Физическое развитие методы оценки физического развития ребенка
Б).Физическое развитие детей и подростков.
А) Методы и принципы изучения здоровья детского населения
В последние годы используется многоуровневая система оценки состояния здоровья детского населения. Основными группами статистических показателей являются следующие:
1) медико-демографические;
2) физическое развитие;
3) распределение детей по группам здоровья;
4) заболеваемость;
5) данные об инвалидности.
1. К медико-демографическим критериям, характеризующим состояние детской популяции, относятся следующие:
1) рождаемость – показатель, характеризующий процесс возобновления новых поколений,
2) смертность – показатель, характеризующий интенсивность процесса гибели лиц определенного возраста и пола в популяции;
3) естественный прирост населения – обобщающая характеристика роста населения;
4) средняя продолжительность предстоящей жизни – показатель, определяющий, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению
5) младенческая смертность – показатель, характеризующий смертность живорожденных детей от рождения до исполнения 1 года.
Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения, поскольку во многом зависит от многообразия внешних и внутренних факторов. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:
1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);
2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);
3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.)
Показатели физического развития
Термин «физическое развитие», обозначает процесс формирования и созревания детского организма, степень этого созревания на каждом данном отрезке времени.
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.
Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях.
Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).
Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.
Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.
Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.
Для детей старше 7 лет – каждый год.
Далее в программу унифицированных антропометрических исследований входят соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.
Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.
Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений.
Соматоскопия включает:
1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;
2) определение степени жироотложения;
3) оценку степени полового созревания;
4) оценку состояния кожных покровов;
5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;
6) осмотр зубов и составление зубной формулы.
Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.
В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.
При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:
1) гетероморфность и гетерохронность развития;
2) наличие полового диморфизма и акселерации;
3) зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.
К методам оценки физического развития должны предъявляться следующие требования:
1) учет гетерохронности и гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма;
2) взаимосвязанная оценка показателей физического развития;
3) учет возможностей асимметрии распределения показателей;
4) малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов.
Существуют различные способы индивидуальной и групповой оценки физического развития детского населения.
Источник
В содержание понятия «физическое развитие» входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.
Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими показателями. В их число входят следующие показатели:
- 1. Морфологические (соматометрия) – измерения тела (рост, масса тела, окружность груди и др.);
- 2. Функциональные (физиометрия) – измерения функций организма (мышечная сила кистей рук, спины (становая тяга), кровяное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и др.);
- 3. Соматоскопические (описательные) – оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых, характер жировых отложений, мышечный тонус, соответствие полового развития возрасту и др.
Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития.
Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводятся массовые исследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Каждые 5–10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамический процесс. Возрастные стандарты позволяют своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями и воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.
Отсутствие знаний о детском организме может привести к ошибкам в работе преподавателя. Поэтому будущему педагогу важно овладеть методикой оценки физического развития детей.
Оценивают физическое развитие детей на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных и соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.
Оценка антропометрических показателей
Существует четыре основных способа оценки антропометрических показателей:
- 1) метод ориентировочных расчетов (оценка по формулам);
- 2) параметрический метод (сигмальный);
- 3) непараметрический метод (по центильным таблицам);
- 4) оценка по «критериальным» таблицам (процент от среднего значения).
Метод ориентировочных расчетов
Средняя длина тела доношенного новорожденного равна 48–52 см. Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. За первые 3 месяца жизни длина тела увеличивается на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал. Во втором квартале – на 2,5 см ежемесячно, а в третьем квартале – на 1,5–2,0 см и в четвертом квартале длина тела ребенка увеличивается на 1 см в месяц. Общая прибавка длины тела за первый год – 25 см.
К первому году рост ребенка достигает 75–77 см. В течение второго и третьего года прибавки в длине тела составляют соответственно 12–13 и 7–8 см. Дальше рост становится относительно равномерным – прибавки по 5–6 см в год.
С 2 до 12 лет долженствующую длину тела можно вычислить по формуле
возраст (годы) × 6 + 77 см.
К четырем годам длина тела новорожденного удваивается, к 12 годам – утраивается.
В динамике роста в длину нормально развивающегося ребенка можно выделить несколько фаз.
В первые два года жизни ребенок растет особенно быстро. Затем, после некоторой стабилизации, возникает первое ускорение роста в возрасте от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. В последующем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет.
С 11 – 12 лет у мальчиков и с 9–10 лет у девочек начинается новое ускорение роста. У мальчиков в возрасте 13,5–15,5 лет оно составляет в среднем по 8– 10 см и более в год. У девочек в возрасте 10–11,5 лет достигается максимум роста тела, однако могут быть индивидуальные различия, связанные с типом конституции.
Вытягивание мальчиков 11 – 12 лет идет исключительно за счет нижних конечностей. Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, и наступает пик скорости роста для туловища. У девочек эти особенности относятся соответственно к 9 и 11 – 12 годам. Прекращение роста в длину происходит у юношей в 18–19 лет, у девушек в 16–17 лет.
Не всегда показатели массы тела и длины тела нарастают параллельно. В процессе развития происходит чередование периодов преимущественного роста в длину с ростом в ширину.
