Физическое развитие ребенка семья и детский сад
Консультация на тему: «Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ»
А. де Сент — Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по- настоящему в ответе. За оригинал — не за отражение! »
Цель: ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и в ДОУ. Обучение родителей играм, направленным на формирование правильной осанки и на исправление плоскостопия.
Задачи:
1. Пополнить знание родителей о литературе по организации физического воспитания детей в условиях семейного быта и ДОУ, которая дает рекомендации о том, как растить детей здоровыми, закаленными, физически крепкими.
2. Познакомить родителей с банком игр, направленных на формирование правильной осанки и исправления плоскостопия детей дошкольного возраста.
3. Разучить с родителями игры, использовать их для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия их детей.
Цель физического воспитания детей – последовательное физическое совершенствование, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Необходимо добиваться того, чтобы дети обладали крепким здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.
Правильное разностороннее физическое формирование обеспечивает своевременное овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми для повседневной практической деятельности, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости.
Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Но надо следить и знать, как правильно распределять нагрузку на опорно-двигательный аппарат, так как нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись! » — это ошибка, так как детьми в этом возрасте частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки «иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение.
А лучше всего чаще играть с детьми в игры направленные на формирование правильной осанки.
Сегодня я хочу вам предложить банк игр, для того, чтобы вы сами научились и запомнили правила и применяли эти знания.
«Восточный официант»
Цель игры: развитие координации движений; равновесия; укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Материалы:
поднос или книга, кубик.
Ход игры:
Предлагается поиграть в «восточного официанта» и показывать, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить за тем, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
«Летим на Марс»
Цель игры: обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.
Материалы: стулья, мячи.
Ход игры:
Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и бросает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5-6 раз. Затем движения можно повторять стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде «ракета полетела» бросает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.
Кроме игр направленных на формирование правильной осанки, есть игры не менее важные. Вы можете использовать очень полезные игры для профилактики и лечения плоскостопия.
«Донеси, не урони»
Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости.
Материалы: стулья, простынки.
Ход игры:
Игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. Тоже повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
«Самый стойкий»
Цель игры: тренировка равновесия, координации движений, воспитание выносливости, решительности.
Ход игры:
Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить плечом и заставить его потерять равновесие — сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра — прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствие ребенка. Спасибо за сотрудничество!
Используемая литература:
1. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренингы. Занятия. «
2. Н. И. Крылова, издательство «Учитель», 2008г.
3. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада»
4. А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина ООО»ТЦ Сфера», 2011г.
Источник
Ольга Палий
Круглый стол «Физическое развитие ребёнка в семье и в ДОУ»
Круглый стол
«Физическое развитие ребёнка в семье и в ДОУ»
Цель: ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребёнка
в семье и в ДОУ.
Задачи: пополнить знания родителей о литературе по организации физического
воспитания детей в условиях семейного быта и ДОУ, которая даёт
рекомендации о том, как растить детей здоровыми, закалёнными, физически
крепкими.
Предварительная работа: беседа с родителями (с приоритетом физического
развития ребёнка, в ходе которой обсуждались
следующие вопросы:
1. Какие естественные факторы природы (воздух, вода, солнечное облучение) используете вы для проведения закаливающих процедур?
2. Как вы регулируете режим дня в семье?
3. Как вы выбираете и организуете нужные для ребёнка физические упражнения?
4. Какие новинки методической литературы вы используете, чтобы ответить для себя на данные вопросы?
Ход мероприятия.
Воспитатель. Цель физического воспитания детей – последовательное физическое совершенствование, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Необходимо добиваться того, чтобы дети обладали крепким здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.
Правильное разностороннее физическое формирование обеспечивает своевременное овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми для повседневной практической деятельности, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребёнка стал шагом в укреплении его здоровья? На этот главный вопрос отвечают авторы многих книг, предлагая конкретные рекомендации по организации здоровьесберегающей ежедневной деятельности дошкольника, направленной на становление его личности.
В нашей групповой библиотечке, созданной родителями для обмена информацией по проблеме физического развития ребёнка в семье и в ДОУ, находятся книги, рассказывающие о том, как воспитывать детей физически крепкими, гармонично развитыми. Многие родители изучают самостоятельно методическую литературу, содержащую подробные специальные сведения по отдельным вопросам физического воспитания детей. Они хотят обменяться своим опытом с другими родителями.
Слово родителям.
Предлагаемая литература:
В. Р. Дружинина, Т. М. Параничева «Режим дня ребёнка — дошкольника»
(родители делятся своим опытом)
Комментарии воспитателя: Авторы утверждают, что продолжительность сна ребёнка 4-5 лет составляет 11-12 часов в сутки. Для того, чтобы сон обеспечивал полноценный отдых, необходимо соблюдать определённые правила и создавать благоприятные гигиенические условия. Важно, чтобы дети ложились в постель, засыпали и просыпались в установленное время. Если процедура приготовления ко сну носит постоянный характер (уборка игрушек и пособий, умывание, пожелание спокойной ночи всем членам семьи и т. д, она действует на ребёнка успокаивающе, он быстро засыпает, сон его глубок и спокоен. Перед сном можно почитать интересную сказку, поиграть в спокойные игры, не возбуждающие его нервную систему. Используйте этот отрезок времени для беседы с ребёнком. В помещении, где малыш спит, нужно создать тихую обстановку. Перед тем, как уложить его спать, нужно обязательно проветрить помещение.
Слово родителям. Об одежде
Комментарии воспитателя: В связи с этим я бы хотела познакомить с методическим пособием Т. Л. Богиной «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях». Основное внимание автор уделяет формированию здорового образа жизни, рекомендуют закаливать детей в повседневной жизни (мыть руки до локтя, умываться,проводить для этого специальные закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры. Одним из главных условий закаливания является как можно большее пребывание дошкольников на воздухе. Совместные прогулки с родителями, экскурсии, игры и спортивные развлечения на свежем воздухе укрепляют здоровье детей, развивают физические способности. Необходимо устраивать вечерние прогулки, после которых у ребёнка появляется хороший аппетит, бодрое настроение, дети быстро засыпают и спят более глубоко. Очень важна правильная организация самой прогулки. Во время пребывания на воздухе в любое время года ребёнок должен двигаться, периодически отдыхая. При этом он должен быть одет в соответствии с погодными условиями.
Слово родителям.
Предлагаемая литература:
О. Б. Казина «Весёлая физкультура для детей и родителей»
Н. И. Бочарова «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста»
Комментарии воспитателя: Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Но надо следить за тем, чтобы дети систематически проделывали утреннюю гимнастику; для этого родителям нужно ознакомиться с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьёмся высоких результатов.
Источник
Валентина Тюняева
Взаимодействие ДОУ и семьи по физическому воспитанию детей
Детство –это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Его окружают взрослые и дети, которых он раньше не знал, которые не похожи на его семью. Перед воспитателями стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия воспитателя и родителей в интересах ребенка.
Ведь воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.
В свою очередь дошкольное воспитание играет значительную роль в создании гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания.
Физкультура играет важную роль в формировании всех систем и функций организма, во всестороннем развитии ребенка и является не однодневным мероприятием, а предполагает целенаправленную систематическую работу с ним как в ДОУ, так и в семье.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья. Но не стоит забывать и о роли семьи в вопросах укрепления здоровья детей, организации ежедневных занятий физкультурой. Для повышения интереса детей к физической культуре необходимо тесное взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников. И что бы занятия физической культурой были интересны и увлекательны детям, воспитателями разрабатывают разнообразные элементы занимательного характера, направленные на активизацию двигательной активности детей, развитие ловкости и координации. Совместная деятельность педагогов-детей— родителей позволяет:
— повысить эффективность работы по оздоровлению детей;
— получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка;
— сформировать потребность в здоровом образе жизни в семье;
— снизить «дефицит» положительных эмоций, создать атмосферу
праздника при совместной спортивной деятельности;
— увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию;
— обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания
детей в семье и в детском саду.
Успешность работы воспитателя, связанная с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении воспитателя и родителей всё-таки принадлежит воспитателю, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Не смотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому дошкольное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического развития ребёнка.
Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход воспитателя к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но и практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие:
1)Коллективные:
— родительские собрания и конференции;
— вечер вопросов и ответов;
— выставки и презентации; — устные справочники;
2)Наглядно-информационные:
— буклеты, газеты;
— ширмы, папки-передвижки;
— тематические выставки;
3)Индивидуальные:
— совместная деятельность ребёнка и родителей на занятии;
— совместное изготовление игр, альбомов;
— совместное выполнение рекомендаций педагога.
Примерный план работы педагога с родителями на месяц
1-ая неделя. Беседа с родителями на тему «Как заинтересовать ребёнка занятиями физической культурой«.
Цель: познакомить родителей с методами и приёмами физического воспитания дома.
2-ая неделя. Занятие с детьми и родителями «С физкультурой дружить-здоровым быть».
Цель: формировать практические умения родителей в физическом воспитании детей.
3-ья неделя. Консультация на тему «Бегом от простуды и болезни».
Цель: расширение знаний родителей о закаливании, его комплексном воздействии на физическое развитие ребёнка.
4-ая неделя. Показ игровых упражнений с детьми и родителями «Дорожка здоровья».
Цель: обучение конкретным приёмам и методам оздоровления детей дома.
Темы консультаций для родителей.
«Активный отдых ребёнка в семье»
«Советы родителям по физическому воспитанию»
«Роль семьи в физическом воспитании»
«Здоровый образ жизни дошколят»
«Спортивный уголок дома»
Спортивные развлечения (совместно с родителями).
«Мама, папа, я — спортивная семья»
«Веселимся вместе»
«Самый лучший папа мой»
«Ловкие, смелые, сильные, умелые»
Источник
Власова Наталья Анатольевна
Взаимодействие ДОУ с семьей по физическому воспитанию (консультация для воспитателей ДОУ)
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а так же укреплять внутрисемейные отношения.
В центре работы по полноценному физическому развитию детей находятся семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. В «Концепции дошкольного воспитания»подчеркивается: «Семья и детский сад связаны формой преемственности с учетом принципа взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление контакта между семьей и детским садом».
Нельзя добиться хороших результатов в решении задач физического воспитания и развития детей, если они не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество, для которого характерно содействие друг другу.
К основным методическим условиям взаимодействия ДОУ и семьи, обеспечивающим результативность деятельности по физическому воспитанию ребенка,относятся:
— систематический обмен информацией об особенностях физического развития ребенка, его успехах или неудачах;
— совместная деятельность воспитателей и родителей по организации физкультурно-оздоровительной работы;
— обсуждение документов, отражающих планирование процесса физического развития в ДОУ (план работы с родителями по физическому воспитанию для каждой возрастной группы на текущий учебный год, программа развития ДОУ, образовательная программа);
— создание условий для продуктивного взаимодействия и общения детей, родителей и воспитателей (выбор места, времени, материала, оборудования);
—привлечение родителей (родительского комитета, управляющего совета) к совместному с коллективом ДОУ принятию управленческих решений по совершенствованию процесс физического воспитания.
Совместная работа с семьей по физическому воспитанию осуществляется с учетом основных положений, определяющих её содержание, организацию и методику. Единство, достигается в том случае, если цели и задачу воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего пребывания ребенка в ДОУ. Индивидуальный подход к каждому ребенку и семье на основе учета их интересов и способностей. Взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей.
Один из факторов, способствующий реализации этих положений, — создание информационного пространства по физическому воспитанию для родителей в ДОУ. Для определения пробелов в знаниях родителей воспитанников необходимо использовать метод анкетирования, что позволяет наиболее глубоко изучить интересующие родителей вопросы по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, а также понять, какие темы и в какой форме необходимо раскрыть родителям в учебном году.Исходя из этого:
— поместить необходимую информацию в родительских уголках, папках-передвижках;
— организовать проведение консультаций по различным вопросам физического воспитанияребенка на основе результатов его деятельности в условиях ДОУ и по конкретным заявкам родителей на темы: «Спрашивали — отвечаем», «Возможности семьи в решении вопросов физического воспитания дошкольников», «Занимаемся вместе» и т. д. ;
— проводить круглые столы с участием педагога-психолога, старшей медсестры, инструктора по физкультуре, а также родителей с опытом семейного воспитания на темы: «Развитие выносливости детей», «Занятия спортом в жизни ребенка» и др.
Благодаря такой работе родители регулярно узнают новую информацию в сфере физического воспитания и оздоровления детей.
Важную роль в совместном решении вопросов физического воспитания играют родительские собрания, на которых раскрываются направления работы ДОУ по физическому воспитанию и оздоровлению детей на новый учебный год, обсуждается совместный план работы с родителями. Собрания в группах воспитатели проводят в форме деловой игры, тренингов, где родители занимаются разбором проблемных ситуаций, решением кроссвордов.
Сегодня в каждой семье есть телевизор, интернет, поэтому дело не в количестве информации, предлагаемой родителям, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Поэтому необходимо обратить внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и доказательность положений, умение считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения.
Одна из форм взаимодействия по физическому воспитанию детей и родителей в ДОУ — совместные физкультурные развлечения и праздники. Чаще всего на таких праздниках («Папа, мама, я — спортивная семья», зимний, летний, спортивные праздники и др.) ведущая роль принадлежит инструктору по физкультуре и воспитателям. Они готовят сценарий, оформление, атрибуты, а родители и дети участвуют в развлечении. Необходимо вовлекать родителей в подготовку праздников, где они будут играть сказочных героев, помогать в оформлении физкультурного зала, бассейна или участка на улице, подготовке элементов костюмов для детей.
Рекомендованы дни открытых дверей для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на спортивной площадке и в бассейне.
В основном родители занимают активную жизненную позицию, с удовольствием откликаются на предложения об участии в конкурсах и соревнованиях.
Работа ДОУ с семьей по физическому воспитанию способствует:
— приобретению родителями теоретических и практических знаний в решении вопросов физического воспитания;
— повышению эффективности работы ДОУ по физическому воспитанию;
— обеспечению преемственности методов и приемов воспитания детей в семье и ДОУ.
Источник