Физическое развитие ребенка раннего возраста и охрана здоровья

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье — это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие. Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем. 1.Задачи физического развития и охраны здоровья детей.
В области физического развития и охраны здоровья детей перед педагогами стоят следующие задачи: 1) Создавать условия для укрепления здоровья детей (соблюдать рациональный режим дня; проводить работу по профилактике и снижению заболеваемости; способствовать становлению ценностей здорового образа жизни); 2) создавать условия для развития различных видов двигательной активности; 3) обеспечение своевременного и полноценного физического развития; 4) обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка; 5) воспитание культурно-гигиенических навыков; 6) создать условия для формирования у детей навыков безопасного поведения.

2. Средства для укрепления здоровья и физического развития
детей раннего возраста.
Основные средства физического воспитания:

обеспечение санитарно-гигиенического ухода,
проведение закаливающих мероприятий – широкое пользование воздухом, солнцем, водой;
рациональное вскармливание и питание; организация массажа и гимнастики;
организация режима дня; методически правильное проведение всех режимных процессов (кормление, сон, бодрствование);
обеспечение двигательной активности ребенка (простор для движений, наличие в детских учреждениях специальных пособий).

Важное значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок. Полноценное питание способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию его органов и тканей, повышает устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Промежутки между кормлениями в раннем возрасте составляют от 3,5 до 4,5 часов. Пища должна быть калорийной с достаточным количеством витаминов. Питание необходимо организовать в соответствии с медицинскими требованиями и с учетом индивидуальной диеты.
Сон. У детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет длительность периода бодрствования составляет примерно 4,5 часа, поэтому они нуждаются в двух дневных снах. После 1,5 лет период бодрствования достигает 5—5,5 часов, дети обычно переходят на одноразовый дневной сон.
Бодрствование. В периоды бодрствования как в групповом помещении, так и на прогулке с детьми проводятся развивающие игры-занятия, сочетающиеся с самостоятельной деятельностью детей. Педагоги должны стремиться соблюдать баланс между подвижными и спокойными видами деятельности, между совместной игрой детей и самостоятельными занятиями ребенка.
Приучая детей к гигиеническим и оздоровительным процедурам, навыкам опрятности, педагоги должны стремиться, чтобы ребенку был понятен «мысли этих действий, чтобы ему было интересно, чтобы он не испытывал дискомфорта. Так, взрослые рассказывают, что ручки должны всегда быть чистыми (тогда он будет красивым и здоровым); утреннюю гимнастику нужно делать, чтобы стать сильным и ловким, и т.п. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стишками, потешками. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения. Поэтому велика роль воспитателя в проведении работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, так как с ними дети проводят большую часть дня. Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Источник

области физического развития и охраны здоровья детей перед педагогами стоят следующие задачи:

• Создавать условия для. укрепления здоровья детей (соблюдать рациональный режим дня; проводить работу по профилактике и снижению заболеваемости; способст­вовать становлению ценностей здорового образа жизни).

• Создавать условия Для развития различных видов двига­тельной активности.

• Способствовать формированию навыков безопасного по­ведения.

Важное значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет правильная организация режима пи­тания, сна, бодрствования, прогулок.

Полноценное питание способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию его органов и тканей, повы­шает устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Промежутки между кормлениями в раннем возрасте составляют от 3,5 до 4,5 часов.

Пища должна быть калорийной с достаточным количест­вом витаминов. Питание необходимо организовать в соответ­ствии с медицинскими требованиями и с учетом индивиду­альной диеты.

Для полноценного усвоения пищи большую роль играют ее вкусовые качества, консистенция, правильная сервировка стола, удобная мебель. Пища должна быть достаточно теп­лой, твердая — удобно нарезанной.

Не менее важное значение имеет эмоциональное состоя­ние ребенка во время приема пищи. Если он подавлен, ис­пытывает тревогу и беспокойство, у него пропадает аппе­тит,. Поэтому воспитатели должны поддерживать у детей хорошее настроение, не заставлять их есть через силу, ругать или поддразнивать. Многим детям свойственна раз­борчивость в отношении пищи, в раннем возрасте появля­ется чувство брезгливости, поэтому блюда должны быть вкусными и внешне привлекательными. Посуда должна быть нарядной, с рисунком на дне тарелки — это вызывает у ребенка желание доесть блюдо до конца, чтобы увидеть картинку.

Воспитатель кормит малышей, которые не умеют есть са­мостоятельно. При этом необходимо проявлять терпение и деликатность, не допуская резких, грубых действий. Детям, которые умеют есть самостоятельно, воспитатель при необхо­димости помогает.

Сон. У детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет длительность периода бодрствования составляет примерно 4,5 часа, поэто­му они нуждаются в двух дневных снах. После 1,5 лет пери­од бодрствования достигает 5—5,5 часов, дети обычно пере­ходят на одноразовый дневной сон.

Необходимо учитывать, что потребность в сне у детей раз­лична и может меняться в зависимости от состояния здоро­вья, погодных условий и пр. Поэтому следует проявлять гиб­кость в организации сна и бодрствования, ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на его индивидуальные особенности. Информацию об особенностях его сна воспита­тель может получить от родителей и из собственных наблю­дений. Не нужно выдерживать в кроватке ребенка, если он отказывается от второго сна, или заставлять бодрствовать, если он устал и хочет спать. Детей, которые спят дольше, сле­дует укладывать первыми и поднимать последними, тех, кто спит меньше — наоборот. Легко возбудимые дети более дру­гих нуждаются в отдыхе, но засыпают с трудом. Их необхо­димо своевременно уложить спать, создать благоприятную обстановку.

В спальне или на веранде должно быть чисто, уютно, кро­ватки застелены красивым бельем. Готовя детей ко сну, вос­питатель создает соответствующее настроение: рассказыва­ет сказку, поет колыбельную, ненадолго включает тихую музыку.

В распорядке дня следует предусматривать ситуации, когда один воспитатель укладывает детей спать, а другой продолжает занятия с группой малышей, еще не готовых от­дыхать.

Бодрствование. В периоды бодрствования как в группо­вом помещении, так и на прогулке с детьми проводятся раз­вивающие игры-занятия, сочетающиеся с самостоятельной деятельностью детей. Педагоги должны стремиться соблю­дать баланс между подвижными и спокойными видами дея­тельности, между совместной игрой детей и самостоятельны­ми занятиями ребенка.

154 «I. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА_________________________________

Во время прогулки педагоги предоставляют детям возмож­ность свободно поиграть, побегать. При этом необходимо сле­дить, чтобы они не переутомлялись, своевременно предла­гать спокойные занятия (собрать букет из опавших листьев, рассмотреть жука, построить дом из песка). Если же дети не могут найти себе интересное занятие, можно предложить им поиграть, чередуя подвижные и спокойные игры.

Следует уделять особое внимание одеванию ребенка для прогулки. Родителям нужно разъяснять, что одежда не должна стеснять движений, дыхания и кровообращения. В ней должно быть минимальное количество завязок и засте­жек, чтобы переодевание происходило легко и свободно; она должна соответствовать погоде, чтобы ребенок не перегре­вался и не переохлаждался.

Представление о ценностях здорового образа жизни на­чинает формироваться уже в первые годы, если взрослые по­дают детям пример соответствующего поведения, приучают к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно, что вредно для здоровья.

Постоянный пример взрослого’ побуждает детей к подра­жанию, делает привычным соблюдение правил гигиены. Ма­лышам подают пример и побуждают мыть руки, пользовать­ся салфеткой, носовым платком и др. Воспитатель должен мыть руки до и после каждой из следующих процедур: корм­ление, смена подгузников, медицинских процедур и пр.

Приучая детей к гигиеническим и оздоровительным про­цедурам, навыкам опрятности, педагоги должны стремить­ся, чтобы ребенку был понятен «мысл этих действий, чтобы ему было интересно, чтобы он не испытывал дискомфорта. Так, взрослые рассказывают, что ручки должны всегда быть чистыми (тогда он будет красивым и здоровым); утреннюю гимнастику нужно делать, чтобы стать сильным и ловким, и т.п. Совершая гигиенические и оздоровительные процеду­ры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стишками, потешками. Например:

Ладушки, ладушки С мылом моем лапушки. ■ Чистые ладошки, Вот вам хлеб да ложка.

(Г. Лагздынь)

3. Физическое развитие и охрана здоровья детей

Можно использовать стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Капутикян, М. Мошковской и др.

Детей приучают умываться перед едой, после прогулки, пользования туалетом, а также в тех случаях, когда они испач­каются. В туалетной комнате должны быть низкие маленькие раковины, легко открывающиеся и закрывающиеся краны. Желательно, чтобы у каждого был свой шкафчик для туалет­ных принадлежностей, а в нем удобно расположенные вешалка для полотенца, полочка для мыльницы, зубной пасты и щетки.

Чтобы сделать процедуру умывания привлекательной для ребенка, взрослый старается заинтересовать его, например: «Сережа, давай помоем ручки, где твое мыльце? Посмотри, какое оно душистое, гладкое! Какая получится пена, когда ты намылишь ручки?» Малыш может самостоятельно намо­чить руки, взять мыло. Взрослый должен следить, чтобы вода не затекала в рукава, не попадала за воротник, иначе ребенку будет неприятно, он начнет капризничать и в следу­ющий раз не захочет умываться. Если малыш вытирается са­мостоятельно, взрослый обращает его внимание на то, чтобы руки и лицо были сухими.

Приучая пользоваться горшком или унитазом, воспитате­лю следут позаботиться о том, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта. В туалетной комнате должны быть удобные детские унитазы и горшки. Нельзя принуждать малыша садиться на горшок, если он сопротивляется. Следует подга­дать соответствующее время, предложить ему пойти в туа*-лет, уговорить его. Обязательно нужно похвалить малыша, если он согласился сесть на горшок или сам попросился в ту­алет. Не надо ругать ребенка за испачканное белье, достаточ­но мягко выразить сожаление.

Воспитатель должен предостерегать детей от разнообразных злоупотреблений (не переедать сладкого, не переохлаждаться, не перегреваться на солнце). На доступном для ребенка уровне объяснять, какой вред все это может принести здоровью.

Формированию у детей ценностей здорового образа жизни способствует рассматривание вместе с детьми иллюстраций и тематических картинок, чтение стихов, сказок, просмотр мульт-, диа- и видеофильмов соответствующего содержания.

Работа по профилактике и снижению заболеваемости детей предполагает соблюдение ряда правил и проведение различных оздоровительных мероприятий.

156 HI. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА_________________________________

Воспитатели следят за чистотой групповых помещений, материалов и игрушек. Ежедневно следует протирать мебель и стены, мыть игрушки, чистить ковры пылесосом, регуляр­но проверять и просушивать коврики, салфетки, нагрудники и скатерти стирать после каждого использования; тряпки для уборки помещений ежедневно мыть или менять; туалет­ные комнаты подвергать санобработке каждый день по мере надобности. Не менее важно следить за чистотой воздуха. Во время прогулок необходимо проветривать помещения. Можно поддерживать микроклимат при помощи вентиля­ции. Когда дети находятся в группе, воспитатели следят за тем, чтобы не было сквозняков.

Работники детских учреждений должны регулярно про­ходить полное медицинское обследование, а педагоги долж­ны следить за состоянием здоровья детей. Если ребенок облился или испачкался во время еды, пользования туале­том, промок на прогулке, его следует сразу же переодеть в сухую чистую одежду. Необходимо обязательно выяснить у родителей, нет ли у него каких-либо хронических заболева­ний, аллергии на пищевые продукты, реакции на солнце или пыльцу растений. При приеме детей следует спраши­вать у родителей, как малыш спал, ел, вел себя утром. Воспитатель должен осмотреть его, обращая внимание на изменения уровня двигательной активности, наличие сы­пи, припухлостей, воспалений, выделений из носа, ушей и глаз. Воспитатель фиксирует и передает сотрудникам дру­гой смены и родителям все случаи и наблюдения, вызвав­шие тревогу за здоровье ребенка (плохое настроение, раздражительность, вялость, плохой сон, отсутствие аппе­тита, отказ от игр и занятий и т.п.). Если в течение дня у не­го обнаруживается недомогание, необходимо обратиться к врачу, оказать первую помощь, вызвать родителей. В поме­щении группы должно быть такое место, где ребенок, испы­тывающий недомогание, может спокойно полежать. Воспи­тателю необходимо постоянно держать это место в поле зрения. При подозрении на инфекционное заболевание ма­лыша следует поместить в изолятор, в экстренных случаях вызвать неотложную помощь.

Некоторые дети постоянно нуждаются в приеме лекарств, поэтому воспитатель должен уметь осуществлять соответст­вующий уход за ними. Лекарства надо давать ребенку в точ-

3. Физическое развитие и охрана ■) 57
здоровья детей________

ном соответствии с инструкциями на упаковке или рекомен­дациями врача и с письменного разрешения родителей. Все медикаменты, должны быть в упаковке производителя, снаб­жены наклейкой с именем ребенка и инструкциями по при­менению.

Лекарственные препараты должны храниться в недо­ступном для детей месте или в запирающейся аптечке. Конечно, воспитатели не могут разбираться во всех облас­тях медицины, но необходимыми навыками ухода и оказа­ния первой помощи они должны обладать, в частности при ушибах, носовых кровотечениях, укусах насекомых, от­равлениях, ожогах, удушьи. В.помещении каждой группы должна быть укомплектована аптечка первой помощи, содержащая:

• новые одноразовые перчатки;

• невскрытые упаковки спиртовых или антисептических салфеток;

• ножницы;

• пинцет;

• термометр;

• лейкопластырь;

• стерильные марлевые и ватные тампоны;

• бинт;

• средство от укусов насекомых;

• инструкцию по оказанию первой помощи.

Каждый ребенок должен иметь индивидуальные подгуз­ники, постельное белье, одеяло, полотенца. Игрушки, кото­рые грызут дети, должны быть помечены и находиться в спе­циальных бачках для хранения и мытья.

В целях профилактики и снижения заболеваемости детей проводятся оздоровительные мероприятия: различные виды закаливания, воздушные и солнечные ванны, массаж, вита-мино-, фито- и физиотерапия, корригирующая гимнастика. Все эти процедуры должны проводиться специалистами по рекомендации и под наблюдением медицинского персонала и при согласовании с родителями.

В целях рациональной организации работы по профилак­тике и снижению заболеваемости детей можно создавать спе­циальные группы для часто болеющих, с которыми прово­дятся соответствующие процедуры, занятия, устанавливает­ся индивидуальный режим дня.

158 «I. Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

3. Физическое развитие и охрана •) 59
_____ здоровья детей________

Для развития двигательной активности необходимо:

• обеспечить должное оснащение — спортивное оборудова­ние и инвентарь;

• организовать групповое пространство таким образом, что­бы дети могли свободно передвигаться по всей комнате, имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам;

• проводить утреннюю гимнастику, физкультурные заня­тия, подвижные игры.

Воспитатели создают условия для развития у детей основ­ных движений — ходьбы, бега, лазанья, бросания и др.; ко­ординации движений; формирования правильной осанки. Для этого в детском учреждении должны быть специальное оборудование и материалы: лесенки, горки, дорожки с пре­пятствием, скамеечки, мячи и пр. Эти приспособления сти­мулируют детей к разного рода движениям: подниматься и спускаться по лесенке, перешагивать, подлезать, пропол­зать, переносить, идти в определенном направлении, соблю­дать равновесие, ходить по разной поверхности, бросать, метать в цель и пр.

Спортивное оборудование, инвентарь и игрушки должны быть в спортивном зале, в групповом помещении (спортив­ный уголок, мини-стадион) и на участке.

Педагоги могут использовать разнообразные формы орга­низации двигательной активности детей: организуют подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками, бегом. Эти игры проводятся как в групповом по­мещении, так и во время прогулки. Следует включать эле­менты двигательной активности во все занятия с детьми, поддерживать их стремление к подвижным играм.

Воспитатели проводят также утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после дна и пр. В эти занятия включаются обще­укрепляющие упражнения в положении стоя, сидя, лежа, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног. При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности, в частности мягкость и податливость скелета, недостаточное развитие мускулату­ры и связочного аппарата, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны детям. Нельзя предлагать им висеть на ру­ках, прыгать с высоты, добиваться правильного исполнения тех или иных упражнений путем длительного повторения.

Чтобы пробудить у детей интерес к занятиям, педагоги проводят их в игровой форме с использованием воображае­мых ситуаций и игровых образов, подражательных действий («прыгаем как зайчики», «ходим как мишка», «птички по­летели», «цветочки растут» и т.п.). При этом взрослые не должны ограничивать стремление детей к творческому само­выражению в двигательной активности, напротив, следует стимулировать и поощрять малышей в придумывании двига­тельных элементов.

Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального подхода. Педагоги должны ори­ентироваться на состояние здоровья каждого ребенка, тем­пы его физического развития, медицинские показания. Они наблюдают за самочувствием детей, варьируют содер­жание занятий в соответствии с индивидуальными особен­ностями каждого, соблюдая баланс между подвижными и спокойными занятиями, не допуская перевозбуждения и переутомления малышей. Малоподвижных детей вовлека­ют в подвижные игры, слишком подвижных переключают на более спокойные игры. Если возникает необходимость в коррекции движений ребенка, педагоги должны использо­вать не порицания, а игровые приемы, переключение, по­ощрение.

В целях формирования у детей навыков безопасного поведения взрослые должны разъяснять и предостерегать малышей от поступков, угрожающих их жизни и здоро­вью. Их нужно оберегать от контактов с мелкими, хрупки­ми, колющими, режущими, пожароопасными предметами, предметами бытовой химии, лекарствами и пр. Все это должно находиться вне зоны досягаемости детей. Им объ­ясняют, что нельзя гладить и дразнить незнакомых живот­ных, брать в рот грязные предметы, траву, цветы и пр.; необходимо соблюдать осторожность при контактах с домашними животными, избегать ядовитых, жалящих насекомых и пр.

При этом необходимые ограничения следует вводить та­ким образом, чтобы не напугать ребенка и не сковывать его любознательность. Надо проводить беседы с детьми, читать им книги, рассматривать вместе иллюстрации, организовы­вать дидактические игры на соответствующие темы.

160 41. Содержание и методы педагогической
_________ работы с детьми раннего возраста____________________________

Итоги

Важное значение для укрепления здоровья и физическо­го развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок. График сна и бодрствования должен быть гибким и устанавливаться в зависимости от возрастных и индивидуальных различий детей. Питание должно быть организовано в соответствии с медицинскими требованиями и с учетом индивидуальной диеты. Во время прогулки воспитатели предоставляют ма­лышам возможность свободно поиграть, побегать, следят, чтобы они не переутомлялись, своевременно предлагают спокойные занятия.

Представление о ценностях здорового образа жизни на­чинает формироваться уже в первые годы жизни, если взрослые подают детям пример соответствующего поведе­ния, приучают детей к» соблюдению правил личной гигие­ны, в доступной форме объясняют и рассказывают, что полезно, что вредно для здоровья; формируют навыки лич­ной гигиены: мыть руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, туалетом.

В детском учреждении проводится работа по профилакти­ке и снижению заболеваемости детей, которая предполагает соблюдение ряда правил (поддерживать чистоту в помещени­ях, следить за состоянием здоровья каждого и др.) и проведе­ние различных оздоровительных мероприятий.

Воспитатели заботятся о безопасности детей: создают безопасную среду, предостерегают их от поступков, угрожа­ющих жизни и здоровью, обучают правилам безопасного по­ведения.

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 2457; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8747 — | 8280 — или читать все…

Читайте также:

Источник