Так называемый период первой полноты наступает в возрасте 3–4 лет. Период первого вытягивания наступает от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек.
Период второй полноты (преимущественный рост в ширину) – 8–10 лет. Период второго вытягивания – 11–12 лет у мальчиков и 9–10 лет у девочек.
Окружность грудной клетки при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы. Окружность головы при рождении в среднем равна 34–36 см.
В 3–4 месяца окружность грудной клетки и окружность головы сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы.
На первом году жизни размеры окружности грудной клетки ребенка увеличиваются на 13–15 см, за второй год – на 2,5–3 см, за третий год – на 1,5–2 см.
Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек до 11 лет преимущественно равны, затем девочки обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 16 лет, после чего мальчики по этому показателю обгоняют девочек.
Источник
Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода: ориентировочных расчетов и антропометрических стандартов.
Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста. Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития. Метод дает только приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям дома.
Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблице стандартов есть двух типов: сигмального и центильного.
При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится с средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигмах (δ — это среднее квадратичное отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.
При использовании таблиц, составленных по методу центильных стандартам, необходимо определить центильного интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку. Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере дает возможность оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире.
Шкала оценки физического развития детей по разным методам
Оценка физического развития | Метод сигнальных стандартов | Метод центильных стандартов |
Очень высокий | — | Более 97 центилей |
Высокий | От М + 2,1δ и выше | 90-97 центилей |
Выше среднего | От М + 1,1δ к М + 2δ | 75-90 центилей |
Средний | М ± 15 | 25-75 центилей |
Ниже среднего | От М -1,1δ к М -2δ | 25-10 центилей |
Низкий | От М — 2,1δ и ниже | 10-3 центилей |
Низкий | — | Менее 3 центилей |
Отклонение в длине тела могут проявляться в виде задержки роста или высокорослость. Значительные степени задержки роста называются нанизмом, а высокорослость — гигантизмом. Главные причины нарушения роста (в порядке убывания частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогении (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), наследственные заболевания, социально-бытовые факторы.
Отклонение в массе тела имеют вид ее уменьшения или увеличения. У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофией. Увеличение массы тела у детей других возрастных групп более 14% за счет чрезмерного отложения жира называется ожирением. Главными причинами отклонения в массе тела детей является алиментарные, конституционные, соматогении, церебрально-эндокринные и другие факторы.
Отклонение в окружности головы могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант — гидроцефалия). Главными причинами отклонений в окружности головы является внутриутробное нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рождения.
Отклонение в окружности грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения. Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физической подготовки и развития мышц, конституционные особенности и тому подобное.
Тесты
1. Физическое развитие — это совокупность морфофункциональных признаков организма, характеризующие:
A. Длину, массу, форму тела ребенка.
Б. Функции отдельных органов и систем.
B. Процессы роста и биологического созревания ребенка.
2. Какой допустимый интервал средних показателей физического развития для метода приблизительных расчетов?
A. С%.
Б. 7%.
B. 10%.
3. Какие средние значения ежемесячного прироста длины тела ребенка в первом квартале жизни?
A. 1см.
Б. 2 см.
B. С см.
Г. 4 см.
4. Какой из вариантов оценки физического развития является правильным?
A. Тот, что соответствует возрасту ребенка.
Б. Средний.
B. В пределах нормы.
5. На какую величину ежемесячно увеличивается масса тела ребенка во втором полугодии жизни?
A. 700 г.
Б. 300 г.
B. 400 г.
6. На какую величину ежегодно увеличивается масса тела ребенка в возрасте от 2 до 10 лет?
A. 4 кг.
Б. З кг.
B. 2 кг.
Г. 1 кг.
7. Как оценивается физическое развитие ребенка, если значения показателей антропометрии находятся в интервале от 25 до 10 центилей?
A. Средний.
Б. Выше среднего.
B. Ниже среднего.
Г. Высокий.
Д. Низкий.
8. В каком интервале находятся показатели антропометрические о слежке, если физическое развитие оценен как низкий?
А. 75-50 центилей.
Б. 50-25 центилей.
В. 75-97 центилей.
Г. 10-3 центилей.
Д. 25-10 центилей.
9. Сколько вариантов оценок физического развития может быть при использовании метода сигмальных отклонений?
A. 3.
Б. 5.
B. 7.
Г. 9.
10. Сколько вариантов оценок физического развития может быть при использовании метода перцентильних стандартов?
A. 3.
Б. б.
B. 7.
Г. 9.
11. Какие средние значения массы тела новорожденного ребенка?
A. 3100-3400 г.
Б. 2900-3600 г.
B. 2700-4000 г.
12. На какую величину в среднем увеличивается длина тела ребенка за 1-й год жизни?
A. 15-20 см.
Б. 20-25 см.
B. 30-35 см.
Ответы: 1 — В; 2 — Б; 3 — В; 4 — Б; 5 — В; 6 — В; 7 — В; 8 — Г; 9 — Б; 10 — В; 11 — А; 12 — Б.
Источник