Физическое развитие ребенка и подготовка к школе
Оксана Мережко
Физическая готовность ребенка к школе
Физическая готовность ребенка к школе
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Ребенкаожидают несколько возрастных кризисов: первый в возрасте 3-х лет, второй при переходе из дошкольного возраста в младший школьный и третий подростковый. Эти периоды тяжело переживаются как самим ребенком, так и его родителями. Поступление в школу кардинально меняет привычный уклад жизни малыша как в физиологическом, так и в социально-психологическом смысле. Большинство первоклашек в возрасте 7 лет оказываются готовыми к школе, они в состоянии адаптироваться под изменившиеся физические, интеллектуальные, социальные и психологические нагрузки. Но есть дети, для которых адаптация проходит болезненно, а дальнейшее обучение вызывает ряд проблем. Готовность ребенка к школе – это совокупность физических, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных и личностных качеств, которые помогают ребенку успешно освоить школьную программу, осознать себя в новой социальной роли школьника, адаптироваться к новому коллективу, усвоить правила и обязанности новой школьной жизни. Разные специалисты по-разному оценивают важность развития тех или иных качеств у ребенка для определения готовности его к школе.
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе.
Подготовка детей к обучению в школе предусматривает, прежде всего, полноценное физическое воспитание, направленное на сохранение здоровья, формирование привычек здорового образа жизни.
Одним из естественных средств, укрепляющих здоровье дошкольников, является использование всего многообразия движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); некоторых видов спортивных упражнений; спортивных игр (футбол, хоккей, городки, бадминтон, баскетбол); элементов акробатики и ритмической гимнастики; подвижных игр. Наряду с формированием двигательных умений и навыков, физические упражнения развивают волю ребенка, физические качества, психическую и эмоциональную устойчивость. (ФГОС ДОУ).
Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками — факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые дети не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками. Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры
и культуры здоровья. Одной из наиболее актуальных задач обра-зовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка.
За последнее 10-летие в Российской Федерации значительно ухудшилось состояние здоровья детей дошкольного возраста.
Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. К концу шестого года жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела — 116 см, масса тела — 22 кг, окружность грудной клетки — 57-58 см.Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления.
Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта, овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, горки и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников — к таким как выносливость, ловкость, быстрота, сила.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов — 1200-1500. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах,включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках.Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.
Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т. Д.
Умственная работоспособность дошкольников на занятиях проявляется прежде всего в желании самостоятельно работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение 30 минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия. Для детей дошкольного возраста характерен большой диапазон работоспособности. Например, выполняя специальные задания, дошкольники с высокой работоспособностью проявляют большую настойчивость и собранность, что позволяет им качественно и результативно справляться со значительным объемом работы в соответствии с учебными требованиями.
В то же время при выполнении длительных и трудных умственных заданий продуктивность в разные периоды занятий у этих ребят может быть различна. Так, часть из них, добиваясь высоких результатов работы в первой половине занятия, резко снижают их во второй, как бы «выкладываясь» в начале работы. Другие же сохраняют высокий уровень работоспособности на протяжении всего занятия, но он характеризуется отдельными кратковременными спадами и последующими подъемами.
Проблема развития умственной работоспособности дошкольников до конца еще не разрешена, что связано с большими индивидуальными различиями, часто перекрывающими возрастные нормы. В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования умственной работоспособности, при этом очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности.
Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.
Что же является ведущим в определение готовности ребенка к школе? Давайте рассмотрим качества необходимые ребенку, чтобы быть успешным учеником. Во-первых, ребенок должен обладать хорошим физическим здоровьем и выносливостью, у ребенка должен быть выработан режим дня. Во-вторых, ребенок должен обладать хорошей памятью и уметь концентрировать внимание, а также считать, читать, понимать прочитанное и пересказывать это своими словами. В-третьих, ребенок должен уметь управлять своими эмоциями. Бурные реакции, слезы, смех, крики, драки, выяснения отношений, передразнивания недопустимы во время урока. В-четвертых, он должен быть способен общаться в рабочем режиме с одноклассниками и учителем. Игры и занятия своими делами на уроке недопустимы. Он должен выполнять все, что требует от него учитель. В-пятых, ребенок должен осознать ответственность за свою учебу. Он должен понять, что учится для себя, а не для мамы с папой, что результаты учебы зависят от него, и он должен прикладывать к этому усилия.
Источник
Подготовка детей к обучению в школе предусматривает, прежде всего, полноценное физическое воспитание, направленное на сохранение здоровья, формирование привычек здорового образа жизни.
Одним из естественных средств, укрепляющих здоровье дошкольников, является использование всего многообразия движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); некоторых видов спортивных упражнений; спортивных игр (футбол, хоккей, городки, бадминтон, баскетбол); элементов акробатики и ритмической гимнастики; подвижных игр. Наряду с формированием двигательных умений и навыков, физические упражнения развивают волю ребенка, физические качества, психическую и эмоциональную устойчивость.
В дошкольном учреждении обучению детей движениям способствует целесообразный двигательный режим. Он включает в себя разные формы работы:
обучение физическим упражнениям (физкультурное занятие);
физкультурно-оздоровительные мероприятия (закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, физкультминутка, двигательные перерывы, подвижные игры и упражнения на прогулке).
Физкультурное занятие — главная форма обучения, дозированной тренировки систем организма. Построение его отвечает общим требованиям решения оздоровительных и воспитательных задач. Имеют место:
— занятия по спортивным интересам. Они включают в себя обучение детей элементам ритмической гимнастики, акробатики (кувырок, шпагат, полушпагат и др.), спортивным играм и упражнениям;
— занятия учебно-тренировочного характера, содержание которых составляют: основные и танцевальные движения, общеразвивающие, спортивные упражнения, подвижные и спортивные игры. Если позволяют условия, учебно-тренировочные занятия проводятся на тренажерах, в спортивном комплексе. Дети выполняют лазание по канату, шестам, гимнастической стенке, веревочной лестнице. Используются элементы рефлексотерапии: ходьба босиком по ребристой доске, массажерам;
— занятия сюжетно-игрового характера с проблемно-творческим содержанием. Двигательное воображение — основа таких занятий. Основным методом обучения выступает метод импровизации. Дети повторяют действия животных, угадывают выразительные походки, решают двигательные задачи. Может иметь место и поисковая деятельность, направленная на получение новых сведений о предмете или явлении (придумать новые способы применения физкультурных пособий, названий выполняемым движениям), выделение средств их выразительности (плавно — резко, быстро — медленно, легко — тяжело). Занятия протекают в эмоционально окрашенной обстановке и чаще всего имеют форму беседы, игры-драматизации;
— занятия из серии «Человек и его здоровье», сообщение детям элементарных знаний о себе, (строение собственного тела, функции и назначение внутренних органов и систем организма), о своем здоровье (профилактика и предотвращение различных заболеваний, основы режима и др.), о роли двигательной активности в жизни людей.
Каждое занятие представляет собой определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки, влияющей на здоровье детей.
Для дошкольников характерна повышенная потребность в кислороде, и в 6-летнем возрасте значительно возрастает возможность проведения физических упражнений на свежем воздухе, в том числе и утренней гимнастики. Ее продолжительность — 10-12 минут, она состоит из разновидностей ходьбы, бега, построений, перестроений, 6 общеразвивающих упражнений, элементов танца или танцевальных шагов, подвижной игры. Возрастает объем упражнений на координацию (движения руками и ногами в разной последовательности, в разном темпе, в разных направлениях и др.). Исходным положением многих упражнений является основная стойка — пятки вместе, носки врозь. Большинство упражнений выполняется по объяснению педагога без его демонстрации.
Физкультминутки предупреждают утомление на занятиях малоподвижного характера. Их длительность до 3-х минут. Они состоят из 3 упражнений, которые оказывают воздействие на разные группы мышц. Упражнения могут носить игровой и имитационный характер, применяются физкультминутки с текстом. В качестве физкультминуток используются фрагменты плясок, ритмической гимнастики. Физкультминутку может также составить знакомая подвижная игра.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в основном решают задачи коррекционной работы с детьми. Имеют место задания:
— развитие координационных способностей (обучение выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений);
— совершенствование двигательных способностей (выполнение знакомых упражнений в новых условиях, из необычных исходных положений и др.).
Хорошее тренирующее воздействие на состояние здоровья детей оказывают пешие переходы, медленный бег, ходьба на лыжах, плавание. Важно, чтобы дети реализовали свою потребность в движениях, получили удовольствие, участвуя в подвижных и спортивных играх.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, каникулы) развивает у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт, приучает проявлять инициативу в разных видах деятельности.
Самостоятельная двигательная деятельность детей закрепляет задачи формирования положительного эмоционального состояния и активного двигательного поведения. Немаловажную роль в формировании интереса у детей к двигательной активности играет пример взрослых (родителей, воспитателей). Их пример выполнения упражнений становится образцом для подражания.
Имеет значение и опосредованное знакомство дошкольников с миром движений: просмотр телевизионных спортивных программ, посещение спортивных залов, стадионов, рассматривание журналов на спортивную тематику. Действенным средством выступает наблюдение за тренировкой школьников, во время которой дети получают доступные им знания о технике физических упражнений.
Таким образом, разностороннее влияние на развитие моторной функции 6-летних детей — одно из направлений физической подготовки ребенка к школе.
В.Н. Шебеко
Источник
Физическая готовность ребенка к школе
Практически все родители много времени и сил уделяют развитию своего ребенка. Однако очень часто их внимание направлено, прежде всего, на его интеллектуальное развитие. Взрослые верят: если ребенок будет много знать и уметь, это позволит ему стать успешным в жизни. Вот почему его определяют в самые разные кружки. И действительно, ребенок осваивает новые виды деятельности: вот уже считает, читает, говорит по-английски… несомненно интеллектуально развивается. А физически?
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками — факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже
течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.
Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за
недостаточности развития физических качеств, некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Например: бег в прямом направлении с установкой выполнить скорее
– развивает быстроту, при оббегании поставленных в ряд флажков — ловкость, длительный бег в спокойном темпе тренирует выносливость. Выносливостью называют способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её интенсивности. Для развития выносливости уже в дошкольном возрасте большое значение имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.
для
достижения
успеха в учебной деятельности.
Общая моторика
у
детей
Дошкольного
возраста
развита
интенсивнее, чем мелкая. Мелкая
моторика – одна из сторон
двигательной
сферы,
которая
непосредственно
связана
с
овладением
предметными
действиями,
развитием
продуктивных
видов
деятельности,
письмом.
Овладение
произвольными
движениями,
в
частности,
письмом, зависит от зрелости опорно-двигательного аппарата, а именно движений пальцев и кисти рук. Именно из-за недостаточности развития мелкой моторики у ребенка возникают описки, пропуски букв. Многие ученые отмечают, что обучение действиям с мячом развивает не только крупную, но и мелкую мускулатуру: увеличивает подвижность в суставах пальцев и кисти, укрепляет кисти рук, совершенствует движения руки в целом.
Все упражнения и игры с мячом сводятся, главным образом, к тому, чтобы бросать мяч в различных направлениях и ловить различными способами и называются «Школой мяча». Необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок, бросая мяч, как можно больше изолировал движения руки, т.е. чтобы при бросании мяча не участвовало все туловище. Нужно, чтобы бросала одна рука, а туловище, голова и ноги оставались совершенно спокойны.
При игре с мячом двумя руками необходимо обратить внимание на ловлю мяча кистями рук. Для этого кисти рук прикладываются одна к другой, как бы чашечкой,
с обеих сторон захватывают летящий мяч, или мяч ловится одной кистью, а другая в это время сверху прикрывает его, не выпуская из рук. При ловле мяча маленького размера одной рукой главное участие принимают пальцы рук. Мяч можно ловить
одной кистью, когда ладонь обращена прямо вперед. Если мяч отскакивает от пола, то его можно ловить, подставляя руку под мяч, делая кисть чашечкой вверх. Более сложное задание, когда надо поймать мяч после отскока от пола, когда рука повернута чашечкой вниз.
Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата необходимо правильно организовать рабочее место ребенка.
Освещение должно быть рассеянным и достаточным.
Детская мебель должна соответствовать следующим требованиям:
высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см;
высота стула должна быть такой, чтобы бедро и голень составляли угол 90º;
желательно иметь опору для шейного и грудного отделов позвоночника, а также опору для стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при длительных занятиях в статическом режиме.
Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения.
Правильная, симметричная установка различных частей
тела производится последовательно, начиная с положения стоп:
— стопы в опоре на полу или скамейке,
— в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом;
— равномерная опора на обе половины таза;
— между грудью и столом – расстояние 1-2 см;
— предплечья симметричны и
свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны;
голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;
при письме тетрадь повернута на 30º.
Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец.
Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме – когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза — когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене. Эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.
Надо освободить ослабленных
детей, имеющих нарушения осанки, от дополнительных занятий, связанных с
длительным сидением или асимметричной статичной позой.
Уделяйте особое внимание формированию здоровья,
здорового образа жизни ребенка – это обеспечит безболезненный переход к начальной ступени школьного образования.
Литература.
Васильева Н. Эмоциональное здоровье дошкольника.// Здоровье дошкольника. — №3, 2009г.
Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2012. – 408с. (Дошкольное образование).
Поддьяков Н. Н. и др. «Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР» Москва-Братислава, 1989 г.
Смирнова А.И. Влияние физических упражнений на развитие общей и мелкой моторики («Школа мяча»): Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей, студентов педагогических вузов и колледжей. – Тольятти.: Издательство Фонда «Развитие через образование». –
2004. – 78с.
Источник