Физическое развитие ребенка шестого года жизни

Физическое развитие ребенка шестого года жизни thumbnail

Физическое развитие детей от рождения и до школы в условиях общественного воспитания имеет ряд специфических особенностей, к числу которых исследователи относят: научность, систематичность и последовательность, активность и регламентированность, закрытость и формализм, тяготение к изолированности физического воспитания от остальных сторон развития личности ребёнка.

Ориентация системы образования на разностороннее развитие дошкольников, необходимость подготовки его к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях ставят перед педагогами и родителями ряд задач, в том числе и задачу целенаправленного физического развития детей дошкольного возраста.

Самоценность и специфичность периода дошкольного детства, с характерным для него типом ведущей деятельности, а также интенсивностью и неравномерностью темпов физического развития не позволяет осуществить прямой перенос достижений школьной дидактики и определяет необходимость разработки собственных подходов к оптимизации физического развития детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте складываются предпосылки к формированию осознанности движений. Условием для развития осознанность движений являются:

  • — морфофункциональное созревание систем управления движениями;
  • — формируются мотивы освоения движения детьми;
  • — сочетание двигательных действий со словом;
  • — понимание ребёнком связи между характером движения и его результатом.

Физическое развитие характеризуется наличием возрастных возможностей. Среди основных задач приоритет отдаётся:

  • — упражнениям общеразвивающего воздействия (движение головы, положение и движение рук, ног, туловища);
  • — упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля);
  • — подвижные игры и игровые упражнения;
  • — спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис);
  • — ритмичные движения (танцевальные);
  • — упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты);
  • — упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах);
  • — упражнения для освоения движений в водной среде.

При этом необходим индивидуальный двигательный режим для детей, имеющих различные особенности физического развития каждого ребёнка.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Физическое развитие, в свою очередь, связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

Становление личности ребенка начинается задолго до поступления его в школу, более того, к 6-7 годам оказываются сформированными многие особенности личности ( способность к произвольным действиям, регулированию собственного поведения, самооценка и пр.). Поэтому вполне закономерно внимание ученных к проблеме физического воспитания с дошкольного возраста (Т. Антонова [1], Фарбер Д.А., Безруких М.М. [9], Е.Н. Вавилова [4] и др.). Учёные подчёркивают, что при нынешних подходах к осуществлению задач физического воспитания фактически выпадают такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и действенных мотивов занятий физической культурой, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения.

При организации физического воспитания не предусматривается выработка способов творческого применения полученных знаний, умений, навыков для поддержания высокого уровня физической работоспособности и состояния здоровья, самостоятельных занятий в будущем. (52)

Нельзя считать оптимальным для решения проблем физической культуры подход, состоящий в том, чтобы исправить неудовлетворительное состояние дел простым увеличением объема двигательной активности или повышение моторной плотности на занятиях и вне занятий, включением в учебные программы дополнительного материала, а также посредством повышения уровня требований к качеству выполняемых физических упражнений или за счет других вариантов, основанных на экстенсивном подходе.

Необходим другой подход, ориентированный на запросы конкретного педагога и ребенка, особенности работы каждого образовательного учреждения, национальные традиции и региональные условия. Не менее актуальной остается проблема определения сущности, содержания, структуры и критериев физического воспитания дошкольника.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста — наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

В методике физического воспитания определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей, в частности эмоциональном состоянии и поведении, показатели физического, функционального развития и физической подготовленности.

Н а основе знания особенностей формирования осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста необходимо:

  • 1) комплексно использовать методы и приёмы, способствующие формированию представлений о физических упражнениях;
  • 2) пониманию структуры и последовательности их выполнения, возможности варьирования упражнений.

В ряде педагогических исследований раскрыта методика формирования умения сознательно ориентироваться в пространстве. самостоятельно выбирать наиболее рациональный способ выполнения движения в подвижной игре в зависимости от её условий; обучения анализу и характера и качества выполнения прыжков (Г.П. Лескова, Н.В.Полтавцева, Э.Я. Степаненкова и др. ). Однако методические аспекты формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений разработаны недостаточно.

Источник

Рабочая программа

По физическому развитию

Детей старшего дошкольного возраста

На 2016-2017 уч.год

разработчик:

Рябова И. А., воспитатель высшей квалификационной категории

г.Бугульма

2016 г.

Содержание программы

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка ( цель, задачи, принципы)…………………………………..

1.2 Возрастные особенности физического развития детей 6-го года жизни…………………………………………………………………………………………

1.3 Организация жизни и здоровья детей…………………………………………………..    

1.4.Система физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе………………….

1.5. Режим двигательной активности………………………………………………………..

1.6. Интеграция образовательных областей…………………………………………………

1.7.Планируемые результаты…………………………………………………………………

1.8. Нормативно-правовая база……………………………………………………………….

II. Содержательный раздел……………………………………………………………………..

2.1. Календарно-тематическое планирование по программе…………………………………

2.2. Примерный набор физкультурного оборудования для группы, физ.зала……………..

2.3. Региональный компонент программы…………………………………………………….

2.4. Работа с родителями…………………………………………………………………………

2.5. Система мониторинга освоения детьми программы……………………………………..

III. Организационный раздел……………………………………………………………………

3.1. Режим пребывания детей в МБДОУ………………………………………………….……..

3.2. Расписание ОД……………………………………………………………………………..

3.3. Лист здоровья……………………………………………………………………………….

3.4. Профилактическо-оздоровительная работа………………………………………………..

3.5. Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды……..

 Список используемой литературы………………………………………

I. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка:

Рабочая программа по физическому развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района РТ, а также опирается на  программу оздоровления воспитанников МБДОУ №22 «Здоровый ребенок» и реализует задачи физического развития в области дошкольного образования, которые обеспечивают воспитание, обучение и оздоровление детей от 5 до 6 лет.

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», где в ст.3, п.3 определены принципы государственной политики в области образования, одним из которых является «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности», Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка» .

В федеральном государственном образовательном стандарте одной из приоритетных является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основной целью направления «Физическое развитие» является формирование у дошкольников интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Поставленная цель решается в двигательной и игровой деятельности дошкольников с учетом развития физических качеств детей (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость); накопления и обогащения двигательного опыта (овладение основными движениями); формирования потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», согласно п. 12.1, сказано, что физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств ».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Необходимо прививать интерес к физической культуре и спорту, желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде: ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого выступает педагогический коллектив дошкольного учреждения.

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой рекомендуется знакомить детей старшей группы с возможностями здорового человека. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Образовательная область  «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников старшего дошкольного возраста уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

       Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста так же обусловлена тем, что это период постепенной переподготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.

Занятия физической культурой в детском возрасте призваны удовлетворить биологическую потребность растущего организма в двигательной деятельности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие управлять своим телом.

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материла, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов физических упражнений.

Целью программы является формирование у детей умений и навыков в физической культуре,  развитие физических качеств, физическая подготовленность, укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.

Задачи:

1. Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья, улучшения физического развития и закаливание организма ребенка.

2 Образовательные: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение доступных специальных знаний, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, овладение его элементарными нормами и правилами;

3 Воспитательные: воспитание привычки к соблюдению режима дня и ежедневным занятиям физическими упражнениями, учить умению самостоятельно заниматься в детском саду и дома, воспитание жизнерадостной, жизнестойкой, целеустремленной, волевой, творческой личности.

Программа составлена с учетом климатических условий, материально-технической   

оснащенности детского сада, регионального компонента.

Принципы программы:

· Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

· Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

· Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

· Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

· Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей

Возрастные особенности физического развития детей 6-го года жизни.

В физическом развитии у детей 5 лет увеличивается координационные и двигательные способности. Заметно совершенствуется двигательная активность. Появляются скорость, ловкость, новые двигательные навыки. В этот период дети учатся плавать, ходить на лыжах, кататься на роликах и коньках.
       Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к 5-6 годам ещё не завершено. В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленях. Поэтому здесь огромную роль играют занятия физкультурой, которые дают соответствующую нагрузку. Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Необходимо, как можно больше играть с детьми мячом, лепить пластилином, глиной, рисовать и т. д.  

Сердечно-сосудистая и дыхательная система развивается под влиянием физических нагрузок. Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого человека. А физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему; Общаясь друг с другом, дети, как правило, стремятся говорить громко. Поэтому роль взрослых: учить детей разговаривать, не напрягая голосовые связки.

Костная ткань все еще богата органическими элементами. Это обусловливает большую эластичность скелета и, как в раннем детстве, у дошкольников легко возникают деформации позвоночника при длительном напряжении, подъеме тяжестей, неправильной позе во время занятий за столом. Возможно так же уплощение стоп при ношении обуви, не отвечающей своими размерами и материалами, из которых она изготовлена, требованиям гигиены. В период формирования свода стопы и для его правильного положения необходимо практиковать: хождение детей босиком, выполнение специальных упражнений, массаж, водные процедуры.

       Для повышения выносливости и сохранения здоровья существенное значение имеет длительное, не менее 3,5—4,0 ч., пребывание детей на воздухе в течение дня, из этого времени 1,5—2,0 ч. в период солнечной инсоляции. В таких условиях лучше осуществляется нормальный фосфорно-кальциевый обмен, который влияет на скелет и функциональное состояние мышц спины.

Всё, вышеперечисленное, необходимо учитывать при работе с детьми шестилетнего возраста.

Источник