Физическое развитие ребенка через игру в младших группах

Физическое развитие детей.

Подвижные игры и упражнения на развитие психофизических качеств у детей 3-4 лет.

Игры и упражнения на развитие быстроты.

«Карусель»

Цель. Развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

«Птички в гнездышках»

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, тренировать память, внимание, развивать быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Описание. Нарисуйте на земле или на снегу несколько кругов — это гнёздышки. По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. Воспитатель произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали — крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: «Летите домой в гнёздышки!» дети возвращаются в «гнёздышки» — сначала в любое, затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого «вылетел».

Подвижные игры и упражнения на равновесие.

«Лабиринт»

Цель. Развивать координацию движений, равновесие, упражнять в ходьбе колонной.

Описание. Проложить на дорожке извилистую тропинку и предложить детям пройти по ней, не заступая за ее пределы.

«Ручеек»

Цель. Развитие умений прыгать, держать равновесие, ходить по узкой дорожке.

Описание. Чертится «ручеек» шириной до 2-х метров, посредине него рисуются круги «камешки» на расстоянии до 30 см друг от друга.

Дети строятся на берегу ручейка — у черты. По сигналу начинают движение друг за другом, прыгают по камешкам через ручеек. Кто из детей оступился, тот и «намочил ножки». Он возвращается и  пытается перейти через ручеек еще раз.  

«Пройди по дорожке»

Цель. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности, развивать чувство равновесия, ловкости, глазомер.

Описание. Воспитатель проводит на полу две параллельные линии (или кладет две веревки, длина 2,5 -3 метра) на расстоянии 25-30 см и говорит детям, что это дорожка, по которой они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно. Идти нужно осторожно, не мешая друг другу и не наталкиваясь на впереди идущего.

«Будь осторожен»

Цель. Упражнять в ползании по ограниченной и приподнятой над полом поверхности, приучать быть внимательным.

Описание. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль гимнастической скамейки. Ребенок подходит к одному концу скамейки, становится на нее на четвереньки и проползает до другого конца скамейки, держась за ее края, затем встает или сползает со скамейки любым способом, идет к пирамидке, которая стоит на стуле на расстоянии 1-2 м. от скамейки. При выполнении упражнения ребёнком воспитатель идет рядом, придерживает по необходимости за туловище.

« На полянку мы пойдем»

Ходьба с преодолением препятствий: перешагиванием через «камешки» — мешочки с песком.

Подвижные игры и упражнения на развитие гибкости.

«Передача мяча»

Цель. Развить гибкость и ловкость.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи.
Описание. Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников — передать мяч стоящему сзади игроку над головой. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

Эстафета  «Туннель из обручей»

Цель. Развить гибкость.
Описание. Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами.

«Через мостик»

Дети по очереди влезают на наклонную лесенку, педагог напонимает, что пропускать рейки нельзя.

Подвижные игры и упражнения на развитие ловкости.

«Перешагни через палку»

Цель. Совершенствовать равновесие и ловкость.

Описание. Посередине комнаты на два стульчика (кубика) положить палку (высота 15—20 см). На одной стороне комнаты находится ребенок, на другой на стуле лежит флажок. Ребенок подходит к палке переступает через нее, подходит к флажку, берет его и поднимает вверх. Затем кладет флажок на стул и возвращается на свое место (переступая через палку). Повторить 3—4 раза.

«Найди свой цвет»

Цель. Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Описание. В разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя: «На прогулку!» — дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свой цвет!» — дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется.

Подвижные игры и упражнения на развитие силы.

«Кто дальше бросит мешочек?»

Цель. Упражнять детей метать на дальность правой и левой рукой, действовать  по сигналу.

Описание. Дети стоят на одной стороне зала (площадки) за начерченной линией или положенной веревкой. Каждый из ребят, получает мешочек, по сигналу воспитателя все дети бросают мешочки вдаль. Каждый внимательно следит за тем, куда упадет его мешочек. По следующему сигналу дети бегут за мешочками, поднимают их и становятся на то место, где лежал мешочек. Они поднимают двумя руками мешочек над головой. Воспитатель отмечает детей, которые бросили мешочек дальше всех. Дети возвращаются на исходные места.

Игру лучше проводить с половиной группы. Бросать мешочки нужно по заданию воспитателя и правой и левой рукой.

«Наседка и цыплята»

Цель. Учить детей пролезать под веревку, не задевая ее, приучать действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Описание. Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями высоте 35 – 40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит их дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица! » цыплята быстро убегают.

«Обезьянки»

Цель. Развивать координацию движений, учить лазать по лестнице – стремянке, развивать ловкость, учить действовать поочередно.

Описание. Дети сидят на стульчиках, воспитатель читает стихотворение: «Лучшие качели гибкие лианы – Это с колыбели знают обезьяны. Кто весь век качается — Да – да – да, Тот не огорчается – никогда. Дети по одному взбираются на «дерево» лесенку.

«Дети играют с мячом»

Дети становятся попарно друг против друга. Бросание и ловля мяча.

Подвижные игры и упражнения на развитие выносливости.

« Поезд»

Цель. Учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить свое место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – паровоз, остальные – вагоны. Воспитатель дает гудок – и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, далее  дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой поляне. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

«Солнышко и дождик»

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети сидят на стульчиках или скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять! » Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой! » они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! Можно идти гулять! », игра повторяется.

«Вот бегут цыплятки»

Ходьба на носочках, переходящая в легкий бег.

