Физическое развитие ребенка методы оценки

Физическое развитие ребенка методы оценки thumbnail

Методы оценки физического развития детей и подростков

При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:

1) гетероморфность и гетерохронность развития;

2) наличие полового диморфизма и акселерации;

3) зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.

Кроме того, при разработке шкал для оценки показателей физического развития необходимо учитывать и особенности статистического распределения этих показателей. Поэтому к методам оценки физического развития должны предъявляться следующие требования:

1) учет гетерохронности и гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма;

2) взаимосвязанная оценка показателей физического развития;

3) учет возможностей асимметрии распределения показателей;

4) малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов.

Существуют различные способы индивидуальной и групповой оценки физического развития детского населения.

Рассмотрим методы индивидуальной оценки физического развития.

Метод сигмальных отклонений

Широко распространен метод сигмальных отклонений, когда показатели развития индивидуума сравниваются со средними их признаков для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях сигмы. Средние арифметические основных показателей физического развития и их сигмы представляют так называемые стандарты физического развития. Поскольку для каждой возрастно-половой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.

Однако существенным недостатком метода является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи. Кроме того, использование методов параметрической статистики для оценки антропометрических показателей, имеющих асимметрию в распределении (масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила рук) может привести к искажению результатов.

Метод процентильных (центильных, перцентильных) шкал

Для оценки физического развития индивидуума также используют метод непараметрической статистики – метод центильных шкал или каналов, когда по результатам математической обработки весь ряд делят на 100 частей. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25 центиля оцениваются как ниже средних, от 25 до 75 центиля – как средние и свыше 75 центиля – как выше средних. Использование этого метода позволяет избежать искажений результатов оценки показателей, имеющих асимметрию в распределении. Однако, как и метод сигмальных отклонений, метод центильных шкал оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.

Метод шкал регрессии

Для взаимосвязанной оценки показателей физического развития предложено использовать шкалы регрессии. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь длины тела с массой тела и окружностью грудной клетки. Далее строят оценочные таблицы, в которых наблюдается последовательное увеличение значений одного из признаков, (например, веса) при соответствующем увеличении другого признака (например, роста) при прямой связи и аналогично последовательное уменьшение значений признаков – при обратной связи, т. е. при увеличении или уменьшении длины тела на 1 см масса тела и окружность грудной клетки изменяются на коэффициент регрессии (Ry/x). Для оценки отклонений фактических величин от должных используется частная сигма регрессии массы тела и окружности грудной клетки.

Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием. Его преимущество заключается в том, что он позволяет дать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков в их взаимосвязи, поскольку ни один из признаков, взятый каждый в отдельности, не может дать объективную и полную оценку физического развития.

Однако использование метода параметрической статистики может привести к искажению результатов при оценке признаков, имеющих асимметрию в распределении. Кроме того, масса тела оценивается в зависимости лишь от длины тела и не учитывается влияние широтных размеров.

Метод оценки физического развития детей по комплексной схеме

Информативной и включающей в себя определение уровня биологического развития и степень гармоничности морфофункционального состояния является комплексная схема оценки физического развития, осуществляемая в два этапа.

На первом этапе исследования устанавливают уровень биологического развития (биологический возраст), под которым понимают совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Биологический возраст ребенка определяют по показателям длины тела стоя, прибавок длины тела за последний год, уровню оссификации скелета («костный возраст»), срокам вторичной дентитации (сроки прорезывания и смены молочных зубов на постоянные), изменению пропорций телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. Для этого используют таблицы, в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам. Пользуясь этими таблицами и сравнивая данные ребенка со средними возрастными показателями, определяют соответствие биологического возраста календарному (паспортному), опережение или отставание от него. При этом учитывают изменение информативности показателей биологического возраста в зависимости от возраста ребенка.

В возрасте до 1 года наиболее информативными показателями являются длина тела, прибавка длины тела за последний год, а также «костный возраст» (сроки появления ядер окостенения скелета верхних и нижних конечностей).

