Физическое развитие ребенка года до трех лет

Содержание
1 Физическое развитие ребенка до 3лет
Рост
Масса тела
Пропорциональность развития
Статистические функции
Своевременное прорезывание молочных зубов
Развитие движений
Зрение
Физкультура для детей до 1 года
2 Средства и методы физического воспитания
3 .Методики проведений занятий
Методика проведения общеразвивающих упражнений
Методика проведений подвижных игр
4 .Роль родителей в физическом воспитании
5 Подвижные игры – основное средство физической культуры в развитии ребенка
Образовательное и оздоровительное значение подвижных игр
Примеры подвижных игр
1 Физическое развитие ребенка до 3 лет
Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения. К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).
В первый год физическое развитие идет очень интенсивно: вес по сравнению с весом при рождении утраивается, рост увеличивается на 25-30 см, т.е примерно на 50%, ребенок из беспомощного существа, не умеющего даже перевернуться на живот со спины превращается в прямоходящее самостоятельное существо. В первые три года жизни физическое развитие и прогресс ребенка очевидны и хорошо заметны.
Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:
* Рост;
* Массу тела; Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
* Статические функции (двигательные умения ребенка);
* Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).
Рост.
Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.
За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.
Масса тела.
В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг.
Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.
В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов.
Для определения роста и массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 1.
Таблица 1.
Изменения роста и веса ребенка от 0 до года
Пропорциональность развития.
При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.
Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).
Статистические функции.
Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).
В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову,
в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот,
в 5,5 –6 месяцев — хорошо поворачивается с живота на спину,
в 6 месяцев — сидит, если его посадили,
в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам,
в 9 месяцев – хорошо стоит,
в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой,
к 12 месяцам – самостоятельно ходит.
Своевременное прорезывание молочных зубов.
Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.
После того как ребенку исполнится год, темпа его физического развития несколько замедляются (таблица 2.). в среднем масса его тела увеличивается лишь на 30-50 г. в неделю.
У годовалого ребенка окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она возрастает до 47,9 см, у 2-летних малышей — до 49 см, а у трехлеток — до 50 см. За 2-й год жизни окружность головы увеличивается на 2 см, за 3-й — на 1 см.
Чтобы оценить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что окружность груди у хорошо сложенного ребенка больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем моложе ребенок, тем больше у него голова и тем короче конечности.
Таблица 2.
Средние показатели длины и массы тела у детей от года до трех лет
Развитие движений.
В конце 1-го — 2-го года ребенок осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые детишки, умея ходить, после года продолжают и ползать, а подчас передвижение на четвереньках предпочитают ходьбе. Способы ползания совершенствуются и варьируются. Однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза; дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза. Эти компоненты ползания уже были частично освоены ребенком на 1-м году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки.
Некоторое время малыш продолжает ходить «боком». Ребенок 12 — 15 месяцев при ходьбе может не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам.
В вертикальном положении малыш не в состоянии полностью выпрямить бедра, из-за чего он стоит «животом вперед», а ноги его несколько развернуты.
Когда малышу 1,5 года, он начинает передвигаться по-новому — согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук и плечевого пояса, формируются согласованные (реципрокные) движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.
Возрастание устойчивости туловища в вертикальном положении способствует развитию движений ног. Бедра и колени свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), благодаря чему появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы — так называемый перекат.
С полутора лет малыш начинает легко вставать без поддержки из положения на животе и на спине. Затем он постепенно осваивает различные комбинированные движения. Например, учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.
Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко, руки опущены вдоль туловища, а не отведены в стороны, как это было на начальном этапе овладения ходьбой. В конце 2-го года ребенок уже способен идти назад, пытается бегать. Такое поступательное развитие моторики становится возможным благодаря совершенствованию функции равновесия.
Источник
Вашему малышу исполнился год. Позади беспокойства по поводу колик, грудного вскармливания, прикорма и разных других вопросов – они остались в прошлом и сформировали ваш личный опыт. Из беспомощного новорожденного малыш стал разумной и самостоятельной личностью: он научился самостоятельно ходить, стал лучше ориентироваться в пространстве, и теперь вся его жизнь – сплошное исследование окружающего мира. Ребенок развивается, активно изучает все, что встречается на его пути и попадает в поле зрения. Наверняка в первый год вы, как заботливые родители, проводили по нескольку курсов массажа, возможно, занимались плаванием и гимнастикой. К сожалению, многие родители на этом и останавливаются и физическое развитие своего ребенка пускают на самотек. В результате дети неправильно ходят, не умеют бегать и прыгать и не могут правильно освоить навыки лазания. Важно понимать, что умение двигаться не передается по наследству, а формируется в зависимости от условий, в которых находиться ребенок, и в том числе от отношения родителей к физическому воспитанию.
На втором году жизни мозг продолжает расти с большой скоростью, помимо этого происходит интенсивный рост и формирование организма, усваивается огромное количество информации. Важность данного периода обусловлена тем, что он благоприятен для закладки основ здоровья и гармоничного развития, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Именно сейчас формируются основные двигательные навыки: ходьба, бег, прыжки; вырабатывается осанка, умение управлять своим телом; проявляются такие черты характера, как инициативность, настойчивость и самостоятельность. Движение в этом возрасте для ребенка является способом самовыражения, посредством движения он познает мир и получает огромное удовольствие от новых умений и навыков.
Лучший метод физических занятий с двухлетним ребенком – подвижные игры, причем существенной особенностью на 2-м году жизни является то, что дети не могут еще играть совместно, но могут оказывать друг другу элементарную помощь (играют не вместе, но рядом). Во время игры ребенок нуждается в значительной помощи и поддержке взрослого, функция которого сводится к организации занятий и подбору необходимых для этого средств. Чтобы иметь четкое представление о правильной организации занятия, важно знать, что основой подвижных игр являются физические упражнения.
Физические упражнения стимулируют физиологические процессы и положительно влияют на работу всех внутренних органов, а систематические занятия улучшают работу центральной нервной системы. Во время выполнения упражнений к работающим мышцам притекает большое количество крови, они получают с кровью питательные вещества и кислород, это приводит к укреплению мышц и повышению их работоспособности.
Выделяют четыре основных механизма лечебного воздействия физических упражнений:
— тонизирующий механизм, выражается в поддержании тонуса сосудов в норме и улучшении эмоционального состояния ребенка за счет нормализации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе;
— компенсаторный механизм, улучшает работу опорно-двигательного аппарата, совершенствует сосудистые реакции, дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
— нормализующий механизм, заключается в улучшении работы всех функций организма.
Специалисты по физическому развитию обращают внимание на особенности развития детского организма, которые надо учитывать при подборе физических упражнении и для правильной организации занятий с ребенком.
Все дети в возрасте от одного года до трех лет выглядят непропорционально: у них большая (по отношению к туловищу) голова и короткие ноги. Костная система двухлетнего ребенка продолжает интенсивно формироваться. Костная ткань еще мягкая и эластичная, а роднички и швы костей черепа полностью затянутся только к полутора годам.
Походка детей второго года жизни выглядит неуклюжей. Дело в том, что центр тяжести тела ребенка пока находится выше, чем у старших детей, поэтому ему нелегко удерживать равновесие. Кроме того, работа мышц у малыша еще недостаточно согласована, поэтому его ходьба неритмична: он то бежит, то замедляет шаг. Только к трем годам у ребенка вырабатывается индивидуальная походка, которая останется у него на всю жизнь. Бегают в этом возрасте малыши мелкими, семенящими шагами, отталкиваясь всей ступней. Они еще часто падают, но при падениях, как правило, практически не ударяются, легко вскакивают на ноги и бегут дальше. В первом полугодии второго года жизни ребенок может подолгу ходить не присаживаясь, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится, может перешагнуть через невысокое препятствие. Умеет воспроизводить в игре разученные ранее действия.
На втором году жизни ребенок еще не в состоянии исполнять ваши команды и воспринимает взрослого в игре как партнера. Значение приобретает тренировка точных движений рук и развитие мелкой моторики, так как это очень важно для умственного развития малыша.
Особенность со стороны сердечно-сосудистой системы состоит в том, что артериальное давление тем ниже, чем младше ребенок. Пульс маленького ребенка чаще, чем у взрослого, в норме 110–115 ударов в минуту, причем частота его сильно увеличивается при волнении, беге, крике, высокой температуре.
Органы дыхательной системы еще недостаточно развиты: носовые ходы узкие, слизистая оболочка носоглотки рыхлая, гортань, трахея, бронхи и легкие также имеют ряд особенностей в строении и функционировании. Все это предрасполагает к частому возникновению острых респираторных заболеваний, развитию осложнений. Кроме того, у детей отмечается повышенная чувствительность к недостатку свежего воздуха. Если малыш находится в плохо проветриваемой комнате, то становится вялым, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит. Поэтому так важны прогулки на свежем воздухе и регулярное проветривание помещения, в котором находится ребенок.
Кожа и подкожно-жировой слой очень ранимы и нежны. Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому еще не поздно приступить к закаливанию малыша. Ведь с помощью простых закаливающих средств – воздуха, воды и солнечных лучей – можно существенно повысить выносливость детского организма.
Все эти особенности лежат в основе подбора физических упражнений и игр для ребенка второго и третьего года жизни.
Основные движения малыша, которые обязательно должны входить в его двигательную программу в течение дня, это ходьба, лазанье, преодоление препятствий, различные игры с мячом, обручем, гимнастической палочкой и другими игрушками. Конечно, у вас появятся конкретные вопросы: на что следует обращать внимание, оценивая физическое развитие именно вашего ребенка, учитывая его специфические особенности; какие упражнения и в какой последовательности следует включать в двигательный комплекс и комплекс лечебной физкультуры; как оценить динамику физического развития вашего малыша. На них мы готовы ответить вам в Педиатрическом центре роддома на Фурштатской. Ждем вас. Здоровья вам и вашим детям!
Петракова Татьяна Викторовна,
специалист по физическому воспитанию, к.м.н.,
инструктор ЛФК Роддома на Фурштатской.
Роддом на Фурштатской
Адрес: СПб., Фурштатская, д.36а
Тел.: (812) 272-37-27 – Справочная служба
(812)719-65-20 — Женская консультация
(812)579-61-79 — Педиатрический центр
(812)334-99-22 – Филиал ж/к на Вязовой ул., д. 10
(812)458-89-69 – Центр ЭКО
info@rd2.ru
www.rd2.ru
Источник
Особенности физического развития ребёнка 1, 2, 3 лет.
Малыш этого возраста всегда найдет себе активное занятие. Большинство детей не могут усидеть на месте: им срочно нужно познавать мир не пешком, а бегом, вы можете обогатить двигательную активность ребёнка. В этом возрасте кроху уже можно и нужно приучать к простым физическим упражнениям, приобщать к спорту, развивать мелкую и общую моторику во время подвижных игр.
Возраст от года до трех в психологии называют «ходячим детством». Важнейший двигательный навык этого периода — ходьба. Когда ребенок открывает для себя возможность самостоятельно и свободно перемещаться в пространстве, для него начинается новая жизнь, открывается мир с неограниченными перспективами.
КАК ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ?
Если ваш малыш пошел, это не только праздник для всей семьи, но и дополнительные хлопоты. Теперь все время нужно «пасти» отчаянного путешественника, который исследует каждый уголок. И каждый новый поворот для него — «земля неведомая». Двигается ребенок пока что неуклюже, поскольку его координация движений еще далека от совершенства (кстати, она окончательно формируется только к одиннадцати годам). Он делает широкие шаги (один шаг ребенка — это половина шага взрослого), поднимает руки в стороны, чтобы держать равновесие, переваливается, как уточка, быстро набирает скорость, но пока что не справляется с «тормозами». Центр тяжести малыша смещен вверх. Это связано с тем, что у крохи слишком длинное туловище и руки, но относительно короткие ноги. Примерно к трем годам пропорции тела выравниваются и приближаются к пропорциям тела взрослого человека. К этому же времени малыш с легкостью осваивает двигательные навыки: бег, прыжки, смена направления движения, повороты, ходьба задом, подъем по лестнице и т. д. Ребенок открывает удивительные возможности собственного тела. В этот период необходимо поддержать зов природы и дать малышу свободу действий.
КАК ОНИ РАСТУТ?
Человек — уникальное создание природы. Ни в один период своего развития дети не растут так интенсивно, как в первый год жизни. От года до трех рост и набор веса немного замедляются. Снижение интенсивности роста детей наблюдается до начала подросткового возраста. А дальше — снова скачок в развитии.
К каким достижениям приходят дети в период от года до трех?
◈ Примерно к двум годам вес ребенка составляет 1/5 веса взрослого.
◈ Считается, что к двум годам девочки набирают 53 % своего будущего взрослого роста, а мальчики — 50 %.
◈ Необходимо учитывать не только влияние окружающей среды на физическое развитие ребенка (уход, питание, экология), но и генетические факторы. У высоких и крупных родителей, конечно, может родиться Мальчик с пальчик или Дюймовочка, но больше шансов, что в такой семье будет расти богатырь или богатырша.
◈ Животик у малышей этого возраста выпячен вперед, а спина прогнута. Это связано с тем, что внутренние органы (которые тоже растут) пока что не помещаются в узкой брюшной полости.
◈ В этом возрасте у ребенка больше хрящей, чем костей. Последние еще мягки и эластичны. Процесс окостенения скелета еще продолжается. Однако уже хорошо укрепляются кости черепа и позвоночника.
◈ Малыши со временем теряют свой внешний «ангельский» облик: пропадают пухлые щечки, куда-то прячется выпяченное пузико, исчезают складки на ножках и ручках. Объем жировой ткани уменьшается, зато увеличивается объем мышц.
◈ Примерно к третьему году жизни самой развитой частью организма ребенка становится мозг.
◈ Не сравнивайте рост и вес вашего малыша с другими детьми. Если ребенок нормально развивается, активен и в хорошем настроении, пусть вас не пугают его «кожа да кости» или, наоборот, лишние складки на животе.
Меры безопасности
Обратите внимание на то, чтобы:
◈ были поставлены заглушки на все доступные для малыша розетки в доме;
◈ все тяжелые, острые и хрупкие предметы были убраны с поля зрения и доступа любопытного исследователя;
◈ лекарства, средства бытовой химии стояли в недоступном для ребенка месте;
◈ были закрыты калитки и заблокированы лестницы;
◈ отодвинуты подальше в сторону горячие предметы.
У многих родителей часть возникает вопрос: Больно ли падать ребёнку?
Падать детям не так больно (скорее, обидно), как это может показаться. Масса их тела невелика, они находятся близко от земли. Падение для некоторых карапузов — занятная игра, еще одна забава. Не спешите поднимать ребенка, который шлепнулся на землю во время бега. Дайте ему возможность изучить обстановку и выработать собственную стратегию. Опасным считается падение спиной назад и удар затылком. Учите малыша правильно падать: вперед, опираясь на руки.
Рекомендуем посмотреть:
Подвижные игры для детей
Физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет
Подвижные игры. Значение подвижных игр в воспитании детей. Виды подвижных игр
Физическое развитие ребенка
Физическое развитие детей от 5 до 7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник