Физическое состояние ребенка и развитие нравственных качеств
Элина Шахова
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Во все времена большое значение в формировании личности человека, предоставлялось развитию и воспитанию нравственности. В современной педагогической системе, вопросы нравственного воспитания, являются актуальными, но в то же время сложными, требующими большого изучения. То, что закладывают в душу ребенка в детстве, проявляется позднее, и становится его жизнью. И. С. Макаренко считал, что нравственность — неотъемлемая сторона личности человека, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил поведения, которые выражены в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются старшими дошкольниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми. Нравственный человек очень требователен к себе и в то же время терпим к другим. Осуждая плохие поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.
Формирование у старших дошкольников нравственных представлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагог дошкольного образования. Положительный результат включения старших дошкольников в общественно полезную трудовую деятельность, зависит от того насколько развиты у них необходимые нравственные представления. Нравственные нормы и правила поведения, отношение ребенка к труду, наличие дисциплинированности – это есть результат воспитания, результат сложного воздействия на формирование личности ребенка со стороны детского сада, социального окружения и семьи. Педагогическое воздействие на дошкольника должно быть целенаправленное, в целях формирования у него не случайных, а четко определенных нравственных качеств личности.
В детском саду у дошкольника еще не сформировался нравственный опыт. Воспринимая окружающую действительность, он в полной мере не может ее осознать, во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях ребенок не умеет вскрыть причинно-следственную зависимость, ему чуждо отношение между человеком и общественной жизнью. Дети дошкольного возраста не обладают достаточным запасом нравственных знаний, что бы анализировать правила поведения принятых в обществе. Они не могут сравнивать свое поведение с поведением других, ясно себе представлять последствия того или иного поступка, дать оценку моральным побуждениям. Однако в процессе воспитания когда происходит развитие речи, мышления, познавательных способностей и интересов ребенок развивается и нравственно. Чем больше круг его знаний, тем более правильно дошкольник ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения. Как правило, к старшему дошкольному возрасту, ребенок осознает свое место в жизни, усваивает основные общечеловеческие нормы поведения в коллективе.
Нравственное воспитание – это целенаправленная педагогическая система, которая воздействует на формирование моральных качеств и сознательную чувствительность.
Основные задачи нравственного воспитания:
• Формирование умений и навыков нравственного поведения;
• Воспитание у дошкольников нравственных чувств;
• Формирование у дошкольников этических взглядов и убеждений,
• Воспитаниеморально-волевых черт характера таких как: дисциплинированность, трудолюбие, правдивость, терпение, самостоятельность.
Когда в учебно-воспитательном процессе педагог формирует такие качества как трудолюбие и дисциплинированность, от одних детей можно добиться высокого уровня сознательности выполнения правил дисциплины и отношения к труду, а у других и вовсе не увидеть результата.
Дисциплинированность является сложным нравственным качеством и имеет разные этапы развития, начиная с простого послушания у младших дошкольников, заканчивая сознательным выполнением правил дисциплины у старших дошкольников. Процесс формирования дисциплины должен быть систематический и целенаправленный.
Процесс воспитания трудолюбия у дошкольников, зависит от правильного отношения к физическому труду. Так же с помощью физического труда формируются такие качества характера как терпение, самостоятельность, настойчивость.
В процессе нравственного воспитания, формируются такие качества,которые определяют взаимоотношения между людьми: коллективизм, гуманизм, дружба, культура поведения. Прежде чем дошкольник осмыслит, что он член общества и у него есть определенные обязанности, он должен научиться платить добром за добро, и именно педагоги должны научить детей делать добро.
Для того что бы организовывать деятельность детей в детском саду, необходимо создавать специальные условия. Одним из таких условий, является вовлечение детейв практическую деятельность: общественную, познавательную, трудовую. Активно участвуя в разнообразной деятельности, дошкольники формируют чувства совести, ответственности, взаимопомощи, у них укрепляется воля, и вырабатываются навыки поведения и характер.
Методы формирования нравственных качеств:
• Беседы на морально-этические темы;
• Упражнения в положительных поступках, организация практического нравственного опыта;
• Нравственная оценка поступков;
• Пример взрослых сверстников.
При реализации нравственного воспитаниянеобходимо учитывать:
• Использование конкретного и близкого материала для понимания детей;
• Исходный уровень нравственности у ребенка;
• Использование наглядных и словестных инструкции, в процессе формирования нравственной оценки у дошкольников;
• Обобщенность формируемых моральных представлений
Роль нравственного воспитания в детском саду велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество. Процесс нравственного воспитания раскрывает творческий потенциал ребенка, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности.
Источник
Развитие нравственных качеств.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В период от 3 до 7 лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
Поэтому, одной из основных задач дошкольного образования на современном этапе является – обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей как с нормальным, так и с нарушенным развитием. Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо реализовать естественную потребность ребёнка в движении. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъёмом, улучшаются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов.
Активние движения повышают устойчивость детей к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.
Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов – физического и психического развития ребёнка.
Не случайно известный отечественный физиолог Н.М.Щелованов отмечал, что эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма.
Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как и движения, Благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.
В психолого-педагогических исследованиях (А.Д.Кошелева, В.И.Перегуд, И.Ю.Ильина, Г.А.Свердлова, Е.П.Арнаутова и др.) положительное эмоциональное состояние дошкольника рассматривается как основа отношения ребёнка к миру и влияет в дальнейшем на особенности переживания семейной ситуации, познавательную, эмоционально-волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.
Положительные эмоции тонизируют кору больших полушарий головного мозга, заставляют энергично работать органы человеческого тела, все функции организма и тем способствуют их развитию.
Увлечённые двигательной деятельностью дети напрягают и развивают все свои физические и психические силы.
Двигательные задания, эмоционально окрашенные, позволяют ребёнку многократно упражняться в одних и тех же движениях с наименьшей степенью усталости более длительное время. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, могут рассматриваться как надёжный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких – либо нарушений в состоянии нервной, сердечно – сосудистой и других систем.
Для многих детей время, проведённое в детском саду,- самое эмоционально насыщенное и значимое, так как реализуется их потребности в непосредственном и тёплом общении с педагогами и сверстниками в процессе любимых игр и занятий. Поэтому, нужно диагностировать эмоциональное состояние дошкольников в подвижной игре, и других видах двигательной деятельности, что обеспечит максимальные возможности для психофизического развития каждого ребёнка, позволит своевременно вносить необходимые изменения в педагогических процесс.
Цель такой диагностики – выявление особенностей эмоционального состояния детей. Основным методом при проведении диагностики служат многократные наблюдения за эмоциональные реакции детей. Оценка эмоциональных реакций должна проводиться на основе положений о том, что в каждой эмоции выделяются 3 составные части:
— внутренние переживание (обнаруживается через рассказ человека о собственных переживаниях);
— физиологические изменения (регистрируется приборами);
— поведенческая реакция.
Психические процессы и состояния динамично выражаются во внешнем облике и поведении виде совокупности опредёлённых признаков и организуются в пространственно – временные структуры. Каждая такая структура включает конкретные характеристики мимики, пантомимики, интонации, темпа движений, качества деятельности и служит сигнальным комплексом, информирующим другого человека о психических процессах и состояния его партнёра по деятельности. Для анализа эмоциональных проявлений детей используются следующие критерии, основанные на методах аудиовизуальной психодиагностики:
— эмоциональная экспрессия лица — мимика: губы, взгляд, выражение лица, брови, лоб.
— выразительная моторика тела – пантомимика: осанка, походка, жестикуляция, поза, наклон головы.
— речевые реакция детей – эмоциональная окраска высказываний, интонационная выразительность, динамичность речи.
— участие в деятельности: степень активности.
Учитывая тот фактор, что для создания положительно эмоционального состояния большое значение имеет ознакомление детей с содержанием игры, физическими упражнениями, основными движениями, игровыми действиями персонажей и правилами, в первую очередь следует проанализировать методику объяснения подвижных игр. При этом необходимо обращать внимание на выполнение педагогами требований тщательной подготовки к ознакомлению детей с новой игрой, обоснованность и продуманность приёмов, содействующих возникновению у детей эмоционального отклика при восприятии содержания игры.
Особо следует отметить применение игровых приёмов, сюрпризных моментов, эмоциональность объяснения, интонационную выразительность речи педагога. Недопустимо сводить обьяснений простому перечислению игровых и двигательных действий и правил игры, поскольку это приводит к отсутствию у детей желания вступить в игру или выполнять те или иные двигательные задания.
Очень важно акцентировать внимание на соблюдении требований к организации места проведения подвижных игр и других видах деятельности: не ограничено ли игровое пространство по отношению к количеству участников; учитывается или нет наличие естественных препятствий. Например, не мешает ли детям что-либо, не сталкиваются ли они друг с другом, что тормозит ход игры и вносит беспорядок в двигательные действия.
Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие)эффективно воздействует на детский организм.
Первостепенное значение в физическом воспитании детей имеет подвижная игра, как деятельность, отвечающая их возрастным потребностям, и как средство разностороннего развития. В ней заключён целый комплекс эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов.
Один из видов подвижных игр — игры-эстафеты.
Игры-эстафеты — сознательная, активная деятельность соревнующихся между собой команд, направленная на достижение общей цели путём выигрыша благодаря более быстрому, правильному, рациональному выполнению игровых заданий каждым участником на своём этапе, связанная с обязательным соблюдением правил и активным преодолением встречающихся препятствий.
Соревнование создаёт в них особый эмоциональный и физиологический фон, опосредованный план отношения и оценки собственной деятельности через оценку продуктов, итогов деятельности другого ребёнка. Оно усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках.
Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.
Одной из таких форм являются физкультурные минутки.
На эффективность их проведения влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.
Следует также обратить внимание на использование музыкального сопровождения двигательной деятельности, которое не только определяет образный характер движений, но и улучшает эмоциональное состояние ребёнка, вызывая у него эмоциональный подъём. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.
Образно-игровая ритмическая гимнастика, главными составляющими которой служат образные или подражательные физические упражнения, музыка и элементы игры. Занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию устойчивого внимания и собранности – важных предпосылок успешной учёбы, а так же формирует уверенность в себе, помогает преодолеть застенчивость, робость, повышает самооценку, формируются умения и навыки в согласовании движений с темпом и ритмом музыкального сопровождения, развиваются музыкальные способности.
Танцевально-игровая гимнастика способствует развитию мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширяет кругозор. При занятиях данным видом деятельности у детей воспитывается умение эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях, развивается инициатива, чувство товарищества, взаимопомощь, лидерство. Она включает в себя несколько разделов:
1.игроритмика
2.игротанцы
3.пальчиковая гимнастика
7.Игровой самомассаж
8.Музыкально-подвижные игры
9.Игры-путешествия (или сюжетные занятия)
10.креативная гимнастика.
Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяет красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку.
Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребёнка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость.
Пальчиковая гимнастика является основой развития ручной умелости, мелкой моторике рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
Музыкально-подвижные игры. В них используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных занятий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.
Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов, служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, даёт возможность стать тем, кем мечтаешь, побывать, где хочешь и увидеть что пожелаешь.
Психокоррекционные игры и упражнения направлены на развитие внимания, памяти, координации движений, быстроты реакции, которые можно использовать в водной части занятий.
Например:
игра «Стоп»
Цель: Преодоление двигательного автоматизма.
Дети шагают под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны продолжить движения в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поколения от безнравственности, бездуховности? Как эффективно реализовать функции воспитания и обучения детей?
Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности – одна из главнейших воспитательных задач.
Нравственное воспитание, слитое в целостном педагогическом процессе с физическим, умственным, трудовым и эстетическим воспитанием, дает возможность формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая влияет на ценностные ориентации человека. Начинать формировать у ребенка нравственные качества необходимо как можно раньше.
Пути формирования нравственного качеств дошкольников имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению воспитывающихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при формировании дружеских взаимоотношений.
Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами доведения в процессе различной деятельности, имеющей морально ценную значимость. Всё это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношении, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, имеющую значение в организации учебного труда в школе, культуру речи, и, главное, у него формируется эмоционально — нравственное отношение к окружающему миру.
Требования взрослых должны звать ребенка «вверх» по ступеням нравственного мужания. Малышей двух-трех лет учат положительному общению на основе чувств доброжелательности, умению играть рядом с детьми, делиться с ними игрушками. Уже на этом возрастном этапе надо добиваться, чтобы элементарные нравственные понятия выражались в стремлении следовать указаниям взрослого.
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные нормы организованного поведения. Например, не мешать окружающим криком и шумом. Учим детей, как вести себя, не нарушая нормального течения жизни в группе, как вести себя дома, чтобы не мешать отдыхать или заниматься старшим, в общественных местах не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих. Детей этого возраста воспитывают умение дружно играть со сверстником, при необходимости уступать ему, делиться игрушками, проявлять о нем заботу.
Детей четырех-пяти лет возрастают возможности в проявлении гуманных чувств и положительных взаимоотношений. Этот период у детей формируют навыки коллективного поведения. Пятилетние дети способны оценивать свои и чужие поступки. Чтобы развивать это качество, взрослые формируют у детей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. Он побуждает их к оценочным суждениям о собственном поведении: «Я вел себя хорошо», или: «Я обидел своего товарища, это плохо», или: «Своим поступком я огорчил взрослого». Ребенок испытывает стыд за то, что не оправдал мнения взрослого, обидел товарища, сказал неправду, не выполнил обещание и т.д.
К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период взрослые стараются пробудить в них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям: «Как ты считаешь, правильно ли ты поступил?», «Отказался помочь маме — это хорошо?», «Как ты думаешь поступить в этом случае?», «Почему?», «Как бы ты поступил на месте этого мальчика?», «Что сказал бы твой товарищ о твоем поступке?» и т.д. Этим самым мы нормируем нравственное сознание и мотивы
поведения, которыми ребенок должен руководствоваться в соответствующих ситуациях.
В период старшего дошкольного возраста, когда понятие «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Это приобретает особое значение в связи с тем, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность в поведения и общении с взрослыми и сверстниками и на уроках и в повседневной жизни. Какими установками при этом будет руководствоваться ребенок, зависит от уровня его нравственной воспитанности.
В этот период у детей нормируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т.е., те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей. Вот почему особое внимание уделяется развитию общественных навыков, умению соблюдать нормы поведения в коллективе, считаться с мнением сверстников, а при необходимости отстаивать свое право в корректной форме без ссор и конфликтов.
Взрослые содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Нужно намеренно использовать любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу». Принес из дома новую игрушку — «покажи ее и дай доиграть с ней всем ребятам» и т.д. Так понятия, «мое» расширяются до понимания « мы», «наше».
Нельзя забывать о воспитании у детей самостоятельности, привычки к трудовым усилиям, бережливости, аккуратности, умения замечать непорядок и устранять его по собственной инициативе. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий созидатель и гражданин.
Таков багаж нравственных представлений детей; на каждом возрастном этапе. В этой связи перед педагогами и родителями стоит задача такой организации нравственного воспитания детей, при которой у ребенка начинают нормироваться нравственная самостоятельность, активное отношение к жизни, общественная направленность мотивов поведения, эмоционально осознанное положительное отношение к окружающему.
Формированию нравственной самостоятельности содействуют правила.
Они являются для детей ориентиром, при помощи которого они избирают нужные формы поведения. Благодаря правилам каждый ребенок уясняет, осмысливает, как вести себя со взрослыми и сверстниками, дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.
Правила вводят постепенно, в естественных ситуациях, с учетом возраста детей.
Вместе с усвоением основных правил детям разъясняют другие, которые конкретизируют и дополняют уже им известные, например: «Как вести себя за столом», « Как вести себя на улице, в транспорте», «Правила пешехода», «Как вести себя во время разговора со взрослыми», «Правила дружной игры», «Правила дружной работы», «Правила вежливости» и др.
Вводя любое правило, взрослые разъясняют его смысл. Если дети понимают
его необходимость и знают, как его выполнять, то они быстрее овладевают нужными способами поведения.
Недостаточно лишь познакомить детей с правилом, полезно еще и показать способы его выполнения. Когда дети все это усвоят, они поймут, что означает требование хорошо вести себя. Таким образом, показ в сочетании со словом помогает понять ребенку, что от него хотят.
Важно, чтобы усвоение правил требовало от старших детей нравственного напряжения, усилий воли, сдержанности и постоянного элементарного самоконтроля; чтобы ребенок как бы примерял и сравнивал свои действия с тем, что предписано правилом. Это развивает в нём самосознание, умение оценивать свое поведение.
Необходимо взрослым обращаться к знакомым потешкам, использовать меткие сравнения из любимых детских художественных произведении. Например, таких, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и др. Хорошо воздействуют на детей к месту сказанные шутки, прибаутки, пословицы, загадки. Ребята легко запоминают их и часто сами употребляют «Когда я ем — я глух и нем», «Кончил дело — гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Детям среднего и старшего дошкольного возраста необходимо раскрывать нравственный смысл отдельных правил, Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них предусматривается уважение к труду взрослых («Вытер ноги, убрал за собой, — значит, уважаешь труд няни»), уважение к покою, удобству, отдыху окружающих( «Нельзя громко разговаривать или играть в шумные игры там, где читают, занимаются или отдыхают,- это значит проявлять неуважение к людям») и т.д. Нужно помочь детям уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе. Разъяснить что, например, привлекать внимание окружающих неприлично, что недозволительно, идя по улице, прыгать, толкаться, загораживать тротуар встречному потоку пешеходов. Это доставляет людям неудобство. Такое поведение — признак невоспитанности и неуважения к окружающим. А тот, кто не умеет с уважением относиться к другим, никогда не может рассчитывать на уважение к себе.
Степень осознания правил поведения детьми во многом зависит от того, как их обосновывают. Можно так: «При входе в спальню ведите себя тихо». Но можно иначе : «За стенкой вашей спальни находятся малыши. Когда вы входите в свою спальню , ведите себя тихо, не забудьте, что маленькие уже спят».
В первом случае требование категорично, оно не вызывает у ребенка раздумий, во втором случае рассчитано на более высокую осознанность. Отсюда, естественно, ответственность детей за собственные поступки повышается: они поставлены перед необходимостью считаться с удобствами окружающих, чтобы помочь осознать требования взрослых, полезно оценивать поступки детей: «Поступил по правилам – хорошо», «Поступил против правил – плохо».
Похвала и порицание, как полюсные оценки, помогают им отличать хорошее от дурного, так оценочные воздействия показывают поступки с нравственных позиций, заставляя ребенка испытывать либо удовольствие и желание поступать так же, либо неловкость, стыд за некрасивое поведение.
Порицание и похвала конкретизируют понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо». Полезно чтобы оценка содержала такие определения, как « добрый», «вежливый», «предупредительный», «скромный», «аккуратный»», «воспитанный». Например: «Вова предупредительный мальчик, заметил, что у Ирины Викторовны, несёт тяжёлые предметы и он помог ей «. Так поступают «воспитанные люди».
Нужно стараться довести до сознания детей понятия «внимательный», «добрый», «отзывчивый» и т.д.. Например: «Хорошо быть предупредительным, как Вова. За это люди всегда благодарны. А проявить предупредительность — это значит понять, в какой помощи нуждается человек и вовремя предложить ему помощь, не дожидаясь, когда он обратится с просьбой». Или: «Внимательным», «отзывчивым» называют того, кто умеет посочувствовать и старается помочь. Так и поступила сегодня Марина. Она увидела, что у новенького мальчика не получается завязать шарф, предложила ему свою помощь».
Когда такие оценки поведения дети получают в конкретных жизненных ситуациях, то эти оценки становятся особенно доходчивыми.
Все это еще раз убеждает нас, что первые нравственные представления и первые впечатления , полученные в дошкольные годы, оставляют след на всю жизнь и долг старших — с терпением и любовью лепить характер будущего человека, чтобы интеллектуальное и эмоциональное его развитие было гармонично.
Формирование нравственного поведения в дошкольном возрасте происходит различными путями. Процесс усвоения нравственных понятий осуществляется в дошкольном возрасте не только от частного, конкретного к более общему пониманию морального содержания ситуаций. В общении со сверстником ребенок проводит большинство своего времени. В процессе становления детского коллектива он усваивает нравственные понятия вначале в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что, несомненно, ускоряет процесс их формирования. Его поступки, взаимоотношения со сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться нравственными нормами.
Источник