В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах ведущими показателями биологического развития являются: длина тела, погодовые прибавки, количество постоянных зубов на верхней и нижней челюсти суммарно («зубной возраст»). В качестве дополнительных показателей в дошкольном возрасте могут быть использованы: изменения в пропорциях телосложения (отношение окружности головы к длине тела, «Филиппинский тест»).

В среднем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела, прибавка длины тела, количество постоянных зубов, в старшем школьном возрасте – прибавка длины тела и степень развития вторичных половых признаков, возраст наступления менструаций у девочек.

При определении количества постоянных зубов учитываются зубы всех степеней прорезывания – от четкого появления режущего края или жевательной поверхности над десной до полного сформировавшегося зуба.

При проведении «Филиппинского теста» правая рука ребенка при вертикальном положении головы кладется поперек середины темени, пальцы руки при этом вытянуты в направлении левого уха, рука и кисть плотно прилегают к голове.

«Филиппинский тест» считается положительным, если кончики пальцев достигают верхнего края ушной раковины.

Отношение окружности головы к длине тела: коэффициент ОГ/ДТ ? 100% – определяется как частное от деления величины окружности головы на длину тела, выраженное в процентах.

Для установления степени полового развития определяется: у девочек – развитие волос в подмышечной области (Axillaris-Ax), развитие волос на лобке (Pubis-P), развитие молочных желез (Mammae-Ma), время появления первой менструации (Menarche-Me); у мальчиков – развитие волос в подмышечной области, развитие волос на лобке, мутация голоса (Vocalis-V), оволосение лица (Facialis-F), развитие кадыка (Larings-L).

На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве дополнительного критерия для дифференциации превышения массы тела и окружности грудной клетки возрастно-половых норм за счет жироотложения или развития мускулатуры используется измерение толщины кожно-жировых складок. Для определения морфофункционального состояния организма используют шкалы регрессии – для оценки массы тела и окружности грудной клетки, центильные шкалы – для оценки ЖЕЛ и мышечной силы рук и таблицы толщины кожно-жировых складок.

Сначала учитывается соответствие массы тела и окружности груди длине тела. Для этого по шкале регрессии находят показатель длины тела обследуемого и соответствующие ему показатели массы тела и окружности грудной клетки. Затем вычисляют разность между фактическими и должными показателями массы тела и окружности грудной клетки. Степень повышения и снижения фактического показателя выражают в величине сигмального отклонения, для чего полученную разницу делят на соответствующую сигму регрессии.

Функциональные показатели (ЖЕЛ, мышечная сила рук) оцениваются сопоставлением их с центильной шкалой для данной возрастно-половой группы.

Средними считаются показатели, находящиеся в диапазоне от 25 до 75 центиля, ниже среднего – показатели, чьи значения ниже 25 центиля, выше среднего – выше 75 центиля.

Морфофункциональное состояние может определяться как гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоническое.

Гармоничным, нормальным следует считать состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки отличаются от должных в пределах одной частной сигмы регрессии (± 1 ***R= сигма), а функциональные показатели находятся в пределах 25—75 центилей или превышают их. К гармонично развитым должны быть отнесены индивидуумы, у которых масса тела и окружность грудной клетки превышают должные более чем на 1 **** R за счет развития мускулатуры: толщина ни одной из кожно-жировых складок не превышает средних показателей; функциональные показатели в пределах 25—75 центилей или выше.

Дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 1,1—2 ***** R и более должных на 1,1—2 **** R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.

Резко дисгармоничным считается морфофункциональное состояние, когда масса тела и окружность грудной клетки менее должных на 2,1 ***** R и более должных на 2,1 **** R за счет жироотложения (толщина кожно-жировых складок превышает средние показатели); функциональные показатели менее 25 центиля.

Таким образом, при оценке физического развития по комплексной схеме общее заключение содержит вывод о соответствии физического развития возрасту и его гармоничности.

ЛЕКЦИЯ № 15. Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиеныwww

В системе мероприятий по формированию и обеспечению здорового образа жизни в современных условиях большое значение приобретает личная гигиена каждого человека. Личная гигиена является частью общей гигиены. Если общая гигиена направлена на укрепление здоровья всего населения или здоровье популяции, то личная гигиена направлена на укрепление индивидуального здоровья. Однако личная гигиена имеет и общественное значение. Несоблюдение требований личной гигиены в повседневной жизни может оказывать неблагоприятное влияние и на здоровье окружающих (пассивное курение, распространение инфекционных заболеваний и гельминтозов и т. д.).

В сферу личной гигиены входят гигиена тела и полости рта, физическая культура, закаливание, предупреждение вредных привычек, гигиена половой жизни, отдыха и сна, индивидуального питания, гигиена умственного труда, гигиена одежды и обуви и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг

Источник

Оценка физического
развития подразумевает проведение
соматометрии (антропометрии или
педометрии), то есть непосредственного
измерения размеров и массы тела,
соматоскопии, то есть осмотра и описания
телосложения (форма грудной клетки,
стоп, осанка, состояние мускулатуры,
жироотложение, эластичность кожи,
половое созревание, зубная формула), а
так же исследование функциональных
показателей (физиометрии): ЖЕЛ,
динамометрия, оценка работоспособности
с помощью степ-теста и велоэргометрии.

Для оценки
физического развития детей используются
различные методы. Метод
индексов

наиболее старый способ, представляющий
собой соотношение отдельных
антропометрических признаков, выраженное
формулами. Всего предложено более 50
индексов, часть из них до сих пор широко
используется, но в большей степени не
самостоятельно, в качестве уточняющих.

Индивидуальная
оценка физического развития предполагает,
прежде всего, создание нормативов или
стандартов (оценочные таблицы). По
принципу построения оценочных шкал
целесообразно
выделять
параметрические
(сигмальные) и непараметрические
(центильные) способы оценки

физического развития.

Широко обсуждаемым
в настоящее время остается вопрос о
преимуществах и недостатках той или
иной методики, однако, представляется,
что наряду с тем, что ни один из существующих
подходов не может в полной мере учесть
все имеющееся разнообразие вариантов
физического развития и телосложения,
каждый из них имеет полное право на
существование и должен использоваться
дифференцированно с учетом конкретных
целей исследования.

Метод «сигмальных
отклонений»

позволяет определять соответствие
каждого отдельного антропометрического
признака средним показателям лиц данного
возраста в популяции с помощью среднего
квадратического отклонения или сигмы.
Однако в данном случае невозможным
оказывается учесть имеющиеся сложные
взаимоотношения показателей физического
развития между собой, в связи с чем на
смену данному методу пришел «метод
шкал регрессии»,

являющийся по сути модификацией метода
«сигмальных отклонений». При использовании
данного метода рассчитывается частная
или парциальная сигма, характеризующая
степень рассеянности антропометрического
показателя детей одной возрастно-половой
группы, имеющих одинаковый рост. При
этом определяется, насколько в пределах
данного возраста изменяется величина
антропометрического признака (масса
тела, окружность грудной клетки и др.)
при изменении роста стоя, принятого
базой вычисления, на каждый сантиметр.

Как в нашей стране,
так и в зарубежной практике широко
применяется метод
непараметрического анализа
,
основанный на разработке процентильных
(центильных) шкал

(сеток), которые на сегодняшний день
имеются практически во всех развитых
странах.

Обобщая, следует
сказать, что в настоящее время как
самостоятельные в оценке физического
развития используются центильный и
метод регрессионного анализа. Метод
шкал регрессии является основой
существующей комплексной схемы оценки
физического развития, разработанной
еще в 1974 г. (Е.П. Стромская, В.Г. Властовский,
В.Н. Кардашенко) на кафедре гигиены детей
и подростков ММА им. И.М. Сеченова с
определением уровня биологического
развития и степени гармоничности
морфо-функционального состояния (рисунок
1 приложения
).

На основе центильного
метода широко внедрена в практику схема
оценки физического развития Р.Н. Дорохова
и И.И, Бахраха (1981) в модификации И.М.
Воронцова (1984) с определением гармоничности
и индивидуального темпа развития
(соматотипа), которая, так же как и суть
данного метода, будет представлена
ниже.

Общеизвестно, что
с течением времени происходят динамические
изменения в физическом развитии
населения, что определяет необходимость
пересмотра нормативных данных физического
развития в среднем 1 раз в 5-7-10 лет. Кроме
того, в связи с имеющимися региональными
отличиями в физическом развитии, для
более точной оценки его предпочтительнее
использовать местные «стандарты». В
данном методическом пособии представлены
межрегиональные нормативы физического
развития детей, разработанные коллективом
авторов НИИ гигиены детей и подростков
и института социальной гигиены, экономики
и управления здравоохранением им. Н.А.
Семашко РАМН (1990, 2000).

Соседние файлы в папке ФР, ПР

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ГИГИЕНА
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Показатели
и методы индивидуальной оценки
физи­ческого развития.

Показатели
физического развития детей и подростков.

Соматометрические
признаки.

  1. Рост
    стоя и сидя.
    Измеряется
    с помощью антропометра или росто-метра.

  2. Масса
    тела.
    Измеряется
    медицинскими весами натощак, без одежды
    и обуви

  3. Окружность
    головы, грудной клетки, плеча, бедра,
    голени. Измерение проводится
    м помощью сантиметровой ленты.

Соматоскопические
признаки.

При
соматоскопии (осмотре тела) обращают
внимание на:

  1. Состояние
    кожных покровов и слизистых оболочек
    (тургор,
    цвет, чис­тота,
    влажность)

  2. Степень
    жироотложения
    (развитие
    подкожного жирового слоя). Опре­деляют
    по толщине жировой складки на животе
    (в области пупка и на 5-6 см сбоку от
    него), а также под лопаткой: 1-2 см —
    жироотложение сред­нее, менее 1 см —
    ниже среднего, более 2 см — выше среднего.

  3. Состояние
    опорно-двигательного аппарата

1. Костяк.
Различают
три типа костяка:

а) Тонкий
— узкие плечи, грудная клетка, малые
размеры кистей рук,
стоп.

б) Коренастый
— широкие плечи, грудная клетка, большие
кисти и
стопы

в) Промежуточный

  1. Форма
    грудной клетки:
    цилиндрическая,
    коническая, плоская, сме­шанная

  1. Позвоночник.
    Различают
    3 основных типа формы позвоночника:

а) Нормальный
позвоночник 8-образной формы. Шейная и
пояснич­
ная
кривизна выражены не сильно и обращены
вперед. Грудная выпуклость
обращена
назад.

б) Лордотический
позвоночник — малая шейная и резко
выраженная
поясничная
кривизна.

в) Кифотический
— все три кривизны резко выражены.

К
деформациям позвоночника относят
сколиозы
(право-
и левосторон­ние). Выделяют три степени
сколиоза в зависимости от выраженности.

4. Форма
ног:

а)
Нормальная б) Х-образная в)
О-образная.

5. Форма
стопы.
Стопа
может быть

а)
Нормальная б) Уплощенная в)
Плоская

4)
Оценка
степени
полового созревания.
Производится
по следующим при­знакам:

  1. У
    девочек — оволосение подмышечных
    впадин, лобка, развитие молочной
    железы, время появления первой менструации

  2. У
    мальчиков — оволосение подмышечных
    впадин, лобка, мутация голоса, оволосение
    лица, развитие кадыка

Физиометрические
признаки.

Включают
в себя:

  1. Жизненная
    емкость легких
    (ЖЕЛ).
    Определяется с помощью спирометра.