Источник

Подвижные игры как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста

Одним из важных показателей здоровья детского организма является естественная подвижность. Двигательная активность — биологическая потребность ребенка, которая во многом определяет характер развития организма. Проблема двигательной активности в наши дни приобрела особую актуальность. Это связано, прежде всего, с феноменом акселерации детей.

Для младшего дошкольного возраста характерны: общая статическая неустойчивость тела; высокая двигательная активность при недостаточной согласованности движений, повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы, выполнении однотипных движений. Для повышения двигательных способностей детей дошкольного возраста педагоги  применяют подвижные игры.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре дошкольник упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздух

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают сюжет игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.

Для детей младшего возраста выбираются игры, несложные по сюжету; содержание их взято из хорошо знакомой детям окружающей жизни. Правила должны быть простыми, смысл их понятен детям, количество правил — незначительно.

Подвижная игра в младшей группе не должна требовать таких движений, которые не под силу ребенку или связаны с большим напряжением. В играх младшей группы инструктор по физической культуре или воспитатель берет на себя ведущую роль, помогает, подсказывает отдельным детям, робких детей иногда ведет за руку.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. К таким играм относятся те, которые построены на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, а также игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Для воспитания силы используются игры, которые требуют проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Развитию выносливости способствуют игры, связанные с многократными повторениями напряженных движений, а также с постоянной двигательной активностью, что в целом вызывает значительные затраты сил и энергии.

Совершенствование гибкости происходит в подвижных играх, которые связаны с частым изменением направления движений.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

В подвижной игре проявляется творческая инициатива того, кто играет, которая согласована с коллективными действиями и выражается в разнообразии действий.

Быстрая смена обстановки в процессе игры способствует приучению младшего дошкольника использовать известные ему движения в соответствии с той или иной сложившейся ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных способностей.

Следует отметить, что в младшем дошкольном возрасте целенаправленное воспитание двигательных способностей еще не выдвигается как обязательное требование. Однако, несмотря на это, игровые ситуации и правила игры, которые постоянно меняются, заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, для того, чтобы догнать кого-то, или же быстрее спрятаться в домик или гнездышко, чтобы не быть пойманным, либо преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, не задевая ее, пробежать между кеглями, не свалив ни одну из них и др.).

 Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилию деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Благодаря чему улучшается обмен веществ в организме. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а так же волевых проявлений зависит от длительности игры. Чем активнее действует ребенок, тем больше он упражняется в том или ином движении, чаще вступает в разные взаимоотношения с другими играющими, проявляет ловкость выдержку, умение подчинятся правилам.  Активность детей в играх зависит от содержания подвижных игр, характера интенсивности движений в них, подготовленности детей, организации и методики проведения.                      

Чтобы удержать интерес детей младшего возраста к игре используются различные методические приемы: яркие большие игрушки или привлекающий внимание инвентарь разной структуры и цвета, звонок колокольчика или выразительное звуковое сопровождение. Сюрпризные моменты захватывают внимание всех детей группы.

Таким образом, роль подвижной игры в повышении двигательных способностей детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что она способствует  формированию и совершенствованию таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость через достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.

Источник

Марина Истомина
Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами

Опыт работы на тему:

«Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами»

Краткое описание опыта:

Задачи физического развития детей младшего дошкольного возраста реализуются посредством развития физических качеств: скорости, ловкости, гибкости, быстроты реакции, координации, выносливости, гибкости, крупной и мелкой моторики, силы. Наиболее эффективным методом решения данных задач являются подвижные игры детьми, так как именно игровая деятельность является ведущей на этапе дошкольного детства.

В опыте представлены теоретическая и практическая части: подборка игр на развитие физических качеств для детей 3-4 и 4-5 лет для работы педагога с детьми, для занятий в домашних условиях с родителями; варианты анкетирования и опроса родителей по физическому развитию детей, консультации для родителей, конспекты проведения досугов и занятий по физическому развитию с использованием подвижных игр. Подвижные игры с детьми организовывались в течение всего их пребывания в детском саду: на занятиях по физической культуре, во время утреннего приёма, на прогулке и во 2 половине дня. Использованы игры разной степени подвижности, в зависимости от места и времени их проведения.

Актуальность педагогического опыта состоит в том, что он позволяет организовать работу с детьми по физическому развитию в течение всего пребывания ребёнка в детском саду. Материал, который представлен в данном опыте, дает возможность развивать у детей двигательную деятельность, совершенствовать умения, а также переносить полученные навыки в самостоятельную игровую деятельность. Данные консультации для педагогов и родителей обеспечивают преемственность в работе, предложенные игры помогут организовать работу воспитателя в ДОО.

Использование данного педагогического опыта в работе воспитателя с детьми позволит:

Разнообразить физкультурные занятия общеразвивающим материалом, ввести подвижные игры в повседневную и самостоятельную деятельность детей, развить физические качества наиболее эффективным методом – игрой.

Поддерживать взаимосвязь воспитателя с родителями (использование родителями игр из опыта будет способствовать закреплению навыков, полученных в детском саду, расширению двигательных возможностей дошкольника).

Целостное описание опыта.

Цель педагогического опыта:Изучить и обосновать значимость влияния подвижных игр на развитие и совершенствование двигательных навыков детей младшего дошкольного возраста

Задачи:Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к

физическим упражнениям.

Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости.

Соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества — быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

Таким образом, подвижные игры — действенное средство разностороннего развития.

Источник