Физическое развитие ребенка наполнение предметной среды
Юлия Калашникова
Организация пространственной предметно-развивающей среды в группах по реализации ОО «Физическое развитие»
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Интегративным результатом реализации требований ФГОС ДО является создание развивающей образовательной среды,которая:
• Рассматривается как система условий, обеспечивающих возможность полноценного развития ребёнка дошкольного возраста во всех основных образовательных областях;
• Включает материалы, оборудование, инвентарь различного функционального значения;
• Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка.
Составляющие предметно-пространственной среды:
• пространство дошкольной организации (группа и участок);
• средства (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, оборудование и инвентарь (игровое, спортивное, оздоровительное и пр.).
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги – практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДО.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребёнка. Современные учёные и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребёнка пространство должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
• развивающая предметно — пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала;
• доступность среды, что предполагает:
доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДО с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способность укреплению здоровья и закаливания организма каждого из них.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду необходимо помнить:
• среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка;
• необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка;
• форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
• элементы декора должны легко сменяемыми;
• в каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности;
• организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребительской сферы;
• цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами;
• при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности;
• предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную область «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ дошкольного образования.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитиечерез решение следующих специфических задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Физическое развитиенаправленно на приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не носящем ущерба организму, выполнением основных движений. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды.
Цель: формирование ценностного отношения ребёнка к своему здоровью.
Задачи:
формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
накопление и обогащение двигательного опыта;
воспитание личных, интеллектуальных и физических качеств;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Для реализации задачи по привитию у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, основы культуры здоровья, потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью в каждой группе необходим центр двигательной активности. Яркий, весёлый, физкультурный уголок лаконично и гармонично впишется в пространство групповой комнаты.
Оборудование и материал,которое необходимо в уголке:
доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. Сенсорный стол, сухой бассейн, качалки, горки для групп младшего дошкольного возраста; подборка игр и игрушек для развития мелкой моторики и подготовки руки для детей старшего дошкольного возраста к письму.Картотека: гимнастики «пробуждения», утренней гимнастики, физкультминутки, подвижные игры.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно — образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Источник
Предметно-развивающая среда по физическому воспитанию согласно требованиям ФГОС: основные цели и принципы
Растить детей быть сильными, здоровыми – задача каждого дошкольного учреждения.
В дошкольном учреждении основная форма развития двигательной активности детей – это физкультурные занятия. Но в целях развития и поддержания интереса у детей к занятиям необходимо позаботиться о создании предметно-развивающей среды, стимулирующей их физическое развитие.
Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей, прежде всего, должна быть направлена на ее развивающий характер. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Предметно-развивающая среда для решения задач физического развития детей должна преследовать следующие цели:
1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
2. Активизация двигательной деятельности.
3. Развитие движений и совершенствование двигательных функций.
4. Укрепление здоровья и закаливание детского организма.
5. Достижение необходимой для возраста физической подготовленности.
6. Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.
7. Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
8.Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Согласно требованиям ФГОС для реализации вышеназванных целей воспитатель при создании предметно-развивающей среды физического развития детей должен руководствоваться следующими принципами:
1.Полифункциональность среды — предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна, имела характер открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
2. Трансформируемость среды, то есть возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
3. Вариативность — предметно — развивающаяся среда должна иметь многообразие материалов, с художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.
4. Универсальность – что позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять предметно-развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видом занятия, игры, ее содержанием и перспективами развития.
5. Принцип активности — возможность формирования у детей проявления активности.
6. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды, то есть возможность ее изменения в соответствии с учетом разнообразных педагогических задач.
7. Принцип гибкого зонирования — жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.
8. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.
9. Принцип открытости — это открытость природе, обществу и т. д.
10. Гендерный принцип — предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
11. Принцип надежности и безопасности — предметы мебели и оборудования, конструкции должны быть надежными и безопасными для их использования детьми (исключать случаи падения с высоты, травмирование в результате неустойчивости оборудования, удары и ушибы об острые углы и т.п.)
12. Принцип гигиенического соответствия — предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не деформироваться.
Таким образом, первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей составляет правильная организация предметно-развивающей среды. И во многом определяется удобством, соответствием возрасту предметов мебели, оборудования для двигательной активности, обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук.
А перед воспитателем стоит важнейшая задача — научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному применению физкультурного оборудования.
Источник
Светлана Пономарева
Развитие предметно-пространственной сферы дошкольников
Цель: Акцентировать внимание педагогов на психолого-педагогических требованиях к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО.
Задание: Познакомьтесь с пособием «Методические рекомендации по построению развивающей среды в дошкольном учреждении» (см. в библиотеке). В нем подробно представлены рекомендации по созданию предметной среды в различном возрасте, подумайте какие развивающие центры (уголки, зоны) необходимо создать для распределения этих предметов. Заполните таблицу, выбрав один из возрастов.
Возрастная группа -Средняя группа
Направления развития ребенка Развивающие центры (уголки, зоны) Наполнение предметной среды
физическое развитие ребенка ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ УГОЛОК Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера); Бубен большой и маленький;
Скакалки;
Кегли (большие и маленькие);
Кубики, флажки, «косички»;
Кольцеброс;
Дидактический материал «Спорт»;
Ворота, для прокатывания мяча;
Мешочки с песком;
Игра «Дартц»; Обручи разных размеров;
Гимнастические палки;
Массажные дорожки и коврик;
Флажки, погремушки, ленты.
социально-личностное развитиеребенка Игровые зоны:
«Салон красоты», «магазин», больница», «спасатели» атрибуты к сюжетно ролевым играм.