  2. Мышечная
    сила рук.
    Определяется
    с помощью ручного дина­мометра

  3. Становая
    сила

    определяется с помощью станового
    динамо­метра

4) Кроме
того могут определяться пульс, артериальное
давление.
После
определения всех параметров (показателей),
физического развития

их
необходимо правильно оценить.

Методы
индивидуальной оценки физического
развития детей и подростков.

В
принципе все методы основаны на
сопоставлении (сравнении) индиви­дуальных
полученных данных с современными
средними показателями для данной
возрастно-половой группы данного
региона.

Существуют
следующие методы индивидуальной оценки
физического развития:

Метод
сигмальных отклонений.

При
данном методе каждый из индивидуальных
признаков сравнивают со средним
арифметическим этого признака для
данного возраста и находят фактическое
отклонение
по
данному признаку. Затем это фактическое
от­клонение делят на сигму (а) — среднее
квадратичное отклонение и находят
сигмальное
отклонение. Нетрудно понять, что если
сигмальное отклонение отрицательно,
то признак развит ниже средневозрастной
нормы, а если оно положительно, то выше
средней величины для данного возраста.
При этом, развитие
признака оценивается следующим образом:

Сигмальное
отклонение

Развитие
признака

От
-1а до +1а

В
пределах средних величин

От
-1о~ до -2а

Ниже
среднего

Меньше
-2а

Низкое

От
+1а до +2а

Выше
среднего

Больше
+2а

Высокое

Совокупность
сигмапьных отклонений изображают
графически, получая так называемый
профиль
физического развития
в
виде ломаной линии, от­клоняющейся
от центральной вертикальной линии,
соответствующей сред­ним
величинам исследуемых признаков, вправо
или влево в зависимости от
того, развит дачный признак выше или
ниже средней величины.

Недостатком
метода является раздельная (без
взаимосвязи друг с другом) оценка
каждого признака, а также отсутствие
оценки гармоничности разви­тия
ребенка.

Оценка
физического
развития по
шкалам
регрессии.

Отличительной
особенностью данного метода является
то, что признаки оцениваются
не отдельно, а в связи друг с другом.
Сначала определяется рост ребенка и
соответственно росту устанавливаются
нормативы для других пока­зателей.
Далее с этими нормами сравнивают
фактические величины показа­телей,
находят аналогично предыдущему методу
сигмальные отклонения для каждого
показателя и оценивают их.

Комплексный
метод оценки.

При
данном методе сначала определяется
соответствие биологического возраста
паспортному (см. следующий вопрос). После
этого оценивается морфофункциональное
состояние организма по шкалам регрессии.
Физиче­ское
состояние оценивается как гармоничное,
если
масса тела и окружность грудной
клетки отличаются от должных для данного
роста (при оценке по шкалам рефессии)
не больше, чем на 1а. При различиях в
пределах ±1-2а развитие считается
дисгармоничным,
больше
чем ± 2а — резко
дисгармонич­ным.
Естественно,
что при дисгармоничном и резко
дисгармоничном разви­тии имеют место
и низкие функциональные показатели.

Определение
группы здоровья ребенка.

По
степени здоровья все дети разделяются
на 5 фупп :

  1. Здоровые.
    Не
    имеют хронических заболеваний и
    гармонично
    раз­виты
    (в настоящее время это доли процента)

  2. Практически
    здоровые.
    Это
    дети, не страдающие хроническими
    заболеваниями,
    но все-таки имеющие отклонения
    (плоскостопие, суту­лость), часто
    болеющие дети (больше 4 раз в год),
    длительно болеющие (одно
    заболевание длилось более 25 дней), а
    также дети со слабой близо­рукостью.

  3. Больные
    дети в
    стадии компенсации
    (ревматизм
    в стадии ремис­сии,
    гастрит, холецистит в компенсированной
    форме, хронический тон­зиллит).

  1. Дети
    с заболеваниями в стадии
    субкомпенсации

  1. Дети
    с заболеваниями в
    стадии декомпенсации.
    Это
    дети-инвалиды.
    Они
    составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник