Физическое развитие ребенка до года статья

Физическое развитие ребенка до года статья thumbnail

Раннее физическое развитие

Женщины в положении усиленно готовятся к рождению малыша, изучают большое количество различной литературы, связанной с уходом и развитием будущего крохи. Но в потоке информации, насыщенной большим количеством разнообразных методик и подходов, часто в меньшей степени изучается физический аспект развития ребенка.

Содержание статьи:

  • Что такое раннее физическое развитие
    • Физическое развитие ребенка до года в цифрах
    • Факторы, влияющие на физическое развитие
  • Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года
  • Способы развития физических возможностей ребенка до года
    • Первичное закаливание
    • Массаж
    • Водные процедуры
    • Занятия на фитболе

Методики раннего умственного развития не всегда содержат базовые упражнения и материалы по необходимым для крохи нагрузкам. Но полноценное развитие любого человека завязано на связи между умственным и физическим становлением, психоэмоциональном комфорте ребенка. Гармоничное развитие тела малыша позволит ему достигать больших успехов в творческой и умственной деятельностях, а обучение основам физической культуры даст стимул для формирования иммунитета.

Что такое раннее физическое развитие

Ранее физическое развитие – комплекс показателей, отображающий соответствие размеров и умений ребенка до года соответствующей позиции в таблице ВОЗ и национальной таблице параметров гармоничного развития детей, созданной на базе международных стандартов. До полугода ежемесячно, а после 6 месяцев ежеквартально педиатр осматривает ребенка, проводит соответствующие замеры и делает пометку о гармоничном или негармоничном физическом становлении. Врач оценивает:

  • Соотношение роста и массы тела;
  • Окружности головы и грудины;
  • Пропорциональность полученных измерений;
  • Двигательные умения ребенка;
  • Срок и количество прорезанных зубов.

На все эти параметры сильно влияют многие факторы.

Наследственность и осложнения во время беременности, послеродовой уход и наличие упражнений по возрасту, направленных на стимуляцию двигательной активности и т. д.

Раннее физическое развитие – сочетание заложенных природой особенностей роста и внешних изменяемых факторов (поведение родителей). Дети, рожденные со слабыми физическими данными, при соблюдении родителями правил ухода, питания, введении необходимых упражнений, достигают прекрасных результатов и ничем не отличаются от более крепких сверстников.

Физическое развитие ребенка до года в цифрах

Физическое развитие ребенка до года в цифрах

Физическое развитие ребенка до года в цифрах

Для обычного малыша, не обладающего наследственными заболеваниями, развивавшегося в достаточно комфортных условиях и при наличии всех базовых принципов ухода и физической нагрузки нормой считается:

  • Ежемесячное прибавление в росте до 2 см (+- 1см);
  • Прибавка в весе в среднем по 800-1000 г в первые полгода, по 500 г с 6 месяцев до года;

Пропорциональность развития ребенка рассчитывается из показателей роста и веса. Согласно таблице ВОЗ, идеальным является соотношение, при котором на 1 см роста ребенка приходится 60-75 г веса.

  • Окружность головы при рождении в норме не превышает окружность грудной клетки более чем на 2 см, равна приблизительно 35 см. Увеличиваясь вместе с ребенком, голова к году достигает приблизительно 47 см, грудная клетка растет активнее и к году увеличивается на 15-20 см, достигая 53 см в среднем;
  • Двигательные навыки оцениваются педиатром при осмотре и сравниваются с усредненными показателями для возраста ребенка. С учетом, что каждый ребенок осваивает умения перемещения своего тела с разной скоростью, оценку приобретенным навыкам дают по крайней верхней черте возраста.
  • Появление зубов − индивидуальный процесс, но их преждевременное прорезание или длительная задержка в набухании десен, отображает избыток или недостаток определенных витаминов и минералов, что позволяет врачам вовремя помочь маме скорректировать диету. Стоит помнить, что на процесс формирования зубов влияет не только питание малыша, но и особенности ухода, в частности, прием лекарств.

Оценка физического соответствия к усредненным показателям ВОЗ позволяет вовремя корректировать диету, отслеживать необходимые изменения в упражнениях, режиме дня. Благодаря своевременному определению несоответствий педиатр на раннем этапе может предположить наличие отклонений и провести раннюю диагностику, что играет важную роль в преодолении нежелательных последствий.

Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка

Формирование здорового крепкого тела младенца не является полностью обусловленным генетикой. Наследственность играет большую роль, так как основные характеристики физического развития в большинстве случаев при благоприятных условиях соответствуют показателям одного из родителей. Но это не единственный фактор. Среди имеющих наибольшее влияние выделяются:

  • Питание в период беременности. То, что и как ела мама во время вынашивания малыша, влияет на многие показатели роста и здоровья;
  • Особенности родов. Осложнения во время родов иногда вызывают нежелательные последствия. Бороться с большинством из них необходимо с первых дней, применяя рекомендуемую врачом терапию;
  • Срок рождения. Дети, рожденные раньше срока, набирают рост и вес быстрее своих сверстников, рожденных в срок, что обуславливает другие подходы к определению гармоничность развития;
  • Стимуляция двигательной активности со стороны родителей. Различные комплексы плавания, занятия при помощи гимнастических снарядов по различным методикам при правильном подходе играют большую роль в формировании здорового крепкого тела и иммунитета.

Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года

До 12 месяцев малыш должен освоить большой комплекс умений. Каждый новый навык базируется на предыдущем и укрепляет определенную группу мышц. Итогом первого года развития является умение крохой ходить без опоры. Но до этого он должен обучиться:

  • Держать голову к 2 мес.;
  • Переворачиваться со спины на живот к 3 мес.;
  • Поворачиваться с живота на спину к 5,5 мес.;
  • Сидеть в полгода;
  • Ползать и самостоятельно поднимать туловище в положение сидя к 7,5 мес.;
  • Вставать, придерживаясь за стенку или мебель к 9 мес.;
  • Передвигаться на ногах вдоль опоры к 10 мес.;
  • Начать самостоятельно ходить к году.

Срок приобретения каждого из навыков приблизительный, конкретный ребенок может отставать или обгонять месячный план развития на +-2 мес.

Способы раннего развития физических возможностей ребенка

Способы раннего развития физических возможностей ребенка

Способы раннего развития физических возможностей ребенка

С первого крика ребенка после рождения начинается длинный путь по освоению всех необходимых навыков. Ошибочно полагать, что в первые месяцы жизни малышу достаточно своевременного кормления и любви со стороны родителей. Отдельное внимание стоит уделить физическому становлению крохи, обучению его базовым упражнениям по возрасту. Среди наиболее популярных видов стимуляции двигательной активности, применяемые в комплексе, выделяются:

  • Первичное закаливание;
  • Физиологический массаж;
  • Водные процедуры;
  • Упражнение на развитие умений по возрасту;
  • Гимнастика;
  • Занятия на фитболе.

Каждый из видов помогает крохе адаптироваться к окружающей среде, тренировать определенные группы мышц, постепенно обучаться всем необходимым умениям.

Первичное закаливание

В зависимости от мнения родителей на важность закаливания для крохи могут использоваться различные техники и приемы. Если вы хотите вплотную заняться процессом закаливания младенца, необходимо перед применением посоветоваться с врачом, обсудив все детали выбранной техники. Большинство педиатров сходится во мнение, что ребенку до 1 года для получения первичной закалки необходимо:

  • Соблюдение температурного режима помещения. Комнату, в которой спит ребенок, нужно тщательно проветривать, не допускать повышение температуры воздуха выше 25 градусов, оптимально 22;
  • Ежедневно проводить воздушные ванны с обтиранием кипяченой водой комнатной температуры;
  • Каждый день гулять на улице, при этом следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Не стоит чрезмерно кутать или раздевать малыша. Есть негласное правило, что малыша нужно одевать как себя, добавив один предмет одежды. Недопустимо, чтобы кроха на улице вспотел или замерз.

Первичное закаливание позволяет быстрее адаптироваться к окружающей среде, ровно реагировать на смену погодных условий, тренировать иммунную систему.

Массаж

В большинстве детских поликлиник есть специалист, обучающий молодую маму правилам массажа. Для каждого возраста существуют свои особенности проведения этой процедуры, позволяющие стимулировать определенные двигательные навыки. Чаще всего массаж используется перед или после базовых физических упражнений, разогревая или расслабляя все мышцы тела крохи.

Особую роль в физическом становлении тела ребенка массаж имеет в первые полгода жизни, пока малыш не имеет достаточно большой двигательной нагрузки. Ласковые прикосновения, массажные движения, позволяют стимулировать кровообращение, разминать все группы мышц, усиливать контакт между родителем и ребенком.

Водные процедуры

Водные процедуры для младенца – не только очищение кожи. В зависимости от используемой воды они могут обладать лечебным, расслабляющим или бодрящим действием. Деткам с некоторыми сложностями часто назначают ванные с определенными экстрактами. Хорошо использовать купание в качестве закаливающей процедуры, просто обдав по завершении процедуры малыша водой с температурой ниже на 1-2 градуса.