«Салон красоты»:
Накидки пелерины для кукол и детей;
Набор парикмахера;
Журналы причёсок.
«Магазин»:
Весы, касса, калькулятор, счеты. Кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, корзины, Предметы -заместители, овощи и фрукты.
«Больница»:Медицинские халаты и шапочки, набор доктора, ростомер, кукла»Доктор», телефон, баночки.
» Спасатели»:Вата, бинты, лекарства,градусники и. т. д
1. Сп
1.
2.
познавательно-речевое развитие ребенка Уголок наша библиотека. Строительно-конструктивный центр.
-тематическая подборка детской художественной литературы; портреты писателей и поэтов.
Конструктор мелкий и крупный «Лего», пластмассовый напольный конструктор, мозайка, пазлы, игрушки со шнуровками, небольшие игрушки для обыгрывания построек, фигурки людей и животных, макеты деревьев,транспорт: мелкий, крупный, средний, машины.
художественно-эстетическое развитие Уголок детского творчества.Материалы для рисования: альбомы, гуашь, кисти, карандаши, мелки, пастель, баночки для воды, трафареты для рисования, раскраски.Материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные клеёнки.Для ручного труда: клей, салфетки, цветная бумага и картон. Образцы по аппликации, рисованию и лепки.Виды живописи: портреты, пейзажи, натюрморты.Нетрадиционная техника рисования: печатки, рисование крупами, набрызг, трафареты, ватные палочки, ватные диски.
Познавательное
развитие Центр
природы комнатные растения, паспорт комнатных растений, инвентарь для ухода за комнатными растениями, календарь природы, вазы для цветов, дидактические игры по экологии, альбом времена года, наборы картинок «В мире растений»
Центр труда Инвентарь по уходу за растениями: тряпочки, палочки для рыхления, лейки, салфетки для протирания пыли, кисточки, пулевизаторы, клеёнки, фартуки,инвентарь для мытья игрушек и стирки кукольной одежды: тазики, бельевая веревка, прищепки, мыло.
Источник
Ольга Кирова
Развивающая среда по физическому воспитанию согласно требованиям ФГОС
МБДОУ детский сад «Светлячок»
Группа №10 «Птенчики»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Кирова О. С.
2014 год.
Развивающая среда по физическому воспитанию.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
Современном мире на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого.
Согласно ФГОС, «предметно – развивающая среда» — физкультурного центра — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями.
Предметно развивающая среда физкультурного центра, также является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. И несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиями.
Согласно с требованиями ФГОС при создании предметно – развивающей средыфизкультурного центра руководствовались следующими принципами:
Полифункциональность среды,
предметно-пространственная среда физкультурного центра, которая открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна.
Трансформируемость среды,
– это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Вариативность.
Предметно -развивающаяся среде физкультурного центра, обеспечиваем многообразием материалов, художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.
Также при построении предметно — пространственной средысоблюдались принципы:
• Открытости;
• Гибкого зонирования;
• Стабильности -динамичности;
• Полифункциональность ;
• Гендерный подход.
Принцип универсальности предметно-игровой среды физкультурного центра, является очень важным, так как он позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.
В состав предметно-игровой средыфизкультурного центра входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
• Позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе», «глаза в глаза». Это стремление воспитателя приблизиться, к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.
2. Принцип активности. Это возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство построено таким образом, чтоб оно даёт возможность построения непересекающихся сфер активности.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
7. Принцип открытости — закрытости.Это открытость: природе, обществу и т. д.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Цель развивающей среды:
Сформирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
Активизация двигательной деятельности.
Задачи физкультурного центра:
развитие движений и совершенствование двигательных функций;
достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
— создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
— приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Задача воспитателя:
Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда физкультурного центра целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы используем: физкультурный центр в группе, который оснащён не только спортивным инвентарем, но и дидактическими, спортивными играми.
Уголок богат разнообразным материалом: обручи, кегли, прыгалки, мячи разных размеров, дидактические игры о спорте. Есть нестандартное оборудование для метания, прыжков, равновесия. Все оборудование доступно и безопасно для детей, соответствует нормам СанПиН.
Здесь находиться спортивный инвентарь для физкультурных занятий, утренней гимнастики, спортивных досугов, спортивных развлечений и праздников.
Для метания мы используем подвижные мишени, обручи, «стену меткости». (дартс)
Для прыжков – используем мягкие коврики.
На формирование правильной осанки и укрепления сводов стоп- гимнастическую скамейку, «бревно» ,мягкие коврики, мешочки с разным наполнителем и многое другое. Всё оборудование доступно детям и безопасно. Инвентарь меняется еженедельно и или по необходимости, зависимости от освоения его детьми.
Использование имеющегося оборудования способствует эффективной организации педагогического процесса,позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:
1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;
2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;
4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
Всё оборудование многофункциональное и мобильное, вариативное. Можно его использовать в любом виде деятельности.
Наш центр не только для детей, но для родителей. Родители могут для своей копилки знаний взять интересные игры, задания, упражнения на развитие всех групп мышц. А также исправить свод стопы, подкорректировать осанку, вместе с ребёнком. Провести интересный выходной досуг. Сценарии досугов, они могут взять в папке передвижке «Играем и отдыхаем вместе с детьми».
«Предметно развивающая среда физкультурного центра носит развивающий характер, создавая условия для творчества детей, служить развитием психическому и физическому развитию, совершенствовать зону ближайшего развития и его перспективу.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» Сократ.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. Сухомлинский.
Источник