физкультурно-спортивную деятельность — познавательную, пропагандистскую, инструктивно-педагогическую, судейскую, организаторскую, самосовершенствование. Все содержательные составляющие и их компоненты, или элементы физической культуры личности, замыкаются на профессионально-педагогической деятельности. И именно физкультурная деятельность, как было показано ранее (в силу ее структурно-компонентного состава и содержательных аспектов, имеющих две основополагающие стороны: внутреннюю (идеальную, духовную) и внешнюю (наглядно-воспринимаемую, двигательную)), является основой формирование физической культуры человека (личности).

Формирование физической культуры личности тесно взаимосвязано с процессами онтогенеза (индивидуального развития) человека, где имеет место как нам уже отмечалось, сменяемость четкого отграниченных фаз: эмбриогенеза, созревание взрослого состояния, старение (Философский энциклопедический словарь. М., 1989), что напрямую связано с возрастной периодизацией человека.

Другим видом физической культуры, удовлетворяющей потребности личности, является спортивная деятельность, в процессе которой раскрываются способности человека на предельных и околопредельных уровнях. Люди находят в спорте один из способов самоутверждение, возможность победы над временем, соперником, а главное – над самим собой (Холодов Ж.К., 2010)

1.     Роль и пути формирования физической культуры личности во всестороннем развитие человека

       Первостепенную роль в приобщении людей к систематическим занятиям физическими упражнениями, использовании, усвоении, передаче и умножении многообразных ценностей в сфере физического совершенствования человека играет система физической культуры. (Ю.Ф. Курамшин., 2010. – 6с.)

       Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

       Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения, профессии.

         Роль физической культуры состоит также, в общем укреплении, оздоровлении человека, поддержании всех функций организма. В современном мире люди менее подвижны и им как никогда необходимы занятия физическими упражнениями. Возросла вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, самое частое заболевание-инфаркт или инсульт. С возрастом интерес к физической культуре безвозвратно исчезает, люди ошибочно полагают, что двигательная активность нужна лишь детям и подросткам, «для общего развития». Казалось бы, в мир информационных технологий, люди не получают нужную информацию, касающуюся их здоровья, такую важную для их жизнедеятельности.

       В основу структуризации системы физической культуры целесообразно положить функциональную роль различных выполняемых ею задач с точки зрения общих целей системы (А.В. Оболонский, 1988). В этом случае стоящие перед физической культурой, как отраслью сферы услуг, задачи распадаются на три группы: задачи, непосредственно направленные на реализацию целей системы; задачи подготовительного, вспомогательного, обеспечивающего характера; задачи по координации деятельности всех элементов системы.

       У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

       Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

       Идеал всестороннего гармонического развития личности на протяжении многих тысячелетий существовал в представлениях и чаяниях многих поколений людей. В жизни современного общества он приобрел значение конкретной цели всей социальной практики воспитания.

       В соответствии с ней, ц е л ь ю физического воспитания, как составной части комплексной системы воспитательных воздействий является содействие всестороннему и гармоническому развитию личности на основе использования средств физической культуры. Направленность на достижение этой цели находит свое отражение в одном из ведущих принципов отечественной системы физического воспитания –принципе всестороннего гармонического развития личности.

        Как уже было показано, физическое воспитание представляет собой одну их самых древних форм целенаправленного воздействия на подрастающие поколения. В той или иной степени, она находила свое воплощение во всех общественно-экономических формациях. В этом нет ничего удивительного, т. к. каждое общество всегда нуждалось в здоровых, физически сильных и умелых гражданах, готовых к выполнению самых различных обязанностей, и поэтому проявляло заботу о физическом воспитании подрастающих поколений.

         Вместе с тем, всестороннее развитие человека необходимо прежде всего ему самому. Чем шире и разностороннее интересы человека, чем больше он знает и умеет, тем легче ему претворить в реальность свои жизненные планы, тем более насыщенной и интересной является его жизнь. В этом ярко проявляется единство и тесная взаимосвязь интересов общества и каждого отдельного человека в деле успешного решения задач по формированию гармонической и разносторонней личности.

Естественно то, что основным предназначением физического воспитания является целесообразное воздействие прежде всего на физическую природу человека, развитие его двигательных способностей. Недостаточный уровень их развития отрицательно сказывается на работоспособности, ограничивает возможности активной разносторонней деятельности. У таких людей медленнее вырабатываются необходимые трудовые навыки.

        Однако, в отличие от прежних времен, в современном обществе совершенствование физических кондиций человека, активное и эффективное использование средств физической культуры для нормализации функций организма, оптимизации его состояния, рассматриваются не только как узко утилитарная цель повышения дееспособности работника в сфере производства, но и как важнейшее условие повышения уровня общей культуры человека.

         Всестороннее развитие человека в современном обществе представляет собой не просто потребность, но и необходимое условие общественного прогресса. Решая специфические задачи физического воспитания, тренируя свой организм с целью достижения спортивного или оздоровительного результата, необходимо постоянно помнить о единстве всех сторон воспитания. Естественной предпосылкой неразрывной взаимосвязи всех сторон воспитательных воздействий является объективно существующее единство физического и духовного развития человека, неотъемлемость духовной сферы от ее материальной основы – тела человека. При этом физическое воспитание выступает как базовое, интегрирующее звено, содержащее громадный потенциал формирующего, воспитательного воздействия на личность. Такая его базовая роль обусловлена тем, что в отличие от других видов воспитательных влияний, воздействие средствами физического воспитания реализуется, прежде всего, в материализованном виде. Результаты такого воздействия находят отражение в совершенствовании многих физиологических функций, в том числе и тех, которые обеспечивают функционирование психических процессов, эффективную интеллектуальную деятельность, нормальное душевное состояние человека, обеспечивая его физическое и духовное здоровье. Благодаря этому совершенствуется своеобразная материальная основа для всего многообразия форм воспитательных воздействий.

        Наряду с этим, целенаправленное использование средств физической культуры оказывает и прямое воспитательное воздействие на личность. Широко известно их благотворное влияние на формирование морально–волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости в достижении цели, дисциплинированности, коммуникабельности, общественной активности, формирование активной жизненной позиции и др. Все это обусловливает важную роль физического воспитания в реализации задач всех других форм воспитательной работы.

         Важнейшая роль физического воспитания проявляется и в решении задач трудового воспитания, формировании деятельной, общественно полезной личности.

         Физическое воспитание неразрывно связано с эстетическим. Красота здорового человеческого тела, грациозность и ловкость движений всегда служили источником для вдохновения художников и артистов, всех, кто соприкасается с ними.

          В той или иной мере занятия физическими упражнениями связаны со всеми другими сторонами воспитательного воздействия на человека и тем самым вносят свой весьма существенный вклад в формирование социально активной личности, сочетающей в себе и физическое, и социальное, и духовное здоровье, всемерно способствуя достижению главной цели всей системы воспитательной работы – формированию всесторонне развитой личности.

          Физическая культура имеют в первую очередь важнейшую роль не воспитать и научить новое поколение, а «вернуть к жизни» старое, научить людей снова двигаться, получать удовольствие от жизни. Самое сложное это начать, поверить в значимость и важность физической культуры.

        Если говорить о России, то за последние десятки лет, уровень здоровья значительно снизился, и все это напрямую связанно с низкой активностью и с нежеланием заняться своим здоровьем. Ведь проще предотвратить болезнь, чем тратить потом огромные средства на лечение и восстановление организма. Сейчас не говорится о изнуряющих тренировках и профессиональном спорте, 15-20 минут в день утром помогут оставаться бодрым и активным на протяжении всего дня. Физическая культура необходима всем, в независимости от возраста или физического состояния человека, всегда можно найти индивидуальный подход.

Ширяева Е., Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 . – С. 193-194;

Следовательно, роль физической культуры во всестороннем развитии личности тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности, где духовная сторона играет определенную роль.

Заключение.

Целью контрольной работы было изучить влияние физкультуры и спорта на всесторонне развитие личности. В работе я доказываю, что физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.

Я рассмотрел, как физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое воспитание. Я изучил влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах.

Разумеется, не все стороны влияния физкультуры и спорта на развитие личности были упомянуты в моей работе.

Год от года физическая культура становиться сложнее, умнее, интереснее, а активность к систематическим занятием физической культуре и спортом все меньше интересует людей. А значит – доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно снижается.

Следовательно, эту столь важную проблему в современном обществе можно решить только если люди будут целесообразно понимать всю сущность и значимость систематических занятиях физической культурой и спортом, и стремиться совершенствовать свой уровень физической подготовленности, а направлять в этой не легкой деятельности будет стремиться мы специалисты в области физической культуры и спорта.

Источник