Находясь в жидком пространстве до рождения, дети в первые месяцы жизни не успевают утратить плавательный рефлекс. Некоторые родители используют эту мышечную память крохи, с первых дней обучая его плаванию. Движения в воде благоприятно влияют на все необходимые группы мышц. При регулярных занятиях навык передвижения в воде сохранится на всю жизнь.

Занятия на фитболе

Популярный вид физического развития, позволяющий укреплять и развивать разные группы мышц. Применяется с 2-недельного возраста. Базовым принципом занятий при помощи гимнастического снаряда является своевременность. Все упражнения вводятся по мере освоения базовых навыков.

В зависимости от желания родителей или советов педиатра, подбирается базовый (нагрузка на все группы мышц) или специальный комплекс на развитие определенной зоны:

  • Спины;
  • Свода стоп;
  • Брюшного пресса;
  • Позвоночника и суставов;
  • Мышц таза.

Кроме классического подхода к физическому становлению ребенка, в мире существует масса авторских подходов, предлагающих другой взгляд на тренировку малышей. Опираясь на свои исследования младшего дошкольного возраста, комбинируя современные и традиционные подходы, авторы методик физического развития детей предлагают интересные идеи, которые могут заинтересовать молодых родителей. Чтобы глубже понять возможности карапуза, неплохо ознакомиться с наиболее выдающимися техниками.

Источник

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела.

Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий.

Различают эндогенные и экзогенные причины (факторы), влияющие на массу тела, рост и другие показатели уже после рождения.
Эндогенные причины находятся
в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и
массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние
исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни — из щитовидной
железы и с 3-4 лет — из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в
процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется
генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный
гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ
стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на
остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует
комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ
сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно
важна с 3 до 11 лет.
Экзогенные факторы — это те условия, в
которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание
(пластический и энергетический материал). Количественно и качественно
недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а
затем роста.
Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в
связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания.
Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям.
На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей,
усиливают обмен веществ. Физическое развитие служит показателем
функциональной зрелости организма .
Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

  • Рост;
  • Массу тела;
  • Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);
  • Статические функции (двигательные умения ребенка);
  • Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

РОСТ.
Наиболее стабильным показателем физического
развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и
соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его
органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.

На
протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то
усиливаясь, то замедлясь. Оценку антропометрических показателей
производят преимущественно по 2-м способам: параметрическим или
сигмальным и непараметрическим – центильным. Параметрическая шкала включает
в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые
величиной сигмы (среднего квадратического отклонения). Центильные таблицы
показывают количественные границы признака у определенной доли или
процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины
приняты значения – в интервалах 25-50-75-го центиля (желательно
оценивать по 50 центилю) (см. Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года :: табл.1 и табл.2).

Наибольшая
энергия роста приходится на первую четверть года (табл. А). У
доношенных новорождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем –
48-52 см, но адаптивными показателями роста считают – 50-52 см. Это
означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на
организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.

Таблица А. Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни

Возраст, мес. Прибавка роста за месяц, см. Прибавка роста за истекший период, см. Месячная прибавка массы тела, гр. Прибавка массы тела за истекший период, гр.
133600 600
2 36800 1400
3 2,58,5800 2200
4 2,511750 2950
5 213700 3650
6 215650 4300
7 217600 4900
8 219550 5450
9 1,520, 5500 5950
10 1,522450 6400
11 1,523, 5400 6800
12 1,525350 7150

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к
году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии
ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см,
однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1
см.

Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в
организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно
содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного
белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно,
«золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года
является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов
избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А,
цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические
заболевания.

Измерения роста ребенку на первом году жизни производят на
горизонтальном ростомере. Измерения производят 2 человека. Измеряющий
находится с правой стороны ребёнка. Помощник удерживает голову ребёнка в
горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край
глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера.
Верхушечная часть головы должна прикасаться к вертикальной неподвижной
планке. Руки ребёнка вытянуты вдоль тела. Измеряющий лёгким
надавливанием на колени ребёнка левой рукой удерживает его ноги в
выпрямленном положении, а правой рукой подвигает подвижную планку
ростомера плотно к подошвенной стороне стоп, согнутых под прямым углом.

За второй год жизни ребенок вырастет на 12-13 см, за третий – 7-8 см.

