Физическое развитие ребенка в период младенчества

Физическое развитие ребенка в период младенчества thumbnail

Психическое развитие младенца (см. статью «Психическое развитие детей в период младенчества (от 2 месяцев до 1 года)» тесно связано с формированием крупной и мелкой моторики в этот период. Условия для развития двигательных функций ребенка создает взрослый: в настоящее время используются гимнастика, плавание и др.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за 12 месяцев, поразителен. В течение первого года жизни ребенок научается держать голову, садиться, ползать, вставать на ножки и ходить; начинает тянуться к предметам, хватать их, удерживать и манипулировать ими.

В младенческом возрасте формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Благодаря им ребенок получает значительную часть информации о мире. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и обеспечивают совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Особенно важную роль играет овладение активными передвижениями в пространстве – ползанием и ходьбой, хватанием предметов и манипулированием ими.

Ползание – первый вид самостоятельного перемещения ребенка. У большинства детей оно возникает примерно в 6-7 месяцев, когда дети пытаются достать привлекательную игрушку. Пытаясь захватить игрушку, он немного передвигается вперед. Постепенно движения, ведущие к перемещению, закрепляются и превращаются в способ передвижения.

Овладению самостоятельной ходьбой предшествует длительный период времени, в течение которого ребенок учится подниматься на ножки, стоять, держась за какую-либо опору, переступать, стоять без опоры, наконец, ходить с опорой. В побуждении ребенка к ходьбе и выработке у него необходимых подготовительных движений решающую роль играет взрослый.

Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь случайно оказавшиеся под рукой предметы, и это отмечается уже на 2-3-м месяце жизни. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми зрительным восприятием.

Развитие хватания начинается на 3-4 месяце жизни. Если взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке. В 5 месяцев ребенок уже захватывает неподвижные предметы рукой.  Держа предмет в руке, ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.

Хватание – первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

В первом полугодии жизни начинают формироваться произвольные движения. Младенец манипулирует предметом, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения и т.п. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный звук.

В возрасте с 4 до 8 месяцев система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. Ребенок начинает прогнозировать движение предметов в пространстве. В 6 месяцев он уже может хватать движущиеся, качающиеся предметы.

Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково – прижимая пальцами к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а по дуге, часто отклоняясь в сторону от нужного направления. После 7 месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Схватывание и удержание предмета пальцами формируется на 7-8 месяце жизни и продолжается совершенствоваться до конца года.

После 6 месяцев дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с водой.

MrcooKetSYs

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая для направления внимания взрослого человека. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на его помощь.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Примерные сроки физического развития младенца:

Время появления движенийРазвитие движенийРазвитие моторики
1 месяцПоднимает подбородокХаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак
2 месяцаПоднимает грудьСжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
3 месяцаТянется за предметом, но, как правило, промахиваетсяУдерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот
4 месяцаСидит с поддержкойЛадони часто раскрыты, протягивает руку к предмету, движения пальцев не дифференцированы
5-6 месяцевХватает рукой предметыПротивопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев
7 месяцевСидит без поддержкиРебенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Движения пальцев дифференцируются.
8 месяцевСадится без посторонней помощиБерет мелкие предметы 2-мя пальцами, а большие – всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
9 месяцевСтоит с поддержкой, ползает на животе
10 месяцевПолзает, опираясь на руки и колени; ходит, держась 2-мя рукамиМанипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с водой).
11 месяцевСтоит без поддержки
1 годХодит, держась одной рукой 

 Ирина Базан

Литература:
Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология»
Е.О. Смирнова «Детская психология»
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская «Возрастная психология»
Р.С. Немов «Психология»

Интересные статьи на сайте

Источник

Время
появления движений

Развитие
моторики

1
месяц

2
месяца

3
месяца

4
месяца

5-6
месяцев

7
месяцев

8
месяцев

9
месяцев

10
месяцев

11
месяцев

12
месяцев

Поднимает
подбородок

Поднимает
грудь

Тянется
за предметом, но, как правило,
промахивается

Сидит
с поддержкой

Хватает
рукой предметы

Сидит
без поддержки

Садится
без посторонней помощи

Стоит
с поддержкой; ползает на животе

Ползает,
опираясь на руки и колени; ходит,
держась двумя руками

Стоит
без поддержки

Ходит,
держась одной рукой

     Движения
рук младенца, направленные к предмету,
ощупывание предмета появляются примерно
на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев
ребенок уже может схватить предмет, что
требует сложных зрительно-двигательных
координаций. Значение этого момента
для дальнейшего развития велико: хватание
– первое целенаправленное действие
ребенка, оно является обязательным
условием, основой освоения манипуляций
с предметами.

     Во
втором полугодии движения рук и
соответствующие действия интенсивно
развиваются. Ребенок размахивает
схваченными им предметами, стучит,
бросает и снова подбирает их, кусает,
перекладывает из руки в руки и т.п. После
7 месяцев встречаются «соотносящие»
действия: ребенок вкладывает маленькие
предметы в большие, открывает и закрывает
крышки коробочек. После 10 месяцев
появляются первыефункциональные
действия
,
позволяющие относительно верно
использовать предметы, подражая действиям
взрослых.

     Тем
не менее к концу года ребенок начинает
познавать мир человеческих предметов
и осваивать правила действия с ними.
Разнообразные действия приводят его к
открытию все новых и новых свойств
окружающих его объектов. Ориентируясь
в окружающей действительности, он
интересуется не только тем, «что это
такое», но и тем, «что с этим можно
сделать».

     Восприятие
и действие – та основа, которая позволяет
судить о первоначальных
формах наглядно-действенного
мышления
 в
младенческом возрасте. В течение года
усложняются познавательные задачи,
которые способен решить ребенок, сначала
только в плане восприятия, затем используя
двигательную активность.

Решение простейших познавательных задач в младенческом возрасте

Возраст
в месяцах

Успехи

Неудачи

0-2

Когда
у ребенка на глазах прячется предмет,
не наблюдается никаких определенных
действий.

2-4

Ребенок
прослеживает взглядом движущийся
предмет, который перемещается за
экраном. Может научиться прослеживать
предмет от одного места до другого.

Ребенок
продолжает следить за движущимся
предметом после его остановки. Ищет
предмет на прежнем месте, когда видит
его перемещение на новое место.

4-6

Ребенок
больше не делает ошибок, характерных
для 2-4 месяцев. Он находит предмет,
частично закрытый платком.

Ребенок
не может найти предмет, который
полностью закрыт платком.

6-12

Ребенок
может найти предмет, полностью закрытый
платком.

Ребенок
ищет предмет там, где находил его
раньше, игнорируя то место, куда этот
предмет спрятали у него на глазах.

     Память.
Познавательное развитие младенца
предполагает включение механизмов
памяти, естественно простейших ее видов.
Первым является узнавание.
Уже в раннем младенчестве дети способны
соотносить новые впечатления с имеющимися
у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту
игрушку, которую показывал ему взрослый,
предпочитая ее остальным, находящимся
в его поле зрения; 4-месячный ребенок
отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение –
восстановление в памяти образа, когда
перед ребенком нет сходного объекта.

     Эмоциональное
развитие
.
Эта линия развития тоже непосредственно
зависит от общения с близкими взрослыми.
В первые 3-4 месяца у детей проявляются
разнообразные эмоциональные состояния:
удивление в ответ на неожиданность,
тревожность при физическом  дискомфорте,
расслабление при удовлетворении
потребности. После того как ребенок
научился узнавать и бурно радоваться
маме, он доброжелательно реагирует на
любого человека. После 3-4 месяцев он
улыбается знакомым, но несколько теряется
при виде незнакомого взрослого человека.
В 7-8 месяцев беспокойство при появлении
незнакомых резко усиливается. Между 7
и 11 месяцами, появляется так называемый
«страх расставания» — грусть или острый
испуг при исчезновении мамы. Общаясь с
мамой или другим близким человеком,
младенец к концу 1 года стремится не
только к чисто эмоциональным контактам,
но и к совместным действиям.

     Речевое
развитие. 
В
первом полугодии формируется речевой
слух, а сам ребенок при радостном
оживлении издает звуки, называемые
обычно гулением.
Во втором полугодии возникает лепет,
в котором можно различить некоторые
повторяющиеся звуковые сочетания,
связанные чаще всего с действиями
ребенка. Лепет обычно сочетается с
выразительной жестикуляцией. К концу
1 года ребенок понимает 10-20
слов, произносимых взрослыми, и сам
произносит одно или несколько своих
первых слов, сходных по звучанию со
словами взрослой речи. С появлением
первых слов начинается новый этап в
психическом развитии ребенка.

  1. КРИЗИС
    1 ГОДА

     Переходный
период между младенчеством и ранним
детством обычно называют кризисом 1
года. Как всякий кризис, он связан со
всплеском самостоятельности, появлением
аффективных реакций. Аффективные вспышки
у ребенка обычно возникают, когда
взрослые не понимают его желаний, его
слов, его жестов и мимики или не понимают,
но не выполняют то, что он хочет. Поскольку
ребенок уже ходит или активно ползает
по дому, в это время резко увеличивается
круг досягаемых для него предметов.
Разумеется ребенок и раньше был знаком
со словом «нельзя», но в кризисный момент
оно приобретает особую актуальность.

     Аффективные
реакции при очередном «нельзя» или
«нет» могут достигать значительной
силы. Чаще всего появление сильных
аффектов у ребенка связано с определенным
стилем воспитания в семье.

     Главное
приобретение переходного периода –
своеобразная детская
речь
,
называемая Л.С.Выготскимавтономной.
Она значительно отличается от взрослой
речи и по звуковой форме (фонетическому
строению), и по смыслу (семантической
стороне). Детские слова по
своему звучанию иногда
напоминают «взрослые», иногда резко
отличаются от них.

     Маленький
ребенок вкладывает в слова совсем другой
смысл, чем взрослый человек, поскольку
у него еще не сложились наши «взрослые»
понятия. Для нас слово чаще всего связано
с определенной группой предметов,
идентичных по какому-то существенному,
обычно функциональному признаку. У него
своя логика, и его слова
становятся многозначными и ситуативными.

     Еще
одна особенность автономной речи –
своеобразие связей между словами. Язык
маленького ребенка аграмматичен. Слова
не объединяются в предложения, а переходят
друг в друга как междометия, напоминая
ряд бессвязных восклицаний.

     Поскольку
автономная детская речь фонетически и
семантически отличается от взрослой,
она понятна только самым близким. Общение
с другими взрослыми с помощью такой
речи невозможно, хотя здесь могут помочь
неязыковые средства – жесты и выразительная
мимика ребенка, сопровождающая непонятные
слова. Следовательно, автономная речь
допускает общение, но в других формах
и другого характера, чем то общение,
которое станет возможным для ребенка
позднее.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник