Физическое развитие ребенка младшего возраста
Прежде чем поговорить о том, каким образом происходит физическое развитие младших школьников, разберемся с терминологией. Итак, детьми младшего школьного возраста принято считать тех, кому от 6 до 10 лет. Именно в этом возрасте можно наблюдать серьезные изменениями как в физическом, так и психологическом состоянии малыша.
В периоде физического развития от 6 до 10 лет можно выделить отдельные этапы, которые характеризуются разными особенностями и изменениями. Так, например, с 7 до 9 лет дети особенно активно растут, в этот же период у них заканчивается формирование тазовых костей, активнее становятся процессы коллагенизации.
Есть одна важная особенность у детей младшего школьного возраста. Несмотря на то, что к 8-9 годам навыки ходьбы отточены практически до совершенства, связи между темпом и длиной шага, как у взрослого человека, у детей не наблюдается. Это лишний раз подтверждает, что этот возраст особенно важен для совершенствования моторных функцией.
Как развивается мышечная система младшего школьника?
В период младшего школьного возраста особенно активно увеличивается мышечная масса ребенка. Так, если сравнить показатели мышечной массы школьника младших классов с показателями новорожденных, то увеличение отмечается более чем на 30 %.
Активно развиваются мелкие мышцы верхних конечностей, движения рук малыша становятся более точными и совершенными.
Наиболее заметной перестройка мышечных тканей становится в возрасте 7-8 лет. Именно в этот период движения конечностей ребенка становятся наиболее координированными. Признаком функциональной зрелости мышц становится повышенная возбудимость. Возбуждающие стимулы от нерва к мышце передаются в ускоренном темпе, скорость сократительного акта становится заметно выше.
Между тем в младшем дошкольном возрасте частым явлением является незрелость процесса взаимодействия полушарий мозга, что вытекает в несформированность доминирования ведущей руки и находит свое отражение в двигательной координации, процессе развития психических функций малыша.
До 8 лет физическое развитие ребенка проявляется в совершенствовании рецепторного аппарата суставов. Малыш начинает ходить практически так же координированно, как взрослый, так называемые лишние движения, присущие детям 5-6 лет, исчезают.
Заметно лучше становится и координация точных мелких движений, как только ребенку исполнится 6-7 лет. Именно в это время школьник начинает лучше справляться с ручкой, осваивая навыки письма, с игрой на музыкальных инструментах, мелкими операциями с подручными предметами.
Основные системы жизнеобеспечения: особенности развития
Физическое развитие младших школьников затрагивает все основных систем организма, в частности сердечно-сосудистую и дыхательную. В 7-9 лет у детей налаживается частота дыхания, наблюдаются некоторые изменения в системе кровообращения, что становится причиной повышенной потребности младших школьников в кислороде и учащенного сердечного ритма.
В ходе роста и развития детей младшего школьного возраста для их организмов первостепенным является процесс обмена веществ. Так, белковый обмен у молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет по интенсивности составляет 100%, тогда как у младших школьников в возрасте 10 лет это 190%, а у шестилетних – все 230%!
Важные изменения происходят и с нервной системой детей младшего школьного возраста. Мозговая часть черепа продолжает расти, и завершается этот процесс не ранее 10 лет, после чего происходит совершенствование нервной системы. Особую интенсивность процесса развития коркового отдела полушарий головного мозга можно отметить в период с 7 до 9 лет.
У детей в 6-7 лет можно наблюдать снижение возбудимости нервных центров, что происходит за счет усиления тормозных процессов. Двигательный участок коры головного мозга становится более активным, поэтому дети в этот период получают удовольствие от новых возможностей двигательной активности.
Таким образом, можно отметить, что у детей младшего школьного возраста физическое развитие происходит достаточно активно, что позволяет им реализовывать сложные психомоторные акты.
Влияние социальных факторов на развитие младшего школьника
Нужно принимать во внимание, что на физическое развитие детей младшего школьного возраста не могут не влиять социальные причины. Так, малыши, которые только поступают в школу, достаточно часто сталкиваются с проблемой недобора массы тела. Основная причина — это сложный адаптационный период детей в первых классах. Кроме того, на здоровье младших школьников негативным образом сказывается необходимость начала обучения с 6 лет, когда многие из них не готовы продемонстрировать функциональную зрелость.
Негативными последствиями преждевременного обучения в школе являются:
- снижение зрения;
- резкое падения уровня гемоглобина в крови;
- наращивание астении;
- нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
- сбои в работе органов пищеварения;
- проблемы с осанкой и развитием стопы;
- расстройства нервно-психического характера.
Все дело в том, что многие дели в младшем школьном возрасте вынуждены находиться в школе очень долго, даже после занятий – в группах продленного дня – из-за занятости родителей, что негативно сказывается на их развитии, как физическом, так и психическом. Особенно это касается девочек, которые в результате чаще всего начинают испытывать проблемы с работой органов пищеварения и мочеполовых путей.
Основная причина сбоев в работе организма школьника в случае пребывания в группе продленного дня — это нарушение режима дня и питания. Кроме того, нельзя упускать такой важный момент, как переохлаждение во время бесконтрольных прогулок.
Также нужно отметить, что негативные изменения в организме младшего школьника, могут быть связаны с необходимостью продолжительное время пребывать в сидячем положении, что приводит к нарушению обмена веществ, нервным срывам у детей, имеющих избыток энергии.
Как повлиять на ситуацию?
Чтобы, несмотря на на всегда благоприятные социальные условия, физическое развитие детей проходило без сбоев, необходимо правильно организовать их день, включив в него уроки физического воспитания. В младшем школьном возрасте дети намного лучше справляются с теми видами физических упражнений, которые наиболее просты и не требуют серьезных усилий.
Спорту в жизни младшего школьника должна отводиться особая роль. Он положительным образом влияет на развитие мышечной системы малыша, способствует укреплению его дыхательной мускулатуры, улучшению координации движений. В этом возрасте особенно актуальными станут такие виды спорта, как:
- танцы;
- легкая атлетика;
- плавание;
- теннис;
- боевые искусства и пр.
Очень важно, чтобы выбранный вид спорта не только позитивно влиял на физическое развитие, но и нравился младшему школьнику.
В заключение отметим, что нормальное физическое развитие у детей в младшем школьном возрасте возможно только при условии правильного питания, соблюдения режима сна и отдыха, мотивации для сохранения собственного здоровья, занятий любимым видом спорта, по возможности на свежем воздухе.
Источник
Заботу
о физическом воспитании детей школьного
возраста обязаны проявлять и семья, и
весь коллектив школы. Спортивному
руководителю, работающему с детьми
младшего школьного возраста, необходимо
хорошо знать их физиологические
особенности. Недостаточное знание
особенностей детского организма может
привести к ошибкам в методике физического
воспитания и, как следствие, к перегрузке
детей, нанесению ущерба их здоровью.
К
младшему школьному возрасту относятся
учащиеся от 7 до 12 лет.
Физическое
развитие младших школьников резко
отличается от развития детей среднего
и особенно старшего школьного возраста.
Остановимся на физиологических
особенностях детей отнесенных к группе
младшего школьного возраста. По некоторым
показателям развития большой разницы
между мальчиками и девочками младшего
школьного возраста нет, до 11-12 лет
пропорция тела у мальчиков и девочек
почти одинаковы. В этом возрасте
продолжает формироваться структура
тканей, продолжается их рост. Темп роста
в длину несколько замедляется по
сравнению с предыдущим периодом
дошкольного возраста, но вес тела
увеличивается. Рост увеличивается
ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.
Заметно
увеличивается окружность грудной
клетки, меняется к лучшему ее форма,
превращаясь в конус, обращенный основанием
к верху. Благодаря этому, становится
больше жизненная емкость легких. Средние
данные жизненной емкости легких у
мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у
девочек 7 лет – 1200 мл. Ежегодное увеличение
жизненной емкости легких равно, в
среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек
этого возраста.
Однако
функция дыхания остается все еще
несовершенной: ввиду слабости дыхательных
мышц, дыхание у младшего школьника
относительно учащенное и поверхностное;
в выдыхаемом воздухе 2 % углекислоты
(против 4 % у взрослого). Иными словами,
дыхательный аппарат детей функционирует
менее производительно. На единицу объема
вентилируемого воздуха их организмом
усваивается меньше кислорода (около
2%), чем у старших детей или взрослых
(около 4%). Задержка, а также затруднение
дыхания у детей во время мышечной
деятельности, вызывает быстрое уменьшение
насыщения крови кислородом (гипоксемию).
Поэтому при обучении детей физическим
упражнениям необходимо строго
согласовывать их дыхание с движениями
тела. Обучение правильному дыханию во
время упражнений является важнейшей
задачей при проведении занятий с группой
ребят младшего школьного возрастаю.
В
младшем школьном возрасте, благодаря
активному развитию функций двигательного
анализатора, дети легко усваивают и
совершенствуют разнообразные формы
движений. Обучение новым движениям с
развитием координационных способностей
становится для детей привлекательным
и доступным.
Во
тоже время детям младшего школьного
возраста трудно выполнять отдельный
параметры. Дети плохо переносят
однообразные движения и фиксацию
отдельных частей тела в различных
положениях, быстро утомляются. Очень
привлекают учащихся те упражнения,
которые они могут быстро освоить.
Выбрать
тот или иной метод обучения при работе
с детьми, необходимо учитывать их
возрастные особенности и двигательный
опыт.
При
занятиях с младшими школьниками, учитывая
их бедный двигательный опыт, следует
уделить внимание методу обеспечения
наглядности. Но уже с начальных классов
следует с помощью доходчивых образных
объяснений органически связывать
наглядность с глубоким осмысливанием
сути изучаемых движений, их назначения,
правил выполнения и т.д.
При
обучении движениям детей младшего
школьного возраста следует прибегать
к внешним «регуляторам» и «ограничителям»
параметров движении, они помогут
почувствовать, правильно ли выполняется
движение.
Работая
с младшими школьниками, чаще пользуются
методом целостного выполнении упражнения,
при этом действия вначале упрощают за
счет второстепенных деталей и облегчают
путем замедления выполнении, использование
вспомогательных снарядов, ориентиров,
физической помощи и т.д. Большое место
имеет применение игровой формы выполнения
задания, которая помогает легко выполнить
упражнение, поддержать интерес детей
при многократном выполнении упражнения,
особенно при совершенствовании движения
и использовании его для развития
физических качеств.
Навыки,
приобретенные в школьном возрасте,
являются переходными формами навыков
взрослого человека, и они должны быть
«гибкими», «вариативными», поддающимися
изменениям, поэтому учитель должен
думать о сочетании методов
стандартно-повторного и переменного
упражнения при обучении, чтобы обеспечить
вышеназванные свойства двигательного
навыка. Особое место здесь занимают
методы, позволяющие варьировать
двигательные действия и условия их
выполнения.
Особую
роль приобретают при работе с детьми
специальные формы речевого воздействия
учителя. Звучность команды, интонация,
эмоциональная окраска речи сильно
влияют на качество выполнения упражнений
учениками.
Воспитание
физических качеств в младшем школьном
возрасте имеет свои особенности.
Направленное воздействие на развитие
тех или иных физических качеств
обеспечивается подбором физических
упражнений и методикой занятия. Важнейшие
требования к методике воспитания
физических качеств в период возрастного
становления организма – всесторонность
воздействия, соразмерность нагрузок
функциональность возможностей растущего
организма, соответствие воздействующих
факторов особенностям этапов возрастного
развития.
Развитие
ловкости в период занятий в школе у
детей идет по пути образования новых
форм координации движения. Чтобы успешно
решить эти задачи, детей обучают широкому
кругу разнообразных двигательных
действий.
С
целью воспитания ловкости, как умения
преобразовывать движения в связи с
меняющейся обстановкой их применения,
широко используют подвижные игры, бег
и другие упражнения на местности,
связанные с преодолением препятствий
и ориентированием, при этом очень важно
постоянно обновлять упражнения, менять
условии их применения.
Чтобы
совершенствовать координацию движений,
их точность экономичность, в уроки
включают усложняющиеся задания, требующие
соблюдения заданных пространственных
и временных параметров движения, а также
упражнения на «расслабление» и на
«равновесие». Упражнения на «равновесие»
и на тренировку вестибулярного аппарата
требуют особого внимания.
При
развитии физических качеств необходимо
учитывать, что у младших школьников
показатели силовых способностей не
велики, к 11 годам они существенно
возрастают, далее продолжают увеличиваться,
но неравномерно. В младшем школьном
возрасте (интенсивный рост тела)
применение упражнений, способствующих
наращиванию мышечной массы малоэффективны
и поэтому не целесообразны. Не следует
форсировать собственно силовых
способностей в младшем школьном возрасте.
Задача на этих этапах – обеспечить
гармоничное развитие всех мышечных
групп, содействовать образованию
прочного «мышечного корсета», укрепить
дыхательную мускулатуру, развивать
мышцы, слабо развивающиеся без выполнения
упражнения. Наиболее интенсивно сила
возрастает у мальчиков с 11 до 13 лет.
Индивидуальное
развитие силы зависит от сроков полового
созревания. В начальной школе не следует
включать в урок упражнения, связанные
с максимальными и продолжительными
мышечными напряжениями, с длительным
сохранением статических поз, предельна
величина отягощения не должна превышать
1/3 – ½ веса собственного тела.
Следует
особо уделять внимание укреплению и
развитию крупных мышечных групп, от
которых, в первую очередь, зависит
правильная осанка. Это общеразвивающие
упражнения: лазанье, бег, прыжки, метание,
игры с элементами единоборств и т.д. И
только после 10 лет упражнения с
отягощениями, упражнения в смешанных
висах и упорах продолжительностью до
10 минут, игры с выраженными силовыми
напряжениями и другие напряжения.
В
течении большей части школьного периода
упражнения с отягощением должны иметь
скоростно-силовую направленность и
только у юношей старших классов создаются
условия направленного развития силовых
способностей.
При
развитии быстроты у младших школьников
воздействуют на быстроту отдельных
движений и способность увеличивать
темп движений без отягощений. С этой
целью используют различные упражнения,
требующие быстроты двигательной реакции
на заранее обусловленный сигнал
(зрительный, слуховой, тактильный). Для
развития скоростных возможностей
предпочтительнее использовать
естественные движения в нестандартных
вариантах. Многократное стандартное
повторение упражнений с максимальной
скоростью (повторный метод тренировки)
может привести к отрицательным явлениям:
возникновению скоростного барьера,
даже в младшем школьном возрасте.
Применение различных «скоростных» игр
в разнообразных вариантах наиболее
эффективно.
В
младшем школьном возрасте проявления
статической и скоростной выносливости
незначительны. Однако на работу
циклического характера, в умеренном
темпе, необходимо обратить внимание
уже в начальной школе, с учетом возраста
и физической подготовленности детей.
Но чаще и целесообразнее всего развитие
выносливости в этом возрасте проводить
во время подвижных игр.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Физическое развитие детей младшего школьного возраста
Физическое развитие – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственными факторами, условиями жизни и специфическими влияниями занятий определённым видом спорта.
В настоящее время оценка физического развития строится на сравнении индивидуальных показателей со средними нормами для данной возрастно-половой группы. Несмотря на то, что физическое развитие младших школьников подчиняется общим анатомо-физиологическим закономерностям, присущим каждому этапу развития, оно тем не менее изменяется под влиянием условий внешней среды, в частности, занятий спортом. Сравнение физического развития юных пловцов и школьников, не занимающихся спортом, показало преимущество первых по антропометрическим показателям и уровню развития основных физических качеств.
Среди морфологических параметров, определяющих физическое развитие, основными являются: масса тела, продольные размеры тела (длина тела, длина верхних и нижних конечностей), широтные размеры (обхват грудной клетки, ширина плеч и др.), а также интегральные показатели развития размеров тела (поверхность тела, пропорции тела).
Среди показателей физического развития наиболее важными для плавания являются: высокий рост, небольшой вес, большая жизненная ёмкость лёгких, широкие плечи, узкий таз, подвижные плечевые, тазобедренные и голеностопные суставы, лёгкий костяк, длинная стопа и широкая кисть. Перечисленные показатели позволяют пловцу выполнять мощные гребки при небольшом сопротивлении воды и высоком положении тела относительно поверхности воды.
Физическое развитие ребёнка протекает неравномерно, периоды усиленного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит интенсивная дифференцировка и формирование тканей организма.
Младший школьный возраст является узловым этапом в развитии ребенка, в том числе в развитии двигательного анализатора, координации движений, всей двигательной функции. В этом возрасте мышца полностью созревает как орган чувств (ее окончательное развитие как рабочего органа завершается много позже). Размеры тела мальчиков и девочек различаются пока еще незначительно. Как известно, с годами меняются и пропорции тела. В младшем школьном возрасте происходит уменьшение размеров головы: в 6 лет высота головы составляет 1/6 часть длины тела, а в 12 лет – 1/7 часть. Это уже почти взрослые (1/8 часть тела) пропорции. Если рост головы с возрастом замедляется, то конечности, напротив, растут быстрее. Разнообразная двигательная активность становится для детей физиологической потребностью и определяет общее физическое развитие, интеллект, здоровье.
Отметим, что подобным оптимальным периодом развития двигательной системы является и возраст от 2 до 3 — 4 лет, когда одновременно с развитием речи интенсивно формируются физиологические механизмы произвольных движений. Если этот срок упущен для педагогических воздействий, наверстать потерянное практически невозможно. После 6 – 8-летнего возраста очередной узловой этап формирования двигательной системы приходится на возраст от 11 – 12 до 14 – 15 лет.
Указанные закономерности свидетельствуют о целесообразности ведения на соответствующих возрастных этапах интенсивного обучения движениям с использованием широкого круга средств и методов. Насколько перспективным окажется в спортивном отношении даже чрезвычайно моторно одаренный от рождения ребенок, зависит прежде всего от школы движений, которую он пройдет в отмеченные возрастные периоды.
При исследовании физического развития детей используется оценка по паспортному возрасту, что не всегда совпадает с возрастом биологическим. Наиболее удобным критерием биологического возраста принято считать «костный возраст». При этом существует взаимосвязь между скоростью полового созревания и размерами тела, сроками окостенения, уровнем зрелости функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.
По возрастной периодизации, принятой в педиатрии, исследуемый возраст относится к началу второго периода детства. Этот период является более спокойным в развитии детей, замедляются изменения основных показателей – роста, веса, окружности головы и грудной клетки. Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3–4 кг, длина тела увеличивается на 4–5 см, окружность грудной клетки возрастает на 1,5–2 см .
Существуют различные мнения по поводу зависимости физического развития детей младшей возрастной группы от пола. С.В.Хрущёв не видит больших отличий между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела. Масса тела мальчика больше массы тела девочки лишь на 0,2 кг, рост мальчика превышает рост девочки всего на 1 см. До 11–12 лет обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2 см, а ЖЕЛ – на 100–200 см³ по сравнению с их ровесниками. Напротив, по мнению И.И.Бахраха, С.Н.Попова, половые различия в физическом развитии обнаруживаются уже при рождении и сохраняются в течении всей жизни, причём до 10 лет средние показатели физического развития значительно больше у мальчиков.
Начиная с 7 лет пропорции тела у детей приближаются к пропорциям тела взрослого человека. Мышечная система младших школьников продолжает интенсивно совершенствоваться за счет развития преимущественно длинных мышц, от которых зависит быстрота и гибкость движений, и в меньшей мере за счет развития силовых мышц. Существенно расширяются возможности в движениях руками. Дети легко разучивают не только однонаправленные, но и перекрестные, попеременные движения. В 8 – 9 летнем возрасте они способны с успехом, овладевать плавательными движениями с оптимальными усилиями и амплитудой, осваивать основы рациональной координации в спортивных способах плавания. Но им еще с трудом даются мелкие, точные движения (детали техники), а также тонкости сложных сочетаний элементов техники (таких, например, как частично слитное согласование движений рук и ног в брассе, сравнительно позднее выполнение второго удара ногами в дельфине и др.). Поэтому на этапе предварительной спортивной подготовки в занятиях с младшими школьниками целесообразно использование обширного комплекса средств, направленных на приобретение всесторонней физической подготовленности, овладение основами техники физических упражнений.
У младших школьников продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно. Кости таза в этот возрастной период интенсивнее развиваются у девочек. Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночника постепенно фиксируются его изгибы: к семи годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная. Позвоночник у детей младшего школьного возраста обладает наибольшей подвижностью.
При занятиях спортом необходимо принимать во внимание особенности формирования скелета. Следует помнить, что резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.
В возрасте 8–9 лет наблюдается интенсивный рост костей стопы и кистей рук, в 10–11 лет значительно повышается устойчивость (жесткость) кисти за счет роста костей предплечья и запястья.
В младшем школьном возрасте мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Значительно наращивается сухожильный компонент мышц, что улучшает прикрепление мышц к костям и вследствие расширения площади их фиксации повышается коэффициент полезного действия. Мышцы детей имеют тонкие волокна, бедны белком и жиром, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне.
Ростовые процессы у детей с наибольшей интенсивностью протекают в летнее время и минимальны зимой. Специалисты связывают эти сезонные колебания с повышенным потреблением пищи в летнее время, максимальным усвоением и задержкой в костной ткани кальция и фосфора, максимальным содержанием витамина D в крови весной и летом. Особенно интенсивно ребёнок растёт ночью, что может быть связано с суточным ритмом экскреции гормона роста. Показано, что дети, родившиеся осенью, имеют несколько большие темпы прироста, чем дети, родившиеся зимой и весной.
Установлено, что современные дети подвержены процессу акселерации, которая проявляется в увеличении длины тела и других его параметров (окружности головы, груди) по сравнению с этими показателями у предшествующего поколения. Признаки акселерации отмечаются во всех возрастных периодах, в том числе и в младшем школьном возрасте. Однако акселерация не оказала такого стимулирующего влияния на физиометрические показатели, на уровень физической работоспособности и на развитие вегетативных систем, как это определяется в отношении морфометрических показателей. Поэтому у современных школьников наряду с увеличением длины и массы тела наблюдается усиление гетерохронности развития различных функциональных систем, что может привести к известной физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей растущего организма. Сердце детей в меньшей степени подвержено воздействию акселеративных факторов и поэтому темпы его роста отстают от темпов нарастания длины тела и массы, особенно в случаях изолированной высокорослости. В то же время систематические и методически правильно организованные тренировочные занятия могут влиять на формирование отдельных макроморфологических и функциональных признаков и тем самым содействовать гармоничному развитию тела, организма в целом.
Н.А.Фомин, В.П.Филин указывают на благоприятное воздействие движений в период интенсивного роста и развития организма. При этом двигательная активность ребёнка играет важную роль в совершенствовании двигательного аппарата.
Ряд авторов считают, что повышенный двигательный режим более эффективно влияет на показатели физического развития детей, тогда как ограничение их двигательного режима является причиной появления разного рода отклонений в здоровье, а недостаточные физические нагрузки, не обеспечивающие тренирующего эффекта, тормозят развитие ребёнка.
6
Источник