МАССА ТЕЛА.
В отличие от роста масса тела является
довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и
изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно
прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела
доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна
3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В
норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая»
убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при
недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери
массы тела происходит максимум к 2 неделям.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев
жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам
удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель
может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д.
Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно
ослабевает.
Для определения массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 3.
Исходя
из данной таблицы, прибавку массы тела ребенка за каждый последующий
месяц жизни можно рассчитать, вычитая из прибавки предыдущего месяца (но
только после 3-го месяца) 50 граммов, или по формуле: Х=800-50 х п, где
50 — ребенок прибавляет в массе тела на 50 г. меньше за каждый
последующий месяц жизни, после 3-го месяца; п — число месяцев жизни
ребёнка минус три.
Например, за десятый месяц жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.

Существует и другое мнение, что средняя ежемесячная прибавка в массе
тела в первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии —
400г. Однако, следует подчеркнуть, что расчет по данным, приведенным в
табл. 3 считается предпочтительнее (физиологичнее). Данные по оценке
массы тела относительно роста (длина тела) для мальчиков и девочек в
центильных интервалах приведены в табл. 4 и 5.

В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание
массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью.
Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних
факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно
большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается
раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном
вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела
приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном
вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка
раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда
в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего
состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под
влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым
показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается
патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ.
При оценке
физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение
между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП)
понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см.
длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение
правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных
меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у
доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до
37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей
следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение
окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует
учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность
грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо
ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5
месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К
году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см
(в среднем 47 см.).

У ребенка, родившегося с адаптивными показателями роста и массы тела,
окружность головы составляет около 36 см. За первые 3 месяца жизни
окружность головы должна «вырасти» на 4 см (т.е. в 3 месяца – 40 см.).
За последующие 3 месяца окружность головы увеличивается еще на 3 см и
становится к 6 месяцам равной 43 см, а к году 46-48 см. Размеры большого
родничка при рождении не должны превышать 2,5х3см, 3х3см.

Окружность головы измеряют при положении сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди — над бровями.

Для характеристики физического развития ребёнка большое значение имеет
правильная оценка особенностей его грудной клетки, так как
жизнедеятельность внутренних органов во многом зависит от формы и
размеров последней. Нарастание окружности грудной клетки наиболее интенсивно происходит на первом году жизни, особенно в первые 6 месяцев.
У
новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см.
Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см.
в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см.,
после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в
среднем увеличивается к дошкольному возрасту на 3 см., а в дошкольном —
на 1-2 см в год.

Для индивидуальной оценки физического развития ребёнка важно знать
периоды перекреста окружности головы и грудной клетки. У здоровых детей
этот перекрест происходит приблизительно в 3-4 месяца, a детей, у
которых в 5-7 мес. не наступил перекрест, нужно брать на учет и
анализировать у них динамику развития грудной клетки и головы. Более
ранний перекрест может свидетельствовать о развивающейся микроцефалии,
поэтому необходимо следить за сроками закрытия большого родничка.
Большой родничок должен зарастать к концу первого года у 80% детей, у
остальных детей — к 1,5 годам. Передне-задний размер грудной клетки у
большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или
равен ему. Уже в течение первого года жизни поперечный диаметр начинает
превалировать над передне- задним и форма грудной клетки уплощается.

СТАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.
Статические функции оценивают
с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные
умения ребенка. Необходимо учитывать способность ребенка в определенном
возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание
объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных
действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на
живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на
ноги, ходить, бегать).

В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову,
в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот,
в 5,5 –6 месяцев — хорошо поворачивается с живота на спину,
в 6 месяцев — сидит, если его посадили,
в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам,
в 9 месяцев – хорошо стоит,
в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой,
к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

Развитию статических функций способствуют различные комплексы упражнений
для детей: от 1-го до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев;
от 9 до 12 месяцев.

Физическое развитие ребенка до года статья

СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОРЕЗЫВАНИЕ МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ.
Зубы
закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается,
как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые
зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних
средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10
месяцам появляются 2 верхних боковых резца. К году прорезываются 2
боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8
зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных
зубов. Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно
раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой
дозированной физической нагрузки.

Каждый из использованных показателей, имея самостоятельное значение,
не может служить критерием общего развития ребёнка, если он
рассматривается изолированно, а не в связи с другими признаками. Половые
различия и показатели физического развития на первом году жизни
выражены незначительно.

Таким образом, под физическим развитием человека понимается совокупность
морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и
взаимозависимости от условий внешней среды и наследственных факторов.

Источник: vospitateli.ru «Физическое развитие детей до года» П.Д. Ваганов

Источник